Внимание! Сайт shailoo.gov.kg запущен в тестовом режиме! Просим извинения за временные неудобства. Замечания и предложения ждем по эл.адресу: pr.shailoo@gmail.com. Переход на прежнюю версию сайта

Инструкция об избирательных фондах кандидатов

Утверждено

постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 14 июня 2017 года № 158

 

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на должность Президента Кыргызской Республики

Инструкция о порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата на должность Президента Кыргызской Республики (далее – Инструкция) разработана в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – Закон) и регулирует порядок формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики, в том числе, порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов кандидатов.

1. Общие положения

1. Кандидат на должность Президента Кыргызской Республики (далее – кандидат) в течение 5 календарных дней после выдвижения создает собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке. Данный счет открывается кандидатом с разрешения Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) по форме №2 (прилагается).

2. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, их уполномоченным представителям по финансовым вопросам.

3. Перечень банковских учреждений, порядок открытия, ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливаются Центральной избирательной комиссией по согласованию с банковскими учреждениями.

4. Все денежные средства зачисляются на счет избирательного фонда в национальной валюте. Перечисление в иностранной валюте запрещается. Доходы по данным счетам не начисляются и не выплачиваются.

5. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании.

6. В случае снятия кандидатом своей кандидатуры или отмены регистрации кандидата, поступившие в избирательный фонд денежные средства, подлежат возврату внесшим их гражданам и организациям. При этом расходы, связанные с возвратом указан­ных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.

7. Контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательного фонда, за внесением и возвратом избирательного залога, проверку финансовых отчетов кандидата осуществляет контрольно-ревизионная группа при Центральной избирательной комиссии.

2. Создание избирательных фондов

8. В соответствии с конституционным законом «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», кандидат в течение 5 календарных дней после выдвижения создает собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании. В случае снятия кандидатом своей кандидатуры или отмены регистрации кандидата, средства, поступившие в избирательный фонд, возвращаются организациям и лицам, осуществившим пожертвования и перечисления. Зарегистрированные кандидаты продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной кампании.

9. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться за счет следующих денежных средств, а также материалов агитационно-информационного характера, которые учитываются Центральной избирательной комиссией:

1) собственные средства кандидата, которые не могут превышать 15 млн. сом;

2) средства, которые выделены кандидату политической партией и не могут превышать 50 млн. сом;

3) добровольные пожертвования физических лиц, каждое из которых не может превышать 50 млн.сом;

4) добровольные пожертвования юридических лиц, каждое из которых не может превышать 50 млн. сом.

10. Добровольным пожертвованием признается безвозмездное внесение собственных денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата.

11. Денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательные фонды не подлежат и возвращаются внесшим их гражданам и организациям. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.

3. Запреты на пожертвования в избирательные фонды

12. Запрещаются добровольные пожертвования в избирательные фонды:

- иностранных государств, иностранных государственных органов, учреждений и предприятий, других иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств, иностранных граждан, международных организаций, зарегистрированных в Кыргызской Республике юридических лиц, участниками которых являются иностранные граждане и юридические лица;

- лиц без гражданства;

- органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- государственных и муниципальных учреждений и предприятий;

- юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в уставном капитале, а также пользующихся льготами по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;

- воинских частей, военных учреждений и организаций;

- правоохранительных органов, судов;

- организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;

- религиозных организаций;

- анонимные пожертвования.

13. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные или если им указаны недостоверные сведения о себе.

14. Запрещается внесение в избирательный фонд кандидата денежных средств юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющими задолженность перед государственным бюджетом или Социальным фондом Кыргызской Республики. Кандидат не несет ответственности в случае перечисления указанными юридическими, физическими лицами денежных средств в избирательный фонд. В случае если в избирательный фонд кандидата поступили денежные средства от вышеуказанных физических и юридических лиц, то по решению суда банковское или иное учреждение обязано перечислить эти средства в специальный фонд Центральной избирательной комиссии, которая, в свою очередь, перечисляет данные средства в государственный бюджет или Социальный фонд Кыргызской Республики.

4. Порядок открытия специальных избирательных счетов

15. Для открытия специального избирательного счета кандидат, либо его уполномоченный представитель обязан по форме № 1 (прилагается) обратиться в Центральную избирательную комиссию, с просьбой об оформлении необходимых документов для открытия специального избирательного счета.

16. Кандидат, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам обязан открыть специальный избирательный счет для формирования собственного избирательного фонда после получения разрешения Центральной избирательной комиссии по форме №2 (прилагается).

