Миссия ТЮРКПА: Выборы были проведены с соблюдением демократических и международных избирательных стандартов
11 января 2021
Международная миссия Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран по наблюдению на Президентских выборах и референдуме по определению формы правления Кыргызская Республика
ЗАЯВЛЕНИЕ
По приглашению Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызской Республики Международная миссия по наблюдению (далее - Миссия) Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (TURKPA) провела краткосрочный мониторинг президентских выборов и референдума по определению формы правления, которая состоялась в Кыргызской Республике 10 января 2021 года. В состав Миссии вошли члены парламентов Азербайджана и Турции, а также дипломатический персонал Секретариата ТЮРКПА (см. список Миссии).
Президентские выборы и референдум в Кыргызской Республике в основном регулируются Конституцией, Конституционным законом о президентских и парламентских выборах (Закон о выборах) с последними поправками в 2020 году, Конституционным законом о референдуме с последними поправками в 2019 году, Законом об избирательных комиссиях в 2019 году и законодательства об уголовных и административных санкциях, а также предписаний Центральной избирательной комиссии. Кыргызстан является участником основных международных и региональных инструментов по правам человека и выборам. Кыргызстан также ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов (КПИ).
Выборы проводит Центральная избирательная комиссия (ЦИК), 54 территориальных избирательных комиссии (ТИК) и 2 462 участковых избирательных комиссии (УИК). Голосование за пределами страны проводилось на 48 избирательных участках с 35575 зарегистрированными избирателями. ЦИК - постоянно действующий орган, ответственный за организацию выборов и референдумов. 12 членов ЦИК назначаются парламентом на пятилетний срок по представлению президента, парламентского большинства и парламентской оппозиции, каждый из которых выдвигает по 4 члена.
Из-за пандемии COVID-19 в правила процедуры ЦИК были внесены поправки, позволяющие проводить заседания ЦИК в режиме онлайн, что позволило членам ЦИК и секретариату работать удаленно. Более того, ЦИК в сотрудничестве с Министерством здравоохранения разработала конкретные меры против распространения болезни, которые касаются процедур голосования, включая социальное дистанцирование в помещениях для голосования и обеспечение сотрудников избирательных комиссий и избирателей средствами индивидуальной защиты. В этом отношении ЦИК также провела комплексную информационную кампанию для избирателей, чтобы проинформировать об изменениях в процедурах в день выборов, связанных со здоровьем.
Число кандидатов в президенты составило 17 человек, в том числе одна женщина, и большинство из них находятся в возрастной группе от 35 до 55 лет. Все кандидаты являются самовыдвиженцами, а Конституция дает возможность выдвигаться как независимо, так и политическими партиями. В соответствии с Законом о выборах, в случае, если ни один кандидат не набирает более половины голосов в первом туре, в течение 20 дней проводится второй тур голосования между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.
Кампания началась 15 декабря и закончилась 9 января, за 24 часа до голосования. Из-за пандемии COVID-19 участники использовали разные средства кампании, в том числе социальные сети. В результате кандидаты провели активную онлайн-кампанию и получили возможность общаться с широкой аудиторией, когда избиратели были хорошо осведомлены об избирательных платформах кандидатов, их целях и задачах.
Миссия встретилась с исполняющим обязанности президента, председателем Жогорку Кенеша г-ном Талантом Мамытовым, председателем ЦИК г-жой Нуржан Шайльдабековой и министром иностранных дел Кыргызской Республики г-ном Русланом Казакбаевым. В ходе этих встреч Миссия была подробно проинформирована о мерах, принятых по подготовке к президентским выборам и референдуму.
Члены миссии также провели встречи с кандидатами, участвующими в президентских выборах. Они проинформировали наблюдателей о своих предвыборных платформах, пропагандистской деятельности перед выборами и своих ожиданиях от выборов 10 января.
В день голосования Миссия посетила ряд избирательных участков в столице страны Бишкеке, наблюдая за процессом голосования на всех этапах, начиная с открытия избирательных участков до подсчета голосов. Миссия имела возможность наблюдать за подачей голосов, общаться с избирателями, должностными лицами избирательных участков, а также с местными наблюдателями на местах.
По данным ЦИК, явка избирателей на президентских выборах составила около 39,75%, а на референдум - 39,88%.
Законодательство Кыргызской Республики гарантирует свободу слова и прессы, требуя от СМИ беспристрастного и равного освещения всех участников. Закон о выборах дает исчерпывающее определение предвыборной агитации и свободного времени для кандидатов в президенты. В то же время Закон обязывает все телерадиокомпании зарезервировать платное эфирное время для агитации кандидатов и политических партий.
