ИНСТРУКЦИЯ о порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты местных кенешей Кыргызской Республики
Утверждена
постановлением Центральной
комиссии по выборам и
проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 25 января 2012 года N 14
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке формирования, учета поступления и расходования
денежных средств избирательных фондов кандидатов в
депутаты местных кенешей Кыргызской Республики
(в редакции постановления Центральной избирательной комиссии
от 24 октября 2012 года №125)
1. Общие положения
2. Создание избирательных фондов
3. Запреты на пожертвования в избирательные фонды
4. Перечисление денежных средств в избирательные фонды
5. Учет и расходование средств избирательных фондов
6. Расчеты кандидатов с гражданами и юридическими лицами
7. Избирательный залог
8. Отчетность и контроль
9. Ответственность за нарушения финансовой дисциплины
Инструкция о порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов в депутаты местных кенешей (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьями 15, 55 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" (далее - Закон) и регулирует порядок формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты местных кенешей Кыргызской Республики, в том числе, порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов кандидатов.
1. Общие положения
1. Политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании создает избирательный фонд в течение 5 календарных дней после регистрации избирательной комиссией уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, учитываются на специальном избирательном счету в банке. Данный счет открывается кандидатом, политической партией с разрешения соответствующей избирательной комиссии.
2. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, политическим партиям, их уполномоченным представителям.
3. Перечень банковских или иных учреждений, порядок открытия, ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливаются Центральной избирательной комиссией по согласованию с банковскими или иными учреждениями.
4. Все денежные средства зачисляются на счет избирательного фонда в национальной валюте. Перечисление в иностранной валюте запрещается. Проценты по данным счетам не начисляются и не выплачиваются.
5. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании.
6. В случае снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва списка кандидатов политической партией или отмены (аннулирования) регистрации кандидата, списка кандидатов поступившие в избирательный фонд денежные средства, подлежат возврату внесшим их гражданам и организациям. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.
7. Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, политических партий осуществляется соответствующими избирательными комиссиями. Контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, за внесением и возвратом избирательного залога, проверку финансовых отчетов кандидатов, политических партий осуществляет контрольно-ревизионная группа при Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).
2. Создание избирательных фондов
8. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", граждане с момента выдвижения их кандидатами и до представления документов для регистрации создают собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Политическая партия выдвинувшая список кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании создает избирательный фонд в течение 5 календарных дней после регистрации избирательной комиссией уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам. В случае официального отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов средства, поступившие в избирательный фонд, возвращаются организациям и лицам, осуществившим пожертвования и перечисления. Зарегистрированные кандидаты, политические партии выдвинувшие список кандидатов, продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации.
9.1. Политические партии, выдвинувшие список кандидатов, формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», а также настоящей Инструкцией.
Избирательные фонды политических партий, выдвинувших список кандидатов в Бишкекский и Ошский городские кенеши, могут формироваться за счет следующих средств:
1) собственные средства кандидата, включенного в список кандидатов, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 1000 раз;
2) собственные средства политической партии, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5000 раз;
3) пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 1000 раз;
4) пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 3000 раз.
Предельная сумма расходов политической партии за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 150000 раз.
9.2. Избирательные фонды политических партий, выдвинувших список кандидатов в городские кенеши, за исключением городов Бишкек и Ош, могут формироваться за счет следующих денежных средств:
1) собственные средства кандидата, включенного в список кандидатов, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 500 раз;
2) собственные средства политической партии, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5000 раз;
3) пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 1000 раз;
4) пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 2000 раз.
Предельная сумма расходов политической партии за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 50000 раз.
10. Кандидаты в депутаты айылного кенеша вправе создавать собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», а также настоящей Инструкцией.
Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:
1) собственные средства кандидата, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 500 раз;
2) средства, выделенные политической партией, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 1000 раз;
3) пожертвования физических лиц, размер каждого из них не может превышать расчетный показатель более чем в 500 раз;
4) пожертвования юридических лиц, размер каждого из них не может превышать расчетный показатель более чем в 500 раз.
Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 5000 раз.
11. Денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательный фонд не подлежат и возвращаются внесшим их гражданам и организациям. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.
(в редакции постановления Центральной избирательной комиссии от 24 октября 2012 года №125)
3. Запреты на пожертвования в избирательные фонды
12. Запрещаются добровольные пожертвования в избирательные фонды:
- иностранных государств, иностранных государственных органов, учреждений и предприятий, других иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств, иностранных граждан, международных организаций, зарегистрированных в Кыргызской Республике юридических лиц, участниками которых являются иностранные граждане и юридические лица;
- лиц без гражданства;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- государственных и муниципальных учреждений и предприятий;
- юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в уставном капитале, а также пользующихся льготами по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;
- воинских частей, военных учреждений и организаций;
- правоохранительных органов, судов;
- организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;
- религиозных организаций;
- анонимные пожертвования.
