Порядок голосования

Порядок голосования

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КР
от 2 июля 2011 года N 68
«О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Статья 31. Порядок голосования

1. Голосование в день выборов проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за 7 календарных дней до дня голосования.

В день выборов, в 7 часов утра, участковая избирательная комиссия на своем заседании в помещении для голосования жеребьевкой определяет членов комиссии, которые будут:

- контролировать в день голосования работу оператора и совместно с ним проводить идентификацию граждан в электронном списке избирателей;

- осуществлять регистрацию граждан в бумажном списке избирателей;

- выдавать избирательные бюллетени;

- осуществлять контроль за прохождением избирателей в кабины для тайного голосования, опусканием избирательных бюллетеней в ящики для голосования.

Председатель, секретарь и операторы избирательного оборудования участковой избирательной комиссии в жеребьевке не участвуют.

Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей вскрывает опечатанный сейф (шкаф), в котором находятся список избирателей данного участка, избирательные бюллетени и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения; вынимает из сейфа (шкафа) бумажный список избирателей, иное необходимое оборудование с электронным списком избирателей, оглашает число включенных в список избирателей, дает возможность визуально ознакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей присутствующим лицам, затем раздает его членам участковой избирательной комиссии, которые несут ответственность за регистрацию избирателей и заполнение бумажного списка избирателей в день голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, представителям кандидатов, политических партий, средств массовой информации пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов, представителей кандидатов, политических партий, выдвинувших списки кандидатов. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о количестве избирательных бюллетеней, полученных от вышестоящей избирательной комиссии и выданных для голосования вне помещения. Члены участковой избирательной комиссии в присутствии представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей пересчитывают и оглашают количество избирательных бюллетеней, затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет их для визуального ознакомления присутствующим лицам и заносит число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.

После пересчета избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии передает по 100 избирательных бюллетеней по ведомости членам участковой избирательной комиссии, которые расписываются за их получение и несут ответственность за выдачу избирательных бюллетеней.

2. В помещении для голосования члены участковой избирательной комиссии совместно с операторами проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и персональным данным с применением оборудования по идентификации. Идентификация избирателя должна проводиться на расстоянии и в условиях, обеспечивающих представителям кандидатов, политических партий и наблюдателям обозрение процедуры идентификации избирателя и монитора.

Для идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным согласие избирателя не требуется.

При этом на мониторе, вывешенном на обозримом для представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей месте, высвечивается следующая информация:

- общее количество граждан, включенных в список избирателей на данном избирательном участке;

- количество избирателей, прошедших идентификацию и получивших чек о прохождении идентификации на этом избирательном участке на данный момент;

- фотография избирателя, проходящего идентификацию;

- иная информация, определенная Центральной избирательной комиссией совместно с уполномоченным государственным органом, в соответствии с техническими возможностями оборудования.

После идентификации избирателя распечатывается чек. На выборах депутата Жогорку Кенеша избирателю выдаются два избирательных бюллетеня: один по единому избирательному округу и один по одномандатному избирательному округу. Чек предъявляется избирателем члену участковой избирательной комиссии, который выдает ему бюллетень для голосования в обмен на чек.

О каждом случае, когда оборудование отказывает в идентификации избирателя, находящегося в окончательном списке избирателей по данному избирательному участку, и не выдает чек о прохождении идентификации, если все неоднократно предпринятые меры по идентификации не дали результатов, член избирательной комиссии, ответственный за контроль над процессом идентификации, информирует председателя, после чего составляет акт об отказе оборудования в двух экземплярах. Акт подписывается членом избирательной комиссии, ответственным за контроль над процессом идентификации, оператором и соответствующим избирателем. Один экземпляр вручается избирателю, а второй экземпляр остается в избирательной комиссии, которая после официального опубликования результатов выборов направляет эти акты в соответствующие государственные органы для принятия мер. При этом избиратель не допускается к голосованию.

В случае выдачи избирателю избирательного бюллетеня без чека соответствующий член участковой избирательной комиссии несет предусмотренную законодательством ответственность.

