24.04.2021 №73 О жалобах на решение  БТИК от 19 апреля 2021 года №42/5 по политической партии  «Народно-демократическая партия Кыргызстана» (НДПК)

О жалобах на решение 
Бишкекской территориальной избирательной комиссии 
от 19 апреля 2021 года №42/5 по политической партии  
«Народно-демократическая партия Кыргызстана» (НДПК)

20 апреля 2021 года в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) поступили жалобы от председателя политической партии «Народно-демократическая партия Кыргызстана» (далее – политическая партия «НДПК») Медетбекова А.К., уполномоченного представителя политической партии «НДПК» Абдикеримова И.Ч. об отмене решения Бишкекской территориальной избирательной комиссии (далее – Бишкекская ТИК) «О рассмотрении материалов от ГУ ГКНБ по городу Бишкек и УВД Первомайского района города Бишкек» от 19 апреля 2021 года №42/5, которым были признаны недействительными итоги голосования по политической партии «НДПК» на выборах депутатов Бишкекского городского кенеша с отнесением избирательных бюллетеней с голосами избирателей, отданными за политическую партию «НДПК», к недействительным.

21 апреля в Центральную избирательную комиссию поступила жалоба на вышеуказанное решение Бишкекской ТИК от 6 кандидатов в депутаты Бишкекского городского кенеша от политической партии «НДПК» Тынымсеитовой Н.М., Мозгачевой В.А., Карыпбекова И.М., Пазыловой Н.Ш., Дайырбекова Т.Э., Конгантиева К.К. и группы избирателей города Бишкек.

В поданных жалобах заявители считают решение Бишкекской ТИК от 19 апреля 2021 года №42/5 незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям:

 

- Председатель политичекой партии «НДПК» - Медетбеков А.К. указывает следующие доводы:

 

1) В решении Бишкекская ТИК ссылается на материалы досудебного производства, представленные ГУ ГКНБ КР по г.Бишкек, зарегистрированные в ЕРПП №03-828-2021-000072 от 10 апреля 2021 года, представленные УВД Первомайского района г.Бишкек, зарегистрированные в ЕРПП №03-002-2021-00484 от 11 апреля 2021 года в отношении политической партии «НДПК» Медетбеков А.К. считает данное утверждение Бишкекской ТИК не соответствующим действительности, так как в соответствии с частью 3 статьи 26 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (далее – УК КР) юридическое лицо не является субъектом преступления, уголовной ответсвенности и наказания, партия не может быть субъектом по статье 192 УК КР.

2) Утверждение Бишкекской ТИК в обжалуемом решении о системности нарушений со стороны политической партии «НДПК» не соответствует действительности, поскольку системность нарушений должна выражаться в вынесении письменных предупреждений партии два и более раз, тогда как со стороны Бишкекской ТИК не приводится доказательств вынесепия в отношении политической партии «НДПК» двух и более мер ответственности. При этом заявитель указывает, что Бишкекской ТИК не приведено доказательств о нарушениях влияния на волеизъявление избирателей.

3) Согласно смысла части 8 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местнызх кенешей» за установлением факта подкупа избирателей и привлечения к ответственности Бишкекская ТИК была вправе обратится в компетентные правоохранительные или судебные органы, но не подменять их функции.

4) Признание недействительными итогов голосования по политической партии и отнесение избирательных бюллетеней к недействительным не предусмотрено избирательным законодательством и противоречит части 5 статьи 38 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местнызх кенешей», согласно которой территориальная избирательная комиссия правомочна признать недействительными итоги голосования только на избирательном участке.

 

- уполномоченный представитель политичекой партии «НДПК» - Абдикеримов И.Ч. указывает следующие доводы:

1) Рабочая группа Бишкекской ТИК, устанавливая факт финансового нарушения со стороны политической партии «НДПК», фактически подменила собой правоохранительные органы и органы дознания. Довод об использовании партией при финансировании своей избирательной кампании помимо средств избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 0,5% не подтвержден уполномоченным органом, нет заключения контрольно-ревизионной группы Бишкекской ТИК и заключительного акта правоохранительных органов.

