26.02.2022 №209 О заявлении кандидата в депутаты ЖК КР по №27 Первомайскому избирательному округу Сариева А.А. об отмене регистрации некоторых кандидатов в депутаты ЖК КР

О заявлении кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу Сариева А.А. об отмене регистрации некоторых кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

25 февраля 2022 года в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) поступило заявление кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу Сариева А.А. об отмене регистрации некоторых кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу (вх.№01-14/422).

В заявлении указывается, что согласно финансовым отчетам 5 кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу Тагайбек Султана, Тотонова Нурбека Темирбековича, Ремнева Романа Павловича, Сартаева Анвара Айдаровича и Сурабалдиевой Эльвиры Жыргалбековны, усматриваются нарушения требований избирательного законодательства, допущенные при регистрации кандидатов и нарушения со стороны кандидатов, допущенные при финансировании избирательной кампании.

Заявитель, ссылаясь на норму пунктов 3, 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – конституционный Закон), просит отменить регистрацию кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу - Тагайбек С., Тотонова Н.Т., Ремнева Р.П., Сартаева А.А. и Сурабалдиевой Э. Ж..

На заседание Центральной избирательной комиссии 26 февраля 2022 года были приглашены и заслушаны: заявитель – Сариев А.А., представители кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу – Тагайбек С. – Туганбаев Н.А., Тотонова Н.Т. – Мамасалиева Ж.К., Сурабалдиевой Э.Ж. – Уметалиев К.К.

Центральная избирательная комиссия, рассмотрев на заседании поступившее заявление, приложенные материалы, заслушав стороны, установила следующее.

1. По кандидату Тагайбек Султан:

Заявитель указывает, что избирательный залог в сумме 100 000 сомов С.Тагайбеком уплачен 28 января 2022 года. При этом личные средства кандидата, внесенные в избирательный фонд, составили 205 800 сомов, из них 100 500 сомов были внесены в избирательный фонд 28 января 2022 года, а 105 300 сомов - 14 февраля 2022 года, которые по мнению заявителя, нарушают требования пункта 1 части 2 статьи 62-1 конституционного Закона, которым предусмотрена предельная сумма собственных средств кандидата в депутаты в размере не более 150 000 сомов.

Также, указывается, что к 15 февралю 2022 года кандидатом из средств избирательного фонда израсходовано 205 450 сом, при этом превышение расходов от установленной предельной суммы расходов из собственных средств кандидата составили 55 450 сом, что, по мнению заявителя, нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 62-1 конституционного Закона.

В связи с чем, Сариев А. просит отменить регистрацию Тагайбек С.– за превышение расходов из средств своего избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата - на основании пункта 3 части 2 статьи 46 конституционного Закона.

Согласно сведениям, полученным из банковских учреждений через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», на специальный счет кандидата Тагайбек С. поступило 205 800 сомов в качестве собственных средств кандидата. Превышение предельной суммы поступления собственных средств кандидата, установленных пунктом 1 части 2 статьи 62-1 конституционного Закона, составило 55800 сомов.

Согласно абзацу четвертому части 3 статьи 41 конституционного Закона «Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом с нарушением требований части 2 настоящей статьи, статей 54, 62 настоящего конституционного Закона, то оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим конституционным Законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата».

Согласно части 2 статьи 42 конституционного Закона, для контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, для проверки финансовых отчетов кандидатов, политических партий создается Контрольно-ревизионная группа при Центральной избирательной комиссии (далее – КРГ ЦИК).

В связи с чем, КРГ ЦИК, руководствуясь пунктами 2,3 части 6 статьи 42 конституционного Закона, уведомила кандидата Тагайбек С. о необходимости устранения вышеуказанного нарушения.

На момент рассмотрения указанного заявления, Тагайбек С. вернул ранее излишне внесенные собственные средства кандидата в сумме 55 800 сомов.

В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 62-1 конституционного Закона: «Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда кандидата не может превышать расчетный показатель более чем в 100000 раз», т.е. 10 миллионов сомов.

По состоянию на 25 февраля 2022 года, общая сумма поступивших денежных средств на специальный счет избирательного фонда кандидата Тагайбек Султана составила – 205 800 сом, общая сумма расходов средств избирательного фонда составила – 205 450 сомов.

Таким образом, сумма поступивших и израсходованных денежных средств по избирательному фонду кандидата не превышает 10 миллионов сомов,

В связи с вышеизложенным, Центральная избирательная комиссия отмечает, что нарушений требований конституционного Закона, которые могут послужить основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по № 27 Первомайскому избирательному округу Тагайбек С. в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 46 конституционного Закона, не выявила.

2. по кандидату Тотонову Н.Т.:

Заявитель указывает, что кандидатом нарушены требования части 1 статьи 61 конституционного Закона, устанавливающей представление кандидатом документа о внесении избирательного залога до 18-00 часов 30 января 2022 года. В качестве доказательства, заявитель указывает, что услуга банка в сумме 150 сом за перевод денежных средств была произведена 31 января 2022 года (комиссия РКО_ПерГРОСС за документ №1 от 31.01.2022 от суммы 100000.00 KGS).

