ПОЛОЖЕНИЕ О статусе представителей кандидатов, политических партий при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Утверждено постановлением
Центральной комиссии по выборам и
проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 28 июля 2025 г. № 42
ПОЛОЖЕНИЕ
О статусе представителей кандидатов, политических партий при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
1. Общие положения
1. Настоящее Положение «О статусе представителей кандидатов и политических партий при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – Положение) регулирует правовой статус представителей (представителей в избирательной комиссии, уполномоченных представителей, доверенных лиц, наблюдателей) кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по многомандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и статус уполномоченных представителей политических партий, выдвигающих кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
2. Целью настоящего Положения является обеспечение подлинно свободных, справедливых и прозрачных выборов в Кыргызской Республике, реализации избирательных прав граждан, политических партий.
3. Настоящее Положение подготовлено на основе Конституции Кыргызской Республики, конституционных Законов «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики» и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики к представителям кандидатов относятся: уполномоченные представители по выборам и по финансовым вопросам, представитель в избирательной комиссии, доверенное лицо, наблюдатель представляющие кандидата.
К представителям политических партий относятся уполномоченные представители по выборам и по финансовым вопросам.
2. Статус представителей кандидатов в избирательных комиссиях
5. Кандидаты после регистрации вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию своего представителя (далее - представитель в избирательной комиссии) с представлением документов, удостоверяющих его личность, сведений о месте его основной работы (роде занятий), полного адреса постоянного места жительства и контактных данных.
Документы принимаются соответствующей избирательной комиссией не позднее 3 календарных дней до дня голосования, до 18 часов местного времени.
6. Полномочия представителя в избирательной комиссии начинаются с момента его регистрации в соответствующей избирательной комиссии.
7. Представителем в избирательной комиссии вправе быть гражданин Кыргызской Республики, достигший 21 года, обладающий активным избирательным правом и постоянно проживающий на территории Кыргызской Республики.
8. Представителем в избирательной комиссии не вправе быть:
- депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша;
- кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша;
- лица замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности;
- государственные гражданские и муниципальные служащие;
- члены избирательных комиссий;
- судьи, военнослужащие, работники правоохранительных и фискальных органов;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.
9. Представитель в избирательной комиссии не может быть одновременно представителем в иной избирательной комиссии.
10. Представитель в избирательных комиссиях, замещающий государственную или муниципальную должность, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
11. Представителю в избирательной комиссии выдается удостоверение установленного Центральной избирательной комиссией образца.
12. Представитель в избирательных комиссиях обладает следующими правами:
1) знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании избирательной комиссии;
2) вносить в повестку дня заседаний избирательной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним;
3) присутствовать и участвовать в прениях на всех заседаниях избирательной комиссии;
4) задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
5) знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий, непосредственно связанными с выборами, и получать их копии (за исключением документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном законом);
6) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в порядке, предусмотренном настоящим конституционным Законом;
7) проверять соответствие предъявленного документа личности избирателя и правильность получения бюллетеня.
13. Представитель в избирательных комиссиях не вправе:
1) участвовать в проводимых избирательной комиссией проверках;
2) давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени избирательной комиссии;
3) составлять протоколы об итогах голосования и результатах выборов;
4) участвовать в голосовании при принятии решений, отнесенных к полномочиям избирательной комиссии;
5) подписывать решения и протоколы избирательной комиссии.
14. Полномочия представителя в избирательных комиссиях в любое время могут быть прекращены по решению назначившего его субъекта и переданы другому лицу.
Полномочия представителя в избирательных комиссиях также прекращаются в случае отмены регистрации назначившего его субъекта.
Полномочия представителей в избирательных комиссиях прекращаются после официального опубликования результатов выборов.
В случае обжалования зарегистрированным кандидатом итогов голосования, результатов выборов полномочия представителя в избирательных комиссиях прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы.
15. Представитель в избирательной комиссии осуществляет иные полномочия в соответствии с конституционным Законом «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
3. Уполномоченные представители кандидатов, политических партий, выдвинувших кандидатов
16. Кандидаты, политические партии вправе назначить не более двух уполномоченных представителей, уполномоченного представителя по вопросам, связанным с участием в выборах, уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Уполномоченные представители действуют от имени кандидатов, политических партий.
