ЦИК осуществляет мониторинг электронных платежей в целях исключения подкупа голосов избирателей через электронные кошельки и платежные терминалы
27 мая 2023
Центральная избирательная комиссия ЦИК КР при взаимодействии с Национальным банком, Межбанковским процессинговым центром, коммерческими банками, операторами мобильной связи, операторами платежных систем и Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики осуществляет мониторинг электронных платежей в целях исключения использования «теневых» денежных средств (в наличной и безналичной форме) для подкупа голосов избирателей через электронные кошельки и платежные терминалы на предстоящих досрочных выборах депутатов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по Ленинскому одномандатному избирательному округу № 26, назначенных на 28 мая 2023 года.
Следует отметить, что в период выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а также выборов депутатов городских кенешей Кыргызской Республики в 2021 году подобная совместная работа была проведена и послужила барьером для попыток заинтересованных лиц осуществлять электронный подкуп голосов избирателей, в том числе из запрещенных источников (зарубежных и анонимных).
Предпринятые меры оказали положительное воздействие на проведение агитационной кампании кандидатов в рамках законодательства КР и во многом исключили риски подкупа голосов избирателей через электронные платежные системы (в т.ч. платежные терминалы).
Справочно. В текущей избирательной кампании участвуют 29 кандидатов в депутаты ЖК КР, которые для финансирования своей избирательной кампании создали свои избирательные фонды. Все денежные средства, образующие избирательные фонды перечисляются в национальной валюте на их специальные счета в ОАО «РСК Банк» и ОАО «АйылБанк». Эти банки вошли в перечень банковских учреждений, определенных ЦИК для открытия, ведения, учета и отчетности по средствам избирательных фондов кандидатов.
Средства избирательных фондов могут формироваться за счет:
- собственных средств кандидатов, политических партий;
- добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, за исключением запрещенных источников, в число которых входят также анонимные пожертвования.
Средства избирательных фондов имеют строго целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании. Все расчеты между кандидатом и физическими, юридическими лицами за выполнение работ/оказание услуг осуществляются на договорной основе и только в безналичном порядке.
Со стороны ЦИК контроль по формированию и расходованию средств избирательных фондов кандидатов осуществляет Контрольно-ревизионная группа (КРГ).
Согласно Уголовному Кодексу Кыргызской Республики:
- использование средств вне избирательных фондов является уголовным нарушением порядка финансирования избирательной кампании, которое в том числе служит основанием для отмены регистрации кандидата, списков кандидатов;
- подкуп голосов избирателей является уголовно наказуемым преступлением, влекущим ответственность до 260 тыс. сомов штрафа или лишение свободы до 2 лет 6 месяцев.
Контрольно-ревизионная группа ЦИК КР