Кайрылуу / Обращение №3
ОФ "Наше право"
№ п/п | 3 |
Дата поступления в ТИК/ЦИК КР | 03.08.2018 |
Тип обращения | Кайрылуу / Обращение |
Данные заявителя | ОФ "Наше право" - |
Краткое содержание | "1 августа 2018 года состоялся круглый стол "Выборы мэров городов и депутатов местных кенешей. Проблемы и решения", по результатам которого была принята резолюция: - Просить Президента КР, Премьер-министра КР, ЦИК КР отменить выборы мэра г. Бишкек, назначенные на 8 августа 2018 года, - Просить ЦИК КР назначить новую дату выборов мэра г. Бишкек и обеспечить открытые, честные и конкурентные выборы, - ЖК КР поддержать законопроекты депутата ЖК КР Бокоева по выборности мэров городов и глав айыл окмоту." |
Дата рассмотрения Рабочей группой ЦИК и Решение РГ |
Решение Рабочей группы рассмотрению жалоб и заявлений избирателей и иных субъектов избирательного процесса от 6 августа 2018 года: По результатам рассмотрения обращения, в рамках компетенции ЦИК Кыргызской Республики Рабочая группа по рассмотрению жалоб и заявлений избирателей и иных субъектов избирательного процесса отмечает следующее. 1. Частью 1 статьи 43 Закона КР «О местном самоуправлении» установлено, что выборы мэров городов Бишкек и Ош определяются отдельным законом. Согласно части 2 статьи 44 Закона КР «О местном самоуправлении» особенности организации деятельности местного самоуправления в городах республиканского значения определяются законодательством Кыргызской Республики об их статусе. 19 июля 2018 года распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от № 487 мэр города Бишкек Ибраимов А. И. освобождён от занимаемой должности в связи с выражением недоверия двумя третями голосов от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша. 23 июля 2018 года постановлением ЦИК КР № 150 назначены выборы мэра города Бишкек на 8 августа 2018 года. В соответствии с часть 3 статьи 23 Закона Кыргызской Республики “О статусе столицы”, в случае досрочного освобождения мэра города Бишкек от занимаемой должности Центральная избирательная комиссия назначает выборы не позднее 10 календарных дней со дня образования вакансии. Выборы проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее 20 календарных дней со дня назначения выборов. Согласно ч. 2 ст. 23 Закона КР “О статусе столицы”, право на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек фракции, коалиции фракций Бишкекского городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона КР “О статусе столицы” для регистрации субъект, выдвинувший кандидата на должность мэра города Бишкек, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выборов представляет в территориальную избирательную комиссию регистрационные документы. Территориальная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. 26 июля 2018 года коалиция фракций Бишкекского городского кенеша выдвинула кандидатом на должность мэра города Бишкек Суракматова Азиза Эмильбековича. Остальные субъекты (фракции городского кенеша, Премьер-министр), у которых было право на выдвижение кандидата на должность мэра города Бишкек, не воспользовались таким правом. Решением Бишкекской ТИК от 31 июля 2018 года Суракматов А. зарегистрирован кандидатом на должность мэра города Бишкек, при этом установлено соответствие кандидата, представленным коалицией большинства Бишкекского городского кенеша, требованиям установленными законом. Рабочая группа, считает, что при подготовке к проведению выборов мэра города Бишкек нет нарушений норм действующего законодательтсва. 2. Относительно доводов в обращении, что кандидатом на должность мэра города Бишкек выдвинут только один кандидат, Рабочая группа отмечает следующее. Согласно частям 4, 5 статьи 23 Закона Кыргызской Республики “О статусе столицы”: “Выборы мэра города Бишкек осуществляются депутатами Бишкекского городского кенеша путем тайного голосования. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее двух третей от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша”. “Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша. В случае если: - зарегистрирован один кандидат, который не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы; - зарегистрированы два кандидата и ни один из них не набрал необходимое количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов. Если в первом туре оба кандидата набрали равное количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы; - зарегистрированы более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Если в первом туре один из кандидатов набрал наибольшее количество голосов, а последующие два кандидата набрали наименьшее равное количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов. Если в первом туре все кандидаты набрали равное количество голосов, проводятся повторные выборы. Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы в течение 3 календарных дней со дня неизбрания мэра города Бишкек. Повторные выборы с выдвижением новых кандидатур проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее 15 календарных дней со дня назначения повторных выборов». Таким образом, закон предусматривает проведение выборов мэра города Бишкек в случае, если зарегистрирован один кандидат на должность мэра города Бишкек. 3. В обращении также указывается что у кандидата на должность мэра города Бишкек Суракматова А. “явно выраженный конфликт интересов, что противоречит статье 43 Закона КР “О государственной гражданской службе и муниципальной службе”, но не представлены материалы, подтверждающие доводы заявителей. В соответствии с ч. 1 ст. 43. Конфликт интересов Закона Кыргызской Республики “О государственной гражданской службе и муниципальной службе ”, конфликт интересов возникает в случаях, когда частные (личные) интересы служащего могут повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций, что приводит или может привести к нарушению прав и интересов граждан, организаций или государства. Порядок управления конфликтом интересов в государственных органах и органах местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством о конфликте интересов. Частями 1, 2 статьи 15 Закона КР «О конфликте интересов» установлено следующее: 1) Управление конфликтом интересов со стороны лиц, указанных в статье 6 настоящего Закона, выражается в предъявляемых к ним требованиях принять на себя ответственность за недопущение возможного конфликта интересов при осуществлении служебной деятельности, а также в урегулировании уже существующего конфликта интересов посредством письменного либо публично заявленного (устного) заявления вышестоящему руководителю о наличии такого конфликта с последующей передачей ответственности за разрешение конфликта интересов данному руководителю. 