ПОЛОЖЕНИЕ о статусе представителей кандидата, политической партии при выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики

Утверждено

постановлением Центральной комиссии по выборам

и проведению референдумов Кыргызской Республики

от 11 октября 2016 года № 153

ПОЛОЖЕНИЕ
о статусе представителей кандидата, политической партии при выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики

(В редакции постановления Центризбиркома КР от 9 февраля 2020 года № 36)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение «О статусе представителей кандидата, политической партии при выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики» (далее - Положение) регулирует правовой статус представителей кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов в депутаты местных кенешей (представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, доверенных лиц, наблюдателей) при проведении выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики.

1.2. Целью настоящего Положения является обеспечение подлинно свободных, справедливых и прозрачных выборов в Кыргызской Республике, реализации избирательного права граждан и их объединений, создание равных условий кандидатам, выдвинутым путем самовыдвижения, а также кандидатов, выдвинутых в списках политической партии.

1.3. Настоящее Положение подготовлено на основе требований Конституции, Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

1.4. В порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» в настоящем положении, под термином кандидат понимается:

- кандидат в депутаты местных кенешей, выдвинутый путем самовыдвижения;

- политическая партия, выдвинувшая список кандидатов в депутаты местных кенешей.

 

1.5. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики представителями кандидата являются:

- представитель кандидата, политической партии в избирательных комиссиях,

- уполномоченный представитель по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе уполномоченный представитель по финансовым вопросам,

- доверенное лицо,

- наблюдатель, представляющий кандидата.

2. Представитель кандидата в избирательных комиссиях

2.1. Кандидаты, после прохождения регистрации, вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию своего представителя (далее - представитель в избирательной комиссии) с представлением документов, удостоверяющих его личность, сведений о месте его основной работы (роде занятий), полного адреса постоянного места жительства и контактных данных.

2.2. Полномочия представителя в избирательной комиссии начинаются с момента его регистрации в соответствующей избирательной комиссии.

2.3. Представителем в избирательной комиссии вправе быть гражданин Кыргызской Республики, достигший 21 года, обладающий активным избирательным правом и постоянно проживающий на территории Кыргызской Республики.

2.4. Представителем в избирательной комиссии не вправе быть:

- депутаты Жогорку Кенеша, местных кенешей;

- кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местных кенешей;

- лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности;

- государственные гражданские и муниципальные служащие;

- члены избирательных комиссий;

-судьи, работники правоохранительных и фискальных органов;

- религиозные деятели;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

2.5. Представитель в избирательной комиссии не может быть одновременно представителем в иной избирательной комиссии.

2.6. Представитель в избирательной комиссии не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения, если он является членом и (или) учредителем средства массовой информации или интернет-издания, работником государственного или муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов.

2.7. Представителю в избирательной комиссии выдается удостоверение установленного Центральной избирательной комиссией образца.

2.8. Полномочия представителя в избирательной комиссии:

2.8.1. Представитель в избирательной комиссии вправе:

1) знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании избирательной комиссии;

2) вносить в повестку дня заседаний избирательной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним;

3) присутствовать и участвовать в прениях на всех заседаниях избирательной комиссии;

4) задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

5) знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий, непосредственно связанными с выборами, и получать их копии (за исключением документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном законом);

6) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в предусмотренном законом порядке;

7) проверять соответствие предъявленного документа личности избирателя и правильность получения бюллетеня.

2.8.2. Представитель в избирательной комиссии не вправе:

1) участвовать в проводимых избирательной комиссией проверках;

2) давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени избирательной комиссии;

3) составлять протоколы об итогах голосования и результатах выборов;

4) участвовать в голосовании при принятии решений, отнесенных к полномочиям избирательной комиссии;

5) подписывать решения и протоколы избирательной комиссии.

2.8.3. Полномочия представителя в избирательной комиссии в любое время могут быть прекращены по решению кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов и переданы другому лицу.

Полномочия представителя в избирательной комиссии также прекращаются в случае отмены регистрации списка кандидатов.

Полномочия представителя в избирательной комиссии прекращаются после официального опубликования результатов выборов.

В случае обжалования кандидатом, политической партией итогов голосования, результатов выборов полномочия представителя в избирательной комиссии прекращаются после вынесения судом окончательного решения по существу жалобы.

3. Уполномоченные представители

3.1. Кандидаты, политические партии назначают не более двух уполномоченных представителей, которые представляют соответствующих кандидатов, политические партии по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе и по финансовым вопросам.

