Контрольно-ревизионная группа. Подведение итогов финансирования прошедшей избирательной кампании
31 декабря 2021
Контрольно-ревизионная группа ЦИК подводит итоги об избирательных фондах кандидатов, политических партий, финансовых отчетах, суммах избирательных залогов, финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и предпринятых мерах по обеспечению финансовой прозрачности.
1. Об избирательных фондах кандидатов и политических партий
Для финансирования своей избирательной кампании кандидаты по одномандатным избирательным округам и политические партии по единому избирательному округу сформировали свои избирательные фонды.
Избирательные фонды сформировали 341 кандидат по одномандатным избирательным округам.
Согласно банковским сведениям на 15.12.2021 года на специальные счета избирательных фондов кандидатов по одномандатным избирательным округам поступило в общей сумме 262,7 млн. сом. По предварительному анализу больше всего денежных средств поступило в виде добровольных пожертвований от граждан 192,3 млн. сомов (73,2%). Добровольные пожертвования от юридических лиц поступили в сумме 14,4 млн. сомов (5,5%), собственные средства кандидатов – в сумме 49,7 млн. сомов (18,9%), сумма возвратов избирательных залогов, возвратов по причине неправильно указанных реквизитов, возвратов остатков неиспользованных средств составила 6,3 млн.сомов (2,4%) (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Структура поступления денежных средств в избирательные фонды кандидатов
На покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании, из средств избирательных фондов кандидатов по одномандатным округам было израсходовано 245,8 млн. сомов. Предварительный анализ данных показал, что большую часть своих средств кандидаты потратили на услуги по изготовлению и распространению агитационных материалов 82,3 млн. сомов (33,5%), на оплату услуг агитаторов израсходовано 67,9 млн. сомов (27,6%), на оплату избирательного залога - 34,2 млн. сомов (13,9%), на аренду помещений, оборудования, рекламных плоскостей сумма расходов составила 25,7 млн. сомов (10,5%), на приобретение агитационных материалов в виде футболок, жилеток, кепок флагов и др. – 3,3 млн. сомов (1,3%), на услуги по изготовлению информационных агитационных материалов для избирателей с ОВЗ - 2,4 млн. сомов (1%) и на оплату прочих расходов за выполненные работы/оказанные услуги, связанные с проведением избирательной кампании (услуги информационного и консультативного характера, командировочные расходы, услуги связи, приобретение канцелярских товаров, ГСМ, налоговые отчисления, социальные обязательства и др.) – 30,0 млн. сомов (12,2%) (см.Диаграмму 2).
Остаток неиспользованных средств избирательных фондов кандидатов составляет – 16,9 млн.сомов (6,4%).
Диаграмма 2. Структура расходов денежных средств избирательных фондов кандидатов
По единому избирательному округу избирательные фонды сформировали 22 политические партии.
Согласно банковским сведениям на 15.12.2021 года, на специальные счета избирательных фондов политических партий поступило в общей сумме 233,0 млн. сомов. По предварительному анализу, больше всего денежных средств поступило в виде собственных средств кандидатов, выдвинутых политической партией по списку в сумме 103,8 млн.сомов (44,5%). Меньше всего поступило добровольных пожертвований от юридических лиц - 0,5 млн.сомов (0,2%). Добровольные пожертвования физических лиц составили 67,0 млн.сомов (28,8%), собственные средства политической партии составили 57,2 млн.сомов (24,5%) и сумма возврата избирательного залога, возвратов по причине неправильно указанных реквизитов, возвратов остатков неиспользованных средств составила 4,5 млн.сомов (1,8%) (см. Диаграмму 3).
Диаграмма 3. Структура поступления денежных средств в избирательные фонды политических партий
На покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании, из средств избирательных фондов политических партий было израсходовано 232,3 млн. сомов, из которых на оплату избирательного залога было израсходовано 22,0 млн. сомов (9,5%). Предварительный анализ расходов политических партий показал, что больше всего средств было потрачено на услуги по изготовлению и распространению агитационных материалов – 129,3 млн. сомов (55,7%). На оплату услуг агитаторов израсходовано 28,9 млн. сомов (12,4%), на аренду помещений, оборудования, рекламных плоскостей - 31,4 млн. сомов (13,5%). на приобретение агитационных материалов в виде футболок, жилеток, кепок флагов и др. – 3,4 млн. сомов (1,5%), на услуги по трансляции телевизионных передач, радиопередач – 5,8 млн. сомов (2,5%), на услуги информационных агитационных материалов для избирателей с ОВЗ -2,3 млн. сомов (1%), на оплату прочих расходов за выполненные работы/оказанные услуги, связанные с проведением избирательной кампании (услуги информационного и консультативного характера, командировочные расходы, услуги связи, приобретение канцелярских товаров, ГСМ, налоговые отчисления, социальные обязательства и др.) – 9,2 млн. сомов (4%) (см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4. Структура расходов денежных средств избирательных фондов политических партий
Остаток неиспользованных средств избирательных фондов политических партий составил – 673,0 тыс. сомов (0,3%).