2) Управление конфликтом интересов со стороны органов, указанных в статье 7 настоящего Закона, осуществляется путем анализа возможных конфликтов интересов в служебной деятельности лиц, указанных в статье 6 настоящего Закона, рассмотрения заявлений данных лиц о наличии конфликта интересов, контроля, проверок для предупреждения либо выявления конфликта интересов, изучения поступающей от третьих лиц информации о наличии конфликта интересов, и урегулирования конфликта интересов либо информирования соответствующих органов. Согласно ст. 7 Закона КР «О конфликте интересов», ответственными за реализацию настоящего Закона являются: 1) уполномоченные государственные органы, определяемые Правительством Кыргызской Республики; 2) руководители государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия; 3) комиссия по этике государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия; 4) служба управления персоналом государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия; 5) орган судейского самоуправления, действующий в период между съездами судей. Соответственно, в случае избрания кандидата в мэры города Бишкек Суракматова А. мэром города Бишкек, вопрос о возможном конфликте интересов может быть рассмотрен Бишкекским городским кенешем, как органом, которому в своей деятельности подотчетен мэр города Бишкек. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 43, 44 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», статьями 23, 25 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», статьями 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», пунктом 3 положения «О Рабочей группе по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике», утвержденного постановлением ЦИК КР от 10 июля 2017 года № 217, Рабочая группа по рассмотрению жалоб и заявлений избирателей и иных субъектов избирательного процесса РЕШИЛА: 1. В удовлетворении требований ОФ «Наше право» в части отмены выборов мэра города Бишкек, назначенных на 8 августа 2018 года и назначении новой даты выборов мэра города Бишкек - отказать. 2. Вынести данное решение на заседание Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. |
Дата рассмотрения ЦИК КР и Решение ЦИК КР |
Решение ЦИК КР № 15 от 6 августа 2018 года: 1 августа 2018 года в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – ЦИК КР) директором ОФ “Наше право” Умуралиевой Каличой, модератором круглого стола, представлена резолюция круглого стола, состоявшегося 1 августа 2018 года в Бишкеке, на тему «Выборы мэров городов и депутатов городских кенешей. Проблемы и решения». В указанной резолюции отражены следующие требования: 1.“Просить Президента КР, Премьер-министра КР, ЦИК КР отменить выборы мэра г. Бишкек назначенные на 8 августа 2018 года; 2. Просить ЦИК КР назначить новую дату выборов мэра г. Бишкек и обеспечить открытые, честные и конкурентные выборы; 3. ЖК КР поддержать законопроект депутата ЖК К. Бокоева по выборности мэров городов и глав айыл окмоту”. Кроме того, Умуралиева К. также отмечает, что “выборы мэра г.Бишкек проводятся в нарушение существующего законодательства. Выдвинута только одна кандидатура А. Суракматова, у которого явно выраженный конфликт интересов”. Рассмотрев указанные требования в рамках компетенции ЦИК КР, Рабочая группа по рассмотрению жалоб и заявлений избирателей и иных субъектов избирательного процесса отмечает следующее. 1. Частью 1 статьи 43 Закона КР «О местном самоуправлении» установлено, что выборы мэров городов Бишкек и Ош определяются отдельным законом. Согласно части 2 статьи 44 Закона КР «О местном самоуправлении» особенности организации деятельности местного самоуправления в городах республиканского значения определяются законодательством Кыргызской Республики об их статусе. 19 июля 2018 года распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от № 487 мэр города Бишкек Ибраимов А. И. досрочно освобождён от занимаемой должности в связи с выражением недоверия двумя третями голосов от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша. В соответствии с часть 3 статьи 23 Закона Кыргызской Республики “О статусе столицы”, в случае досрочного освобождения мэра города Бишкек от занимаемой должности Центральная избирательная комиссия назначает выборы не позднее 10 календарных дней со дня образования вакансии. Выборы проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее 20 календарных дней со дня назначения выборов. 23 июля 2018 года постановлением ЦИК КР № 150 назначены выборы мэра города Бишкек на 8 августа 2018 года. Согласно ч. 2 ст. 23 Закона КР “О статусе столицы”, правом на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек обладают фракции, коалиции фракций Бишкекского городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона КР “О статусе столицы” для регистрации субъект, выдвинувший кандидата на должность мэра города Бишкек, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выборов представляет в территориальную избирательную комиссию регистрационные документы. Территориальная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. 