13. Под анонимным пожертвованием понимается пожертвования гражданина, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, или если им указаны недостоверные сведения о себе.
14. Запрещается внесение в избирательный фонд кандидата, политической партии денежных средств юридическими, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющими задолженность перед государственным бюджетом или Социальным фондом Кыргызской Республики. Кандидат, политическая партия не несут ответственности в случае перечисления указанными юридическими и физическими лицами денежных средств в избирательный фонд. В случае если в избирательный фонд кандидата, политической партии поступили денежные средства от вышеуказанных физических и юридических лиц, то по решению суда банковское или иное учреждение обязано перечислить эти средства в специальный фонд Центральной избирательной комиссии, которая, в свою очередь, перечисляет данные средства в государственный бюджет или Социальный фонд Кыргызской Республики.
4. Перечисление денежных средств в избирательные фонды
15. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, политической партии принимаются от физических и юридических лиц, как в безналичной, так и в наличной форме расчетов, в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
16. Добровольные пожертвования в соответствующий избирательный счет кандидата, политической партии, поступившие от физических лиц, принимаются учреждениями банка только по предъявлению паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Кыргызской Республики. В платежных документах указываются фамилия, имя и отчество гражданина, внесшего пожертвование, дата рождения, адрес места жительства (регистрации), серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, которые сверяются банковским работником с данными паспорта или заменяющего его документа. В квитанциях на взнос денег наличными полные данные гражданина, внесшего пожертвование, указываются в графе "назначение платежа". При перечислении указанных средств из банка, получившего денежные средства в банк, в котором находится избирательный фонд кандидата, политической партии, данные о гражданине, внесшем пожертвование, в платежном поручении, должны быть указаны полностью.
17. Добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, политической партии, поступившие от юридических лиц, принимаются учреждениями банков только по предъявлении справок об отсутствии задолженности перед бюджетом из соответствующего управления налоговой службы и отделения Социального фонда Кыргызской Республики. В платежных документах юридических лиц в графе "назначение платежа" должны содержаться следующие сведения - идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, адрес местонахождения.
5. Учет и расходование средств избирательных фондов
18. Средства избирательных фондов могут использоваться:
- на финансовое обеспечение организационно-технических мер по регистрации кандидата, списка кандидатов;
- на предвыборную агитацию;
- на оплату труда граждан за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), непосредственно связанные с проведением выборной кампании;
- на оплату аренды помещений, оборудования, командировочных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплату других расходов, непосредственно связанных с проведением предвыборной кампании.
19. Кандидатам, политическим партиям запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ и услуг, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
20. Кандидаты, политические партии обязаны не реже одного раза в неделю знакомиться с информацией об источниках и размерах поступлений денежных средств на счет своего избирательного фонда в учреждении банка.
Кандидаты, политические партии обязаны вести учет поступления и расходования денежных средств на счету своего избирательного фонда по форме N 4 (прилагается).
21. Банковские или иные учреждения обязаны еженедельно, по требованию Центральной избирательной комиссии в течение 24 часов представлять в территориальную избирательную комиссию, которая зарегистрировала кандидата, информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете кандидата, политической партии.
Указанные сведения предоставляются на бумажном носителе с подписью руководителя и печатью банковского учреждения, а также на электронной носителе не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня голосования - один раз в три операционных дня. Положение о предоставлении этих сведений включается в договор на обслуживание банковского счета.
22. Все финансовые операции, в том числе расчеты с физическими и юридическими лицами по специальным счетам прекращаются в 18.00 часов дня, предшествующего дню голосования. Расчеты между кандидатом, политической партией и юридическими лицами за выполнение определенных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
23. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходов из указанных фондов устанавливается законами Кыргызской Республики.
6. Расчеты кандидатов с гражданами и юридическими лицами
24. Платные работы и услуги, выполняемые гражданами и юридическими лицами для кандидатов, политических партий должны оформляться в письменной форме (договор, счет, акт). Договора должны содержать реквизиты сторон, сведения об объеме поручаемой работы, ее стоимость, расценок по видам работ (калькуляция, смета), порядок оплаты, сроки выполнения работ, ответственность сторон и другие условия. Договоры о привлечении кандидатами, политическими партиями граждан к выполнению работ и оказанию услуг могут быть заключены только с совершеннолетними гражданами Кыргызской Республики.
Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки-передачи или накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком (уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, политической партии) и исполнителем.
25. Граждане и юридические лица при формировании заказов, связанных с производством, размещением и распространением агитационных предвыборных материалов кандидата, политической партии представляют в редакцию периодического печатного издания, организацию телерадиовещания, на предприятие, осуществляющее выпуск агитационной продукции, по форме, приведенной в приложении N 6, письменное подтверждение согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата на выполнение данных работ (оказание услуг) и их оплату из избирательного фонда.