Сведения о количестве проголосовавших, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в ящики для голосования, заносятся в акт участковыми избирательными комиссиями и передаются в окружную, территориальную избирательную комиссию через каждые 2 часа, системный администратор окружной, территориальной избирательной комиссии вводит и автоматически публикует полученные данные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Окончательные сведения о количестве проголосовавших избирателей, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в ящики для голосования, передаются в Центральную избирательную комиссию сразу же после закрытия избирательных участков, но до вскрытия урн с бюллетенями.

3. При выдаче избирательных бюллетеней определенный жеребьевкой член участковой избирательной комиссии регистрирует избирателя в бумажном списке избирателей, проставляет серию и номер документа, удостоверяющего личность избирателя, и расписывается в нем о выдаче избирательного бюллетеня.

4. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

5. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении документа, удостоверяющего личность избирателя.

6. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в бумажном списке избирателей.

7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специально оборудованная кабина или специально оборудованное место должны быть установлены или изготовлены с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего. Ящики для голосования должны располагаться на расстоянии не более полутора метров от ближайшей специально оборудованной кабины для голосования, чтобы лица, находящиеся в помещении для голосования, не могли распознать отметку в бюллетене.

8. На выборах Президента избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо в позиции "Против всех".

8-1. На выборах депутатов Жогорку Кенеша по одномандатному избирательному округу избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо в позиции "Против всех".

8-2. На выборах депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу избиратель ставит в первой части избирательного бюллетеня соответствующую отметку в одном квадрате, относящемся к политической партии.

Во второй части избирательного бюллетеня, избиратель ставит отметку в одном квадрате, относящемся к порядковому номеру соответствующего кандидата, в пользу которого сделан выбор.

В случае если избиратель не делает свой выбор в пользу ни одной политической партии, то ставит отметку в квадрате в позиции "Против всех".

9. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает ему новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

10. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, представителем кандидата, политической партии, наблюдателем. В этом случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.

Лицо, назначенное по просьбе избирателя, не имеющего возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, обязано совершить действия в полном соответствии с волеизъявлением избирателя.

11. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в соответствующие опечатанные (опломбированные) ящики для голосования для выборов депутатов Жогорку Кенеша по одномандатному избирательному округу и для выборов депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу. Запрещается выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования. Запрещается нахождение возле ящика для голосования иных лиц, кроме избирателя, опускающего избирательный бюллетень, за исключением случаев, когда по просьбе избирателя, затрудняющегося с правилами опускания бюллетеня в автоматически считывающую урну, может быть приглашен один из членов избирательной комиссии или технический специалист. Лицам, находящимся в помещении для голосования, запрещается закрывать обзор или иным способом препятствовать наблюдению за ящиком для голосования.

12. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования, которые после наведения порядка должны покинуть помещение для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий и не нарушающие права субъектов избирательного процесса, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии, уполномоченный ею.

Допуск в помещение для голосования должен производиться таким образом, чтобы не было скопления избирателей, препятствующего наблюдению представителями кандидатов, политических партий.

13. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

14. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также их должностные лица обязаны в день голосования обеспечить общественную безопасность, бесперебойную работу общественного транспорта, средств связи, электроосвещения и отопления помещений для голосования.

15. В случае сбоя автоматически считывающей урны в день выборов голосование осуществляется на основе использования запасной автоматически считывающей урны. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии и операторами.

В случае сбоя запасной автоматически считывающей урны голосование осуществляется на основе использования стационарного ящика. При этом участковая избирательная комиссия также составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии и операторами.

В случае восстановления работоспособности замененных в результате сбоя автоматически считывающих урн в течение дня голосования возобновление их использования для голосования не допускается.

16. Порядок голосования и использования автоматически считывающих урн за пределами Кыргызской Республики устанавливается Центральной избирательной комиссией.