2) Регистрация в ЕРПП материалов досудебного производства не подтверждает факт совершения преступления со стороны политической партии «НДПК». При этом Абдикеримов И.Ч. указывает, что политическая партия «НДПК» не имеет никакого отношения к данному досудебному производству и крайне критично относится к подкупу. Заявитель ссылается на статью 26 Конституции Кыргызской Республики, в соответствии с которой установлена презумпция невиновности.

3) Согласно части 3 статьи 44 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местнызх кенешей», регистрация списка кандидатов отменяется не позднее чем за 3 календарных дня до дня голосования, следовательно, полномочия Бишкекской ТИК по возможной отмене регистрации списка кандидатов истекли 7 апреля 2021 года. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на Календарный план, утвержденный постановлением Центральной избирательной комиссии от 15 февраля 2021 года № 40.

4) Заявитель Абдикеримов И.Ч. считает, что факт использования политической партией «НДПК» при финансировании своей избирательной компании, помимо средств избирательного фонда, иных денежных средств не подтвержден уполномоченным на это контрольно-ревизионной группой. Также Абдикеримов И.Ч. указывает, что нет заключения правоохранительных органов и вступишего в законную силу решения суда, которые признают факт совершения подкупа со стороны политической партии «НДПК». В связи с этим, заявитель считает, что доказательств совершения данного нарушения политической партией «НДПК» нет.

5) В соответствии с избирательным законодательством у Бишкекской ТИК нет полномочий признавать недействительными итоги голосования по политической партии с отнесением бюллетеней, поданных за политическую партию к недействительным. Предусмотрено только полномочие признавать недействительными итоги голосования на отдельных избирательных участках. При этом заявитель ссылается на статью 20 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», которая, по его мнению, предусматривает исчерпывающий перечень полномочий, установленных для ТИК.

В жалобе, поданной кандидатами в депутаты Бишкекского городского кенеша от политической партии «НДПК» - Тынымсеитовой Н.М., Мозгачевой В.А., Карыпбековым И.М., Пазыловой Н.Ш., Дайырбековым Т.Э., Конгантиевым К.К., заявители приводят следующие доводы:

1) В соответствии с частью 11 статьи 36 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» предусмотрен перечень случаев признания избирательных бюллетеней недействительными. Заявители считают, что приняв обжалуемое решение Бишкекская ТИК, превысила полномочия, установленные избирательным законодательством.

2) Согласно части 5 статьи 38 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» у территориальной избирательной комиссии есть право признавать недействительными итоги голосования на избирательном участке, но нет полномочий по признанию недействительными части избирательных бюллетеней из числа бюллетеней, признанных по результатм ручного подсчета действительными.

3) Заявители ссылаются на часть 3 статьи 26 УК КР, согласно которой юридическое лицо не является субъектом преступления, уголовной ответственности и наказания. В связи с чем считают, что выводы Бишкекской ТИК о нарушении со стороны политической партии «НДПК» как об установленном и совершенном преступлении не имеют под собой правовой основы.

4) Заявители указывают на часть 8 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», из смысла нормы которой следует, что за установлением факта подкупа избирателей и привлечения виновного лица к ответственности Бишкекская ТИК обязана обратиться в компетентные правоохранительные или судебные органы, а не подменять их функции.

В жалобе, поступившей от избирателей города Бишкек, указывается что никаких реальных случаев подкупа избирателей со стороны политической партии «НДПК» не было, никто от имени политической партии не предлагал денежных средств или иного вознаграждания.

Вышеуказанные заявители в поданных жалобах просят отменить решение Бишкекской ТИК «О рассмотрении материалов от ГУ ГКНБ по городу Бишкек и УВД Первомайского района города Бишкек» от 19 апреля 2021 года №42/5 и рассмотреть ответственность членов Бишкекской ТИК за нарушение норм избирательного законодательства.

