02.10.2020 №249 О заявлениях Арыковой У., Касымалиева Б., Кудайбердиевой М., Болотбек Темира, Турдалиевой А., Кабылбековой М., Макенбаевой Б., Турсуновой А., Султанбаева К., Ушалиева Б., Касмалиева Д. о высказывании Аманкулова М.
О заявлениях Арыковой У., Касымалиева Б., Кудайбердиевой М., Болотбек Темира, Турдалиевой А., Кабылбековой М., Макенбаевой Б., Турсуновой А., Султанбаева К., Ушалиева Б., Касмалиева Д. о высказывании Аманкулова М.
29 сентября 2020 года в адрес Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики поступило заявление от ряда граждан Кыргызской Республики Арыковой У.Н., Султанбаева К.Р., Ушалиева Б., Касмалиева Д.С. и т.д. об отмене регистрации кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Аманкулова М.А. и списка кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Рспублики, выдвинутого от политической партии «Биримдик». Аналогичная жалоба заявителями была также направлена в Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики.
В тот же день поступил ряд электронных обращений от граждан Кыргызской Республики Касымалиева Б., Кудайбердиевой М., Болотбек Темира, Турдалиевой А., Кабылбековой М., Макенбаевой Б., Турсуновой А. с идентичным текстом и требованиями.
В поданных жалобах заявители указали, что 26 сентября 2020 года в социальных сетях было распространено видео, на котором председатель и кандидат от политической партии «Биримдик» Аманкулов М.А. во время встречи с депутатами Государственной Думы Российской Федерации сказал следующее:
- Идеология нашей партии (Биримдик) - евразийство. Мы будем стремиться туда.
- 30 лет нашей жизни и независимости, они показали, что пора одуматься, пора уже возвращаться.
- На территории Евразийства суверенным может быть государство, объединенное на всей территории Евразийства…
-Для того, чтобы мы не потеряли свою субъектность, мы должны быть вместе и интегрироваться.
По мнению заявителей, единственной интерпретацией этих слов является то, что позиция и идеология Аманкулова М. несут серьезную угрозу для конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Кыргызстана. Считают, что высказывания Аманкулова М. являются антиконституционными, антинародными и сепаратистскими.
В обоснование своей позиции заявители ссылаются на статью 4 Конституции Кыргызской Республики, в соответствии с которой в Кыргызской Республике запрещается деятельность политических партий, действия которых направлены на подрыв национальной безопасности и просят отменить регистрацию кандидата Аманкулова М.А. и политической партии «Биримдик».
В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступивших обращений 01 октября 2020 года на совместное заседание Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных участников избирательного процесса и Рабочей группы по вопросам информирования избирателей, и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации (далее по тексту- Рабочие группы) были приглашены заявители и представители политической партии «Биримдик».
В ходе совместного заседания Рабочих групп заявитель Арыкова У. указала, что поддерживает поданное заявление и пояснила, что в ходе проведения мирного митинга 27 сентября 2020 года ею были собраны подписи граждан Кыргызской Республики, которые также считали, что в действиях кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от политической партии «Биримдик» Аманкулова М.А. имеются нарушения норм действующего законодательства Кыргызской Республики. Заявитель также указала, что с аналогичными заявлениями они обратились в Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики и Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики.
Арыкова У., ссылаясь на часть 2 статьи 28 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» просила удовлетворить поданное заявление и прекратить деятельность политической партии «Биримдик».
Уполномоченный представитель политической партии «Биримдик» Камчыбекова М. заявила, что считает данное заявление провокацией в отношении партии «Биримдик» и пояснила, что видео с выступлением Аманкулова М.А. было сделано в феврале 2020 года, до назначения выборов депутатов Жогору Кенеша Кыргызской Республики и оснований для отмены регистрации кандидата Аманкулова М. или политической партии «Биримдик» не имеется.
По итогам рассмотрения Рабочие группы 01 октября 2020 года вынесли совместное решение рекомендовать Центральной избирательной комиссии отказать в удовлетворении требований заявителей.
В ходе заседания Центральной избирательной комиссии 02 октября 2020 года были повторно выслушаны доводы заявителя Арыковой У. и уполномоченного представителя политической партии «Биримдик» Камчыбековой М.
Центральная избирательная комиссия, выслушав доводы заявителя Арыковой У., уполномоченного представителя политической партии «Биримдик» Камчыбековой М., изучив совместное Решение Рабочих групп от 01 октября 2020 года и материалы по данному делу приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей по следующим основаниям.
