ЦИК КР и представители правоохранительных органов и г.Нарын обсудили межведомственное взаимодействие в ходе выборов
02 октября 2021
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики при поддержке ПРООН провела тренинг для правоохранительных органов г.Нарын по выработке мер и реагированию на нарушения норм избирательного законодательства.
Обучение было организовано в рамках обеспечения устойчивости и системности повышения квалификации правоохранительных органов в реагировании на нарушения на всех этапах выборного процесса.
С учетом формирования нового подхода к процессу обучения на тренинги были приглашены наиболее квалифицированные, опытные представители органов следствия, дознания, сотрудники службы общественной безопасности, а также преподаватели учебных заведений правоохранительных органов. На обучении представителей правоохранительных органов информировали об особенностях предстоящего выборного процесса, его этапах.
Председатель ЦИК КР Н.Шайлдабекова подчеркнула, что многосудебность требует от правоохранителей и иных госорганов выстраивания отношений со всеми субъектами выборов.
“На предыдущих парламентских выборах в 2015 году явка избирателей была 56%, в 2020 года – 59%. В этот раз в парламентских выборах участвует очень много кандидатов, поэтому явка может быть выше, чем ранее. В связи с большим количеством индивидуальных кандидатов явка может выше, чем всегда.
Следует принимать во внимание, что выборный процесс имеет политический характер. Любое затягивание сроков рассмотрения поступивших сигналов в отношении кандидатов или, наоборот, несоразмерные действия в отношении кандидатов или партий, могут стать причиной конфликтогенности. Многосубъектность возрастает за счет суммарного числа кандидатов и партий.
Необходимо разделять взаимодействие по вопросам компетенции правоохранительных органов и содействие избирательным комиссиям, когда нарушения входят в компетенцию избирательных комиссий, но требуется содействие правоохранителей. Например, при порче агитационных материалов, правоохранительные органы собирают материалы, направляют в комиссию, которая принимает решение о наложении штрафа. При этом взаимодействие осуществляется по подкупу, административному ресурсу, которые входят в сферу компетенции органов внутренних дел и прокуратуры. ЦИКу важно по таким нарушениям своевременно получить заключение, без которого избирательные комиссии даже при наличии общественного резонанса не могут применять меры ответственности”, - пояснила она.
Было сказано, что в соответствии со ст.5 Конституционного закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий: предоставлять необходимое оборудование, транспортные средства, телефонизированные помещения, в том числе помещения для хранения технологического оборудования, избирательных документов, а также обеспечивать их охрану; предоставлять необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, безотлагательно, либо в трехдневный срок, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Было подчеркнуто, что день голосования и предшествующий ему день для судов, органов прокуратуры, органов внутренних дел являются рабочими днями.
На тренинге большое внимание было уделено конституционно-правовой ответственности в ходе выборного процесса. Отмечены особенности этой ответственности: ответственность предусмотрена самим избирательным законодательством; большое количество санкций, реализуемых во внесудебном порядке, на основе решений избирательных комиссий; санкции в избирательном праве имеют кратковременный характер, т.е. меры принуждения по избирательному законодательству применяются лишь в период проведения конкретной избирательной кампании.
“главная цель выборов – легитимизация органов власти. Конституционно правовая-ответственность применяется в избирательном процессе для недопущения недобросовестных кандидатов к управлению страной. Ошибочно считать, что применение мер конституционно-правовой ответственности и мер уголовной ответственности, - это двойная ответственность, это разные по содержанию меры. ЦИК расформировала избирательные комиссии, которые шли на сговор в нарушителями. Общество уже не терпит подобные нарушения. Необходимо обратить внимание на соразмерность ответственности нарушениям. Предупреждение – это серьезный вид конституционно-правовой ответственности, неоднократность может повлечь удаление партии или кандидата из выборов”, - отметила председатель ЦИК КР.