ПОЛОЖЕНИЕ О порядке управления схемами и границами избирательных округов и избирательных участков

Утверждено
постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики
от 28 июля 2025 года № 41

ПОЛОЖЕНИЕ

О порядке управления схемами и границами избирательных округов и избирательных участков

1. Общие положения

1. Настоящее Положение «О порядке управления схемами и границами избирательных округов и избирательных участков» (далее - Положение) разработано в соответствии с конституционными Законами Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», законами Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

2. Настоящее Положение определяет порядок управления схемами и границами избирательных округов и избирательных участков в зависимости от численности избирателей на соответствующих территориях.

2. Порядок образования и управления схемами и границами избирательных округов на выборах Президента

3. Избирательным округом для проведения выборов Президента Кыргызской Республики является вся территория Кыргызской Республики.

4. При проведении выборов Президента избиратели, проживающие или находящиеся за пределами территории Кыргызской Республики, считаются приписанными к единому избирательному округу.

3. Порядок образования и управления схемами и границами избирательных округов на выборах депутатов Жогорку Кенеша

5. Для проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша образуются 30 многомандатных избирательных округов, в каждом из которых избираются по 3 депутата Жогорку Кенеша.

6. Проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша по многомандатным избирательным округам осуществляется в избирательных округах, образуемых на основе данных, представляемых уполномоченными государственными органами в сфере регистрации и документирования населения, управления земельными ресурсами, а также органами местного самоуправления не позднее 3 календарных дней после назначения дня выборов.

7. Центральная избирательная комиссия формирует и утверждает схему и границы избирательных округов не позднее 7 календарных дней после назначения дня выборов.

В схеме избирательных округов должны быть указаны границы избирательных округов, перечень населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, наименование, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе.

8. При образовании избирательных округов должны соблюдаться следующие требования:

– примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов;

– избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий.

9. При соблюдении требований, указанных в пунктах 7 и 8 настоящей главы, как правило, учитывается административно-территориальное деление республики.

10. Списки избирательных округов с указанием их границ и адресов окружных, территориальных избирательных комиссий, включая их графическое изображение, должны быть опубликованы на официальном сайте Центральной избирательной комиссии и в средствах массовой информации в течение 5 календарных дней со дня утверждения схемы и границ избирательных округов.

11. Изменение местонахождения избирательных комиссий может осуществляться по предложению окружной избирательной комиссии.

12. При проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша избиратели, проживающие или находящиеся за пределами территории Кыргызской Республики, приписываются к многомандатным избирательным округам на территории Кыргызской Республики.

Порядок приписки к многомандатному избирательному округу на территории Кыргызской Республики определяется Центральной избирательной комиссией по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел Кыргызской Республики.

4. Порядок образования и управления схемами и границами избирательных округов на выборах депутатов местных кенешей.

13. В зависимости от системы выборов образуются единые избирательные округа и многомандатные избирательные округа на основе данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

14. Проведение выборов депутатов местного кенеша по многомандатным избирательным округам осуществляется в избирательных округах, образуемых на основе данных, представляемых уполномоченными государственными органами в сфере регистрации населения, управления земельными ресурсами, органами местного самоуправления не позднее 3 календарных дней после назначения дня выборов.

15. При образовании избирательных округов должны соблюдаться следующие требования:

1) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей, как правило, не более чем на 15 процентов,

а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 20 процентов;

2). избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий.

В схеме избирательных округов должны быть указаны границы избирательных округов, перечень населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, наименование, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе.

16. При проведении выборов депутатов местных кенешей по пропорциональной системе единым избирательным округом является вся территория соответствующей административно-территориальной единицы.

17. Для проведения выборов депутатов местных кенешей по многомандатным избирательным округам территориальные избирательные комиссии разрабатывают схему и границы избирательных округов по предложению органов местного самоуправления, с учетом положений, установленных настоящим Законом, не позднее чем за 50 календарных дней до дня голосования и вносят их для утверждения Центральной избирательной комиссии.

18. Центральная избирательная комиссия рассматривает и утверждает схему и границы избирательных округов по предложению территориальных избирательных комиссий.

19. Центральная избирательная комиссия публикует схему и границы избирательных округов в средствах массовой информации с указанием их границ и адресов не позднее 5 календарных дней со дня их утверждения.

5. Порядок образования и управления схемами и границами избирательных участков.

20. Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.

21. Центральная избирательная комиссия рассматривает и утверждает схемы и границы избирательных участков по предложению окружных, территориальных избирательных комиссий, согласованному с органами местного самоуправления, представленному согласно утвержденной форме (прилагается).