В связи с чем, Сариев А. просит отменить регистрацию Тотонова Н.Т. за нарушение требований, установленных статьей 61 конституционного Закона - на основании пункта 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона.

Пунктом 3 части 1, частью 1-1 статьи 61 конституционного Закона установлено, что для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу кандидат или его уполномоченный представитель в установленный срок представляют в Центральную избирательную комиссию документ, удостоверяющий внесение избирательного залога.

В соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 61 конституционного Закона: «Центральная избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему указанные документы, письменное подтверждение (справку) о получении их. Подтверждение (справка) выдается незамедлительно после представления документов».

Согласно подтверждения Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов от 28 января 2022 года, документ, удостоверяющий внесение избирательного залога, уполномоченным представителем кандидата Тотонова Н.Т. – Мамасалиевой Ж.К. представлен 28 января 2022 года в 17 часов 50 минут.

Соответственно, полный пакет документов, необходимый для регистрации кандидата Тотонова Н.Т., в Центральную избирательную комиссию представлен в срок и порядке, установленном конституционным Законом и Календарным планом, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии от 27 декабря 2021 года № 840, - до 18.00 часов 30 января 2022 года.

По информации банковских учреждений, копия документа о перечислении денежных средств со специального счета выдается клиенту незамедлительно, при этом само перечисление денежных средств может быть осуществлен на следующий рабочий-банковский день.

Учитывая вышеизложенное, Центральная избирательная комиссия отмечает, что нарушений требований пункта 3 части 1 статьи 61 конституционного Закона, которые могут послужить основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по № 27 Первомайскому избирательному округу Тотонова Н.Т. в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона, не выявила.

3. по кандидату Ремневу Р.П.:

Заявитель указывает, что Ремневым Р.П. избирательный залог в сумме 100 000 сом уплачен 31 января 2022 года, с нарушением требований части 1 статьи 61 конституционного Закона, устанавливающей представление кандидатом документа о внесении избирательного залога до 18 часов 00 минут 30 января 2022 года.

Сариев А.А. указывает, что личные средства кандидата, внесенные на специальный счет Центральной избирательной комиссии в качестве избирательного залога на 31 января 2022 года, составили: 99 200 сом, из которых 1000 сомов были внесены 27 января 2022 года, а 98 200 сомов – 31 января 2022 года.

По мнению заявителя, указанные действия нарушают требования части 3 статьи 60-1 конституционного Закона, предусматривающей внесение избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии в размере 100 000 сом из личных средств кандидата.

В связи с чем, Сариев А. просит отменить регистрацию Ремнева Р.П. за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 60-1, статьей 61 конституционного Закона - на основании пункта 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона.

1) Пунктом 3 части 1, частью 1-1 статьи 61 конституционного Закона установлено, что для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу кандидат или его уполномоченный представитель в установленный срок представляют в Центральную избирательную комиссию документ, удостоверяющий внесение избирательного залога.

В соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 61 конституционного Закона: «Центральная избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему указанные документы, письменное подтверждение (справку) о получении их. Подтверждение (справка) выдается незамедлительно после представления документов».

Согласно подтверждения Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов от 29 января 2022 года, документ, удостоверяющий внесение избирательного залога Ремневым Р.П., представлен им 29 января 2022 года в 17 часов 06 минут (копия прилагается).

Соответственно, полный пакет документов, необходимый для регистрации кандидата Ремнева Р.П. в Центральную избирательную комиссию представлен в срок и порядке, установленном конституционным Законом и Календарным планом, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии от 27 декабря 2021 года № 840, - до 18.00 часов 30 января 2022 года.

По информации банковских учреждений, копия документа о перечислении денежных средств со специального счета выдается клиенту незамедлительно, при этом само перечисление денежных средств может быть осуществлен на следующий рабочий-банковский день.

2) Относительно требования по оплате избирательного залога только из личных средств кандидата, как указывает заявитель, Центральная избирательная комиссия отмечает следующее.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 41 конституционного Закона: «Граждане с момента выдвижения их кандидатами и до представления документов для регистрации создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном настоящим конституционным Законом».

Согласно части 2 указанной статьи: «Избирательный фонд кандидата, политической партии может создаваться за счет средств, образованных с учетом требований законодательства, а именно: - собственных средств кандидата, политической партии; - добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, за исключением лиц, перечисленных в части 3 настоящей статьи».

Часть 8 статьи 41 конституционного Закона предусматривает, что «Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании».

Вместе с тем, пунктом 2 части 9 статьи 41 конституционного Закона установлено, что средства избирательных фондов могут использоваться на оплату избирательного залога в размере, установленном настоящим конституционным Законом.

Согласно сведениям, полученным из банковских учреждений через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», на специальный счет избирательного фонда кандидата Ремнева Р.П. поступило 101 220 сомов, из которых и был оплачен избирательный залог в сумме 100 000 сомов.

На основании вышеизложенного, Центральная избирательная комиссия нарушений требований конституционного Закона, которые могут послужить основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу Ремнева Р.П. в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона, не выявила.

 

4. по кандидату Сартаеву А.А.:

В заявлении указывается, что кандидатом Сартаевым А.А. избирательный залог в сумме 100 000 сомов оплачен 20 января 2022 года.

При этом, Сариев А.А. указывает, что личные средства кандидата, внесенные на специальный счет Центральной избирательной комиссии в качестве избирательного залога, составили: 96 000 сомов.

По мнению заявителя, указанные действия нарушают требования части 3 статьи 60-1 конституционного Закона, предусматривающей внесение избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии в размере 100 000 сомов из личных средств кандидата.

В связи с чем, Сариев А. просит отменить регистрацию Сартаева А.А. за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 60-1, статьей 61 конституционного Закона - на основании пункта 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 41 конституционного Закона: «Граждане с момента выдвижения их кандидатами и до представления документов для регистрации создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном настоящим конституционным Законом».

Согласно части 2 указанной статьи: «Избирательный фонд кандидата, политической партии может создаваться за счет средств, образованных с учетом требований законодательства, а именно: - собственных средств кандидата, политической партии; - добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, за исключением лиц, перечисленных в части 3 настоящей статьи».

Часть 8 статьи 41 конституционного Закона предусматривает, что «Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании».

Вместе с тем, пунктом 2 части 9 статьи 41 конституционного Закона установлено, что средства избирательных фондов могут использоваться на оплату избирательного залога в размере, установленном настоящим конституционным Законом.

Согласно сведениям, полученным из банковских учреждений через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», на специальный счет избирательного фонда кандидата Сартаева А.А. поступило 146 600 сомов, из которых и был оплачен избирательный залог в сумме 100 000 сомов.

В связи с чем, Центральная избирательная комиссия нарушений требований конституционного Закона, которые могут послужить основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу Сартаева А.А. в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона, не выявила.

5. по кандидату Сурабалдиевой Э.Ж.:

В заявлении указывается, что кандидатом Сурабалдиевой Э.Ж. избирательный залог в сумме 100 000 сомов оплачен 10 января 2022 года.

При этом, как сообщает Сариев А., личные средства кандидата, внесенные на специальный счет избирательного фонда, составили 0 сомов.

По мнению заявителя, указанные действия нарушают требования части 3 статьи 60-1 конституционного Закона, предусматривающей внесение избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии в размере 100 000 сом из личных средств кандидата.

В связи с чем, Сариев А. просит отменить регистрацию Сурабалдиевой Э.Ж. за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 60-1, статьей 61 конституционного Закона - на основании пункта 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 41 конституционного Закона: «Граждане с момента выдвижения их кандидатами и до представления документов для регистрации создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном настоящим конституционным Законом».

Согласно части 2 указанной статьи: «Избирательный фонд кандидата, политической партии может создаваться за счет средств, образованных с учетом требований законодательства, а именно: - собственных средств кандидата, политической партии; - добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, за исключением лиц, перечисленных в части 3 настоящей статьи».

Часть 8 статьи 41 конституционного Закона предусматривает, что «Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании».

Вместе с тем, пунктом 2 части 9 статьи 41 конституционного Закона установлено, что средства избирательных фондов могут использоваться на оплату избирательного залога в размере, установленном настоящим конституционным Законом.

Согласно сведениям, полученным из банковских учреждений через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», собственные средства кандидата, поступившие на специальный счет его избирательного фонда, составили 150 000 сомов (квитанция на взнос наличными от 30 декабря 2021 года), из которых 10 января 2022 года и был оплачен избирательны залог в размере 100 000 сомов.

Центральная избирательная комиссия нарушений требований конституционного Закона, которые могут послужить основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу Сурабалдиевой Э.Ж. в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 конституционного Закона, не выявила.

 

Принимая во внимание, что нарушений требований избирательного законодательства, допущенных при регистрации кандидатов, и нарушений кандидатами норм законодательства при финансировании избирательной кампании, являющихся основанием для отмены регистрации кандидатов в соответствии с требованиями части 2 статьи 46 конституционного Закона не выявлено, Центральная избирательная комиссия считает целесообразным требования по заявлению Сариева А.А. оставить без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьями 41, 42, 46, 60-1, 61, 62 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», руководствуясь статьями 3, 4, 8 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», Положением «О порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике» от 7 июля 2017 года №212,

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики,

РЕШИЛА:

1. В удовлетворении требований по заявлению Сариева А.А. об отмене регистрации кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №27 Первомайскому избирательному округу – Тагайбек Султана, Тотонова Н.Т., Ремнева Р.П., Сартаева А.А. и Сурабалдиевой Э.Ж. – отказать.

2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, руководителя Рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами и политическими партиями при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Койчукеева Н.Ч.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Н.ШАЙЛДАБЕКОВА

г. Бишкек, 26 февраля 2022 года

№209