О статусе депутатов местных кенешей
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 13 января 2000 года № 3
О статусе депутатов местных кенешей
(В редакции Законов КР от 5 августа 2003 года № 189, 15 октября 2004 года № 182, 6 февраля 2006 года № 34, 27 февраля 2007 года № 27, 5 августа 2008 года № 195, 14 февраля 2013 года № 16, 25 апреля 2013 года № 59, 16 октября 2013 года № 192, 17 июля 2014 года № 138, 18 июля 2014 года № 144, 17 февраля 2015 года № 34, 20 июля 2016 года № 124, 27 июля 2016 года № 151, 26 июля 2018 года № 71, 8 августа 2019 года № 115, 8 августа 2019 года № 118, 20 июня 2020 года № 62, 29 июля 2024 года № 152, 30 сентября 2024 года № 167)
Раздел 1
Общие положения
Статья 1. Законодательство о статусе депутатов местных кенешей
Статус депутата местного кенеша определяется Конституцией Кыргызской Республики, законом, регулирующим сферу организации местного самоуправления, и настоящим Законом.
(В редакции Законов КР от 15 октября 2004 года № 182, 18 июля 2014 года № 144)
Статья 2. Возникновение и срок полномочий депутата местного кенеша
Депутат местного кенеша приобретает свои полномочия в результате избрания его в местный кенеш на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Полномочия депутата начинаются со дня открытия первой сессии соответствующего кенеша и заканчиваются в день открытия первой сессии кенеша следующего созыва.
Полномочия депутата, избранного вместо выбывшего, начинаются со дня очередной после выборов депутата сессии кенеша.
Вопрос о результатах выборов в кенеш вносится на рассмотрение кенеша соответствующей территориальной избирательной комиссией в порядке информации и принимается кенешем во внимание. Спорные вопросы относительно возникновения полномочий депутатов разрешаются в судебном порядке.
Полномочия депутата подтверждаются удостоверением и нагрудным знаком депутата, которые ему выдаются. Образцы удостоверений и нагрудных знаков депутата, а также Положение о них утверждаются Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики в сфере местного самоуправления.
(В редакции Законов КР от 15 октября 2004 года № 182, 20 июля 2016 года № 124, 26 июля 2018 года № 71, 29 июля 2024 года № 152)
Статья 3. Досрочное прекращение полномочий депутата
Основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша являются:
1) подача им письменного заявления о сложении депутатских полномочий или выходе из фракции;
2) выход из гражданства, утрата гражданства Кыргызской Республики, выявление факта наличия иного гражданства либо приобретение иного гражданства;
3) переход на работу или неоставление им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий;
4) избрание его депутатом другого кенеша;
4-1) изменения общей структуры и границ административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков и городов Кыргызской Республики;
5) прекращение членства депутата в местном сообществе соответствующей административно-территориальной единицы;
6) признание выборов недействительными;
7) выезд на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики;
8) признание судом депутата недееспособным или безвестно отсутствующим, а также объявление его умершим;
9) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
10) отсутствие на заседаниях местного кенеша без уважительных причин более четырех раз в течение одного года;
11) смерть депутата.
Досрочное прекращение полномочий депутата по указанным в части 1 настоящей статьи основаниям осуществляется решением соответствующей территориальной избирательной комиссии, принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания.
Соответствующая территориальная избирательная комиссия рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата на основании соответствующего заявления или представления.
Представление о досрочном прекращении полномочий депутата представляется соответствующей территориальной избирательной комиссии:
1) соответствующим государственным органом - в случаях, предусмотренных пунктами 2, 7 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) судом - в случаях, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 настоящей статьи;
3) соответствующим местным кенешем - в случаях, предусмотренных пунктами 3-5 и 10 части 1 настоящей статьи.
Местный кенеш рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата по процедуре полного обсуждения в случаях, предусмотренных пунктами 3-5 и 10 части 1 настоящей статьи.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата по указанным основаниям принимается местным кенешем большинством от общего числа депутатов и направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее 3 дней после принятия.
