№ 94 Об утверждении Положения «О статусе представителей политической партии при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

В целях обеспечения избирательных прав граждан, регулирования правового статуса представителей политической партии (представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, доверенных лиц, наблюдателей) при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,  руководствуясь главой 4 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики",  пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Утвердить Положение «О статусе представителей политической партии при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

2. Признать утратившими силу следующие постановления Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики:

  - «О Разъяснениях о порядке деятельности членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, доверенных лиц кандидатов, политических партий, избирательных блоков, уполномоченных представителей кандидатов, политических партий, избирательных блоков, наблюдателей, представителей средств массовой информации при проведении выборов в Кыргызской Республике» от 20 августа 1999 года       N 138;

- Об утверждении Положения «О статусе доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе иностранных, в период проведения выборов и референдумов в Кыргызской Республике» от 2 сентября 1997 года N 21. 

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Эркин-Тоо" и разместить на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. 

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Бекбасарова Р.Б.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ                                                        Т. АБДРАИМОВ

 

г. Бишкек, 28 июля 2015 года

№ 94

 

Опубликовано 28 июля 2015 года

 

 

                                                                                                            Утверждено
                                                       постановлением Центральной комиссии по

                                                            выборам и проведению референдумов

                                                                                       Кыргызской Республики
                                                                                от «28» июля 2015 года №94

 

 

Положение

О статусе представителей политической партии при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

        

1. Общие положения

2. Статус представителя политической партии  в избирательных комиссиях

3.  Уполномоченные представители политических партий

4.  Доверенные лица политических партий

5. Наблюдатели от политических партий

6. Представители политической партии на стадиях избирательного процесса.

 

1. Общие положения

 1.1. Настоящее Положение «О статусе представителей политической партии при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»  (далее - Положение) регулирует правовой статус представителей политической партии (представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, доверенных лиц, наблюдателей) при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

1.2. Целью настоящего Положения является обеспечение подлинно свободных, справедливых и прозрачных выборов в Кыргызской Республике, реализации избирательного права граждан, политических партий.

1.3. Настоящее Положение подготовлено на основе требований Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, актов Центральной  комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

1.4. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики к представителю политической партии относятся: представитель в избирательных комиссиях, уполномоченный представитель, в том числе по финансовым вопросам, доверенное лицо, наблюдатель, представляющие политическую партию.

 

2. Статус представителя политической партии в избирательных комиссиях

 

2.1. Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов после прохождения регистрации вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию своего представителя (далее - представитель в избирательных комиссиях) с представлением документов, удостоверяющих его личность, сведений о месте его основной работы (роде занятий), полного адреса постоянного места жительства и контактных данных.

2.2. Полномочия представителя в избирательных комиссиях начинаются с момента его регистрации в соответствующей избирательной комиссии.

2.3. Представителем в избирательных комиссиях вправе быть гражданин Кыргызской Республики, достигший 21 года, обладающий активным избирательным правом и постоянно проживающий на территории Кыргызской Республики.

2.4. Представителем в избирательных комиссиях не вправе быть:

- депутаты Жогорку Кенеша, местных кенешей;

- члены Правительства;

- сотрудники аппаратов Президента, Жогорку Кенеша, Правительства;

- должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления;

- члены избирательных комиссий;

- судьи, военнослужащие, работники правоохранительных и фискальных органов;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.

Под должностным лицом органов государственной власти или местного самоуправления понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-надзорные функции в государственных органах и органах местного самоуправления.

2.5. Представитель в избирательной комиссии не может быть одновременно представителем в иной избирательной комиссии.

2.6. Представитель в избирательных комиссиях, замещающий государственную или муниципальную должность, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Законодатель не ограничивает государственных или муниципальных служащих быть представителями в избирательных комиссиях, но ограничивает их в использовании преимуществ должностного или служебного положения.

Использование преимуществ должностного или служебного положения раскрывается в конституционном Законе «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (ч. 3 ст.21).  

2.7. Представителю в избирательных комиссиях выдается удостоверение установленного Центральной избирательной комиссией образца.

