№290 О заявлении А.К. Мадумарова, К.К. Исаева, Б.Асанова

О заявлении А.К. Мадумарова, К.К. Исаева, Б.Асанова

9 декабря 2020 года в Центральную избирательную комиссию поступило заявление А.Мадумарова, К.Исаева, Б.Асанова (далее по тексту - заявители) от 9 декабря 2020 года № 01-12/3676. Центральная избирательная комиссия, рассмотрев заявление, приходит к следующему.

В заявлении указывается, что согласно части 2 статьи 68 Конституции КР должностное лицо, исполняющее полномочия Президента КР, теряет пассивное избирательное право, как следствие С.Жапаров не вправе быть кандидатом на должность Президента КР на досрочных выборах Президента КР. Считают, что чрезвычайность и исключительность ситуации, возникающие после досрочного сложения полномочий президентом КР, в целях недопущения вакуума власти в стране, обеспечения устойчивости в государственном управлении, в Конституции КР не предусмотрена норма возможного сложения исполнения полномочий Президента КР должностными лицами, указанными в статье 68 Конституции КР.

Заявители считают, что в целях сохранения стабильности и обеспечения преемственности, в Конституции КР указано, что должностное лицо, исполняющее полномочия Президента КР, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять в отставку Правительство и быть кандидатом на должность Президента КР. Данный конституционный запрет предусмотрен в целях обеспечения соблюдения равных правовых условий для кандидатов на должность Президента КР и недопущения использования власти и административного ресурса для оказания влияния на результаты выборов.

Вместе с этим, заявители указывают, что 12 ноября 2020 года С.Жапаров заявил, что примет участие на досрочных выборах Президента КР и сложил с себя исполнение полномочий Президента КР, данное заявление подтверждается распоряжением о временном приостановлении должностных полномочий Премьер-министра, подписанное С.Жапаровым 14 ноября 2020 года. В связи с чем, считают, что С.Жапаров не мог сложить с себя исполнение полномочий Президента КР, так как сохранил за собой должность Премьер-министра КР.

Для того, чтобы реализовать свое пассивное избирательное право и принять участие на досрочных выборах Президента КР, С.Жапарову необходимо было подать в отставку с должности Премьер-министра КР, что, по мнению заявителей, и явилось нарушением статьи 68 Конституции КР.

Тем самым, считают, что Центральная избирательная комиссия не должна была принимать заявление С.Жапарова о намерении баллотироваться на должность Президента КР и выдавать справку о подтверждении соответствия кандидата, что явилось нарушением статьи 50 конституционного Закона КР «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», что, по мнению заявителей, привело к нарушению статьи 6 Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР» согласно которой задачей Центральной избирательной комиссии является обеспечение равных правовых условий для кандидатов, которая отражена в статье 4 Конституции КР, где указано, что граждане КР участвуют в выборах на равных основаниях.

Уполномоченный представитель кандидата на должность Президента КР Мощин А.С. представил письменное возражение на заявление А.Мадумарова, К.Исаева, Б.Асанова. С доводами указанными в заявлении не согласен, считает данное заявление необоснованным и подлежащим отказу по следующим основаниям.

В представленном возражении уполномоченного представителя кандидата на должность Президента КР Мощин А.С. указано, что поданное заявление не содержит оснований для отказа в регистрации установленных статьей 53 конституционного Закона КР «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР».

В возражении указывается, что требования части 2 статьи 68 Конституции КР распространяются на лиц, которые исполняют полномочия Президента КР, что на момент подачи заявления в Центральную избирательную комиссию С. Жапаров не являлся лицом, исполняющим обязанности Президента КР, так как согласно статье 66 Конституции КР, он публично сделал заявление о сложении с себя полномочий исполняющего обязанности Президента КР. Согласно статьи 19 конституционного Закона КР «О Правительстве КР» исполнение обязанностей Премьер-министра КР возложены на первого вице премьер-министра КР, таким образом, не имеется каких-либо законных и фактических оснований, подтверждающих отсутствие у кандидата С. Жапарова пассивного избирательного права.

В связи с чем, просит заявление А.Мадумарова, К.Исаева, Б.Асанова оставить без удовлетворения.

Заявление рассмотрено на заседании Рабочей группы по рассмотрению жалоб и заявлений и иных участников избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике с участием заявителей, представителей заинтересованных сторон.

По итогам рассмотрения Рабочей группой принято решение – об отказе в удовлетворении заявления А.Мадумарова, К.Исаева, Б.Асанова об отказе в регистрации кандидата на должность президента КР С.Жапарова.

