ПОЛОЖЕНИЕ о порядке рассмотрения избирательными комиссиями дел о нарушениях
Приложение к постановлению
Центральной комиссии
по выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 11 февраля 2020 года
№ 41
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке рассмотрения избирательными комиссиями
дел о нарушениях
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок:
- рассмотрения дел Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, территориальными избирательными комиссиями (далее - Комиссия) о нарушениях;
-деятельности должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о нарушениях (далее – должностные лица).
2. В соответствии с главой 10 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях (далее - Кодекс), дела о нарушениях, предусмотренные статьями 42-48 Кодекса о нарушениях, рассматриваются избирательными комиссиями.
Дела о нарушениях рассматриваются:
- при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша и при проведении референдума - Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия), а также территориальными избирательными комиссиями по месту совершения нарушения;
- при проведении выборов депутатов местных кенешей – соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
3. При рассмотрении дел о нарушениях Комиссия и должностные лица основываются на принципах законности, равенства перед законом, презумпции невиновности, неотвратимости ответственности за нарушение, справедливости, индивидуализации взыскания, гуманизма.
4. В своей деятельности Комиссия и должностные лица руководствуются Конституцией Кыргызской Республики, конституционными законами Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О референдуме Кыргызской Республики», Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях, законами Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
5. Основными задачами Комиссии и должностных лиц являются:
- своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, их разрешение в точном соответствии с законодательством;
- контроль за исполнением вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений.
2. Порядок производства по делам о нарушениях
6. Поводами к открытию производства по делу о нарушении являются:
1) непосредственное обнаружение избирательной комиссией достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения;
2) поступившие от правоохранительных или других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений материалы (сообщения), содержащие данные, указывающие на наличие события нарушения законодательства;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, содержащие данные, указывающие на наличие события нарушения избирательного законодательства;
4) звонки на горячую линию и сообщения по другим источникам связи (каналы Whats Аpp и др.).
7.Основанием для открытия производства по делу о нарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки нарушения.
8. Поступившие в избирательные комиссии заявления (жалобы, сообщения, материалы) предварительно рассматриваются Рабочей группой по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике (далее – Рабочая группа).
9. Рабочая группа на своем заседании определяет предмет, поступившего заявления (жалобы, сообщения, материалов) и принимает одно из следующих решений:
1) при определении признаков нарушений, предусмотренных избирательным законодательством принимает решение о рассмотрении заявления в общем порядке, предусмотренном избирательным законодательством;
2) при определении признаков нарушений, предусмотренных Кодексом, принимает решение о направлении заявления (жалобы, сообщения, материалов) на рассмотрение и разрешение уполномоченным должностным лицом.
10. При этом, Рабочая группа, при определении в заявлении (жалобе, сообщении, материалах) наличия признаков нарушений, предусмотренных статьями 44-47 Кодекса, рассматривает, как правило, дела в общем порядке, предусмотренном избирательным законодательством.
11. Деятельность Рабочей группы регулируется отдельным Положением, утверждаемым Центральной избирательной комиссией
3. Уполномоченное должностное лицо
12. Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями составлять протоколы о нарушениях, утверждается решением Центральной избирательной комиссии.
Должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о нарушениях, как правило, являются:
1) на выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша и при проведении референдума – сотрудник аппарата Центральной избирательной комиссии,;
2) на выборах депутатов местных кенешей - специальный представитель Центральной избирательной комиссии в территориальной избирательной комиссии.
13. Уполномоченное должностное лицо при поступлении заявления (жалобы, сообщения, материалов) рассматривает нарушение и принимает соответствующее решение в порядке, установленном главой 43 Кодекса.
При установлении факта совершения нарушения уполномоченным должностным лицом составляется протокол в форме утвержденном Правительством Кыргызской Республики на бумажном носителе или может быть использована электронная форма протокола о нарушении, удостоверенного электронной подписью.
14. В случае если лицо не оспаривает факт совершения нарушения, применения к нему взыскания и дополнительного правового последствия, то на месте совершения нарушения выносится постановление, которое подписывается лицом, составившим протокол, при этом указанное постановление вступает в силу с момента вручения его копии нарушителю.
Постановление должно содержать:
1) наименование уполномоченного органа, вынесшего постановление;
2) дату рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
4) изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
5) указание на статью Кодекса, предусматривающую ответственность за данное нарушение;
6) принятое по делу решение.
15. Если лицо оспаривает факт нарушения или взыскание в виде штрафа либо дополнительное правовое последствие, которое уполномоченное должностное лицо предполагает применить, то составленный протокол направляется на рассмотрение комиссии для наложения взыскания.
4. Комиссия
16. Комиссия рассматривает дела о нарушениях на своем заседании, отдельным вопросом.
Периодичность проведения заседаний Комиссий должна обеспечить соблюдение установленных законом сроков рассмотрения дел о нарушениях.
17. Заседания комиссий проводятся в порядке установленном Законом Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики».
18. Заседания Комиссии проходят с участием лиц, привлекаемых за совершение нарушения, а также участников производства по делу о нарушении, согласно Кодексу.
19. Процессуальное оформление нарушений производится в порядке, предусмотренном главой 43 Кодекса.
5. Порядок обжалования
20. Жалоба на постановление по делу о нарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения копии постановления или получения его по почте.
21. Постановление по делу о нарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к ответственности за нарушение, потерпевшим, а также их законным представителем в районный (городской) суд.
22. При обжаловании постановления о нарушении на выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша и референдума – в Межрайонный суд города Бишкек
При обжаловании постановления о нарушении на выборах депутатов местных кенешей – в районный суд
6. Единый реестр нарушений
23. Лица, наделенные полномочиями составлять протокола о нарушениях, незамедлительно передают составленные протокола секретарю Комиссии для регистрации им нарушения в ЕРН.
24. Регистрация нарушения в ЕРН секретарем Комиссии должна быть осуществлена не позднее 24 часов с момента составления протокола о нарушении в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.
7. Ведение делопроизводства комиссии
25. Общее руководство делопроизводством осуществляется председателем Комиссии, который несет ответственность за его состояние.
26. Все дела о нарушениях, рассматриваемые Комиссией, подлежат учету. Номер дела о нарушении включает в себе порядковый номер дела по журналу регистрации и году поступления
27. Ответственность за хранение журналов учета, своевременность и достоверность вносимых в них сведений несет секретарь комиссии.
28.Секретарь Комиссии обеспечивает формирование дел о нарушениях, в которые в хронологическом порядке подшиваются все документы, приобщенные к делу в процессе заседания, в порядке их поступления, в том числе переписка, предшествующая заседанию Комиссии.
29. Срок хранения журналов 3 года, срок хранения дел о нарушениях - 5 лет. По истечении указанного срока они сдаются по описи в архив.
30. Комиссия осуществляет регистрацию нарушений и лиц, которые их совершили, а также примененные дополнительные правовые последствия в Едином реестре нарушений в соответствии с Кодексом.