Жалобы были рассмотрены Рабочей группой по рассмотрению жалоб и заявлений субьектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов Центральной избирательной комиссии с участием заявителей, представителей правоохранительных органов. Рабочей группой были дополнительно получены заключения органов внутренних дел, ГКНБ КР и Контрольно-ревизионной группы ЦИК КР.

По итогам рассмотрения, Рабочей группой ЦИК КР внесено предложение на рассмотрение Центральной избирательной комиссии – отказать в удовлетворении требований заявителей об отмене решения Бишкекской ТИК «О рассмотрении материалов от ГУ ГКНБ по городу Бишкек и УВД Первомайского района города Бишкек» от 19 апреля 2021 года №42/5.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступивших жалоб, на заседание Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики 23 апреля 2021 года, также были приглашены и участвовали:

- от партии «НДПК»: председатель политической партии «НДПК» Медетбеков А. и его представитель по доверенности - Дастан уулу Улан,

уполномоченный представитель политической партии «НДПК» - Абдикеримов И.Ч.,

кандидаты от политической партии «НДПК»: Пазылова Н.Ш., Карыпбеков И.М., Конгантиев К.К.,

- председатель Бишкекской ТИК - Маматов К.А.,

- от правоохранительных органов: заместитель министра внутренних дел Кыргызской Республики – Аширходжаев Э.Дж., начальник управления дознания Министерства внутренних дел Кыргызской Республики (далее - МВД КР) – Аманкулов С.А., начальник следственной службы МВД КР – Кыдыралиев Н.Ж., заместитель начальника следственной службы МВД КР – Майлыбеков Ч.А.

 

1. Заявители в своем выступлении озвучили доводы, указанные в поданных жалобах и просили отменить решение Бишкекской ТИК «О рассмотрении материалов от ГУ ГКНБ по городу Бишкек и УВД Первомайского района города Бишкек» от 19 апреля 2021 года №42/5.

 

2. Председатель Бишкекской ТИК Маматов К.А. в своем выступлении на заседании Центральной избирательной комиссии привел доводы о правомерности и обоснованности принятия решения Бишкекской ТИК от 19 апреля 2021 года №42/5.

Он сообщил, что решение принято на основании Заключения Рабочей группы по вопросам рассмотрения заявлений/жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса Бишкекской ТИК по материалам, поступившим от Главного управления Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики по городу Бишкек и УВД Первомайского района города Бишкек в отношении политической партии «НДПК».

Наряду с этим, Маматов К.А. проинформировал, что с 10 марта 2021 года поступало более 10 сигналов от граждан, общественных наблюдателей о различных нарушениях со стороны политической партии «НДПК», Бишкекской ТИК ранее вынесено устное предупреждение партии за нарушения правил агитации, а также наложен штраф 3 категории по статье 42 Кодекса о нарушениях на кандидата от политической партии «НДПК» Идырову Р. за нарушение прав участников избирательного процесса.

 

3. Согласно информации органов внутренних дел, представленной на заседании заместителем начальника следственной службы МВД КР Майлыбековым Ч.А.:

11 апреля 2021 года Следственной службой УВД Первомайского района города Бишкек в ЕРПП №03-002-2021-003484 зарегистрированы материалы досудебного производства по признакам части 1 статьи 192 УК КР.

Сотрудниками Управления внутренних дел Первомайского района города Бишкек возле школы №29 (в школе расположена УИК №1208), на пересечении улиц Фатьянова и Горького, в автомашине марки «Равон» белого цвета задержаны Береналиева Ю.С. и Абдыкадыров Э.Ж. При них найдены агитационные материалы политической партии НДПК, а именно: календари – 52 шт., брошюры с надписью «Наша команда» - 45 шт., брошюра с изображением кандидата Мурсабекова И. – 18 шт., брошюра с надписью «НДПК №15» - 7 шт.