Справочно:
Порядок финансирования избирательных кампаний кандидатов, политических партий при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики регулируется:
• Конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»;
• Положением «О порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
Избирательные фонды кандидатов могут формироваться за счет следующих средств:
1) собственные средства кандидата - в пределах 150 000 сом;
2) средства, выделенные кандидату политической партией – в пределах 1 000 000 сом;
3) добровольные пожертвования физических лиц – в пределах 200 000 сом;
4) добровольные пожертвования юридических лиц – в пределах 500 000 сом.
Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда кандидата не может превышать 10 000 000 сомов.
Избирательные фонды политических партий могут формироваться за счет следующих средств:
1) собственные средства кандидата - в пределах 1 500 000 сом;
2) средства, выделенные кандидату политической партией – в пределах 100 000 000 сом;
3) добровольные пожертвования физических лиц – в пределах 200 000 сом;
4) добровольные пожертвования юридических лиц – в пределах 3 000 000 сом.
Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда политической партии не может превышать 300 000 000 сомов.
Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании.
Средства избирательных фондов могут использоваться только на:
1) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на предвыборную агитацию, сбор подписей в поддержку кандидата;
2) оплату избирательного залога в размере, установленном настоящим конституционным Законом;
3) оплату за выполнение работ, оказание услуг, непосредственно связанных с проведением выборной кампании, в частности, за:
- услуги информационного и консультативного характера;
- выпуск и распространение агитационных материалов;
- аренду помещений, оборудования;
- покрытие транспортных и командировочных расходов;
- услуги связи;
- приобретение канцелярских товаров, оборудования;
- публикацию объявлений и выступлений кандидата в средствах массовой информации;
- проведение предвыборных собраний, встреч с избирателями.
2. О финансовых отчетах кадидатов и политических партий
В течении избирательного периода кандидаты и политические партии обязаны были вести учет о поступлении и расходовании средств со специальных счетов избирательного фонда и предоставить в ЦИК финансовые отчеты.
По состоянию на 15.12.2021 года Итоговый финансовый отчет (сводные сведения) с оригиналами всех первичных документов из 282 кандидатов по одномандатным округам, принявших участие в выборах, представили 177 кандидатов. Из 21 политической партии предоставили Итоговый финансовый отчет (сводные сведения) с оригиналами всех первичных документов – 18.
В настоящее время члены КРГ проверяют поступившие финансовые отчеты. Предварительный аудит отчетов показал, что основными нарушениями по ведению учета денежных средств избирательных фондов являются:
1. Несоответствие транзакций кодам платежей по ГКПО;
2. Отсутствие актов выполненных работ/услуг;
3. Наличие неснятых остатков на специальных счетах;
4. Отсутствие добровольных патентов на выполнение работ/услуг;
5. Отсутствие товарных накладных на приобретенную продукцию;
6. Отсутствие реквизитов сторон в договорах, подписей, стоимости работ/услуг и пр.;
7. Осуществление финансовых операций по расчетам с физическими и юридическими лицами, а также по возврату неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете позднее 5 календарных дней после дня голосования.
По выявленным нарушениям кандидатам и политическим партиям предоставляются соответствующие уведомления.
Общая сумма избирательных залогов, поступивших на депозитный счет ЦИК от кандидатов по одномандатным округам для участия в выборах ЖК КР, составила 34 228 100 сомов (от 341 кандидата), в том числе 1 кандидат внес ошибочно сумму избирательного залога дважды 200 000 сомов (100 000 подлежали возврату), 1 кандидат внес ошибочно 108 000 сомов (8 000 сомов подлежали возврату), 1 кандидат внес ошибочно 100 100 сомов (100 сомов подлежали возврату), 1 кандидат внес ошибочно 120 000 сомов (20 000 сомов подлежали возврату). Всего сумма ошибочно перечисленных сумм составила 128 100 сомов, которая к настоящему времени была возвращена этим кандидатам.