Уважительными причинами отсутствия депутата являются:
1) временная нетрудоспособность;
2) отпуск по беременности и родам, в связи с усыновлением ребенка;
3) отсутствие по семейным обстоятельствам (в случаях регистрации брака, рождения ребенка, по уходу за ребенком, смерти близких родственников), учебный отпуск, нахождение в командировке по основному месту работы, участие по письменному приглашению в государственных церемониях и официальных приемах, семинарах, конференциях и других мероприятиях с разрешения руководства соответствующего местного кенеша;
4) транспортные препятствия и другие форс-мажорные обстоятельства, подтвержденные соответствующими документами.
(В редакции Законов КР от 8 августа 2019 года № 118, 29 июля 2024 года № 152)
Статья 4. Сочетание депутатской деятельности с исполнением производственных или служебных обязанностей
Депутат местного кенеша осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
Статья 5. Несовместимость статуса депутата местного кенеша с некоторыми должностями и видами деятельности
Депутат местного кенеша не может состоять на государственной службе или иной муниципальной службе в случаях:
1) если государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он занимает руководящую должность, расположен в пределах территории того же айылного аймака или города, что и представительный орган местного самоуправления (местный кенеш айылного аймака или города), депутатом которого он является;
2) если государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он состоит на государственной или муниципальной службе, подотчетен представительному органу местного самоуправления (местному кенешу айылного аймака или города), депутатом которого он является;
3) если избрание, представление к назначению, освобождение руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, в котором он состоит на государственной или муниципальной службе, относится к полномочиям того представительного органа местного самоуправления (местного кенеша айылного аймака или города), депутатом которого он является.
Депутатские полномочия также нельзя совмещать с должностью руководителя государственного или муниципального предприятия, оказывающего услуги населению соответствующего айылного аймака или города за счет средств республиканского и местного бюджетов.
Депутат местного кенеша не может использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью.
Одно и то же лицо может быть депутатом лишь в одном айылном или городском кенеше.
Работник, нанятый на работу исполнительным органом местного самоуправления на основе трудового договора (контракта), не может быть депутатом местного кенеша.
(В редакции Законов КР от 15 октября 2004 года № 182, 6 февраля 2006 года № 34, 27 февраля 2007 года № 27, 5 августа 2008 года № 195, 25 апреля 2013 года № 59, 18 июля 2014 года № 144, 20 июня 2020 года № 62, 30 сентября 2024 года № 167)
Статья 6. Взаимоотношения депутата с избирателями
Депутат местного кенеша поддерживает связи с избирателями, коллективами и объединениями граждан, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также коллективами других предприятий, учреждений, организаций, государственными органами, органами самоуправления и органами объединений граждан, расположенными на территории его избирательного округа.
Избиратели могут давать наказы своим депутатам. Депутат ответствен перед избирателями своего избирательного округа и им подотчетен.
Статья 7. Взаимоотношения депутата с местным кенешем, в который он избран, и его органами
Депутат местного кенеша обязан принимать участие в работе местного кенеша, входить в состав постоянной комиссии и других его органов, всесторонне содействовать реализации их решений, выполнять поручения кенеша и его органов.
Местный кенеш и его органы содействуют депутатам в их деятельности путем создания соответствующих условий, обеспечения депутатов документами, справочно-информационными и другими материалами, необходимыми для эффективного осуществления депутатских полномочий, организуют изучение депутатами действующего законодательства, опыта работы местных кенешей.
Местный кенеш, в который избран депутат, вправе заслушивать его отчеты о выполнении решений и поручений местного кенеша.
В случае неисполнения депутатом своих обязанностей в местном кенеше и его органах, систематического нарушения им установленного порядка их работы местный кенеш по предварительным заключениям мандатной комиссии, комиссии по вопросам депутатской деятельности и этики может принять решение о частичном или полном лишении его на определенный период ежемесячных выплат как депутату, сообщении избирателям об отношении депутата к исполнению своих обязанностей.