3.2. Список уполномоченных представителей кандидата, политической партии представляется в соответствующую избирательную комиссию с указанием полномочий, фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и даты его выдачи, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), номера телефона каждого уполномоченного представителя, а для уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам - также права подписи финансовых документов. К указанному списку, представляемому в избирательную комиссию, прилагается также письменное согласие каждого перечисленного лица осуществлять указанную деятельность. При этом кандидат, политическая партия подтверждают соответствие уполномоченного представителя требованиям статьи 21 закона и несут ответственность за представленные сведения в соответствии с законодательством.

3.3. Территориальная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня поступления необходимых документов выдает регистрационные свидетельства уполномоченным представителям либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации в соответствии с законом.

3.4. Уполномоченными представителями не могут быть:

- депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша,

- кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша,

- лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности,

- государственные гражданские и муниципальные служащие,

- члены избирательных комиссий,

- судьи,

- работники правоохранительных и фискальных органов,

- религиозные деятели,

- иностранные граждане и лица без гражданства.

3.5. Уполномоченный представитель кандидата считается назначенным, приобретает права и обязанности уполномоченного представителя после выдачи регистрационного свидетельства.

Утратила силу в соответствии с конституционным Законом КР от 8 августа 2019 года N 116

3.7. Уполномоченный представитель:

1) представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, списка кандидатов;

2) получает от избирательной комиссии подтверждение в письменной форме (справку) о приеме документов на регистрацию;

3) проводит предвыборную агитацию, распространяет агитационные материалы;

4) вправе участвовать в жеребьевках, проводимых избирательными комиссиями при определении порядка предоставления эфирного времени кандидатам, политическим партиям;

5) вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий по вопросам, которые имеют отношение к кандидату, политической партии назначивших уполномоченного представителя;

6) осуществляет иные полномочия по поручению кандидата, политической партии.

3.8. Кандидат, политическая партия вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего уполномоченного представителя.

3.9. Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя кандидата, политической партии, в том числе представителя по финансовым вопросам, осуществляется в порядке, предусмотренном соответственно пунктами - 3.1.-3.7. настоящего Положения.

3.10. Срок полномочий уполномоченных представителей кандидата истекает с момента утраты статуса кандидата всеми кандидатами, выдвинутыми в составе списка кандидатов политической партией по единому избирательному округу, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей кандидата, политической партии по финансовым вопросам истекает через 20 календарных дней со дня определения результатов выборов.

4. Доверенные лица

4.1. Кандидат, политические партии вправе назначать своих доверенных лиц.

Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, на основании письменного заявления кандидата, представления политической партии и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Избирательная комиссия выдает доверенному лицу удостоверение установленного Центральной избирательной комиссией образца.

4.2. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, на основании письменного заявления кандидата, представления политической партии и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Избирательная комиссия выдает доверенному лицу удостоверение установленного Центральной избирательной комиссией образца.

4.3. Доверенными лицами не могут быть:

- депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша,

- кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша,

- лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности,

- государственные гражданские и муниципальные служащие,

- члены избирательных комиссий,

- судьи,

- работники правоохранительных и фискальных органов,

- религиозные деятели,

- иностранные граждане и лица без гражданства.

4.4. Доверенные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных им кандидатами, политическими партиями.

4.5. Доверенные лица вправе:

1) осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата, списка кандидатов, представлять их предвыборные программы;

2) выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;

3) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

4) находиться на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;

5) знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;

6) получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями;

7) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.

4.6. Доверенные лица не вправе:

1) вмешиваться в работу избирательных комиссий;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени;

3) вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через средства массовой информации в случае, если они являются журналистами, творческими работниками либо должностными лицами редакций этих средств массовой информации.

4.7. Кандидаты, политические партии, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать доверенных лиц, уведомив об этом территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в территориальную избирательную комиссию выданное ему удостоверение и письменно уведомив об этом назначившего его кандидата, политическую партию.

4.8. Полномочия доверенных лиц прекращаются по обстоятельствам, указанным в пункта 4.7.настоящегоположения, либо вместе с утратой статуса уполномочившим их зарегистрированными кандидатом политической партией, выдвинувшей кандидатов, а также политической партией выдвинувшей список кандидатов.

5. Наблюдатели

5.1. Кандидат, политическая партия, выдвинувшая кандидатов вправе назначать наблюдателя, который вправе осуществлять наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством.

5.2. Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от направившего его кандидата, политической партии.. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, постоянное место жительства наблюдателя, номера избирательных участков, наименования избирательных комиссий, в которые он направляется, а также производится запись об отсутствии у него ограничений, предусмотренных законом. Направление считается действительным при наличии подписи кандидата или печати политической партии и предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

5.3. Наблюдателем вправе быть гражданин Кыргызской Республики, достигший на день голосования 18 лет, и обладающий активным избирательным правом.