17. Открытие специального избирательного счета банком кандидату осуществляется незамедлительно после предоставления в банк:

1) заявления на открытие избирательного фонда (предоставляется в банке);

2) анкеты клиента – физического лица (предоставляется в банке);

3) анкеты бенефициарного собственника (предоставляется в банке);

4) карточки с образцами подписей кандидата и уполномоченного представителя по финансовым вопросам (предоставляется в банке);

5) письменного разрешения Центральной избирательной комиссии по форме № 2 (прилагается);

6) паспорта уполномоченного представителя по финансовым вопросам;

7) копии решения Центральной избирательной комиссии о регистрации уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам;

8) удостоверения уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

18. Кандидат, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам в 3-дневный срок, со дня открытия специального избирательного счета, обязан письменно сообщить в Центральную избирательную комиссию реквизиты счета своего избирательного фонда, по форме № 3 (прилагается).

19. Кандидаты имеют право открыть только один специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда.

20. Все условия обслуживания счета должны быть отражены в договоре на обслуживание банковского счета.

5. Перечисление денежных средств в избирательные фонды

21. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата принимаются от физических и юридических лиц, как в безналичной, так и в наличной форме расчетов.

22. Добровольные пожертвования в соответствующий избирательный счет кандидата, поступившие от физических лиц, принимаются учреждениями банка только по предъявлению паспорта гражданина Кыргызской Республики. В платежных документах указываются фамилия, имя и отчество жертвователя, дата рождения, адрес места жительства (регистрации), серия и номер паспорта гражданина, которые сверяются банковским работником с данными паспорта. В квитанциях на взнос денег наличными полные данные жертвователя указываются в графе «назначение платежа». В отчетах кандидатов по форме №4 (прилагается) данные жертвователя указываются в столбце «Источник поступления». В отчетах банков данные жертвователя указываются в столбце «Реквизиты, идентифицирующие организацию или лицо, осуществившее пожертвование». При перечислении указанных средств из банка, получившего денежные средства в банк, в котором находится избирательный фонд кандидата, данные о жертвователе в платежном поручении, должны быть указаны полностью.

23. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, поступившие от юридических лиц, принимаются учреждениями банков только по предъявлении справок об отсутствии задолженности перед бюджетом из соответствующего управления налоговой службы и отделения Социального фонда Кыргызской Республики. В платежных документах юридических лиц в графе «назначение платежа» должны содержаться следующие сведения - идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, адрес местонахождения.

6. Учет и расходование средств избирательных фондов

24. Средства избирательных фондов могут использоваться только на:

- финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на предвыборную агитацию, сбор подписей в поддержку кандидата, а также оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера;

 - выпуск и распространение агитационных материалов;

- оплату объявлений и выступлений кандидата в средствах массовой информации;

- оплату затрат, связанных с проведением предвыборных собраний, встреч с избирателями;

 - других целевых мероприятий по предвыборной агитации;

 - оплату труда граждан за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), непосредственно связанных с проведением выборной кампании;

- оплату аренды помещений, оборудования, командировочных расходов, услуг связи;

 - приобретение канцелярских товаров и оплату других расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей предвыборной избирательной кампании.

25. Кандидат имеет право использовать только те пожертвования граждан и юридических лиц, которые в установленном порядке перечислены жертвователями до дня голосования.

Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательный фонд.

26. Кандидаты обязаны не реже одного раза в неделю знакомиться с информацией об источниках и размерах поступлений денежных средств на счет своего избирательного фонда в учреждении банка.

 Кандидаты обязаны вести учет поступления и расходования денежных средств на счету своего избирательного фонда по форме № 4 (прилагается).

27. Банковские учреждения предоставляют Центральной избирательной комиссии информацию о поступлении и расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата по форме № 5 (прилагается).

Указанные сведения предоставляются на бумажном и электронном носителе с подписью руководителя и печатью банковского учреждения, не реже одного раза в неделю, за 10 дней до дня голосования - один раз в три операционных дня, а по требованию Центральной избирательной комиссии – в течение 24 часов.

28. Все финансовые операции, в том числе расчеты с физическими и юридическими лицами по специальным счетам, прекращаются в 18 часов дня, предшествующего дню голосования.

29. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходов из указанных фондов устанавливается законами Кыргызской Республики.

7. Расчеты кандидатов с гражданами и юридическими лицами

30. Платные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) гражданами и юридическими лицами для кандидатов должны оформляться в письменной форме (договор, счет, акт). Договоры  заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем. Договора должны содержать реквизиты сторон, сведения об объеме поручаемой работы, ее стоимость, расценок по видам работ (калькуляция, смета), порядок оплаты, сроки выполнения работ, ответственность сторон и другие условия. Договоры о привлечении кандидатами граждан к выполнению работ и оказанию услуг могут быть заключены только с совершеннолетними гражданами Кыргызской Республики.

Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки или накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком (кандидатом либо его уполномоченным представителем) и исполнителем.

