На общественное обсуждение вынесена финальная версия проекта Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020гг.

26 июня 2018

26 июня 2018 года в г.Бишкек вынесена на общественное обсуждение финальная версия проекта Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020гг.

По новой избирательной модели завершился целый рабочий цикл, связанный с выборами депутатов ЖК КР в 2015 году, выборами депутатов местных кенешей, проведением референдума в 2016 году и выборами Президента КР в 2017 году.

Несмотря на значительные успехи избирательной системы Кыргызской Республики, которые были признаны и высоко оценены внутри страны и международным сообществом, в избирательном процессе все еще наблюдаются определенные проблемы и недостатки, связанные с регулированием комплекса правовых отношений между участниками выборного процесса.

В этой связи, в целях дальнейшего совершенствования избирательного права и процесса, обеспечения свободных демократических выборов, необходимо установить долгосрочные и краткосрочные цели, задачи на основе внутреннего и внешнего анализа и мониторинга, ориентируясь на требования избирателей.

Предлагаемая Стратегия совершенствования законодательства КР о выборах на 2018-2020 годы представляет собой всесторонний комплексный выбор целей и путей их достижения; документ, где сформулированы основные цели и направления деятельности, мероприятия, включающие помимо необходимых изменений законодательства также и отдельные практические меры, а также индикаторы достижения целей на планируемый период.

Стратегия разработана Рабочей группой при Президенте Кыргызской Республики по совершенствованию выборного законодательства на основе широких публичных общественных обсуждений во всех регионах Кыргызской Республики.

Отправной точкой при разработке Стратегии явилась идентификация проблем, подлежащих решению, препятствующих обеспечению равного и беспрепятственного доступа граждан Кыргызской Республики к реализации своих конституционных прав избирать и быть избранными, а также созданию условий гражданам для свободного и осознанного волеизъявления.

Проблемы были идентифицированы на основе анализа текущего выборного законодательства, сложившейся правоприменительной практики, анализа проведенных выборов всех уровней, а также на основании рекомендаций, содержащихся в отчетах, разработанных мониторинговыми миссиями гражданского общества, международных организаций.

По итогам анализа и проведенных общественных обсуждений выработаны основные цели, направления и мероприятия по совершенствованию избирательного права и процесса, которые в совокупности обозначили следующий основной концепт проекта Стратегии:

- сделать устойчивыми позитивные достижения реформы избирательной системы (достоверность, прозрачность и конкурентность выборов) без кардинального изменения типа выборов (парламентские и городские выборы остаются пропорциональными, айылные – мажоритарными, выборы ОМСУ -косвенными)

- устранить имеющиеся недостатки в правоотношениях в ходе выборов через законодательные меры и систему гражданского образования

- оптимизация организации и расходов бюджета на выборы, совершенствование технологического обеспечения и безопасности выборов.

Приоритетами Стратегии являются: выработка механизмов регулирования правовых отношений участников избирательного процесса, а также механизмов борьбы с нарушениями избирательного законодательства, повышение уровня правовой культуры граждан и их информированности, создание условий для полной реализации избирательных прав граждан, в том числе женщин, этнических меньшинств, ЛОВЗ, граждан, временно пребывающих или проживающих за рубежом, иных отдельных категорий граждан, укрепление парламентаризма, а также повышение потенциала и эффективности работы избирательных комиссий на местах.

Достижение задач, связанных с этими приоритетами, предполагает проведение комплексных мер, которые будут реализовываться в виде разработки и принятия нормативных правовых актов, которые должны будут усилить меры ответственности за неправомерные действия во время выборов всех участников избирательного процесса, активное взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с обществом в процессе обсуждения проводимых реформ, в повышении правовой культуры избирателей и в обеспечении равного доступа к выборам. Вышеперечисленные меры, заложенные в Стратегии, должны способствовать достижению основного результата запланированной реформы – росту доверия граждан к выборам.

В общественном диалоге, 26 июня, приняли участие Эсеналиев Д. - Руководитель Рабочей группы, Первый заместитель Руководителя Аппарата Президента КР, представители фракций ЖК КР и политических партий КР, руководство ЦИК и ГРС, экспертное сообщество, активисты гражданского сектора, представители международных организаций и СМИ.

Кроме презентации проекта Стратегии на общественном диалоге, работа проходила по 5 целевым направлениям в панельных секциях:

- повышение инклюзивности выборного процесса путем улучшения условий для полной реализации активного и пассивного избирательного права граждан;

- дальнейшее совершенствование механизмов открытых и конкурентных выборов. Повышение уровня правовой культуры и информированности участников избирательного процесса;

- развитие политических партий парламентского типа как институтов выражения и политической реализации интересов граждан и институтов формирования выборных органов;

-повышение эффективности механизмов предупреждения, пресечения нарушений избирательного законодательства;

-улучшение организации выборов, повышение потенциала и эффективности работы ИК, улучшение взаимодействия государственных органов и органов МСУ с избирательными комиссиями в ходе подготовки и проведения выборов.

Итогом работы в секциях стали обсуждение и выработка предложений и рекомендаций для проекта Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах.

Работа по проекту Стратегии должна быть завершена:

- внесением и одобрением проекта Стратегии совершенствования выборного законодательства Национальным Советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики

- внесением Жогорку Кенешу предложений по законодательным изменениям в рамках Стратегии.

- принятием Жогорку Кенешем пакета законопроектов не позднее осени 2019 года, т.е. за год до проведения выборов 2020 года (последовательно по графику проекты вносятся с июня 2018 года, затем основной пакет – в июле 2018 года, а проект нового Закона о партиях – осенью 2018 года),

- принятием со стороны ЦИК и государственных органов практических мер по оптимизации выборного процесса и системы комиссий, организации гражданского образования.

Информационный отдел аппарата ЦИК КР