В избирательный период 36 кандидатов отказались от дальнейшего участия в выборах до утверждения текста и формы избирательного бюллетеня. Сумма 3 600 000 сомов этим кандидатам также была возвращена.
Избирательные залоги 23-х кандидатов, отказавшихся от дальнейшего участия в выборах после утверждения текста и формы избирательного бюллетеня, а также некоторым из которых была отменена регистрация в общей сумме 2 300 000 сомов подлежит зачету в республиканский бюджет.
В итоге, в выборах депутатов Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам, приняли участие 282 кандидата.
Количество кандидатов, получивших не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, составило 156 человек. Количество кандидатов, принявших участие в выборах в двух одномандатных округах, выборы по которым признаны несостоявшимися (в Первомайском избирательном округе № 27 и Свердловском избирательном округе № 29), составило 11 человек. Общая сумма избирательных залогов, подлежащая возврату кандидатам, составляет 16 700 000 сомов. В настоящее время заканчивается процедура возврата избирательных залогов этим кандидатам.
Оставшаяся сумма 11 500 000 сомов, по законодательным нормам, подлежит перечислению в республиканский бюджет.
Таким образом, общая сумма возвратов избирательных залогов кандидатам составила 20 428 100 сомов (60%), а общая сумма избирательных залогов, подлежащая перечислению в республиканский бюджет, составила 13 800 000 сомов (40%).
Фактически, 21 политическая партия приняла участие в выборах депутатов ЖК КР.
По полученным результатам, количество политических партий, получивших не менее 1 процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, составило 12. Общая сумма избирательных залогов, подлежащая возврату политическим партиям, составляет 12 000 000 сомов (57%). В настоящее время заканчивается процедура возврата избирательных залогов этим политическим партиям.
9 политических парий получили менее 1% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Следовательно, сумма 9 000 000 сомов (43%) подлежит перечислению в республиканский бюджет.
Справочно. В соответствии с частью 2 статьи 61 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»: «Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов по единому избирательному округу, из средств своих избирательных фондов вносят на счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог в десятитысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя» (т.е. 1 000 000 сомов). «Кандидат по одномандатному избирательному округу вносит на счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог в тысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя» (т.е.100 000 сомов).
В соответствии с частью 16 и 16-1 статьи 41 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»: «Избирательный залог возвращается кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша:
1) получившим не менее 1 процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а также получившим не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, после представления не позднее 10 календарных дней после выборов в Центральную избирательную комиссию отчета о размере и всех источниках создания своего фонда, а также о всех произведенных затратах;
2) если Центральной избирательной комиссией принято решение об отказе в регистрации кандидатом на должность Президента, списка кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша;
3) отказавшимся от дальнейшего участия в выборах до утверждения текста и формы избирательного бюллетеня;
4) если выборы признаны несостоявшимися или недействительными после представления в Центральную избирательную комиссию отчета, указанного в пункте 1 настоящей части.
Оставшаяся сумма залога подлежит зачету в бюджет».
«В случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов политической партии до дня голосования в результате нарушения законодательства, а также в случае, предусмотренном частью 4-1 статьи 37 настоящего конституционного Закона, избирательный залог, внесенный кандидатом, политической партией, не возвращается и подлежит зачету в бюджет».
4. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Согласно части 1 статьи 40 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»: «Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств республиканского бюджета».
16 сентября 2021 года Центральная избирательная комиссия в соответствии со статьей 40 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и со статьей 25 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», постановлением «Об утверждении сметы расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» утвердила смету расходов для проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики составила 592 531,0 тыс.сомов, в том числе:
- расходы Центральной избирательной комиссии, в сумме 235 394,7 тыс. сомов, включая средства для осуществления централизованных закупок для избирательных комиссий, необходимых на подготовку и проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики,
- расходы окружных избирательных комиссий (далее - ОИК) в сумме 339 136,3 тыс.сомов, которые распределяются согласно утвержденной Центральной избирательной комиссией сметой расходов для нижестоящих избирательных комиссий;
- расходы МИД КР в сумме 18 000,0 тыс.сомов, учитывая то, что избирательные права граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за ее пределами в период выборов, обеспечиваются МИД КР.
Также, в связи с обращением МИД КР, с учетом потребностей и специфики работы, постановлением ЦИК КР от 10 октября 2021 года № 733 утверждена дополнительная смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на сумму 4 126,0 тыс. сомов, составляющая остаток денежных средств по результатам ранее проведенных выборных кампаний, находящихся на расчетных счетах МИД КР.
