ЦИК КР закупила автоматические считывающие урны у корейской компании «Miry Systems»

26 августа 2016

В соответствии с Решением Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики от 25 апреля 2014 года и положениями конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в избирательный процесс внедрена новая Модель избирательного процесса, предусматривающая использование новых технологий для подсчета голосов избирателей – автоматически считывающих урн (далее - АСУ) и передачи данных по защищенным каналам связи на центральный сервер (далее- ИИС) Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

Автоматически считывающие урны для подсчета голосов избирателей были успешно применены во время выборов в Жогорку Кенеш в 2015 году.

В январе 2016 года, поправками в Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей» система автоматического подсчета голосов избирателей с использованием АСУ была внедрена и в выборы местных кенешей.

Весной 2016 года на основе новой избирательной модели с использованием  АСУ уже проведены выборы в 27 местных кенешей. Осенью текущего года состоятся очередные и досрочные выборы в 412 местных городских и айылных кенеша.

Проведенные выборы в Жогорку Кенеш и в местные кенеши имели ряд отличий в обеспечении АСУ.

Предстоящие выборы депутатов в местные кенеши пройдут  и по  мажоритарной и по пропорциональной системе, что может потребовать дополнительные АСУ.

Стандартная АСУ вмещает до 2000 бюллетеней размером бюллетеня в 30 см. Если на парламентских выборах длина бюллетеня составляла стандартный размер А4, то на выборах в  местные кенеши весной 2016 года, ввиду мажоритарной системы, количество зарегистрированных  кандидатов  составляло от 50 до 80 человек, в связи, с чем длина бюллетеня достигала 70 см.

Данное обстоятельство уменьшило вместимость урны до 500-200 бюллетеней в зависимости от размера бюллетеня, что потребовало, например, в Милянфане установки 11 урн  всего на 2 участка.

Кроме того, согласно требованиям вышеуказанных законов избирательные участки должны быть обеспечены основными и резервными урнами, что требует наличия АСУ в количестве не менее 5 000 комплектов.

На основе анализа использования АСУ на парламентских выборах 2015 года и выборах местных кенешей 2016 года, аппаратом ЦИК произведен расчет потребности дополнительного оборудования АСУ в количестве 2000 комплектов с увеличенной емкостью.

Финансовый источник:

Европейским союзом с учетом достижения Кыргызстаном ряда индикаторов избирательной реформы  в конце июля 2016 года выделен  грант в сумме 5 млн. евро в рамках программы "Укрепление демократии через реформу избирательной системы".

 Распоряжением Правительства КР от 4 августа 2016 года Министерству финансов КР поручено выделить ЦИК КР 284 249,0 тыс. сомов (4 млн.60 тыс.долларов США) из средств указанного гранта ЕС.

 

8 августа 2016 года Министерству финансов были перечислены средства гранта Евросоюза в сумме 5 млн. евро, а 11 августа 2016 года в соответствии со статьей 21 Закона КР «О государственных закупках» на Портале государственных закупок была размещена информация о проведении  закупки АСУ методом прямого заключения договора.

 

Справочно: Согласно статье 21 Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках»

 «1. Закупки методом прямого заключения договора - процедура государственных закупок, при которой закупающая организация без проведения конкурса подписывает договор о закупках после проведения мониторинга цен».

Далее Законом определено, что «не позднее двух рабочих дней до проведения закупки методом прямого заключения договора закупающая организация размещает на веб-портале государственных закупок информацию, включающую следующие сведения:

1) предмет и объем закупки;

2) общая сумма закупки».

15 августа 2016 года при вскрытии протокола закупок (формируется электронной системой автоматически) выявились 4 компании, представившие свои заявки.

20 августа 2016 года, после изучения и оценки поданных заявок, конкурсной комиссией было решено, что участником закупок, представившим предложение, отвечающее всем требованиям госзакупки и установленным критериям технического соответствия, является Miru Systems co., LTD.

Комиссией было рекомендовано Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики заключить договор с данным поставщиком.

При этом, было принято во внимание, что применение АСУ данного производителя в ходе парламентских выборов 2015 года и выборов в местные кенеши весной 2016 года показало высокую надежность оборудования, учтено соответствие АСУ программному управлению информационной избирательной системы ЦИК.

Следует отметить, что целью закупки оборудования является доукомплектация существующего комплекса оборудования с четко определенной конфигурацией и обьединенного программным управлением. В целях обеспечения надежного функционирования всего комплекса, для исключения рисков несовместимости  с Информационной избирательной системой, имеющей чрезвычайно важное значение для страны, целесообразна закупка идентичного оборудования. Поэтому требованиями закупающей организации было предусмотрено, что программа подсчета и передачи данных АСУ должна соответствовать информационной избирательной системе (комплекс ИИС) и обеспечена функцией автоматической и ручной передачи данных.

Дополнение имеющегося комплекса иным оборудованием требует адаптации программного обеспечения, что несет в себе риски сбоя программного обеспечения по управлению АСУ (ИИС), риски увеличения затрат на доработку программного обеспечения и на обучение операторов.

Немаловажным фактором явилось то, что в рамках технической помощи Кореи Кыргызстану тестирование и испытания АСУ данного поставщика могут быть  проведены под контролем Всемирной ассоциации избирательных органов, а обучение работе с автоматическими считывающими устройствами групп технической поддержки, внедрение программы управления автоматическим подсчетом голосов могут быть проведены за счет корейской стороны в рамках проекта помощи развитию.

Согласно заключенному договору, стоимость одной АСУ с увеличенным объемом ниже цены ранее закупленных АСУ на 300 долларов США. Общая стоимость договора составила 232 млн.сомов без учета налогов. 

В соответствии с законодательством, 23 августа 2016 года на портале госзакупок  размещена  информация о проведенной закупке.

Справочно: Ранее, постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 9 апреля 2015 года №4966-V Правительству и ЦИК КР было рекомендовано на основании Закона «О государственных закупках» осуществить государственные закупки АСУ методом из одного источника.

В связи с изменением Закона КР «О государственных закупках» и исключением из него метода одного источника, ЦИК КР для закупки АСУ в 2015 году был применен метод прямого заключения договора.

При этом, в целях единообразности и комплексности технологического оборудования выборов, ЦИКом было принято во внимание, что первые две партии АСУ, в количестве 716 и 200 комплектов (из которых 100 тестовые), предоставленные Корейским агентством по международному сотрудничеству (KOICA) на гранты Правительств  Кореи и Швейцарии, были произведены компанией МИРУ системс в полном соответствии с потребностями новой избирательной модели КР и поставлены вместе с специальным программным обеспечением по их управлению.

При этом, как сообщило KOICA, для выбора компании при первой закупке был проведен стандартный тендер, в результате которого и был выбран консорциум с участием (1) компании «Miru systems», как производителя АСУ и (2) компании Кэйтинет (программное обеспечение). Консорциум предложил совокупность программного обеспечения и АСУ.

 

Пресс- служба ЦИК КР