(В редакции конституционных Законов КР от 23 апреля 2015 года N 88, 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КР
от 31 октября 2016 года N 173
«О референдуме Кыргызской Республики»

Статья 32. Порядок голосования на референдуме

1. На всех участках по проведению референдума, в том числе находящихся за пределами территории Кыргызской Республики, голосование проводится с 8-00 до 20-00 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает граждан не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения референдума через средства массовой информации или иным способом, а при проведении повторного голосования - не позднее чем за 7 календарных дней до дня голосования.

2. На участках по проведению референдума, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, местах временного пребывания граждан, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее 20-00 часов по местному времени, если проголосовали все граждане, имеющие право на участие в референдуме, включенные в список.

3. В день проведения референдума, в 7-00 часов по местному времени, участковая избирательная комиссия на своем заседании в помещении для голосования жеребьевкой определяет членов комиссии, которые будут:

1) совместно с оператором проводить идентификацию граждан в электронном списке участников референдума;

2) осуществлять регистрацию граждан в бумажном списке участников референдума;

3) выдавать бюллетени для голосования;

4) осуществлять контроль за прохождением участников референдума в кабины для тайного голосования, опусканием бюллетеней для голосования в ящики для голосования.

Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии, а также член участковой комиссии, обслуживающий автоматически считывающие урны, в жеребьевке не участвуют.

Председатель избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных участников референдума вскрывает опечатанный сейф (шкаф), в котором находятся список участников референдума данного участка, бюллетени для голосования и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения; вынимает из сейфа (шкафа) бумажный список участников референдума, иное необходимое оборудование с электронным списком участников референдума, оглашает число включенных в список участников референдума, дает возможность визуально ознакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки участников референдума присутствующим лицам, затем раздает его членам участковой избирательной комиссии, которые несут ответственность за регистрацию участников референдума и заполнение бумажного списка участников референдума в день голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, иным участникам референдума пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер участка по проведению референдума, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии.

Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о количестве бюллетеней для голосования, полученных от вышестоящей избирательной комиссии и выданных для голосования вне помещения. Члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, иных участников референдума пересчитывают и оглашают количество бюллетеней для голосования, затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет их для визуального ознакомления присутствующим лицам и заносит число бюллетеней для голосования, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.

После пересчета бюллетеней для голосования председатель участковой избирательной комиссии передает по 100 бюллетеней для голосования по ведомости членам участковой избирательной комиссии, которые расписываются за их получение и несут ответственность за выдачу бюллетеней для голосования.

Во всех случаях, указанных в настоящей части, вправе присутствовать представители группы "за", группы "против", средств массовой информации, политических партий и иных некоммерческих организаций.

4. В помещении для голосования члены участковой избирательной комиссии совместно с операторами проводят идентификацию участника референдума по его биометрическим и персональным данным.

Для идентификации участника референдума по его биометрическим и персональным данным согласие участника референдума не требуется.

При этом на мониторе, вывешенном на обозримом для наблюдателей и иных участников референдума месте, высвечивается следующая информация:

- общее количество граждан, включенных в список участников референдума на данном участке по проведению референдума;

- количество проголосовавших на данный момент участников референдума на этом участке по проведению референдума;

- иная информация, определенная Центральной избирательной комиссией совместно с уполномоченным государственным органом, в соответствии с техническими возможностями оборудования.

После идентификации участника референдума распечатывается чек. Чек предъявляется участником референдума члену участковой избирательной комиссии, который выдает ему бюллетень для голосования в обмен на чек.

5. При получении бюллетеня для голосования в бумажном списке участников референдума проставляются серия и номер документа, удостоверяющего личность участника референдума. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в бумажном списке участников референдума о получении бюллетеня.

6. Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других участников референдума не допускается.

7. Бюллетень для голосования заполняется участником референдума в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специально оборудованная кабина или специально оборудованное место должны быть установлены или изготовлены с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении бюллетеня для голосования и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.

8. В случае если голосующий участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке участников референдума рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования погашается, о чем составляется отдельный акт.

