№141 О жалобе политической партии «Келечек Будущее» на решение Бишкекской территориальной избирательной комиссии от 8 июля 2021 года №68/9

О жалобе политической партии «Келечек Будущее» на решение Бишкекской территориальной избирательной комиссии от 8 июля 2021 года №68/9

10 июля 2021 года в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) поступила жалоба от уполномоченного представителя политической партии «Келечек Будущее» Арыкова Т. об отмене решения Бишкекской территориальной избирательной комиссии (далее – Бишкекская ТИК) от 8 июля 2021 года №68/9, которым политической партии «Келечек-Будущее» вынесено письменное предупреждение за нарушение правил и порядка проведения предвыборной агитации.

В жалобе сообщается, что 7 июля 2021 года на сайте «vesti.kg» была размещена статья с приложенным видеороликом. Представитель политической партии сообщает, что указанная статья была заказана и оплачена из средств избирательного фонда политической партии, а также признает присутствие иностранного гражданина в видеоролике. При этом политическая партия утверждает, что ролик носит информационный характер, является информационным материалом, а не агитационным.

По мнению заявителя, законодательством о выборах не запрещено проведение публичных мероприятий с иностранными гражданами с освещением в средствах массовой информации, использование фото и видео-материалов.

На заседании Центральной избирательной комиссии 10 июля 2021 года уполномоченный представитель политической партии «Келечек-Будущее» Арыков Т. поддержал доводы, указанные в жалобе, и просил отменить решение Бишкекской ТИК от 8 июля 2021 года №68/9.

Заслушав заявителя, рассмотрев жалобу и приложенные материалы, Центральная избирательная комиссия считает следующее.

В соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «информационный материал - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие информацию о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участках, порядке формирования и изменения списка избирателей, порядке участия в голосовании, порядке голосования, порядке установления итогов голосования и определения результатов выборов; официальная информация избирательных комиссий и средств массовой информации о кандидате (кандидатах) и политической (политических) партии (партиях) и их программах, не создающая предпочтений к какому-либо кандидату (кандидатам), политической (политическим) партии (партиям) и не содержащая признаков предвыборной агитации за того или иного кандидата, политическую партию либо против них».

Абзацем вторым части 2-2 статьи 22 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» установлено: «Информирование избирателей допустимо лишь в пределах, установленных законодательством, и не должно содержать элементы или признаки предвыборной агитации».

В части 3 этой же статьи определено: «Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, политических партий в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии».

В связи с вышеизложенным, Центральная избирательная комиссия приходит к выводу, что размещенные на сайте «vesti.kg» статья и видеоматериал, согласно нормам Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» не является информационным материалом.

 

Согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании».

В этой же статье дается определение: «предвыборная агитация - деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, политических партий, по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) либо против них».

Как подтверждает сам заявитель, а также из представленных материалов, изготовление указанного видеоролика и его размещение было оплачено из средств избирательного фонда.

В самом видеоролике освещена встреча представителя политической партии и иностранного гражданина с изображением государственных символов иностранного государства и агитационных материалов политической партии. Центральная избирательная комиссия отмечает, что видеоролик содержит признаки предвыборной агитации и опубликован в период проведения предвыборной агитации.

Также необходимо отметить информационный эффект видеоролика в период предвыборной агитации, так как в нем выражается предпочтение представителя иностранного государства политической партии «Келечек Будущее».

Согласно норме части 2 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации:

- проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации;

- использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств».

Также в соответствии с частью 15 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», иностранные граждане и организации не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

Согласно частям 1 и 9 статьи 28 Закона «О выборах депутатов местных кенешей»: «Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

В случае нарушения кандидатом, политической партией требований, установленных статьями 22-27 настоящего Закона, а также настоящей статьей, соответствующая избирательная комиссия вправе вынести им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения (два или более раз) кандидатом, политической партией правил ведения предвыборной агитации, установленных настоящим Законом, соответствующая избирательная комиссия вправе привлечь их к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики».

В связи с вышеизложенным, Центральная избирательная комиссия считает оспариваемое решение Бишкекской ТИК от 8 июля 2021 года №68/9 законным, обоснованным и принятым в рамках полномочий Бишкекской ТИК, а также подлежащим оставлению в силе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4, 8 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», статьями 2, 22, 28, 42 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», Положением о порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 7 июля 2017 года №212,

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики,

РЕШИЛА:

1. В удовлетворении требований по жалобе политической партии «Келечек Будущее» об отмене решения Бишкекской территориальной избирательной комиссии от 8 июля 2021 года №68/9 – отказать.

2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Рсепублики, руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов Кыргызской Республики К. Маматова.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ                                                                                             Н.ШАЙЛДАБЕКОВА

г. Бишкек, 10 июля 2021 года

№ 141