Кроме того, Абдыкадыров Э. добровольно представил сотрудникам милиции 2000 сомов наличными, у Береналиевой Ю. при личном досмотре из портмоне темно-коричневого цвета изъяты 18 790 сом, 202 доллара США, 4000 рублей.

Следствием установлена связь Э.Абдыкадырова и кандидата от политической партии «НДПК» И. Мурсабекова, они знакомы более 20 лет со времен студенчества (вместе учились в БГУ).

Допрошенная в качестве свидетеля Ю.Бабич показала, что за две недели до выборов к ней пришел Э.Абдыкадыров и сказал, что он является агитатором политической партии «НДПК», а его друг баллотируется от указанной политической партии в депутаты городского кенеша. Э.Абдыкадыров сообщил Ю.Бабич, что если есть избиратели, поддерживающие партию «НДПК» - они готовы им помочь продуктами или денежными средствами. В свою очередь Ю.Бабич подтвердила, что ранее предлагала денежные средства З.Магай.

В ходе следственных мероприятий установлено, что Абдыкадыров Э., в целях избрания списка кандидатов политической партии «НДПК» передавал денежные средства в сумме 10 000 сом Ю.Бабич, которые та в целях подкупа голосов избирателей раздала другим лицам. Лица, получившие указанные денежные средства, подтвердили показания Ю.Бабич. и указали, что получили эти деньги за голосование в пользу политической партии «НДПК».

22 апреля 2021 года Э.Абдыкадырову заочно вручено уведомление о подозрении в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 192 УК КР «Подкуп избирателей».

В отношении Береналиевой Ю. в связи с оказанием сопротивления сотрудникам органов внутренних дел, зарегистрированы материалы досудебного производства по части 2 статьи 355 УК КР.

Следствие по указанным фактам продолжается, ведутся и оперативно-розыскные мероприятия.

4. Согласно информации ГУ ГКНБ КР по городу Бишкек:

10 апреля 2021 года в ЕРПП за №03-828-2021-000072 зарегистрированы материалы досудебного производства по факту подкупа избирателей кандидатом в депутаты Бишкекского городского кенеша, по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 192 УК КР. Кандидатом от политической партии «НДПК» - Касымовым Н.К. в нарушение избирательного законодательства раздавались денежные средства фиктивным агитаторам в сумме 5 000 сом в целях дальнейшего подкупа избирателей

Согласно предварительному заключению ГУ ГКНБ КР по городу Бишкек, допрошенные по обстоятельствам дела в качестве свидетелей Б.Жапарбек уулу и Н. Сурабалдиев показали, что в штабе политической партии «НДПК» кандидат в депутаты Бишкекского городского кенеша Касымов Н. передал каждому из них денежные средства в размере 5 000 сом за предоставленный ими список избирателей.

Руководитель штаба политической партии «НДПК» Рыскулуева К. показала, что Б. Жапарбек уулу и Н. Сурабалдиеву должны были предоставить денежные средства в общей сложности 15 000 сом, а именно 5 000 сом за предоставление списка 30 избирателей, прописанных к закрепленным участкам штаба, 5 000 сом за подтверждение дачи голоса избирателем за политическую партию «НДПК», после чего заключить договора, и 5 000 сом за явку избирателей в день голосования.

Также допрошенные по обстоятельствам дела А.Алымбек уулу, А.Байсалов, М.Дуйшобаев, показали, что ими были получены денежные средства от кандидата Н.Касымова и других работников штаба за предоставление списка избирателей. Допрошенные по обстоятельствам дела А.Козубаев и Т.Мусаев показали, что они на безвозмездной основе были наблюдателями от политической партии «НДПК» на УИК №1031, 1026.

В свою очередь кандидат от политической партии «НДПК» - Касымов Н. отрицал факт предоставления денежных средств вышеуказанным лицам, вместе с тем показал, что примерно 10 – 15 сторонников партии и его родственники занимались агитацией на безвозмездной основе и с ними не заключались соответствующие договора. По показаниям Касымова Н., им самим в ходе агитации были израсходованы его личные денежные средства в общей сумме на 200 000 – 300 000 сом.