5.4. Наблюдатель вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;

3) осуществить наблюдение за ходом учета избирателей;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;

5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;

9) свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях;

10) наблюдать за установленным порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;

11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в установленном законом порядке;

15) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

16) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества;

17) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись с места определенного председателем избирательной комиссии, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования и подведению итогов голосования.

5.5. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

6. Полномочия представителей на разных стадиях избирательного процесса

6.1. Представители кандидата (далее - представители) участвуя в выборах, кроме перечисленных выше полномочий, осуществляют и иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

6.2. Так при проведении предвыборной агитации представители, за исключением наблюдателей, вправе:

- участвовать в организации и проведении агитационной кампании;

- участвовать в совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания;

- распространять агитационные материалы;

- участвовать в иных агитационных мероприятиях.

При проведении предвыборной агитации представители не вправе:

- злоупотреблять свободой средств массовой информации, то есть запрещается пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики;

- осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства избирателям; вручать подарки и иные материальные ценности избирателям; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги;

- с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов заниматься благотворительной деятельностью;

- допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов.

 

6.3.В день голосования в помещении для голосования представители вправе:

- присутствовать на вскрытии опечатанного сейфа (шкафа), в котором находятся список избирателей данного участка, избирательные бюллетени и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения;

- присутствовать на оглашении числа включенных в список избирателей;

- визуально знакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей;

- осматривать пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии;

- подписывать контрольные листы и наблюдать за опусканием их в ящики для голосования;

- присутствовать при пересчете и оглашении количества избирательных бюллетеней и визуально ознакомиться;

- наблюдать за внесением числа избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.

Представители также вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. При этом представители также вправе осматривать пустые ящики для голосования вне помещения для голосования и подписывать контрольные листы, опускаемые в ящики для голосования.

6.4. При подсчете голосов избирателей представители вправе:

- присутствовать при подсчете голосов избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех представителей в избирательных комиссиях. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете;

- производить фотографирование, кино-, видеосъемку;

- знакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии с рассортированными избирательными бюллетенями;

- требовать произвести пересчет голосов;

- учувствовать при пересчете избирательных бюллетеней при визуальном контроле с их стороны;

- присутствовать при осуществлении упаковки избирательных бюллетеней, списков избирателей, а также их складывания в мешок или коробку, а также поставить на мешке или коробке свои подписи;

- присутствовать при оглашении итогов голосования после подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией;

- сопровождать доставку первого экземпляра протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, в территориальную избирательную комиссию;

- при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из территориальных избирательных комиссий присутствовать при повторном подсчете Центральной избирательной комиссией;

- получить от секретаря избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования копию, заверенную печатью.

6.5. Порядок удаления представителей кандидата:

Представители кандидата удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования.

Акт об удалении, составляется участковой избирательной комиссией в письменной форме. Под «воспрепятствованием работе избирательной комиссии» следует понимать грубое нарушение избирательных прав граждан, противоречащее принципу открытости и гласности работы избирательных комиссий, международным избирательным стандартам, наносящее непоправимый удар по доверию к выборам и авторитету выборов. Акт участковой избирательной комиссии об удалении должен быть мотивированным.

Акт об удалении участковой избирательной комиссии готовится председателем участковой комиссии или лицом его замещающим. В акте об удалении должно быть указано основание удаления: номер статьи и текст конкретного пункта (части, статьи) закона, который был нарушен удаляемым лицом. Также в акте об удалении указывается обстоятельство (описание, время, место, участники) нарушения. Для каждого удаляемого лица составляется отдельный акт.

Все присутствующие члены участковой комиссии, а также удаляемое лицо должны быть предварительно ознакомлены с актом об удалении. Председатель комиссии (или лицо его замещающее) перед голосованием по составленному акту обязан предоставить слово желающим выступить членам комиссии, удаляемому или отстраняемому лицу, иным наблюдателям и представителям. Акт об удалении считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов комиссии.

Акт об удалении составляется в двух экземплярах. Акт должен иметь номер, содержать дату и время составления акта, должен быть подписан председателем и секретарем участковой избирательной комиссии (или лицами, их замещающими), заверен печатью участковой избирательной комиссии. Один экземпляр акта выдается удаляемому лицу. Другой экземпляр является документом участковой избирательной комиссии и хранится вместе с другими документами избирательной комиссии.

Удаленное лицо вправе обжаловать акт об его удалении в вышестоящую избирательную комиссию. Принятое вышестоящей комиссией или судом решение должно быть немедленно исполнено участковой избирательной комиссией.

При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

 

6.6. Представитель в праве обратиться с заявлением на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, других субъектов избирательного процесса, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса(кандидат включенный в список кандидатов, политическая партия, представитель политической партии в избирательной комиссии), требования Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», могут обратиться в органы прокуратуры, органы внутренних дел, избирательные комиссии или суд в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, решения и (или) действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии - в суд.