31.При формировании заказов, связанных с производством, размещением и распространением агитационных предвыборных материалов кандидата, уполномоченный представитель по финансовым вопросам представляет в редакцию периодического печатного издания, организацию телерадиовещания, на предприятие, осуществляющее выпуск агитационной продукции, по форме, приведенной в приложении № 6, письменное подтверждение согласия кандидата либо уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата на выполнение данных работ (оказание услуг) и их оплату из избирательного фонда.

32. Запрещается предоставление эфирного времени и изготовление агитационных печатных материалов кандидатов без предварительной оплаты из средств избирательного фонда кандидата. Без предварительной оплаты предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания, предоставление печатной площади редакциями периодических печатных изданий не допускается. В случае нарушения данного условия ответственность несут как сами кандидаты, так и организации телерадиовещания и периодические издания.

33. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименование и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса места жительства лиц), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации), заказавшего изготовление данных агитационных материалов, информацию об их тираже и дате их выпуска, а также фамилию, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя по финансовым вопросам, оплатившего заказ.

34. Контракты или соглашения по оплате из специальных счетов не могут заключаться позднее дня, предшествующего дню выборов.

35. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата только через избирательные фонды. Осуществление материальной поддержки предвыборной деятельности кандидата путем предоставления материальных ценностей во временное пользование возможно только при условии заключения соответствующих договоров и оплаты за счет средств избирательного фонда.

Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам работ, услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами юридическими лицами, их филиалами, представительствами, а также физическими лицами. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение (оказание) определенных работ (услуг) осуществляются только в безналичном порядке.

8. Избирательный залог

36. Кандидат на должность Президента до регистрации из средств избирательного фонда, вносит избирательный залог в размере 1 млн. сом на депозитный счет Центральной избирательной комиссии.

37. Избирательный залог возвращается кандидатам, если за его кандидатуру проголосовало не менее 5 процентов избирателей, принявших участие в голосовании и после представления не позднее 10 календарных дней после выборов в Центральную избирательную комиссию отчета о размерах и всех источниках создания своего фонда, а также всех произведенных затратах по форме № 7 (прилагается).

38. Оставшаяся сумма залога не подлежит зачету в бюджет и используется Центральной избирательной комиссией целевым назначением на подготовку и проведение выборов, совершенствование избирательной системы.

9. Отчетность и контроль

39. Кандидат обязан представить в Центральную избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах (форма № 7).

Отчет представляется на бумажном носителе и в электронной версии в следующем порядке:

1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением в Центральную избирательную комиссию документов, подтверждающих внесение избирательного залога, и иных документов, необходимых для регистрации;

2) второй финансовый отчет - не позднее, чем за 10 дней до дня голосования;

3) третий итоговый финансовый отчет - не позднее, чем через 10 дней после выборов. Сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 3 дня.

К итоговому отчету прилагаются:

1) учет поступления и расходования денежных средств специального избирательного фонда кандидата (форма № 4);

2) первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда.

Экземпляры или копии всех предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства), организации (лица), изготовившей и заказавшей эти материалы. При отсутствии технических возможностей агитационные материалы могут представляться в виде фотокопий.

40. Первичные финансовые документы в итоговом финансовом отчете должны быть подобраны в хронологической последовательности, по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом за основу принимаются выписки из специальных счетов избирательного фонда, к которым прилагаются необходимые документы, послужившие основанием для зачисления, либо списания денежных средств со счета.

41. Итоговый финансовый отчет должен быть представлен в сброшюрованном виде, и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. При возникновении вопросов по запросу Центральной избирательной комиссии, уполномоченные представители кандидата, представляют пояснительную записку к финансовому отчету.

42.Финансовый отчет подписывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Представление кандидатом итоговых финансовых отчетов в Центральную избирательную комиссию оформляется актами приема.

43. До сдачи итогового финансового отчета все наличные средства, оставшиеся у кандидата должны быть возвращены на соответствующий специальный избирательный счет.

44. Остатки денежных средств на счету кандидата возвращаются пропорционально вложенным средствам организациям и лицам, осуществившим пожертвования и перечисления в избирательный фонд, с разрешения Центральной избирательной комиссии до сдачи финансового отчета. Возврат указанных сумм производится за вычетом расходов банка.

45. Обязанность сдачи финансового отчета кандидата возлагается на уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

10. Ответственность за нарушения финансовой дисциплины

46. В случае использования кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 0,5 процента от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, Центральная избирательная комиссия вправе отменить регистрацию кандидата не позднее, чем за 3 календарных дня до дня голосования.

47. В случае нарушения кандидатами требований, установленных настоящей Инструкцией, Центральная избирательная комиссия вправе сделать им письменное предупреждение о нарушении.

48. В целях установления факта нарушения Центральная избирательная комиссия вправе обратиться за содействием в органы государственной власти, правоохранительные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия.

Приложения