03.05.2021 №100 О жалобе Жумабекова Н.А. (вх. №Ж-181 от 20.04.2021 г.)
О жалобе Жумабекова Н.А.
(вх. №Ж-181 от 20.04.2021 г.)
В Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) 20 апреля 2021 года поступила жалоба от гражданина Жумабекова Нурлана Асанбековича в отношении кандидатов в депутаты Нижне-Аларчинского айылного кенеша Аламудунского района Чуйской области Нурбек уулу Данияра, Боронбаева Дурусбек Осконбаевича и заместителя айылного аймака Шакир уулу Руслана.
В жалобе Жумабеков Н.А. указывает, что 22 марта 2021 года вышеназванные кандидаты и заместитель главы айылного аймака Шакир уулу Р. для жителей местности проводили турнир по футболу, по итогам которого наградили участников призами и денежными вознаграждениями. По сведениям заявителя, мероприятие было профинансировано Нурбек уулу Д., Боронбаевым Д.О. и Шакир уулу Р.
В подтверждение вышеуказанных доводов заявитель продемонстрировал видео и фото материалы по данному факту.
В этой связи заявитель просит проверить законность действий вышеуказанных кандидатов и принять соответствующие меры, также заявитель просил за несвоевременную координацию принять меры в отношении председателя Аламудунской территориальной избирательной комиссии Мамасадыковой Г.А..
В свою очередь протоколом №133 от 22 апреля 2021 года Аламудунская территориальная избирательная комиссия (далее - Аламудунский ТИК) направила представленные материалы в ОВД Аламудунского района Чуйской области для рассмотрения на предмет нарушения избирательного законодательств и принятия мер.
Данный факт был зарегистрирован в АИС ЕРПП ОВД Аламудунского района за №03-058-2021-002845 по признакам статьи 192 (подкуп избирателей) Уголовного кодекса Кыргызской Республики (УК КР).
В ходе следственных мероприятий по данному делу досудебного производства были опрошены заявитель Жумабеков Н. и другие лица Шекер уулу Р., Боронбаев Д., Нурбек уулу Д., Джетимишбаева А.А., Акимов У. и Орлова Л.А.
По результатам проведенных следственных мероприятий постановлением следователя следственной службы ОВД Аламудунского района Тынычбековым Н.Т. от 30 апреля 2021 года досудебное производство зарегистрированного в АИС ЕРПП за №03-058-2021-002845 прекращен за отсутствием состава притуплений и проступка согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Уголовно-процессуального Кодекса Кыргызской Республики.
Рассмотрев материалы и заслушав доводы заинтересованных сторон Рабочая группа по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике (далее – Рабочая группа) приходит к следующему заключению.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» (далее – Закон о выборах), «С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства; вручать подарки и иные материальные ценности; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов, изображение кандидата в соответствии с перечнем, утверждаемым Центральной избирательной комиссией; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.».
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о выборах, «Уголовную либо иную ответственность в соответствии с законами Кыргызской Республики несут лица:
1) путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Кыргызской Республики права избирать и быть избранным либо нарушающие тайну голосования, либо нарушающие право граждан на ознакомление со списком избирателей, либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей, либо осуществляющие подкуп избирателей;».
Согласно части 1 статьи 192 УК КР, установлено, что «Подкуп избирателей путем выплаты либо распространения денежных средств, вручения материальных ценностей или способствования в получении какой-либо должности или иных благ в период проведения выборов».
Соответственно исходя из настоящего пункта для рассмотрения ответственности кандидата необходимо будет заключение правоохранительных органов о факте случившемся.
Также стоит отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о выборах, «Кандидаты, их близкие родственники, супруг (супруга), представители кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.».
Частью 9 вышеуказанной статьи, установлено, что «Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. В случае нарушения кандидатом, политической партией требований, установленных статьями 22-27 настоящего Закона, а также настоящей статьей, соответствующая избирательная комиссия вправе вынести им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения (два или более раз) кандидатом, политической партией правил ведения предвыборной агитации, установленных настоящим Законом, соответствующая избирательная комиссия вправе привлечь их к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»
Согласно пункту 7 части 2 статьи 44 Закона о выборах, «Регистрация кандидата отменяется не позднее чем за 3 календарных дня до дня голосования в случаях: 7) подтверждения фактов совершения кандидатом, его представителями, а также супругом(ой) и (или) близкими родственниками кандидата подкупа избирателей или причастности кандидата к совершению подкупа избирателей.».
При таких обстоятельствах Центральная избирательная комиссия отмечает, что как усмотрено из жалобы Жумабекова Н. данное мероприятие было проведено 22 марте 2021 года т.е. в период избирательной кампании.
В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона о выборах, «Заявления (жалобы) подаются незамедлительно с момента, когда субъекту избирательного процесса стало известно о нарушении его избирательных прав, принятии решений, совершении действий (бездействии), но не позднее 3 календарных дней.».
При этом стоит отметить, что со стороны Аламудунской ТИК не была проведена своевременная работа по недопущению подобного рода действий со стороны кандидатов в период выборной кампании.
В этой связи предлагается рассмотреть ответственность председателя Аламудунской ТИК за бездействие, несвоевременное реагирование, ненадлежащую работу с субъектами избирательного процесса по итогам выборов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 28, 42, 44, 45 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», статьей 192 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, статьей 26 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, статьями 6, 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», Положением о порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 7 июля 2017 года №212,
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики,
РЕШИЛА:
1. Жалобу гражданина Жумабекова Нурлан Асанбековича – удовлетворить частично.
2. По итогам выборов рассмотреть ответственность председателя Аламудунской территориальной избирательной комиссии Мамасадыковой Г.А.
3. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике А. Асаналиева.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Н.ШАЙЛДАБЕКОВА
г. Бишкек, 3 мая 2021 года
№ 100