Таким образом, общая смета МИД КР на подготовку и проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики составила 22 126,0 млн. сом.
По предварительным итогам на подготовку и проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенных на 28 ноября 2021 года, израсходовано 549 683,2 млн. сом.
Предварительный остаток (экономия) составил 24 847,8 млн. сом.
Министерством финансов Кыргызской Республики мероприятия, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, профинансированы на сумму 574 531,0 тыс. сомов.
Справочно: В соответствии с требованием норм Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», Центральной избирательной комиссией централизованно осуществляется обеспечение деятельности аппарата Центральной избирательной комиссии, а также деятельности нижестоящих избирательных комиссий в период проведения выборов по следующим расходам:
- услуги связи (сотовая связь);
- приобретение канцелярских принадлежностей;
- услуги интернет-связи (в том числе для автоматических считывающих урн и планшетов);
- услуги печатной продукции (изготовление бюллетеней, тестовых бюллетеней, информационные плакаты для избирателей, методические журналы и др.);
- услуги по публикации сообщений в СМИ;
- услуги по доставке избирательного оборудования, избирательных документов и раздаточных материалов;
- приобретение средств санитарно-эпидемиологической безопасности для защиты здоровья граждан;
- другие расходы, связанные с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.
Центральной избирательной комиссией для нижестоящих избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов утверждена смета расходов, по следующим статьям:
- 2111 «Заработная плата»,
- 2121 «Отчисления в Соц. фонд»,
- 2211 «Расходы на служебные поездки»,
- 2214 «Транспортные расходы» (ГСМ для автотранспорта и услуги по транспортировке канцелярских товаров, баннеров, раздаточных материалов, средств индивидуальной защиты, оборудования по маршруту ОИК-УИК-ОИК) и для сдачи отчетов ОИК;
- 2215 «Приобретение прочих товаров и услуг» (расходы на обучение, питание, суточные членов избирательных комиссий из расчета 500 сомов в день для членов избирательных комиссий).
Смета рассчитывается с учетом всех расходов необходимых на открытие, техническое оснащение и функционирование нижестоящих избирательных комиссий (количество членов в одной избирательной комиссии установлено в пределах 13-15 человек). Общее количество членов ОИК и УИК составляет 31523 человек:
- 36 ОИК - 540 человек,
- 2435 УИК – 30 527 человек;
- 57 МИД УИК – 456 человек.
Также, смета включает оплату привлечённым специалистам групп технической поддержки (ГТП) – 600 человек, вознаграждение привлеченным операторам автоматических считывающих устройств (АСУ) в количестве 2290 человек (их число рассчитывается исходя из количества избирателей).
Кроме того, в связи с круглосуточной работой, законом предусмотрены выплаты суточных расходов на питание из расчета 500 сомов в день, в день голосования и день, ему предшествующий членам ОИК и УИК, операторам биометрической идентификации, а также сотрудникам МВД (4942 человек), привлекаемым для обеспечения безопасности и порядка.
5. Меры по обеспечению финансовой прозрачности финансирования избирательных кампаний
При подготовке и проведении избирательной кампании, Контрольно-ревизионная группа ЦИК предпринимала усиленные меры для достижения открытости и прозрачности финансирования избирательных кампаний кандидатов и политических партий.
Была разработана и внедрена в эксплуатацию автоматизированная система прозрачности избирательных фондов кандидатов и политических партий «Финансовая прозрачность» (АИС ФП) (второй компонент), посредством которой на официальном сайте ЦИК на странице «Кандидаты и партии /Избирательный фонд» автоматически отображаются в онлайн режиме точные детальные сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов и политических партий в формате:
- когда, от кого, сколько поступило денежных средств на спецсчет,
- когда, кому, за какие товары и услуги и сколько израсходовано.
Эту информацию ЦИК получает из банковских учреждений через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», которая публикуется с учетом законодательства о защите персональных данных и банковской тайне.
Кроме этого, на этой же странице отображаются финансовые отчеты кандидатов и политических партий, генерируемые АИС ФП.
На протяжении всего избирательного периода, особенно в период проведения кандидатами и политическими партиями активной агитационной кампании, Контрольно-ревизионная группа, в рамках своих полномочий, проводила контроль за финансированием всех мероприятий, осуществляемых из средств избирательных фондов.