(В редакции Закона КР от 8 августа 2019 года № 115)
Статья 8. Изменение статуса или прекращение полномочий депутата в связи с изменениями в административно-территориальном делении
Статус депутата изменяется в случаях изменения границ административно-территориальной единицы, влекущих реорганизацию, или общей структуры административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков и городов Кыргызской Республики.
При отнесении населенных пунктов к категории городов республиканского или областного подчинения на их территории прекращаются полномочия депутатов местного кенеша, которому был подчинен этот населенный пункт.
При проведении выборов во вновь образованные местные кенеши на базе существующих местных кенешей полномочия депутатов этих местных кенешей прекращаются.
(В редакции Закона КР от 29 июля 2024 года № 152)
Статья 8-1. Депутатская этика
В своей деятельности депутат должен придерживаться общепризнанных норм морали, сохранять собственное достоинство, уважать честь и достоинство других депутатов, иных должностных лиц и граждан, воздерживаться от действий, заявлений и поступков, которые компрометируют соответствующий местный кенеш, избирателей и государство в целом.
Не допускается использование депутатского мандата в личных целях.
В своей деятельности депутат придерживается требований Кодекса депутатской этики.
(В редакции Закона КР от 16 октября 2013 года № 192)
Раздел 2
Деятельность депутата в местном кенеше и его органах
Статья 9. Участие депутата в сессиях местного кенеша
Статус депутата изменяется в случаях изменения границ административно-территориальной единицы, влекущих реорганизацию, или общей структуры административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков и городов Кыргызской Республики.
Депутат обязан соблюдать регламент местного кенеша, иные нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности местного кенеша, его органов, присутствовать на сессиях местного кенеша, заседаниях постоянной комиссии и других органов, в состав которых он входит. В случае невозможности присутствовать на заседании депутат извещает об этом руководителя соответствующего органа.
(В редакции Законов КР от 20 июля 2016 года № 124, 29 июля 2024 года № 152)
Статья 10. Права депутата в местном кенеше и его органах
Депутат местного кенеша пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях местного кенеша и его органов, в состав которых он входит. Каждый депутат в местном кенеше и его органах, в состав которых он входит, имеет один голос. Депутат, не входящий в состав какого-либо органа местного кенеша, может принимать участие в его работе с правом совещательного голоса.
Депутат местного кенеша имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы соответствующего местного кенеша;
2) предлагать вопросы для рассмотрения местным кенешем и его органами;
3) вносить предложения и замечания по повестке дня заседания местного кенеша и его органов, порядку рассмотрения обсуждаемых вопросов и их существу;
4) вносить для рассмотрения проекты решений, других принимаемых местным кенешем или его органами документов, поправки к ним;
5) высказывать мнение по персональному составу образуемых местным кенешем органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых местным кенешем;
6) ставить вопрос о недоверии органам, образованным местным кенешем, лицам, входящим в их состав, а также лицам, избранным, назначенным или утвержденным местным кенешем;
7) принимать участие в дебатах, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, содокладчикам, председательствующему на заседании;
8) вносить предложения о заслушивании на сессии местного кенеша отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетных либо подконтрольных местному кенешу, а также по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего местного кенеша, других органов и должностных лиц, действующих на его территории;
9) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
10) оглашать на заседаниях местного кенеша и его органов в установленном местным кенешем порядке тексты обращений, заявлений, резолюций, петиций граждан или их объединений, если они имеют общественное значение.
Депутат по обсуждаемому на сессии местного кенеша вопросу может передать председательствующему тексты своего неоглашенного выступления, предложений и замечаний для включения в протокол заседания местного кенеша или его органа, в котором он принимает участие.
Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии местного кенеша и переданные в письменной форме председательствующему на заседании, рассматриваются местным кенешем либо по его поручению комиссиями местного кенеша или направляются на рассмотрение соответствующим органам и должностным лицам, за исключением судов и судей, которые обязаны рассмотреть эти предложения и замечания не позднее чем в месячный срок, если иной срок не установлен местным кенешем, и о результатах рассмотрения сообщить непосредственно депутатам, внесшим предложения и замечания, а также председателю местного кенеша.