В поданных обращениях заявители просят снять Аманкулова М. и политическую партию «Биримдик» с участия в выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, то есть просят отменить регистрацию, как кандидата, так и политической партии.
В соответствии со статьей 46 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» основаниями отмены регистрации являются:
- отзыв политической партией списка кандидатов и отказ от участия в выборах, если такое заявление политической партии письменно поступило в Центральную избирательную комиссию не менее чем за 5 календарных дней до дня голосования;
- использование политической партией при финансировании своей избирательной кампании помимо средств избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 0,5 процента от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд политической партии, либо превышения политической партией расходов из средств своего избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
- нарушение требований, установленных статьями 21, 53, 61 конституционного Закона;
- нарушение руководством политической партии требований, предусмотренных статьей 21-1 конституционного Закона о недопустимости злоупотребления административным ресурсом, в целях избрания списка кандидатов;
- подтверждение фактов непосредственной причастности руководства или работников исполнительного органа политической партии, представителей политической партии к нарушениям правил ведения предвыборной агитации, установленных частью 2 статьи 28 настоящего конституционного Закона;
- подтверждение фактов совершения руководством, работниками исполнительного органа политической партии, уполномоченными представителями, доверенными лицами политической партии, наблюдателями, представляющими политическую партию, подкупа избирателей или их причастности к совершению подкупа избирателей.
Однако ни одно из оснований отмены регистрации, предусмотренных статьей 46 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» не может быть применено в данном случае. Заявителями не представлены доводы и доказательства, которые могут служить основанием для отмены регистрации ни кандидата, ни политической партии «Биримдик».
В отношении доводов заявителя о том, что со стороны Аманкулова М. как кандидата и председателя политической партии «Биримдик» имело место нарушение части 2 статьи 28 конституционного Закона, Центральная избирательная комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 28 конституционного ЗаконаКыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», при проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств; иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.
В свою очередь частью 1 статьи 23 конституционного Закона установлено, что предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов, списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.
В соответствии с частью 1 статьи 43 конституционного закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии, органы прокуратуры, органы внутренних дел обеспечивают строгое соблюдение требований Конституции, настоящего конституционного Закона, законов Кыргызской Республики.
Однако встреча Аманкулова М. с депутатами Государственной Думы Российской Федерации произошла не в период проведения предвыборной агитации. Более того, указанная встреча имела место до официального назначения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Так, выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики были назначены Указом Президента Кыргызской Республики от 2 июля 2020 года, а встреча Аманкулова М.А. с депутатами Государственной Думы Российской Федерации, видео с которой послужило поводом для обращения заявителей, произошла в феврале 2020 года.
При таких обстоятельствах Центральная избирательная комиссия считает, что в данном случае оснований для отмены регистрациикандидата Аманкулова М.А., списка кандидатов от политической партии «Биримдик» не имеется.
В отношении требования заявителя о запрете деятельности политической партии «Биримдик» Центральная избирательная комиссия отмечает, что вопрос о запрете деятельности политической партии не относится к компетенции избирательных комиссий.
Так, в соответствии со статьей 15 Закона Кыргызской Республики «О политических партиях» политическая партия прекращает свою деятельность путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации либо путем роспуска по решению суда в случае совершения ею действий, предусмотренных частью второй статьи 3 Закона «О политических партиях». При этом представление о роспуске политической партии выносится Министерством юстиции Кыргызской Республики.
На основании изложенного, принимая во внимание совместное решение Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики и Рабочей группы по вопросам информирования избирателей, и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации от 01 октября 2020 года, руководствуясь статьями 28, 43, 46конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», статьей 7, 18 Закона Кыргызкой Республики «Об избирательных комиссиях по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», Положениемо порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 7 июля 2017 года№ 212, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики
РЕШИЛА:
1. Принимая во внимание обращение заявителей в Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики и Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики в удовлетворении заявлений Арыковой А., Касымалиева Б., Кудайбердиевой М., Болотбек Темира, Турдалиевой А., Кабылбековой М., Макенбаевой Б., Турсуновой А., Султанбаева К.Р., Ушалиева Б., Касмалиева Д.С. - отказать.
2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса Асаналиева А. Т.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Н. ШАЙЛДАБЕКОВА
г. Бишкек, 2 октября 2020 года
№ 249