КРГ осуществляла контроль за размещением агитационных материалов в социальных сетях (Tik Tok, Facebook, YouTube и пр.). Контролировалась политическая реклама в Facebook и правильность внесения за нее оплаты. По этому поводу члены КРГ рассматривали поступающие сообщения о нарушениях на своих заседаниях, либо принимали участие на заседаниях других рабочих групп ЦИК для рассмотрения различных жалоб за выявленные нарушения по финансированию избирательных кампаний, давали оценку о правомерности осуществления оплаты.
При взаимодействии с Государственной службой финансовой разведки, Национальным банком Кыргызской Республики, коммерческими банками «РСК Банк», «Айыл Банк», коммерческими банками – разработчиками электронных кошельков «Компаньон» (Компаньон, Umai), «Коммерческий банк «Кыргызстан»» (Mbank, Namba One), «Дос-Кредобанк» (Balance, Megapay, О! Деньги), и операторами платежных систем - Межбанковский Процессинговый Центр, Pay24, QuickPay, «BM Technologies», «Региональные платежные системы», «Моментальные платежи», «Грин Телеком Сервис» и др. был организован и проводился мониторинг платежей через неидентифицируемые платежные системы для исключения рисков подкупа голосов избирателей через электронные кошельки и платежные терминалы. Результатом этой работы стала информация, которая была доведена до НБКР, Государственной службой финансовой разведки и правоохранительных органов.
В целях открытости и прозрачности средств избирательных фондов, на официальном сайте ЦИК была опубликована предварительная информация о сумме поступивших средств от избирательных залогов кандидатов по одномандатным избирательным округам, сумме избирательных залогов, подлежащей возврату кандидатам и сумме, подлежащей перечислению в республиканский бюджет. После подведения итогов голосования на сайте ЦИК будет опубликована полная информация о суммах избирательных залогов кандидатов и политических партий.
Кроме того, КРГ провела сравнительный анализ финансирования избирательных кампаний на выборах в ЖК КР в 2020 г. и в 2021 г. Итоговый анализ показал, что сумма поступивших средств в избирательные фонды 16 политических партий составляла в 2,5 раза больше 2020 году, чем сумма поступивших средств в избирательные фонды 21 политической партии в 2021 году, а сумма израсходованных средств была соответственно больше в 2,7 раза (см. таблицу ниже).
Таблица. Сравнительный анализ финансирования избирательных кампаний на выборах в ЖК КР в 2020 году и в 2021 году.
Наименование статьи |
2020 год |
2021 год |
Разница |
Кол-во политических партий, участвующих в выборах |
16 |
21 |
в 2021 году на 5 больше, чем в 2020 году |
Поступило в избирательный фонд |
668 865 108,00 |
262 751 185,00 |
в 2020 году в 2,5 раза больше, чем в 2021 году |
Израсходовано из избирательного фонда |
668 572 980,00 |
245 853 695,95 |
в 2020 году в 2,7 раза больше, чем в 2021 г. |
Анализ данных показал, что предусмотренные законодательством новые нормы и процедуры формирования избирательных фондов и ведения специальных счетов минимизировали риски нецелевого использования средств избирательных фондов и уравняли условия для всех участников избирательного процесса. Все расчеты между кандидатом, политической партией и физическими, юридическими лицами за выполнение работ/оказание услуг осуществлялись на договорной основе и только в безналичном порядке. А стандарт финансовой прозрачности избирательного процесса, внедренный в ЦИК посредством автоматизированной информационной системы «Финансовая прозрачность» (АИС ФП) является прозрачным и открытым источником информации по финансированию избирательных кампаний кандидатов и политических партий для каждого избирателя.
Справочно. Согласно конституционному закону «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Положению «О порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», международным стандартам по прозрачности финансирования избирательных кампаний «В целях открытости и гласности проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Центральная избирательная комиссия информирует избирателей о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, политической партии, финансовых отчетах кандидатов, политических партий.
Обязательному размещению на официальном сайте Центральной избирательной комиссии подлежит следующая информация:
1) Информация о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете кандидата, политической партии, представляемая банковским или иным учреждением, с учетом законодательства о персональных данных и банковской тайне. Формат отображения содержит сведения по поступлению денежных средств жертвователей (дата поступления, наименование юридического лица/ Ф.И.О. физического лица, вид и сумма пожертвования) и расходованию средств (дата расхода, наименование юридического лица/ Ф.И.О. физического лица, назначение платежа и сумма);
2). Финансовые отчеты кандидатов, политических партий (первый, второй итоговый) о финансировании избирательных кампаний;
3) Информация о сумме поступивших средств от избирательных залогов кандидатов, политических партий и сумме возвращенных избирательных залогов кандидатам, политическим партиям и сумме, перечисленной в бюджет».