Только СМИ, аккредитованные ЦИК, имеют право освещать предвыборную деятельность и политическую кампанию, а также продавать рекламное эфирное время и место конкурентам. В этом контексте эфирное время в СМИ было распределено для всех конкурсантов справедливо с равным освещением кампании.
Миссия подчеркивает важные достижения в развитии демократических стандартов, связанных с выборами в Кыргызской Республике. Кроме того, Стратегия совершенствования избирательного законодательства на 2018-2020 годы отражает всеобъемлющий концептуальный подход Правительства Кыргызстана к демократическому волеизъявлению народа. Сама Стратегия всесторонне регулирует правовые отношения участников избирательного процесса и механизмы по устранению нарушений избирательного законодательства, повышению осведомленности граждан о избирательном процессе, повышению их правовой культуры, участию людей с ограниченными возможностями и тех граждан, которые временно находятся за пределами страны, а также повышение емкости и эффективности работы избирательных комиссий на местах.
Миссия особенно рассматривает последние законодательные поправки как укрепление демократических стандартов избирательного процесса в Кыргызстане. Среди них снижение порога возврата избирательного залога для кандидатов, привлечение волонтеров к кампании, определение злоупотребления административным ресурсом, агитация в интернет-СМИ, права наблюдателей и ответственность за подкуп голосов. Более того, Миссия считает, что принятие поправок, таких как приостановление действия положений, разрешающих проведение повторных выборов и невозможность изменить избирательный адрес для избирателей внутри страны, упрощает весь избирательный процесс.
Конституционный закон о референдуме и последние поправки к нему закрепляют основные демократические принципы всенародного голосования, такие как прозрачность и тайное голосование. Кроме того, Конституционный закон четко определяет правила агитации и процедурные аспекты организации выборов во время референдума, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. Миссия подчеркивает, что Закон «Об определении формы правления», принятый Жогорку Кенешем 10 декабря 2020 года, усилил соответствующие положения Конституции и Закона о референдуме.
Миссия подчеркивает, что президентские выборы и референдум прошли в спокойной и, в то же время, высококонкурентной обстановке и продемонстрировали прочную основу демократических ценностей, которых придерживаются все институты и участники избирательного процесса. Сам избирательный процесс характеризовался разнообразием мнений и плюрализмом, предоставляя кандидатам все необходимые инструменты для правовой апелляции.
Миссия положительно оценивает применение высоких технологий в процессе голосования, в том числе использование биометрических данных, оборудования для электронного подсчета голосов для сканирования и подсчета бюллетеней, что позволяет сразу же получить результаты выборов после закрытия избирательных участков. Миссия высоко оценивает оснащение большинства избирательных участков пандусами для избирателей с ограниченными физическими возможностями, при этом ЦИК также подготовила учебные материалы для избирателей с нарушениями слуха или зрения.
Миссия высоко оценивает работу, проводимую ЦИК, по обеспечению избирателей исчерпывающей информацией о выборах и референдуме, а также проведение тренингов для правоохранительных органов. Что касается мер, связанных с пандемией, в день голосования, Миссия высоко оценивает отличную работу избирательных органов в этом направлении и соблюдение избирателями правил. Миссия особо подчеркивает, что эти меры не препятствовали доступности избирательных участков.
Одним из существенных улучшений, которые отметила Миссия, стало облегчение голосования граждан Кыргызстана за рубежом. Об этом свидетельствует тот факт, что для проведения этих выборов и референдума при дипломатических представительствах Кыргызстана было создано 48 избирательных участков, что больше, чем во время предыдущих выборов. Таким образом, тысячи граждан Кыргызстана смогли проголосовать в соседних и других странах.
Законодательство предусматривает наблюдение за выборами со стороны соперничающих партий, граждан и международных наблюдателей на всех этапах избирательного процесса. Все наблюдатели имеют право наблюдать за избирательным процессом от формирования избирательных органов до регистрации избирателей и процесса голосования на всех этапах.
Миссия высоко оценивает правовые и материально-технические условия, предоставленные для международного наблюдения за выборами в Кыргызстане. В своей деятельности Миссия следовала принципам объективности, справедливости, прозрачности и беспристрастности в соответствии с Положением TURKPA о наблюдении за выборами и соответствующими международными инструментами.
Миссия пришла к выводу, что президентские выборы и референдум по определению формы правления в Кыргызской Республике 10 января 2021 года были проведены с соблюдением демократических и международных избирательных стандартов.