На пленарных заседаниях, заседаниях постоянных и временных комиссий депутаты периодически информируются о ходе выполнения принятых местным кенешем решений, реализации предложений и замечаний, внесенных депутатами, наказов избирателей, а также по другим важным вопросам деятельности местных кенешей и его органов.
Депутаты в местном кенеше могут объединяться в депутатские фракции и группы, которые образуются и действуют в соответствии с регламентом местного кенеша.
Порядок реализации указанных прав депутатов определяется настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, регулирующими деятельность местного кенеша и их органов, а также регламентом соответствующего местного кенеша.
(В редакции Законов КР от 15 октября 2004 года № 182, 16 октября 2013 года № 192, 20 июля 2016 года № 124, 27 июля 2016 года № 151)
Статья 11. Депутатский запрос и депутатский вопрос
Депутатский запрос - это заявленное предварительно или на сессии местного кенеша требование депутата к председателю, заместителю председателя местного кенеша, комиссиям местного кенеша, главе исполнительного органа местного самоуправления, руководителям структурных и территориальных подразделений органов местного самоуправления, к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории местного кенеша, независимо от форм собственности, а также к главе соответствующей местной государственной администрации, его заместителям, руководителям отделов, управлений и других служб местной государственной администрации решить вопрос, дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение и относящимся к ведению местного кенеша.
Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме, он подлежит включению в повестку дня сессии местного кенеша, по нему может проводиться обсуждение и принимается решение.
Председатель местного кенеша доводит текст запроса до соответствующего органа или должностного лица, к которым он обращен.
Орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны в установленный местным кенешем срок дать устный или письменный ответ на него. Ответ на запрос рассматривается на сессии местного кенеша.
Депутатский вопрос - это средство получения депутатом информации или разъяснения по той либо иной проблеме. Ответ на вопрос может быть оглашен на сессии местного кенеша или дан депутату в индивидуальном порядке. Вопрос не включается в повестку дня сессий, не обсуждается и решение по нему не принимается.
(В редакции Закона КР от 20 июля 2016 года № 124)
Статья 12. Право депутата ставить вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений и организаций
Депутат местного кенеша вправе ставить в местном кенеше и его органах вопрос о необходимости проведения проверки деятельности расположенных на его территории предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также деятельности государственных органов, за исключением судов и судей, и органов объединений граждан, за исключением финансово-хозяйственной деятельности.
Местный кенеш вправе рекомендовать уполномоченным государственным органам провести проверки по фактам, изложенным депутатами. При этом проверки должны проводиться в соответствии с действующим законодательством.
О результатах проверок и предложениях по ним уполномоченный государственный орган информирует местный кенеш или его орган, по рекомендации которых осуществлялись эти проверки.
По результатам проверок уполномоченным государственным органом вносится предложение об устранении выявленных недостатков и нарушений руководителям (собственникам) предприятий, учреждений, организаций и органов, деятельность которых проверялась, а также вышестоящим органам, ставится вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых произошло нарушение.
В случае выявления нарушений законодательства Кыргызской Республики депутат может обратиться по этому поводу в соответствующие государственные органы.
(В редакции Законов КР от 5 августа 2003 года № 189, 27 июля 2016 года № 151)
Раздел 3
Деятельность депутата местного кенеша в избирательном округе
Статья 13. Связь депутата с населением избирательного округа
Депутат местного кенеша поддерживает постоянную связь со своими избирателями, регулярно информирует их о работе местного кенеша, о выполнении планов и программ экономического и социального развития, местных экологических программ, решений местного кенеша и наказов избирателей, принимает участие в организации исполнения законов, решений местного кенеша и его органов, в массовых мероприятиях, проводимых на территории избирательного округа, изучает общественное мнение, потребности населения, информирует о них местный кенеш, принимает другие меры по удовлетворению коллективных нужд и законных требований граждан.
В своей работе в избирательном округе депутат опирается на помощь общественных комитетов и органов местного самоуправления, трудовых коллективов, органов объединений граждан.