Центральная избирательная комиссия, на своем заседании заслушав и обсудив информацию, решение указанной выше Рабочей группы, рассмотрев доводы, пояснения и представленные материалы заявителей и уполномоченного представителя кандидата на должность Президента КР Мощина А.С., приходит к следующему заключению.

Часть 1 статьи 68 Конституции КР установила, что: «В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в настоящей Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр или лицо, исполняющее обязанности Премьер-министра».

15 октября 2020 года Президент КР Жээнбеков С.Ш. сделал публичное заявление о досрочном прекращении своих полномочий. 16 октября 2020 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики заслушал заявление Жээнбекова С.Ш. о досрочном прекращении своих полномочий. Бывший спикер Жогорку Кенеша КР К.Исаев заявил о невозможности исполнения полномочий Президента КР.

16 октября 2020 года Премьер-министр КР С. Жапаров издал Указ «О принятии исполнения полномочий президента».

Часть 2 статьи 68 Конституции КР устанавливает: «Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку, быть кандидатом на должность Президента на досрочных выборах Президента».

14 ноября 2020 года С.Жапаров сделал заявление о сложении исполнения полномочий Президента КР.

В этот же день Торага Жогорку Кенеша КР Мамытов Т.Т. также сделал заявление о принятии исполнения полномочий Президента КР, с того времени Мамытов Т.Т. осуществляет в полной мере исполнение обязанностей Президента, о чем говорят официальные сообщения Аппарата Президента и проводимые мероприятия с его участием.

Пункт 1 части 2 статьи 21 конституционного Закона устанавливает: «Кандидат с момента выдвижения и до определения результатов выборов приостанавливает исполнение должностных или служебных полномочий в случае, если он является: государственным политическим служащим, за исключением депутата Жогорку Кенеша или Президента».

Согласно распоряжению Премьер-министра от 14 ноября 2020 года № 625 С.Жапаров в соответствии с требованиями статьи 21 конституционного Закона КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» (далее по тексту конституционный Закон) приостановил исполнение должностных полномочий Премьер-министра.

Часть 2 статьи 6 Конституции КР гласит: «На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты».

Во исполнение данной нормы Конституции КР, часть 5 статьи 31 Закона КР «О нормативных правовых актах» устанавливает, что: «Нормы законов должны толковаться в полном соответствии с положениями Конституции, а нормы, содержащиеся в других нормативных правовых актах, - в соответствии с Конституцией, конституционными законами, кодексами и законами».

Диспозиция статьи 21 конституционного Закона является продолжением и раскрывает часть 2 статьи 68 Конституции КР.

При таких обстоятельствах, приостановление исполнения должностных полномочий Премьер-министра КР С.Жапаровым согласно требованиям конституционного Закона, есть следствие исполнения требований установленных частью 2 статьи 68 Конституции КР.

Таким образом, до момента выдвижения кандидатом на должность Президента КР С.Жапаров сложил исполнение полномочий Президента КР и приостановил исполнение должностных обязанностей Премьер-министра КР.

Утверждения заявителей о наличии «неразрывной связи должностного лица с исполнением полномочий Президента» не имеют основания.

Исходя из изложенного, а также принимая во внимание, что С.Жапаров сложил исполнение полномочий Президента КР и приостановил исполнение должностных обязанностей Премьер-министра КР, Центральная избирательная комиссия считает необоснованными доводы заявителей о незаконности действий Центральной избирательной комиссии при приеме документов кандидата на должность Президента КР С.Жапарова.

Согласно абзацу седьмому части 4 статьи 43 конституционного Закона: «Заявления (жалобы) должны быть мотивированными и представлены вместе с доказательствами, на которых они основываются.». При таких обстоятельствах, Центральная избирательная комиссия считает заявление А.Мадумарова, К.Исаева, Б.Асанова подлежащим оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 6, 68 Конституции КР, статьями 21, 43 конституционного Закона КР «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», статьей 31 Закона КР «О нормативных правовых актах», статьями 6,7,18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», Положением о порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике, Центральная избирательная комиссия,

РЕШИЛА:

1. В удовлетворении заявления А. Мадумарова, К. Исаева, Б. Асанова о недопустимости регистрации С. Жапарова кандидатом на должность Президента КР и об отказе в регистрации кандидатом – отказать.

2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.3

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб и иных участников избирательного процесса при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики, члена Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики Асаналиева А.Т.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ                                                                                      Н.ШАЙЛДАБЕКОВА

г. Бишкек, 12 декабря 2020 года

№ 290

Особое мнение члена ЦИК КР - А.Сариева