21 апреля 2021 года материалы досудебного производства направлены в прокуратуру города Бишкек для рассмотрения вопроса о передаче по подследственности.

 

5. Контрольно-ревизионная группа Центральной избирательной комиссии изучила в рамках контроля информацию о поступлении и расходовании денежных средств на специальном счете избирательного фонда политической партии «НДПК».

Согласно части 15 статьи 15 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей»: «Банковские или иные учреждения обязаны еженедельно, а по требованию Центральной избирательной комиссии в течение 24 часов представлять в территориальную избирательную комиссию, которая зарегистрировала кандидата, информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете кандидата, политической партии. Указанная информация по мере поступления подлежит обязательному размещению Центральной избирательной комиссией на официальном сайте…».

Согласно части 19 этой же статьи «Кандидаты, политические партии не позднее 10 календарных дней после выборов обязаны представить в соответствующую территориальную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своего фонда, а также всех произведенных затратах.

Согласно еженедельно предоставляемым банковскими учреждениями в ТИК сведениям о движении средств на специальном счете избирательного фонда партии, отображаемым на официальном сайте Центральной избирательной комиссии, и сведениям итогового финансового отчета, представленного политической партией «НДПК» в Бишкекскую ТИК, поступления в избирательный фонд партии составили 8 008 275 сомов, расходы из средств избирательного фонда составили сумму 8 001 018 сомов.

Согласно статье 55 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», избирательные фонды политических партий могут формироваться за счет вкладов партий, кандидатов, пожертвований физических и юридических лиц, при этом внесение кандидатом собственных средств кандидата в фонд допускается в сумме до 100 000 сомов.

Согласно вышеуказанным данным банковских учреждений, 6 апреля 2021 года на специальный счет избирательного фонда политической партии «НДПК» кандидатом Касымовым Н. внесено в избирательный фонд партии 100 000 сомов в качестве собственных (через уполномоченного представителя по финансовым вопросам Аширалиеву Ч.М.). Согласно материалам ГКНБ, Касымов Н. в своих показаниях указал, что помимо вышеуказанного вклада в избирательный фонд партии, сумма личных денежных средств, израсходованных им в ходе агитации, составила 200 000-300 000 сомов.

Согласно части 14 статьи 15 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей»: «Кандидатам, политическим партиям запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ и услуг, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.

Согласно указанным данным банковских учреждений, полученным в ходе выборов, а также данным 3-го итогового отчета политической партии, указанные Касымовым Н. расходы в сумме 200 000 – 300 000 сомов произведены вне избирательного фонда партии, т.е. с нарушением норм закона о выборах.

Далее, при расшифровке финансовых операций по расходованию средств избирательного фонда кандидата/политической партии юридическим и физическим лицам, также выявлено несоответствие указанной в отчете суммы оплаты в размере 3 000 сомов за аренду помещения у арендодателя Садыралиева Э.С. (согласно представленным копиям договора аренды нежилого помещения и расходно-кассового ордера) фактически произведенным платежам.

Так, согласно показаниям арендодателя Э.Садыралиева, фактически ему уплачена за аренду помещения сумма 30 000 сомов, которая отображена в расходах избирательного фонда как 3 000 сом, что наряду с вышеуказанными неучтенными расходами Касымова Н., также является фактом использования средств на проведение избирательной кампании вне средств избирательного фонда политической партии. При этом, сумма денежных средств, потраченных кандидатом Касымовым Н. помимо избирательного фонда партии, составляет порядка 2,49-3,74% от общей суммы средств, поступивших в избирательный фонд (более 0,5%), что является прямым нарушением вышеуказанных требований закона и согласно части 3 статьи 44 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», является основанием отмены регистрации списка кандидатов.