2.8. Полномочия представителя в избирательных комиссиях:

2.8.1. Представитель в избирательных комиссиях вправе:

1) знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании избирательной комиссии;

2) вносить в повестку дня заседаний избирательной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним;

3) присутствовать и участвовать в прениях на всех заседаниях избирательной комиссии;

4) задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

5) знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий, непосредственно связанными с выборами, и получать их копии (за исключением документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном законом);

6) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в предусмотренном законом порядке;

7) проверять соответствие предъявленного документа личности избирателя и правильность получения бюллетеня.

2.8.2. Представитель в избирательных комиссиях не вправе:

1) участвовать в проводимых избирательной комиссией проверках;

2) давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени избирательной комиссии;

3) составлять протоколы об итогах голосования и результатах выборов;

4) участвовать в голосовании при принятии решений, отнесенных к полномочиям избирательной комиссии;

5) подписывать решения и протоколы избирательной комиссии.

2.8.3. Полномочия представителя в избирательных комиссиях в любое время могут быть прекращены по решению политической партии и переданы другому лицу.

Полномочия представителя в избирательных комиссиях также могут быть прекращены в случае отмены регистрации списка кандидатов.

 Полномочия представителя в избирательных комиссиях прекращаются после официального опубликования результатов выборов.

В случае обжалования политической партией итогов голосования, результатов выборов полномочия представителя в избирательных комиссиях прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы.

2.8.4. Представитель в избирательных комиссиях осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о выборах.

 

3.  Уполномоченные представители политических партий

 

3.1. Политические партии вправе назначить уполномоченных представителей, которые представляют соответствующую политическую партию по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе и по финансовым вопросам.

3.2. Уполномоченными представителями не могут быть депутаты, члены Правительства, сотрудники аппаратов Президента, Жогорку Кенеша, Правительства, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства.

3.3. Список уполномоченных представителей политической партии  представляется в Центральную избирательную комиссию с указанием полномочий, фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты его выдачи, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), номера телефона каждого уполномоченного представителя.  В отношении уполномоченного представителя по финансовым вопросам дополнительно указывается также право подписи финансовых документов.

К списку, представляемому в Центральную избирательную комиссию, прилагается письменное согласие каждого перечисленного лица осуществлять деятельность уполномоченного представителя.

3.4. Центральная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней со дня поступления необходимых документов выдает регистрационные свидетельства уполномоченным представителям либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации в соответствии с законом.

3.5. Уполномоченный представитель политической партии считается назначенным, приобретает права и обязанности уполномоченного представителя после выдачи регистрационного свидетельства.

3.6. Уполномоченный представитель политической партии, замещающий государственную или муниципальную должность, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

3.7. Уполномоченный представитель:

1)  представляет в соответствующую избирательную комиссию документы для регистрации политической партии;

2) проводит предвыборную агитацию, распространяет агитационные материалы;

3) вправе участвовать в жеребьевках, проводимой Центральной избирательной комиссией при определении порядка предоставления эфирного времени политическим партиям;

4) вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий по вопросам, которые имеют отношение к политической партии, назначившим уполномоченного представителя;

5) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством, полномочия по поручению политической партии.

3.8. Политическая партия  вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив об этом Центральную избирательную комиссию.

3.9. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии  начинается со дня их регистрации и истекает с момента утраты статуса всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам истекает через 20 календарных дней со дня определения результатов выборов.

 

4.  Доверенные лица политических партий

 

4.1. Политические партии  и кандидаты из списка кандидатов в депутаты, по согласованию с выдвинувшей их политической партией, после прохождения регистрации вправе назначить своих доверенных лиц.

4.2. Регистрация доверенных лиц осуществляется Центральной избирательной комиссией на основании письменного представления от кандидата  в депутаты и политической партии,  заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом этого кандидата в депутаты и политической партии либо письменного представления политической партии и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом политической партии, изъявившей желание участвовать на парламентских выборах.  Избирательная комиссия выдает доверенному лицу удостоверение установленного образца.

4.3. Доверенными лицами не могут быть: депутаты, члены Правительства, сотрудники аппаратов Президента, Жогорку Кенеша, Правительства, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства.

4.4. Доверенные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных кандидатами в депутаты и/или политической партией.

4.5. Доверенные лица вправе:

1) осуществлять агитационную и иную деятельность, способствующую избранию списка кандидатов, представлять их предвыборные программы;

2) выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;

3)  присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

4) находиться на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;

5) знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;

6) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.

