Миссия БДИПЧ ОБСЕ: Выборы были хорошо организованы ЦИК

30 ноября 2021

Заявление о предварительных выводах и заключениях Миссии БДИПЧ

Глава Миссии – Дам Одри Гловер

Парламентские выборы, проведенные 28 ноября, были конкурентными, но конституционные изменения ослабили парламент, последующие обширные законодательные изменения в ключевых аспектах выборов, подавленная кампания и общее разочарование избирателей препятствовали конструктивному участию. Новое законодательство обеспечивает достаточную основу для демократических выборов, но общая правовая база подрывается ограничениями гражданских и политических прав, а также уменьшением разделения властей и независимости судебной власти.

Основные свободы во время кампании в целом соблюдались и власти продемонстрировали политическую волю для обеспечения чистых выборов, однако строгое соблюдение последующих мер привело к тому, что кандидаты начали предвыборную кампанию с осторожностью. У избирателей был широкий выбор политических вариантов, а технические аспекты выборов эффективно решались избирательной администрацией. Большинство средств массовой информации неохотно освещали деятельность кандидатов, в то время как широко освещалась повседневная деятельность президента и властей, что ограничивало возможность избирателей сделать осознанный выбор. Хотя день выборов прошел мирно и голосование было хорошо организовано на подавляющем большинстве наблюдаемых избирательных участков, во время подсчета голосов и на начальных этапах подведения итогов были отмечены значительные процедурные проблемы.

Миссия отметила, что выборы были хорошо организованы ЦИК, тренинги для членов комиссий более низкого уровня, за которыми велось наблюдение, были в целом практическими и интерактивными. Члены ОИК были хорошо информированы о своих ролях и обязанностях, однако наблюдатели МНВ БДИПЧ отметили, что заседания ОИК проводились не регулярно, как того требует закон. Чтобы решить сложности, связанные с новой избирательной системой, ЦИК запустила информационную кампанию, нацеленную на широкий круг заинтересованных сторон, но она проводилась не единообразно по всей стране.

В предварительном заявлении говорится, что, учитывая сложность новой избирательной системы и бюллетеней, ЦИК провела комплексную информационную кампанию. Она проводилась через тренинги, семинары, рекламные щиты, плакаты, пояснительные видеоролики на медиаплатформах и государственных телеканалах, а также материалы на языке жестов. Однако МНВ БДИПЧ отметила, что объем информации для избирателей в регионах различается.

Предвыборная агитация проходила в преимущественно сдержанной атмосфере, при этом оставаясь в основном спокойной и без инцидентов. Призыв властей к «чистым» выборам и указ президента от 1 ноября, а также его строгое соблюдение, в том числе через участие ГКНБ, побудили участников выборов с осторожностью подходить к выборам и остепенили кампанию.55 Сообщается, что это привело к предотвращению нарушений в ходе избирательной кампании, таких как подкуп голосов и злоупотребление административным ресурсом.

В соответствии с законом, финансируемые государством средства массовой информации предоставили бесплатное эфирное время зарегистрированным партиям (общенациональные вещатели) и отдельным кандидатам от ОИО (региональные вещатели). Два общенациональных телеканала, включая самый популярный КТРК, и восемь каналов, расположенные а регионах, выделили посредством лотереи, проведенной ЦИК, бесплатное эфирное время (которое в основном состояло из индивидуальных заявлений и дебатов). 80 В то время как в общей сложности 243 СМИ, в основном онлайн, были аккредитованы ЦИК для предоставления времени и места для платной рекламы, МНВ БДИПЧ выяснила, что лишь несколько партий и кандидатов воспользовались этой возможностью (финансируемая государством КТРК и частный 7- Канал также транслировали их в рамках новостных программ). Вместо этого они решили проводить кампании в различных социальных сетях

ЦИК рассмотрела 142 жалоб на 30 открытых заседаниях за последние 5 недель. Большинство жалоб касались нарушений правил проведения избирательной кампании, в том числе 42 жалобы на подкуп голосов и 31 на злоупотребление административным ресурсом. Заседания ЦИК по рассмотрению жалоб были коллегиальными, участники обсуждали вопросы и ставили свои предложения на голосование.

Обсуждения жалоб в ЦИК были открыты для общественности и СМИ и все заявители и другие стороны имели возможность изложить свои доводы. Члены ЦИК имели возможность ознакомиться с жалобами до их обсуждения. В то же время интерпретация ЦИК того, что представляет собой «избирательная кампания», временами использующая слишком широкий подход, а иногда дающая узкое определение проведению избирательной кампании, не всегда способствовала свободе выражения мнений. 86 ЦИК вынесла 22 письменных предупреждения и 29 штрафов за нарушение правил проведения избирательной кампании, включая раннюю агитацию.87 ЦИК вела онлайн-реестр жалоб на своем веб-сайте, что способствовало прозрачности рассмотрения избирательных споров. До дня выборов в реестр было включено 179 жалоб.

Однако МНВ БДИПЧ отметила, что в некоторых случаях жалобы не вносились в реестр ЦИК вовремя, а ЦИК рассматривала их впоследствии со значительной задержкой. В то время как ЦИК утверждала, что сроки рассмотрения жалоб были перенесены только из-за задержек с ответами правоохранительных органов, МНВ БДИПЧ отметила, что задержки в рассмотрении жалоб не всегда были связаны с бездействием правоохранительных органов.89 Более того, большинство решений ЦИК по жалобам своевременно не появлялись на веб-сайте, несмотря на требование закона о 24-часовом сроке публикации.

День выборов прошел мирно, явка избирателей, по заявлению ЦИК, составила 34,6%. ЦИК начала публиковать на своем веб-сайте предварительные результаты по избирательным участкам для каждой гонке, основанные на электронном подсчете, вскоре после окончания голосования. Однако ЦИК отключила веб-страницу с предварительными результатами на короткий период времени, как сообщается, из-за технических проблем.

Открытие избирательных участков было оценено положительно во всех 139 наблюдаемых участках, кроме 4. Были отмечены некоторые процедурные упущения, такие как непроведение жеребьевки для распределения обязанностей между членами УИК (22 случая) и отсутствие отметки избирателей, проголосовавших с помощью мобильного голосования, в списках избирателей (12 случаев). В 24 случаях УИК столкнулись с трудностями при настройке сканера бюллетеней.

Наблюдатели ММНВ также сообщили о задержках до 15 минут с открытием 44 избирательных участков. Наблюдатели ММНВ положительно оценили процесс голосования в 96% из 1054 наблюдений. Процедуры в основном соблюдались на подавляющем большинстве наблюдаемых избирательных участков, однако в 16% наблюдений урны для голосования не были должным образом опечатаны. Хотя планировка избирательных участков была достаточной для проведения голосования в 95 процентах наблюдений, в 10 процентах случаев сообщалось о переполненности избирательных участков, в основном из-за ограниченного пространства внутри избирательных участков. Около 40 процентов наблюдаемых избирательных участков были недоступны для людей с ограниченными возможностями, а на 20 процентах планировка не подходила для таких избирателей.

ЦИК опубликовала информацию о 45 жалобах, полученных в день выборов. Предполагаемые нарушения были в основном связаны с несоблюдением процедур, неисправностью сканеров бюллетеней и агитацией в день выборов. Другие жалобы касались избирательной кампании с нарушением режима молчания на выборах, переброски избирателей и четырех случаев предполагаемого подкупа голосов. По данным ЦИК, утверждения о нарушениях на выборах были переданы для проверки в правоохранительные органы через Группу быстрого реагирования ЦИК