Рассмотрев и обсудив поступившие жалобы, представленные к ней материалы, заслушав доводы заявителей, информацию уполномоченных органов, разъяснения Бишкекской ТИК, Центральная избирательная комиссия считает решение Бишкекской ТИК от 19 апреля 2021 года №42/5 правомочным и обоснованным по следующим основаниям:

1) В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «Право выдвижения кандидатов принадлежит: 1) в местные кенеши городов - политическим партиям;

2) в местные кенеши айылного аймака - политическим партиям и гражданам путем самовыдвижения».

На выборах депутатов городских кенешей политическая партия является субъектом избирательного процесса.

Политические партии, участвующие в выборах, имеют круг субъектов (кандидаты в списке кандидатов, уполномоченные представители по выборам и финансовым вопросам, доверенные лица, представители политической партии в избирательных комиссиях, наблюдатели, агитаторы).

Согласно части 8 статьи 17 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «в случаях, предусмотренных настоящим Законом, кандидат, политическая партия несет ответственность за действия своих представителей, связанные с нарушением ими требований настоящего Закона».

Законодательством о выборах предусмотрена конституционно-правовая (избирательная) ответственность, применяемая избирательными комиссиями к субъектам избирательного процесса, в виде вынесения предупреждения, отказа в регистрации, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов политической партии и т.д.

Наряду с конституционно-правовой ответственностью за нарушение избирательного законодательства предусмотрена ответственность субъектов избирательного процесса по Кодексу Кыргызской Республики о нарушениях, Кодексу Кыргызской Республики о проступках, Уголовному Кодексу Кыргызской Республики.

В соответствии с главой 10 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях, избирательные комиссии рассматривают дела о нарушениях по 9 видам нарушений (статьям) и вправе налагать штрафы различной категории по ним.

Территориальная избирательная комиссия является органом, имеющим полномочия применять меры конституционно-правовой ответственности и уполномоченным органом по принятию мер по Кодексу Кыргызской Республики о нарушениях.

В соответствии со статьей 20 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики»: «территориальная избирательная комиссия:

- организует подготовку и подведение выборов и референдумов на соответствующей территории;

- регистрирует кандидатов в депутаты местных кенешей, глав исполнительных органов местного самоуправления, списки кандидатов, их представителей и выдает им удостоверения установленного образца;

- устанавливает и определяет результаты выборов глав исполнительных органов местного самоуправления, депутатов местных кенешей соответствующей территории…».

Как органы, регистрирующие список кандидатов, ТИКи согласно закону правомочны принимать и решения об отмене регистрации списка кандидатов по основаниям, предусмотренным законодательством.

Как органы, устанавливающие итоги голосования на соответствующей территории и определяющие результаты выборов местных кенешей, ТИКи могут признавать недействительными итоги голосования как на отдельных участках, так и в целом на соответствующей территории.

Решение от 19 апреля 2021 года № 42/5 принято Бишкекской ТИК на основе представленных правоохранительными органами материалов, в соответствии с которыми имели место нарушения норм избирательного законодательства со стороны политической партии, выраженные в использовании иных денежных средств помимо средств избирательного фонда при финансировании избирательной кампании, оказании бесплатных услуг со стороны физических лиц, а также установлена причастность кандидатов из списка кандидатов политической партии к совершению подкупа избирателей.

Выявление и представление правоохранительными органами материалов по указанным нарушениям является основанием для применения избирательными комиссиями конституционно-правовой ответственности в соответствии с законодательством о выборах к политической партии в качестве субъекта избирательного процесса, наряду с мерами уголовной или иной ответственности по отношению к конкретным субьектам, которые могут быть применены уполномоченными органами в рамках судопроизводства.

Доводы о том, что Бишкекская ТИК подменяет собой при принятии рассматриваемого решения правоохранительные органы, несостоятельны, так как решение принято избирательным органом в рамках избирательного законодательства и содержит меры конституционно-правовой ответственности к субьекту избирательного процесса-партии.