9. Если участник референдума голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "V" или любой иной знак в квадрате под словом "Да". Если участник референдума голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "V" или любой иной знак в квадрате под словом "Нет".

В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопросов участник референдума имеет право выбрать только один вариант.

В случае вынесения на референдум нескольких вопросов участник референдума должен ответить на каждый вопрос независимо от ответов на другие вопросы данного бюллетеня.

Заполненный бюллетень для голосования участник референдума опускает в ящик для голосования, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

10. В случае если участник референдума не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь участнику референдума, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке участников референдума в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на референдуме Кыргызской Республики".

Лицо, назначенное по просьбе участника референдума, не имеющего возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, обязано совершить действия, указанные в абзаце первом настоящей части, в полном соответствии с волеизъявлением избирателя.

11. Заполненные бюллетени для голосования опускаются участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. Запрещается выносить бюллетень для голосования из помещения для голосования.

Сведения о количестве проголосовавших передаются в территориальную комиссию по проведению референдума через каждые 2 часа, системный администратор территориальной комиссии по проведению референдума вводит и автоматически публикует полученные данные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Окончательные сведения о количестве проголосовавших участников референдума, основанные на количестве выданных чеков, передаются в Центральную избирательную комиссию сразу же после закрытия участков референдума, но до вскрытия урн с бюллетенями.

12. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования, которые после наведения порядка должны покинуть помещение для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий и не нарушающие права участников процесса голосования, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии, уполномоченный ею.

13. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

14. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также их должностные лица обязаны в день голосования обеспечить общественную безопасность, бесперебойную работу общественного транспорта, средств связи, электроосвещения и отопления помещений для голосования.

15. В случае сбоя автоматически считывающей урны в день голосования голосование осуществляется на основе использования запасной автоматически считывающей урны. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии и операторами.

В случае сбоя запасной автоматически считывающей урны голосование осуществляется на основе использования стационарного ящика. При этом участковая избирательная комиссия также составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии и операторами.

В случае восстановления работоспособности замененных в результате сбоя автоматически считывающих урн в течение дня голосования возобновление их использования для голосования не допускается.

(В редакции конституционного Закона КР от 8 августа 2019 года N 116)

ЗАКОН КР
от 14 июля 2011 года N 98
«О выборах депутатов местных кенешей»

Статья 31. Порядок голосования

1. Голосование в день выборов проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении переголосовании - не позднее чем за 7 календарных дней до дня голосования.

2. В день выборов в 7 часов утра участковая избирательная комиссия на своем заседании в помещении для голосования жеребьевкой определяет членов комиссии, которые будут:

1) совместно с оператором проводить идентификацию граждан в электронном списке избирателей;

2) осуществлять регистрацию граждан в бумажном списке избирателей;

3) выдавать избирательные бюллетени;

4) осуществлять контроль за прохождением избирателей в кабины для тайного голосования, опусканием избирательных бюллетеней в ящики для голосования.

Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии, а также член участковой комиссии, обслуживающий автоматически считывающие урны, в жеребьевке не участвуют.

3. Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей вскрывает опечатанный сейф, в котором находятся список избирателей данного участка, избирательные бюллетени и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения, вынимает из сейфа бумажный список избирателей, иное необходимое оборудование с электронным списком избирателей, оглашает число включенных в список избирателей, затем раздает его членам участковой избирательной комиссии, которые несут ответственность за регистрацию избирателей и заполнение бумажного списка избирателей в день голосования.

4. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, представителям кандидатов, политических партий, средств массовой информации пустые автоматически считывающие урны. Затем в автоматически считывающие урны для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в автоматически считывающие урны, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих представителей политических партий, наблюдателей, после чего урны опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии.

В случае использования стационарных ящиков председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра указанным в абзаце первом настоящей части лицам пустые ящики для голосования. Затем в ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются наименование округа, номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов, их представителей и наблюдателей, представителей политических партий. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии, после чего ящики для голосования опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии.

5. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о количестве избирательных бюллетеней, полученных от вышестоящей избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии в присутствии представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей пересчитывают и оглашают количество избирательных бюллетеней, затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет их для визуального ознакомления присутствующим лицам и заносит число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в строку 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

6. После пересчета избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии передает по 50-100 избирательных бюллетеней по ведомости членам участковой избирательной комиссии, которые расписываются за их получение и несут ответственность за выдачу избирательных бюллетеней.

7. В помещении для голосования члены участковой избирательной комиссии совместно с операторами проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и (или) персональным данным.

Для идентификации избирателя по его биометрическим и (или) персональным данным согласие избирателя не требуется.

При этом на мониторе, вывешенном на обозримом для представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей месте, высвечивается следующая информация:

1) общее количество граждан, включенных в список избирателей на данном избирательном участке;

2) количество избирателей, прошедших идентификацию и получивших чек о прохождении идентификации на этом избирательном участке на данный момент;

3) фотография избирателя, проходящего идентификацию;

4) иная информация, определенная Центральной избирательной комиссией совместно с уполномоченным государственным органом, в соответствии с техническими возможностями оборудования.

После идентификации избирателя распечатывается чек. Чек предъявляется избирателем члену участковой избирательной комиссии, который выдает ему бюллетень для голосования в обмен на чек.

Сведения о количестве проголосовавших передаются в территориальную избирательную комиссию через каждые 2 часа, системный администратор территориальной избирательной комиссии вводит и автоматически публикует полученные данные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Окончательные сведения о количестве проголосовавших избирателей, основанные на количестве выданных чеков, передаются в Центральную избирательную комиссию сразу же после закрытия избирательных участков, но до вскрытия урн с бюллетенями.

8. При выдаче избирательных бюллетеней определенный жеребьевкой член участковой избирательной комиссии регистрирует избирателя в бумажном списке избирателей. Избиратель расписывается в нем о получении бюллетеня.

9. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

10. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении документа, удостоверяющего личность избирателя, и чека.

11. При получении избирательного бюллетеня для голосования в бумажном списке избирателей проставляются серия и номер документа, удостоверяющего личность избирателя. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в списке избирателей. В случае проведения голосования одновременно по нескольким избирательным бюллетеням избиратель расписывается за каждый избирательный бюллетень.

12. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специально оборудованная кабина или специально оборудованное место должны быть установлены или изготовлены с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.

13. На выборах депутатов местного кенеша по пропорциональной системе избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к политической партии, в пользу которой сделан выбор, либо к позиции "Против всех".

На выборах депутатов местного кенеша по мажоритарной системе избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадратах, относящихся к кандидатам, в пользу которых сделан выбор, либо в квадрате "Против всех". Количество кандидатов, за которых может проголосовать избиратель, не должно превышать число мандатов по избирательному округу.

14. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

15. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, представителем кандидата, политической партии, наблюдателем. В этом случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.

Лицо, назначенное по просьбе избирателя, не имеющего возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, обязан совершить действия в полном соответствии с волеизъявлением избирателя.

16. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. Запрещается выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования.

17. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования, которые после наведения порядка должны покинуть помещение для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий, не нарушающие права участников избирательного процесса, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии, уполномоченный избирательной комиссией.

18. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

19. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также их должностные лица обязаны в день голосования обеспечить общественную безопасность, бесперебойную работу общественного транспорта, средств связи, электроосвещения и отопления помещений для голосования.

20. В случае сбоя автоматически считывающей урны в день выборов голосование осуществляется на основе использования запасной автоматически считывающей урны. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии и операторами.

В случае сбоя запасной автоматически считывающей урны голосование осуществляется на основе использования стационарного ящика. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии и операторами.

В случае восстановления работоспособности замененных в результате сбоя автоматически считывающих урн в течение дня голосования возобновление их использования для голосования не допускается.

(В редакции Законов КР от 21 ноября 2014 года N 158, 21 января 2016 года N 8, 8 августа 2019 года N 117)