22. Схемы и границы избирательных участков на выборах Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, депутатов местных кенешей формируются сроком на 5 лет из расчета, как правило, не более 3000 избирателей на каждом участке.

Не допускается пересечение границ избирательных округов с границами участков.

23. При проведении выборов допускается превышение численности избирателей на каждом избирательном участке, как правило, не более чем 3000 избирателей по согласованию с органами местного самоуправления

и их обоснованными предложениями в случаях географических особенностей данной местности, отсутствие возможности открытия нового избирательного участка на данной территории, невозможности отнесения улицы (части улиц) близлежащему избирательному участку и иных случаях.

24. Перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, по предложению территориальных избирательных комиссий и органов местного самоуправления.

Схемы и границы избирательных участков могут быть изменены Центральной избирательной комиссией по предложению окружных, территориальных избирательных комиссий и органов местного самоуправления.

25. В случае превышения на избирательном участке установленного показателя избирателей, соответствующая окружная, территориальная избирательная комиссия по согласованию с органами местного самоуправления вносит предложение в Центральную избирательную комиссию о необходимости открытия нового избирательного участка.

26. В случае отсутствия возможности открытия нового избирательного участка окружная, территориальная избирательная комиссия вносит предложение в Центральную избирательную комиссию об отнесении улиц (части улиц) в другой близлежащий избирательный участок с учетом создания максимальных удобств для их голосования.

27. Центральная избирательная комиссия рассматривает предложения окружной, территориальной избирательной комиссии, согласованное с органами местного самоуправления об открытии нового избирательного участка или отнесении улиц (части улиц) в другой близлежащий избирательный участок и принимает соответствующее решение.

28. Центральная избирательная комиссия публикует схемы и границы избирательных участков в средствах массовой информации с указанием границ и адресов не позднее пяти календарных дней со дня их утверждения и передает уполномоченному государственному органу в сфере регистрации и документирования населения.

29. Для отображения границ избирательных участков на электронной карте Геоинформационной системы Адресного регистра системный администратор территориальной избирательной комиссии производит определение и формирование границ, привязку жилых строений и улиц к избирательному участку.

6. Порядок взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления по определению схем и границ избирательных округов и избирательных участков.

30. В процессе определения схем и границ избирательных округов и избирательных участков Центральная избирательная комиссия взаимодействует с уполномоченным государственным органом в сфере статистики, с уполномоченным государственным органом в сфере регистрации и документирования населения, с уполномоченным государственным органом в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, управления земельными ресурсами, а также ведения адресного регистра и органами местного самоуправления. Уполномоченные органы несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность предоставляемой ими информации. Взаимодействие осуществляется в том числе с применением системы электронного межведомственного взаимодействия, утвержденного законодательством.

31. В процессе выработки схем и границ избирательных округов и избирательных участков органы местного самоуправления взаимодействуют с уполномоченным органом в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, управления земельными ресурсами, а также ведения адресного регистра и осуществляют следующую совместную работу:

– инвентаризация населенных пунктов и улиц, расположенных в пределах границ каждого избирательного участка;

– уточнение названий поселков, сел по Государственному классификатору системы обозначений объектов административно-территориальных и территориальных единиц Кыргызской Республики (СОАТЕ);

– постановка на учет каждого строения, их нумерация;

– постоянная актуализация вновь зарегистрированных объектов;

– направление соответствующих документов в территориальные подразделения уполномоченного государственного органа по ведению кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество;

– уточнение схем и границ избирательных округов и избирательных участков совместно с соответствующими территориальными избирательными комиссиями.

32. Центральная избирательная комиссия при необходимости вправе запрашивать информацию у соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления.

7. Образование избирательных участков за пределами Кыргызской Республики

33. На выборах Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики избирательные участки образуются по предложению государственного органа Кыргызской Республики в сфере иностранных дел, по согласованию с соответствующими органами страны аккредитации, как правило, на территории заграничных учреждений Кыргызской Республики.

34. Территория заграничных учреждений Кыргызской Республики является границей избирательных участков.

35. В случае если на одной территории количество избирателей, проживающих или находящихся за пределами Кыргызской Республики, превышает установленный законом показатель количества избирателей, по предложению органа, ведающего вопросами иностранных дел, и по согласованию с компетентными органами страны аккредитации могут быть образованы два и более избирательных участка в одном помещении.

36. Информация об избирательных участках, образованных за пределами Кыргызской Республики, размещается на сайтах Центральной избирательной комиссии, дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств государственных органов Кыргызской Республики за рубежом, аккредитованных в стране пребывания, не позднее 5 календарных дней со дня их утверждения.