4.6. Доверенные лица не вправе:

1)   вмешиваться в работу избирательных комиссий;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени;

3) вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через средства массовой информации в случае, если они являются журналистами, творческими работниками либо должностными лицами редакций этих средств массовой информации.

4.7. Политические партии, кандидаты из списка кандидатов в депутаты от политической партии,  вправе в любое время отозвать доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в Центральную  избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначившую его политическую партию.

4.8. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой своего статуса назначившими их кандидатами, включенными в список кандидатов, выдвинутый политической партией.

 

5.  Наблюдатели от политических партий

 

5.1. Политическая партия, выдвинувшая список кандидатов  вправе назначить наблюдателя, который вправе осуществлять наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в порядке, предусмотренном законодательством.

5.2. Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от направившей его политической партии. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, постоянное место жительства наблюдателя, номера избирательных участков, наименования избирательных комиссий, в которые он направляется, а также производится запись об отсутствии у него ограничений, предусмотренных законом. Направление действительно при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

5.3. Наблюдателем вправе быть гражданин Кыргызской Республики, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдателем не вправе быть: депутат Жогорку Кенеша, местного кенеша, должностное лицо государственного органа и органа местного самоуправления, член избирательной комиссии; представители кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов, в избирательных комиссиях; судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.

5.4. Наблюдатель вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;

3) осуществить наблюдение за ходом учета избирателей;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;

5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;

9) свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях;

10) наблюдать за установленным порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;

11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в установленном законом порядке;

15) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

16) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования политической партии,  направившей наблюдателя в избирательную комиссию;

17) осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая подведению итогов голосования.

5.5. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

5.6. Наблюдатели удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

 

6. Представители политической партии на стадиях избирательного процесса. 

 

6.1. Представители политической партии  (далее - представители) участвуя в выборах, кроме перечисленных выше полномочий, осуществляют и иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

6.2. Так при проведении предвыборной агитации представители, за исключением наблюдателей, вправе:

- участвовать в организации и проведении агитационной кампании; 

- участвовать в совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания;

- распространять агитационные материалы;

- участвовать в иных агитационных мероприятиях.

При проведении предвыборной агитации представители не вправе:

- злоупотреблять свободой средств массовой информации, то есть запрещается пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики;

-  осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства избирателям; вручать подарки и иные материальные ценности избирателям; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги;

- с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов  заниматься благотворительной деятельностью;

- допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, включенных в список кандидатов, политических партий.

6.3.В день голосования в помещении для голосования представители вправе:

- присутствовать на  вскрытии опечатанного сейфа (шкафа), в котором находятся список избирателей данного участка, избирательные бюллетени и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения;

- присутствовать на оглашении числа включенных в список избирателей;

- визуально знакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей;

- осматривать пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии;

- подписывать контрольные листы и наблюдать за опусканием их в ящики для голосования;

- присутствовать при  пересчете и оглашении  количества избирательных бюллетеней и  визуально  ознакомиться;

- наблюдать за  внесением  числа избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.

Представители также вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. При этом представители также вправе осматривать пустые ящики для голосования вне помещения для голосования и подписывать контрольные листы, опускаемые в ящики для голосования.

6.4. При подсчете голосов избирателей представители вправе:

- присутствовать при подсчете голосов избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех представителей в избирательных комиссиях. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете.

- Производить фотографирование, кино-, видеосъемку;

- знакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии с рассортированными избирательными бюллетенями;

- требовать произвести пересчет голосов;

- учувствовать при пересчете избирательных бюллетеней  при визуальном контроле с их стороны;

- присутствовать при осуществлении  упаковки избирательных бюллетеней, списков избирателей, а также их складывания в мешок или коробку, а также  поставить на мешке или коробке свои подписи;

- присутствовать при оглашении итогов голосования после подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией;

- сопровождать доставку первого экземпляра  протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, в территориальную избирательную комиссию;

- при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из территориальных избирательных комиссий присутствовать при повторном подсчете  Центральной избирательной комиссией;

- получить от секретаря избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования копию, заверенную печатью.

6.5. В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства либо несогласия с принятыми решениями или действиями (бездействиями) представители вправе обратиться с заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, иных участников избирательного процесса в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Представители также вправе обратиться с заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан в вышестоящую комиссию или в суд в порядке, установленном законом.