26 июля 2018 года коалиция фракций Бишкекского городского кенеша выдвинула кандидатом на должность мэра города Бишкек Суракматова Азиза Эмильбековича. Остальные субъекты (фракции городского кенеша, Премьер-министр), у которых было право на выдвижение кандидата на должность мэра города Бишкек, не воспользовались предусмотренным законом правом на выдвижение кандидатуры. Решением Бишкекской ТИК от 31 июля 2018 года Суракматов А. зарегистрирован кандидатом на должность мэра города Бишкек, при этом установлено соответствие кандидата, выдвинутого коалицией большинства Бишкекского городского кенеша, требованиям, установленным законодательством. На основании вышеизложенного, ЦИК КР считает, что подготовка к проведению выборов мэра города Бишкек проводится в соответствии с действующим законодательством. 2. Относительно доводов в обращении, что кандидатом на должность мэра города Бишкек выдвинут только один кандидат, ЦИК КР отмечает следующее. Согласно частям 4, 5 статьи 23 Закона Кыргызской Республики “О статусе столицы”: “Выборы мэра города Бишкек осуществляются депутатами Бишкекского городского кенеша путем тайного голосования. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее двух третей от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша”. “Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша. В случае если: - зарегистрирован один кандидат, который не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы; - зарегистрированы два кандидата и ни один из них не набрал необходимое количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов. Если в первом туре оба кандидата набрали равное количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы; - зарегистрированы более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Если в первом туре один из кандидатов набрал наибольшее количество голосов, а последующие два кандидата набрали наименьшее равное количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов. Если в первом туре все кандидаты набрали равное количество голосов, проводятся повторные выборы. Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы в течение 3 календарных дней со дня неизбрания мэра города Бишкек. Повторные выборы с выдвижением новых кандидатур проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее 15 календарных дней со дня назначения повторных выборов». Таким образом, закон предусматривает проведение выборов мэра города Бишкек в случае, если зарегистрирован один кандидат на должность мэра города Бишкек. 3. Далее, Умуралиева К. указывает что у кандидата на должность мэра города Бишкек Суракматова А. “явно выраженный конфликт интересов, что противоречит статье 43 Закона КР “О государственной гражданской службе и муниципальной службе”, при этом, в ЦИК не представлены материалы, подтверждающие доводы заявителей. В указанной статье 43 Закона Кыргызской Республики “О государственной гражданской службе и муниципальной службе ” определено, что «конфликт интересов возникает в случаях, когда частные (личные) интересы служащего могут повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций, что приводит или может привести к нарушению прав и интересов граждан, организаций или государства. Порядок управления конфликтом интересов в государственных органах и органах местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством о конфликте интересов. Частями 1, 2 статьи 15 Закона КР «О конфликте интересов» установлено следующее: 1) Управление конфликтом интересов со стороны лиц, указанных в статье 6 настоящего Закона, выражается в предъявляемых к ним требованиях принять на себя ответственность за недопущение возможного конфликта интересов при осуществлении служебной деятельности, а также в урегулировании уже существующего конфликта интересов посредством письменного либо публично заявленного (устного) заявления вышестоящему руководителю о наличии такого конфликта с последующей передачей ответственности за разрешение конфликта интересов данному руководителю. 2) Управление конфликтом интересов со стороны органов, указанных в статье 7 настоящего Закона, осуществляется путем анализа возможных конфликтов интересов в служебной деятельности лиц, указанных в статье 6 настоящего Закона, рассмотрения заявлений данных лиц о наличии конфликта интересов, контроля, проверок для предупреждения либо выявления конфликта интересов, изучения поступающей от третьих лиц информации о наличии конфликта интересов, и урегулирования конфликта интересов либо информирования соответствующих органов. Согласно ст. 7 Закона КР «О конфликте интересов», ответственными за реализацию настоящего Закона являются: 1) уполномоченные государственные органы, определяемые Правительством Кыргызской Республики; 2) руководители государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия; 3) комиссия по этике государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия; 4) служба управления персоналом государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия; 5) орган судейского самоуправления, действующий в период между съездами судей. Соответственно, вопрос о возможном наличии конфликта интересов может быть рассмотрен в Бишкекском городском кенеше, как органе, которому, согласно законодательству, в своей деятельности подотчетен мэр города Бишкек, при избрании кандидата в мэры города Бишкек Суракматова А. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 43, 44 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», статьями 23, 25 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», статьями 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», решением Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике от 6 августа 2018 года, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики РЕШИЛА: 1. В удовлетворении требований, отраженных в резолюции круглого стола от 1 августа 2018 года, представленных модератором круглого стола, директором ОФ «Наше право» Умуралиевой К. в части отмены выборов мэра города Бишкек, назначенных на 8 августа 2018 года и назначении новой даты выборов мэра города Бишкек - отказать. 2.Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. 3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Эшимова А. Ж. |
Обжаловано ли в суде | нет |