В рамках вышеуказанных установленных правомочий принятие Бишкекской ТИК, в ходе подведения итогов голосования и определения результатов выборов, решения от 19 апреля 2021 года № 42/5 является принятым в рамках полномочий, установленных законодательством.

 

2) В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений».

Частью 3 статьи 28 данного Закона установлено, что с момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей. Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кандидатом, политической партией и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда кандидата, политической партии.

Согласно части 8 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «В случае нарушения кандидатом, политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации, интернет-изданиями требований частей 2, 3, 5 и 6 настоящей статьи избирательные комиссии, избиратели, кандидат, политическая партия, а также их представители, средства массовой информации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном настоящим Законом и действующим законодательством.

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах».

Также в соответствии с частью 1 статьи 41 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии, органы прокуратуры, органы внутренних дел обеспечивают строгое соблюдение требований Конституции, настоящего Закона и иных законов Кыргызской Республики».

Согласно абзаца четвертого части 4 статьи 41 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», при подготовке и проведении выборов избирательными комиссиями формируются координационные группы оперативного реагирования на всех уровнях избирательных комиссий, в состав которых входят представители комиссий и правоохранительных органов.

В рамках КГОР ведется постоянное оперативное взаимодействие избирательных комиссий с правоохранительными органами, совместный анализ нарушений, обсуждается принятие мер в рамках компетенции органов. Согласно Положению, задачей КГОР является оперативное и эффективное реагирование на нарушения.

Как отмечалось ранее Маматовым К.А., а также как следует из реестра КГОР Центральной избирательной комиссии, в КГОР ранее поступило 13 сигналов о нарушениях со стороны кандидатов политической партии «НДПК» из различных источников (граждане, наблюдатели, социальные сети, средства массовой информации), по которым Бишкекской ТИК в рамках своей компетенции вынесены устное предупреждение политической партии, а также наложен штраф на кандидата от партии Идырову Р., личность которой была установлена, во взаимодействии с правоохранительными органами в рамках КГОР, как имеющая непосредственное отношение к распространению провокационной “ориентировки” по форме 1 по спискам избирателей.

Центральная избирательная комиссия считает правомерным выводы Бишкекской ТИК о системном характере нарушений со стороны партии «НДПК», что выражается как в неоднократности сигналов о нарушениях со стороны партии, так и в самом содержании и характере выявленных нарушений согласно представленных правоохранительными органами материалов, в том числе видеоматериалов о рассылке вотсап сообщений о точечной работе с гражданами по подкупу, о причастности отдельных кандидатов и представителей политической партии «НДПК» к подкупу голосов избирателей, выраженные в использовании иных денежных средств вне средств избирательного фонда политической партии.

3) Исходя из полученных от правоохранительных органов материалов, включая видеосвидетельства о нарушениях, из сопоставления банковской информации о движении средств на специальном счете избирательного фонда политической партии НДПК, итогового финансового отчета партии и показаний, содержащихся в материалах правоохранительных органов, следует, что у политической партии НДПК имеются нарушения, являющиеся случаями, при которых отменяется регистрация списка кандидатов согласно пунктам 2 и 6 части 3 статьи 44 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»:

«регистрация списка кандидатов отменяется не позднее чем за 3 календарных дня до дня голосования, в случае:

- использования политической партией при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 0,5 процента от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд политической партии, либо превышения политической партией расходов из средств своего избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

- подтверждения фактов совершения кандидатом, его представителями, а также супругом(ой) и (или) близкими родственниками кандидата подкупа избирателей или причастности кандидата к совершению подкупа избирателей».

Наличие в вышеуказанной статье трехдневного срока до дня голосования на отмену регистрации списка кандидатов призвано обеспечить стабильность дня голосования и предоставление избирателю и кандидатам возможность реализации избирательных прав в день голосования, для предотвращения неправомерного (и поспешного) исключения из выборов кандидата, политической партии перед днем голосования.