Данные об уполномоченных представителях кандидатов, политических партий должны быть внесены кандидатами, уполномоченными представителями кандидатов, политических партий также в электронном машиночитаемом виде в информационную систему «Электронный кандидат».
17. Уполномоченными представителями не могут быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства, представители других кандидатов и политических партий
18. Список уполномоченных представителей кандидатов, политических партий представляется в Центральную избирательную комиссию с указанием полномочий, фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта, даты его выдачи, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), номера телефона каждого уполномоченного представителя. В отношении уполномоченного представителя по финансовым вопросам дополнительно указывается также право подписи финансовых документов.
К списку, представляемому в Центральную избирательную комиссию, прилагается письменное согласие каждого перечисленного лица осуществлять деятельность уполномоченного представителя. При этом кандидаты, политические партии подтверждают соответствие уполномоченного представителя требованиям статьи 19 Конституционного закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и несут ответственность за представленные сведения в соответствии с законодательством.
19. Центральная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня поступления необходимых документов выдает регистрационные свидетельства уполномоченным представителям либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации в соответствии с законом.
20. Уполномоченный представитель считается назначенным, приобретает права и обязанности уполномоченного представителя кандидата, политической партии после его регистрации и выдачи Центральной избирательной комиссией регистрационного свидетельства.
21. Уполномоченный представитель по вопросам, связанным с участием в выборах:
1) представляет в соответствующую избирательную комиссию документы для регистрации кандидата;
2) проводит предвыборную агитацию, распространяет агитационные материалы;
3) вправе участвовать в жеребьевках, проводимой Центральной избирательной комиссией при определении очередности кандидатов в избирательных бюллетенях, а также порядка предоставления эфирного времени кандидатам;
4) вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий по вопросам, которые имеют отношение к кандидату, политической партии, назначившим уполномоченного представителя;
5) подписывает документы (договоры/соглашения) за выполненные работы, оказанные услуги, непосредственно связанные с проведением выборной кампании;
6) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством по поручению кандидата, политической партии.
22. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам:
1) решает вопросы, связанные с созданием избирательного фонда для финансирования избирательной кампании кандидата, политической партии вопросы по учету и контролю законности поступления и расходования денежных средств, по подготовке и сдаче финансовой отчетности по средствам избирательных фондов;
2) вправе подписывать финансовые расчетные документы и финансовые отчеты;
3) вправе принимать участие на заседаниях избирательных комиссий по финансовым вопросам, которые имеют отношение к кандидату политической партии;
4) осуществляет иные полномочия в части финансовых вопросов, установленные настоящим законодательством.
23. Кандидаты, политические партии вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив об этом Центральную избирательную комиссию.
24. Срок полномочий уполномоченных представителей кандидата, политической партии истекает с момента утраты статуса кандидата в депутаты Жогорку Кенеша, всех кандидатов, выдвинутых политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам истекает через 20 календарных дней со дня определения результатов выборов.
4. Доверенные лица кандидатов
25. Кандидаты после окончания срока регистрации всех кандидатов, но не позднее 3 календарных дней до дня голосования, до 18 часов местного времени вправе назначить своих доверенных лиц
26. Регистрация доверенных лиц осуществляется Центральной избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.
Данные о доверенных лицах кандидата должны быть внесены кандидатом, уполномоченными представителями кандидата, также в электронном машиночитаемом виде в информационную систему «Электронный кандидат».
Центральная избирательная комиссия выдает доверенному лицу удостоверение установленного образца.
27. Доверенными лицами не могут быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства, представители других кандидатов, политических партий.
28. Доверенные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных кандидатом.
29. Доверенные лица вправе:
1) осуществлять агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов, представлять их предвыборные программы;
2) выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;
3) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
4) находиться на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;
5) знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
6) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.
30. Доверенные лица не вправе:
1) вмешиваться в работу избирательных комиссий;
2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени;
3) вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через средства массовой информации в случае, если они являются журналистами, творческими работниками либо должностными лицами редакций этих средств массовой информации.
31. Кандидаты вправе в любое время отозвать доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в Центральную избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначившего его кандидата.
