ПОЛОЖЕНИЕ о порядке рассмотрения избирательными комиссиями дел о правонарушениях
Приложение к постановлению
Центральной комиссии
по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 11 февраля 2020 года
№ 41
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке рассмотрения избирательными комиссиями дел о правонарушениях
(В редакции постановлений ЦИК КР от 10 августа 2020 года № 161, 23 сентября 2024 года № 135)
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок:
- рассмотрения дел Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, территориальными избирательными комиссиями (далее - Комиссия) о правонарушениях;
- деятельности должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о правонарушениях (далее - должностные лица).
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
2. В соответствии с главой 10 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях (далее - Кодекс), дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 42 - 42-2, 43-48 Кодекса, рассматриваются избирательными комиссиями.
Дела о правонарушениях рассматриваются:
- при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша и при проведении референдума - Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия), и (или) территориальными избирательными комиссиями по месту совершения правонарушения;
- при проведении выборов депутатов местных кенешей - соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
(В редакции постановлений ЦИК КР от 10 августа 2020 года № 161, 23 сентября 2024 года № 135)
3. При рассмотрении дел о правонарушениях Комиссия и должностные лица основываются на принципах законности, равенства перед законом, презумпции невиновности, неотвратимости ответственности за правонарушение, справедливости, индивидуализации взыскания, гуманизма.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
4. В своей деятельности Комиссия и должностные лица руководствуются Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", "О референдуме Кыргызской Республики", "О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики", Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, законами Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей", "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
5. Основными задачами Комиссии и должностных лиц являются:
- своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, их разрешение в точном соответствии с законодательством;
- контроль за исполнением вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений.
2. Порядок производства по делам о нарушениях
6. Поводами к открытию производства по делу о правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение избирательной комиссией достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения;
2) поступившие от правоохранительных или других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений материалы (сообщения), содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения законодательства;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в иных источниках информации (в том числе в средствах массовой информации и Интернете), в том числе видео- или фотоматериалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения;
4) звонки на горячую линию и сообщения по другим источникам связи (каналы Whats Арр и др.).
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
7. Основанием для открытия производства по делу о правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки правонарушения.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
8. Поступившие в избирательные комиссии заявления (жалобы, сообщения, материалы) предварительно рассматриваются Рабочей группой по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике (далее - Рабочая группа).
9. Рабочая группа на своем заседании определяет предмет, поступившего заявления (жалобы, сообщения, материалов) и принимает одно из следующих решений:
1) при определении признаков правонарушений, предусмотренных избирательным законодательством принимает решение о рассмотрении заявления в общем порядке, предусмотренном избирательным законодательством;
2) при определении признаков правонарушений, предусмотренных Кодексом, принимает решение о направлении заявления (жалобы, сообщения, материалов) на рассмотрение и разрешение уполномоченным должностным лицом.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
10. При этом, Рабочая группа, при определении в заявлении (жалобе, сообщении, материалах) наличия признаков правонарушений, предусмотренных статьями 65-69 Кодекса, рассматривает, как правило, дела в общем порядке, предусмотренном избирательным законодательством.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
11. Деятельность Рабочей группы регулируется отдельным Положением, утверждаемым Центральной избирательной комиссией.
3. Уполномоченное должностное лицо
12. Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями составлять протоколы о правонарушениях, утверждается решением Центральной избирательной комиссии.
Должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о правонарушениях, как правило, являются:
1) на выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша и при проведении референдума - сотрудник аппарата Центральной избирательной комиссии;
2) на выборах депутатов местных кенешей - специальный представитель Центральной избирательной комиссии в территориальной избирательной комиссии.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
13. Уполномоченное должностное лицо при поступлении заявления (жалобы, сообщения, материалов) рассматривает правонарушение и принимает соответствующее решение в порядке, установленном главой 54 Кодекса.
При установлении факта совершения правонарушения уполномоченным должностным лицом составляется протокол в форме утвержденном Кабинетом Министров Кыргызской Республики на бумажном носителе или может быть использована электронная форма протокола о правонарушении, удостоверенного электронной подписью.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
14. В случае если лицо не оспаривает факт совершения правонарушения, применения к нему взыскания и дополнительного правового последствия, то на месте совершения правонарушения выносится постановление, которое подписывается лицом, составившим протокол, при этом указанное постановление вступает в силу с момента вручения его копии нарушителю.
