Суд отказал партии “Актив” в иске к ЦИК по отмене решения о досрочных выборах Президента КР
27 октября 2020
Сегодня, 27 октября, административный суд г. Бишкек принял решение отказать в удовлетворении административного иска политической партии “Актив” к Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики об отмене решения от 24 октября 2020 года №263 “О досрочных выборах Президента Кыргызской Республики” на 10 января 2021 года.
В обосновании своих требований политическая партия “Актив” заявила, что решение о назначении досрочных выборов было принято Центральной избирательной комиссией на основании части 1 статьи 68 Конституции Кыргызской Республики и частей 2,3,4 статьи 48 конституционного Закона “О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”. В своем решении от 24 октября 2020 года ЦИК КР правильно указывает, что “15 октября 2020 года Президент Кыргызской Республики Жээнбеков С.Ш. сделал публичное заявление о досрочном прекращении своих полномочий, добровольной отставке. 16 октября 2020 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики заслушал заявление Жээнбекова С.Ш. о досрочном прекращении своих полномочий». И далее ЦИК указывает, что, в соответствии с частью 2 статьи 48 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «досрочные выборы Президента назначаются Жогорку Кенешем в случаях, предусмотренных Конституцией, не позднее недельного срока со дня прекращения полномочий Президента и должны быть проведены в 3-месячный срок со дня прекращения полномочий действующего Президента. Сроки избирательных действий, установленные настоящим конституционным Законом, в этом случае сокращаются на четверть».
Однако, указывая, что “соответственно, досрочные выборы Президента Кыргызской Республики должны быть проведены до 16 января 2021 года включительно, в выходной день» и, определяя дату проведения досрочных выборов на 10 января 2020 года, со стороны ЦИК нарушены часть 1 статьи 68 Конституции, согласно которой “досрочные выборы проводятся в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий Президента”. Политическая партия посчитала, что досрочные выборы должны быть назначены на 15 января 2021 года, а не на 10 января.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Конституции Кыргызской Республики досрочные выборы проводятся в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий Президента. Согласно частей 2,3,4 статьи 48 конституционного Закона “О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”, досрочные выборы Президента Кыргызской Республики назначаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных Конституцией, не позднее недельного срока со дня прекращения полномочий Президента и должны быть проведены в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий действующего Президента.
В случае, если Жогорку Кенеш не назначает выборы или досрочные выборы Президента в сроки, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выборы или досрочные выборы Президента считаются назначенными. В таких случаях днем назначения выборов считается день, следующий за днем истечения сроков назначения выборов.
Центральная избирательная комиссия при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи, не позднее двух календарных дней со дня, когда выборы стали считаться назначенными, официально публикует в СМИ дату проведения выборов или досрочных выборов Президента и организует подготовку и проведение выборов в сроки, установленные настоящим конституционным законом.
Так, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в срок до 23 октября 2020 года досрочные выборы Президента Кыргызской Республики не были назначены.
В этой связи Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики было принято решение от 24 октября 2020 года №263 “О досрочных выборах Президента Кыргызской Республики” на 10 января 2021 года.
Таким образом, Центральная избирательная комиссия действовала в соответствии с нормами Конституции и конституционного закона.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Информационный отдел ЦИК КР