Также отмена регистрации кандидатов, списка кандидатов в короткие сроки до голосования вне помещения и дня голосования влечет организационные трудности из-за необходимости вычеркивания политических партий из избирательных бюллетеней и изменения в электронной программе свода данных итогов голосования, что крайне сложно осуществить в столь сжатый срок повсеместно, а без принятия этих мер, в случае если решение об отмене регистрации принималось бы менее чем за три дня до голосования, создаются высокие риски для проведения корректного голосования в срок.

При этом, данная норма не исключает возможности отмены избирательными комиссиями регистрации списка кандидатов после дня голосования в случае наличия оснований, по которым законодательством предусмотрена ответственность в виде отмены регистрации.

Важно учесть, что одно из нарушений по подкупу зафиксировано в день голосования, а видеоматериал об обмене аудиофайлами через мессенджер, свидетельствующий об организованной работе по подкупу, датирован 7-8 апреля, практически накануне голосования.

Вместе с тем, Центральная избирательная комиссия считает целесообразным рекомендовать Бишкекской ТИК решение от 19 апреля 2021 года № 42/5 дополнить пунктом об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Бишкекского городского кенеша от политической партии «НДПК».

4) В соответствии с частью 5 статьи 38 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»: «территориальная избирательная комиссия признает итоги голосования на избирательном участке недействительными:

1) если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования избирателей;

2) если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, повлиявшие на волеизъявление избирателей;

3) по решению Центральной избирательной комиссии».

Согласно абзацу второму части 6 статьи 38 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»:

«Под нарушениями, повлиявшими на волеизъявление избирателей, понимаются нарушения, повлиявшие на выражение своей воли избирателями в ходе голосования, подсчета голосов или установления итогов голосования на избирательном участке, связанные с агитацией в день голосования, воспрепятствованием осуществлению избирательных прав гражданами, наблюдением за голосованием, голосованием за других избирателей, вмешательством в деятельность избирательных комиссий, подкупом избирателей».

Таким образом, Закон относит нарушения по подкупу голосов избирателей к нарушениям, влияющим на волеизъявление избирателей во время проведения голосования.

Поскольку данные нарушения, указанные в материалах правоохранительных органов нарушения приходятся в том числе на день голосования, соответственно, в рамках принятия мер конституционно-правовой ответственности в процессе подведения итогов голосования и определения результатов выборов, полученные политической партией «НДПК» голоса могут быть признаны недействительными по аналогии с признанием недействительными, в процессе подведения итогов голосования всех голосов на участке, где во время проведения голосования выявляются нарушения указанного в пункте 2 части 5 статьи 38 характера.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 17, 28, 38, 42, 44, 45, 49 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», статьями 7, 18, 20 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», Положением «О порядке рассмотрения избирательными комиссиями заявлений (жалоб) избирателей и иных субъектов (участников) избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Центральной комисии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 7 июля 2017 года №212,

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики,

РЕШИЛА:

1. В удовлетворении требований по жалобам председателя политической партии «НДПК» Медетбекова А.К., уполномоченного представителя политической партии «НДПК» Абдикеримова И.Ч., кандидатов в депутаты Бишкекского городского кенеша от политической партии «НДПК» Тынымсеитовой Н.М., Мозгачевой В.А., Карыпбекова И.М., Пазыловой Н.Ш., Дайырбекова Т.Э., Конгантиева К.К. и группы избирателей города Бишкек об отмене решения Бишкекской территориальной избирательной комиссии от 19 апреля 2021 года №42/5 – отказать.

2. Рекомендовать Бишкекской территориальной избирательной комиссии дополнить решение от 19 апреля 2021 года №42/5 пунктом об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Бишкекского городского кенеша от политической партии «НДПК».

3. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить члена Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, руководителя Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике - А.Т.Асаналиева.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ                                                                                            Н.ШАЙЛДАБЕКОВА

г. Бишкек, 24 апреля 2021 года, №73

Особое мнение члена ЦИК КР  А. Сариева