Постановление должно содержать:
1) наименование уполномоченного органа, вынесшего постановление;
2) дату рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
4) изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
5) указание на статью Кодекса, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;
6) принятое по делу решение.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
15. Если лицо оспаривает факт совершения правонарушения или взыскание в виде штрафа либо дополнительное правовое последствие, которое уполномоченное должностное лицо предполагает применить, то составленный протокол направляется на рассмотрение комиссии для наложения взыскания.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
4. Комиссия
16. Комиссия рассматривает дела о правонарушениях на своем заседании, отдельным вопросом.
Периодичность проведения заседаний Комиссий должна обеспечить соблюдение установленных законом сроков рассмотрения дел о правонарушениях.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
16-1. Секретарем комиссии по рассмотрению дел о правонарушениях является секретарь соответствующей территориальной избирательной комиссии, а в Центральной избирательной комиссии секретарем комиссии по рассмотрению дел о правонарушениях является эксперт отдела правового обеспечения.
(В редакции постановлений ЦИК КР от 10 августа 2020 года № 161, 23 сентября 2024 года № 135)
17. Заседания комиссий проводятся в порядке установленном Законом Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики".
18. Заседания Комиссии проходят с участием лиц, привлекаемых за совершение правонарушения, а также участников производства по делу о правонарушении, согласно Кодексу.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
19. Процессуальное оформление правонарушений производится в порядке, предусмотренном главой 54 Кодекса.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
5. Порядок обжалования
20. Жалоба на постановление по делу о правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения копии постановления или получения его по почте.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
21. Постановление по делу о правонарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к ответственности за правонарушение, потерпевшим, а также их законным представителем в районный (городской) суд.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
22. При обжаловании постановления о правонарушении на выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша и референдума - в районный суд города Бишкек.
При обжаловании постановления о правонарушении на выборах депутатов местных кенешей - в районный суд.
(В редакции постановлений ЦИК КР от 10 августа 2020 года № 161, 23 сентября 2024 года № 135)
6. Единый реестр нарушений
23. Лица, наделенные полномочиями составлять протокола о правонарушениях, незамедлительно передают составленные протокола уполномоченному лицу для регистрации им правонарушения в Едином реестре правонарушений (далее по тексту ЕРПН) в избирательных комиссиях.
(В редакции постановлений ЦИК КР от 10 августа 2020 года № 161, 23 сентября 2024 года № 135)
24. Регистрация правонарушения в ЕРПН секретарем Комиссии должна быть осуществлена не позднее 24 часов с момента составления протокола о правонарушении в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
7. Ведение делопроизводства комиссии
25. Общее руководство делопроизводством осуществляется председателем Комиссии, который несет ответственность за его состояние.
25-1. Секретарь комиссии по рассмотрению дел о правонарушениях установленный пунктом 16-1 настоящего Положения, осуществляет подготовку материалов дела на заседание Комиссии в случае обжалования протокола о правонарушении лицом, в отношении которого составлен протокол о правонарушениях.
Секретарь Комиссии заблаговременно за сутки извещает членов Комиссии, лицо в отношении которого составлен протокол о правонарушении и иных заинтересованных лиц о дате, месте и времени заседания Комиссии.
(В редакции постановлений ЦИК КР от 10 августа 2020 года № 161, 23 сентября 2024 года № 135)
26. Все дела о правонарушениях, рассматриваемые Комиссией, подлежат учету. Номер дела о правонарушении включает в себе порядковый номер дела по журналу регистрации и году поступления.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
27. Ответственность за хранение журналов учета, своевременность и достоверность вносимых в них сведений несет секретарь комиссии.
28. Секретарь Комиссии обеспечивает формирование дел о правонарушениях, в которые в хронологическом порядке подшиваются все документы, приобщенные к делу в процессе заседания, в порядке их поступления, в том числе переписка, предшествующая заседанию Комиссии.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
29. Срок хранения журналов 3 года, срок хранения дел о правонарушениях - 5 лет. По истечении указанного срока они сдаются по описи в архив.
(В редакции постановления ЦИК КР от 23 сентября 2024 года № 135)
30. Комиссия осуществляет регистрацию правонарушений и лиц, которые их совершили, а также примененные дополнительные правовые последствия в Едином реестре правонарушений в соответствии с Кодексом.