10.04.2021 №55 О заявлении политической партии «Ата-Журт Кыргызстан»

 

О заявлении политической партии «Ата-Журт Кыргызстан»

 

В Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – ЦИК КР) 9 апреля 2021 года поступило заявление от политической партии «Ата-Журт Кыргызстан» в лице уполномоченного представителя по выборам – Сарбалиевой А. об отмене решения Бишкекской территориальной избирательной комиссии от 7 апреля 2021 года №34/3 (далее – Бишкекская ТИК).

Заявитель считает, что оспариваемое решение принято без достаточной оценки полученных материалов в которых подтверждается факт совершения кандидатом Талантбек уулу Н. подкупа избирателей и указывает на следующие основания.

Заявитель указывает, что решение БТИК принято на основе поступившей от управления ГКНБ КР информации о заявлении гл.специалиста МТУ-4 Ленинского района г. Бишкек Муратбекова М.М., заявление которого было зарегистрировано в ЕРПП.

1. В обращении заявитель указывает на ст.ст. 233, 235, 241, 252 УПК КР в которых указывается на процессуальные действия уполномоченного должностного лица органа дознания после регистрации заявления в ЕРПП, а также процессуальные полномочия прокурора. В этой связи, считают, что указанные выше процессуальные действия не были проведены до принятия решения БТИКом об отмене регистрации кандидата Талантбек уулу Н., что подтверждает доводы о том, что БТИК принял решение об отмене регистрации кандидата без подтверждения фактов совершения подкупа избирателей.

2. Также заявитель указывает, что согласно ст. 153 УПК КР досудебное производство по данному делу должно производится органами внутренних дел, а не ГКНБ КР.

3. Заявитель указывает, что в решении БТИК указывается, что автомашина марки Хово-Синотрак является собственностью кандидата Талантбек уулу Н., с чем они не согласны, а также ссылаются на объяснительную записку водителя автомашины Саржанова Т.М. согласно которой сообщил, что от Талантбек уулу Н., и его близких родственников просьб о выгрузке щебня не получал, и что написал объяснительную записку о том, что щебень прокладывается от имени Талантбек уулу Н. от испуга.

Рассмотрев доводы заявителя, заинтересованных сторон и приложенные материалы, Центральная избирательная комиссия приходит к следующему заключению.

Относительно ст.ст. 233, 235, 241, 252 УПК КР, ст. 153 УПК КР указанных заявителем Центральная избирательная комиссия, считает, что юридическая оценка данным нормам Кодекса может быть дана исключительно органами прокуратуры и судами Кыргызской Республики.

Центральная избирательная комиссия не имеет полномочий и компетенций для дачи юридической оценки действиям органов дознания, поскольку согласно п.1ч.1 ст.7 Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР»: «Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за исполнением избирательного законодательства». В этой связи данная ссылка заявителя не может быть рассмотрена Центральной избирательной комиссией.

В части заявления о том, что в решении БТИК указывается, что автомашина марки Хово-Синотрак является собственностью кандидата Талантбек уулу Н., а также ссылки на объяснительную записку водителя автомашины Саржанова Т.М. согласно которой сообщено, что от Талантбек уулу Н., и его близких родственников просьб о выгрузке щебня водитель не получал, и что написал объяснительную записку о том, что щебень прокладывается от имени Талантбек уулу Н. от испуга, Центральная избирательная комиссия указывает на следующие обстоятельства.

В материалах дела имеются две объяснительные записки водителя Саржанова М. В объяснительной от 23.03.2021г. Саржанов Т. указывает, что он знает о том, что Талантбек уулу Н. является кандидатом, однако не знает от какой политической партии выдвинут. Тогда как в объяснительной записке от 08.04.2021г. сообщает, что никого по имени Талантбек уулу Н. не знает.

Как известно решение БТИК вынесено 7 апреля 2021г. и решение БТИК основывалось на объяснительной записке от 23.03.2021г. в этой связи решение БТИК основывалось на подтвержденных материалами фактах, указанных свидетелями и заявителями.

Кроме того, согласно представленным копиям допроса Муратбекова М., Турсукеева Ы. факты выгрузки щебня подтверждены. Также данный факт подтвержден фотоматериалами.

Также необходимо отметить, что приложенный заявителем и указанный в заявлении акт, составленный якобы жильцами улиц Кара Кужур и Чортекова, что денежные средства на данные работы собраны за счет жильцов не может быть принят во внимание и считаться доказательством, поскольку данный акт не имеет даты подписания, также не может служитьюридическим документом.

Согласно части 5 статьи 41 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей»: заявления, жалобы должны быть мотивированными и представлены вместе с доказательствами, на которых они основываются.

Заявление было также рассмотрено Рабочей группой по рассмотрению жалоб и заявлений субъектов избирательного процесса. В ходе заседания Рабочей группы водитель Саржанов Т. сообщил, что ему поручено было привести щебень из карьера, принадлежащего кандидату Талантбек уулу Н.. На заседании кандидат Талантбек уулу Н. подтвердил, что данный карьер принадлежит ему, а также он сообщил, что в политической партии «Ата-Журт Кыргызстан» участок ж/м Арча-Бешик закреплен за ним, и он проживает в данном жилом массиве.

Приложенные заявителем объяснительная записка от 08.04.2021г., акт жильцов улиц Кара Кужур и Чортекова (без даты) необходимо расценивать как попытку кандидата Талантбек уулу Н. избежать ответственности за допущенные нарушения норм избирательного законодательства. При этом со стороны заявителя каких-либо убедительных подтверждений и фактов не представлено, а приложенные материалы не состоятельны.

В решении БТИК указывается, что Талантбек уулу Н. подтвердил, что имеет карьер, водитель подтвердил, что знает Талантбек уулу Н. как кандидата на должность депутата Бишкекского городского кенеша и он проводил засыпку щебня.

Частью 3 статьи 28 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей» установлено, что с момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства; вручать подарки и иные материальные ценности; бесплатно распространять любые товары, предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Кроме того, частью 4 упомянутой статьи определено, что кандидаты, их близкие родственники, супруг (супруга), представители кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

В соответствии с пунктами 6 части 2 статьи 44 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», регистрация кандидата отменяется не позднее чем за 3 календарных дня до дня голосования в случаях:

- подтверждения фактов непосредственной причастности кандидата, его представителей к нарушениям правил ведения предвыборной агитации, предусмотренных статьями 22-28 настоящего Закона».

Центральная избирательная комиссия приходит к выводу, что нарушение части 3 статьи 28 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей» кандидатом в депутаты Бишкекского городского кенеша Талантбек уулу Н. подтверждена соответствующими фактами и доказательствами причастности Талантбека уулу Н. к нарушениям правил ведения предвыборной агитации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 28, 41, 42, 44 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», статьями 6, 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», Положением «О порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике», утвержденного постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 7 июля 2017 года №212,

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики,

 

РЕШИЛА:

1. В удовлетворении требований по заявлению политической партии «Ата-Журт Кыргызстан» об отмене решения Бишкекской территориальной избирательной комиссии от 7 апреля 2021 года №34/3 отказать в связи с законностью и обоснованностью.

2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике - А.Т.Асаналиева.
 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ                                                                   А.БЕКМАТОВ

г. Бишкек, 10 апреля 2021 года

№55