32. Полномочия доверенных лиц прекращаются с момента утраты статуса кандидатов, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов.
5. Наблюдатели кандидатов
33. Кандидаты могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы кандидата.
34. Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от назначивших его кандидата. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, постоянное место жительства наблюдателя, номера избирательных участков, наименования избирательных комиссий, в которые он направляется, а также производится запись об отсутствии у него ограничений, предусмотренных законом. Направление действительно при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Направление считается действительным при наличии подписи кандидата и предъявлении паспорта.
35. Наблюдателем вправе быть гражданин Кыргызской Республики, обладающий активным избирательным правом.
Наблюдателем не вправе быть: депутат Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственный гражданский и муниципальный служащий, член избирательной комиссии; представители кандидата в избирательных комиссиях; судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.
36. Наблюдатель вправе:
1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;
2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;
3) осуществить наблюдение за ходом учета избирателей;
4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;
5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;
7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;
9) свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях;
10) наблюдать за установленным настоящим конституционным Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;
11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;
13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;
14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в порядке, установленном настоящим конституционным Законом;
15) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
16) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, имени и фамилии кандидата, направившей наблюдателя в избирательную комиссию;
17) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования, подведению итогов голосования.
37. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) вести агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
38. Наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.
6. Представители кандидатов на стадиях избирательного процесса
39. Представители кандидатов (далее - представители) участвуя в выборах, осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
40. Так при проведении предвыборной агитации представители, за исключением наблюдателей, вправе:
- участвовать в организации и проведении агитационной кампании;
- участвовать в совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания;
- распространять агитационные материалы;
- участвовать в иных агитационных мероприятиях.
41. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств; иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.
Не допускается проведение агитационных мероприятий, раздача агитационных материалов внутри и вблизи культовых зданий, сооружений и относящихся к ним территорий, объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, железных дорог, нефтепроводов и от линий высоковольтной электропередачи, объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций.
При проведении предвыборной агитации не допускается отображение и иное использование в агитационных материалах частей и элементов информации (изображений), содержащих прямые и косвенные заимствования или ссылки на религиозную тематику, и проведение предвыборной агитации, собраний и других мероприятий политического характера в местах религиозного назначения.
С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства; вручать подарки и иные материальные ценности; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей кандидатов, изображение кандидата в соответствии с перечнем, утверждаемым Центральной избирательной комиссией; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги.
Представители кандидатов с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
Представители кандидатов не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, политических партий, выдвинувших кандидатов.
42. В день голосования в помещении для голосования представители вправе:
- присутствовать на вскрытии опечатанного сейфа (шкафа), в котором находятся список избирателей данного участка, печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения;
- присутствовать на оглашении числа включенных в список избирателей;
- визуально знакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей;
- осматривать пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии;
- подписывать контрольные листы и наблюдать за опусканием их в ящики для голосования;
Представители также вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. При этом представители также вправе осматривать пустые ящики для голосования вне помещения для голосования и подписывать контрольные листы, опускаемые в ящики для голосования
43. При подсчете голосов избирателей представители вправе:
- присутствовать при подсчете голосов избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех представителей в избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете;
- производить фотографирование, кино-, видеосъемку с места, определенного председателем участковой избирательной комиссии, обеспечивающего обзор и не препятствующего работе участковой избирательной комиссии;
- требовать произвести пересчет голосов;
- участвовать при пересчете избирательных бюллетеней при визуальном контроле со стороны участковой комиссии;
- присутствовать при осуществлении упаковки избирательных бюллетеней, списков избирателей, а также их складывания в мешок или коробку, а также поставить на мешке или коробке свои подписи;
- присутствовать при оглашении итогов голосования после подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией;
- сопровождать доставку первого экземпляра протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, в окружную избирательную комиссию;
- при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из окружных избирательных комиссий присутствовать при повторном подсчете Центральной избирательной комиссией;
- получить от секретаря избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования копию, заверенную печатью.
44. Представитель вправе обратиться с заявлением на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, других субъектов избирательного процесса, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса (кандидат, представитель кандидата в избирательной комиссии), требования конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», могут обратиться в органы прокуратуры, органы внутренних дел, избирательные комиссии или суд в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, решения и (или) действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии - в суд.