26. Запрещается предоставление эфирного времени и изготовление агитационных печатных материалов кандидатов без предварительной оплаты из средств избирательного фонда кандидата, политической партии. Копия платежного (расчетного) документа с отметкой банка или копия квитанции к приходному кассовому ордеру должна быть представлена кандидатом, политической партией не позднее, чем за два дня до дня опубликования предвыборного агитационного материала, до предоставления эфирного времени организацией телерадиовещания. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания, предоставление печатной площади редакциями периодических печатных изданий не допускается.
27. Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация из избирательного фонда какого кандидата, политической партии была произведена оплата соответствующих печатных материалов.
28. Договора или соглашения по оплате из специальных счетов не могут заключаться позднее дня, предшествующего дню выборов.
29. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата, списка кандидатов, только через избирательные фонды. Осуществление материальной поддержки предвыборной деятельности кандидата, списка кандидатов путем предоставления материальных ценностей во временное пользование возможно только при условии заключения соответствующих договоров и оплаты из средств избирательного фонда.
30. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам работ, услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами, а также физическими лицами.
7. Избирательный залог
31. Избирательный залог устанавливается в следующем размере:
1) в Бишкекский и Ошский городские кенеши - в пятисоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;
2) в городские кенеши, за исключением городов, указанных в подпункте 1 пункта 31 - в двухсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя;
3) (утратил силу в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии от 24 октября 2012 года №125).
32. Внесенный избирательный залог возвращается политической партии после проведения выборов, если за список партии проголосовало не менее 15 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. Оставшаяся сумма залога используется Центральной избирательной комиссией целевым назначением на подготовку и проведение выборов, совершенствование избирательной системы.
Внесенный избирательный залог возвращается политическим партиям, получившим необходимое количество голосов, после представления отчета о размерах и источниках создания своего фонда, а также всех произведенных затратах в Центральную избирательную комиссию.
(в редакции постановления Центральной избирательной комиссии от 24 октября 2012 года №125)
8. Отчетность и контроль
41. Кандидаты, политические партии обязаны представить в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а также в Центральную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах (приложения 4 (четыре) и 7 (семь)).
Отчет представляется на бумажном носителе и в электронной версии в следующем порядке:
1) первый финансовый отчет - не позднее, чем за 10 дней до дня голосования;
2) второй итоговый финансовый отчет - не позднее, чем через 10 дней после дня голосования. Сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более, чем на 3 дня.
К итоговому отчету прилагаются:
1) первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда;
2) экземпляры или копии всех предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства), организации (лица), изготовившей и заказавшей эти материалы. При отсутствии технических возможностей агитационные материалы могут представляться в виде фотокопий.
42. Первичные финансовые документы в финансовом отчете должны быть подобраны в хронологической последовательности, по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом за основу принимаются выписки из специальных счетов избирательного фонда, к которым прилагаются необходимые документы, послужившие основанием для зачисления, либо списания денежных средств со счета.
43. Итоговый финансовый отчет должен быть представлен в сброшюрованном виде, и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. При возникновении вопросов по запросу Центральной избирательной комиссии, уполномоченные представители кандидатов, политических партий, представляют пояснительную записку к финансовому отчету.
44. Финансовый отчет подписывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Представление кандидатами, политическими партиями итоговых финансовых отчетов в соответствующую территориальную избирательную комиссию, в Центральную избирательную комиссию оформляется актами приема.
45. До сдачи финансового отчета все наличные средства, оставшиеся у кандидатов, политических партий должны быть возвращены на соответствующий специальный избирательный счет.
46. Остатки денежных средств на счету кандидата, политической партии возвращаются ими пропорционально вложенным средствам организациям и лицам, осуществившим пожертвования и перечисления в избирательный фонд, с разрешения Центральной избирательной комиссии до сдачи финансового отчета. Возврат указанных сумм производится за вычетом расходов предприятий связи на их пересылку. Сумма средств, оставшаяся на счете по истечении 20 календарных дней после опубликования результатов выборов, перечисляется банковским или иным учреждением в доход государственного бюджета.
47. Обязанность сдачи финансового отчета кандидата, политической партии возлагается на самого кандидата, политическую партию, а также на уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
9. Ответственность за нарушения финансовой дисциплины
48. Ответственность за нарушение порядка формирования и использования средств избирательного фонда, несвоевременное представление отчетности по установленным настоящей инструкцией формам и недостоверность данных, содержащихся в отчетах, несет уполномоченный распоряжаться средствами избирательного фонда - уполномоченный представитель кандидата, политической партии по финансовым вопросам, а также сами кандидаты, политические партии.
49. В случае использования кандидатом, политической партией при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 0,5 процента от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, либо превышения кандидатом расходов из средств своего избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата Центральная избирательная комиссия или суд вправе отменить регистрацию кандидата не позднее, чем за 3 календарных дня до дня голосования.
50. В целях установления факта нарушения Центральная избирательная комиссия вправе обратиться за содействием в органы государственной власти, правоохранительные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия.