ЦИК КР: возможность подкупа через электронные кошельки и платежные терминалы будут строго мониториться, в том числе платежи из зарубежных источников (обновлено)
16 ноября 2021
В ЦИК с участием НБКР, коммерческих банков, операторов платежных систем и Государственной службы финансовой разведки 15 и 16 ноября прошло два совещания по вопросам взаимодействия против рисков подкупа голосов избирателей через электронные кошельки и платежные терминалы.
В совещаниях приняли участие Председатель ЦИК КР Н.Шайлдабекова, члены ЦИК И. Гайпкулов, К.Маматов, А.Жупуева, Председатель Государственной службы финансовой разведки К.Тургунбеков и ее представители, заместитель Председателя Национального банка КР З.Чокоев и его представители, представители коммерческих банков «РСК Банк» и «Айыл Банк», коммерческих банков – разработчиков электронных кошельков «Компаньон» (Компаньон, Umai), «Коммерческий банк «Кыргызстан»» (Mbank, Namba One), «Дос-Кредобанк» (Balance, Megapay, О! Деньги), и операторы платежных систем - Межбанковский Процессинговый Центр, Pay24, QuickPay, «BM Technologies», «Региональные платежные системы», «Моментальные платежи», «Грин Телеком Сервис» и др.
На мероприятиях были рассмотрены вопросы взаимодействия между ведомствами по проведению мониторинга платежей через неидентифицируемые платежные системы и меры по исключению рисков подкупа голосов избирателей через электронные кошельки и платежные терминалы на предстоящих выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Со стороны ЦИК контроль по формированию и расходованию средств избирательных фондов кандидатов, политических партий осуществляет Контрольно-ревизионная группа (КРГ).
Предусмотренные законодательством процедуры ведения специальных счетов избирательных фондов минимизировали риски поступления денежных средств от неидентифицированных источников, либо перечисления им – в рамках избирательных фондов.
Возможности применяемой для контроля автоматизированной системы АИС ЦИК позволяют идентифицировать каждого отправителя и получателя денежных средств на счетах избирательных фондов.
По вопросу возможного использования электронных кошельков и платежных терминалов для подкупа голосов избирателей участники совещания определили, что наиболее вероятным в этом случае является использование неучтенных, «теневых» денежных средств (в наличной и безналичной форме), используемых помимо специальных счетов избирательных фондов, которые могут быть осуществлены в том числе через неидентифицируемые платежные системы, каковыми являются, например, платежные терминалы.
Участники совещания в ходе обмена мнениями пришли к следующему решению по выявлению возможных случаев подкупа избирателей через электронные кошельки и платежные терминалы:
- В рамках своих полномочий ЦИК, НБКР, коммерческие банки, операторы платежных систем, Государственная служба финансовой разведки будут осуществлять мониторинг банковских платежей, платежей через мобильные приложения банковских учреждений и операторов мобильной связи, платежей через платежные терминалы операторов платежных систем в избирательный период, особенно за 2 недели до даты выборов (с 15 ноября по 28 ноября 2021 года) и после выборов (c 29 ноября по 18 декабря 2021 года);
- Подозрительными платежами считать массовый характер их применения в этот период и др.
Предпринимаемые меры должны стать барьером для попыток заинтересованных лиц осуществлять подкуп избирателей, в том числе из зарубежных источников.
КРГ ЦИК напоминает, что согласно Уголовному Кодексу Кыргызской Республики:
- использование средств вне избирательных фондов является уголовным нарушением порядка финансирования избирательной кампании, которое в том числе служит основанием для отмены регистрации кандидата, списков кандидатов;
- подкуп голосов избирателей является уголовно наказуемым преступлением, влекущим ответственность до 260 тыс. сомов штрафа или лишение свободы до 2 лет 6 месяцев.
Контрольно-ревизионная группа ЦИК КР