Статья 14. Рассмотрение депутатом предложений, заявлений и жалоб граждан
Депутат местного кенеша рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному решению, ведет прием граждан.
Депутат может направлять полученные им предложения, заявления и жалобы в соответствующие органы, предприятия, учреждения и организации, которые обязаны рассмотреть их в соответствии с действующим законодательством и о результатах сообщить заявителю, а также депутату.
Депутат изучает причины, порождающие жалобы, и вносит свои предложения по их устранению в местный кенеш, в который он избран, государственные органы, органы объединений граждан, предприятиям, учреждениям и организациям.
Обращение к депутату, в котором обжалуются судебный акт или поведение судьи, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного акта или поведения судьи.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2016 года № 151)
Статья 15. Отчеты депутата перед избирателями и политическими партиями, по списку которых они были избраны
Депутат местного кенеша периодически, но не менее чем один раз в год, обязан отчитываться о своей работе и работе местного кенеша, в который он избран, перед избирателями и перед коллективами и объединениями граждан, а также перед политической партией, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Отчет депутата может быть проведен в любое время по требованию коллектива или объединения граждан и политической партии, выдвинувших его кандидатом в депутаты, а также по требованию собрания избирателей.
Отчет депутата проводится на собраниях избирателей соответствующего избирательного округа, а также на собраниях (конференциях) трудовых коллективов, объединений граждан и политической партии, выдвинувших его кандидатом в депутаты. По итогам собрания дается оценка деятельности каждого депутата местного кенеша, которая направляется в соответствующий кенеш. О проведении отчета депутат информирует местный кенеш или в установленном порядке его органы.
(В редакции Закона КР от 16 октября 2013 года № 192)
Статья 16. Содействие депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями
Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями.
Местный кенеш определяет ориентировочные сроки проведения отчетов депутатов перед избирателями, своевременно обеспечивает их справочными и информационными материалами, необходимыми для отчета.
Исполнительные органы местного самоуправления, администрация предприятий, учреждений, организаций, органы объединений граждан, где проводится отчет депутата, выделяют помещения для проведения собраний, извещают о времени и месте их проведения избирателей, а также принимают другие меры, способствующие депутату в его работе в избирательном округе.
Отчеты и встречи депутатов с избирателями освещаются средствами массовой информации.
Расходы, связанные с проведением отчетов депутатов перед избирателями, осуществляются за счет соответствующих местных бюджетов.
(В редакции Закона КР от 20 июля 2016 года № 124)
Статья 17. Участие депутата в работе сессий других местных кенешей и собраниях коллективов предприятий, учреждений, организаций и граждан по месту жительства
Депутат местного кенеша на территории местного кенеша, в который он избран, может принимать участие с правом совещательного голоса в работе других местных кенешей и их органов. В своем избирательном округе депутат может принимать участие с правом совещательного голоса в собраниях коллективов предприятий, учреждений, организаций, а также в заседаниях общественных комитетов, советов самоуправления и собраниях граждан по месту жительства.
Статья 18. Обращение депутата
Депутат местного кенеша вправе обращаться во все государственные органы, за исключением судов и судей, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанные органы и должностные лица обязаны рассмотреть его обращение и дать ответ незамедлительно, а в случае необходимости дополнительного изучения или проверки - не позднее чем в месячный срок.
(В редакции Закона КР от 27 июля 2016 года № 151)
Статья 19. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами, получение необходимой информации
По вопросам депутатской деятельности депутат местного кенеша пользуется правом беспрепятственного посещения на территории соответствующего местного кенеша государственных органов, органов местного самоуправления и объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами.
Руководители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующих айылного аймака и города, по просьбе депутата предоставляют ему справочные материалы и иную информацию, необходимые для осуществления депутатских полномочий.
Порядок посещения депутатами предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с государственной или иной охраняемой законом тайной, устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 20 июля 2016 года № 124)
Статья 20. Право депутата требовать устранения нарушения законности
При выявлении нарушения прав граждан или иных нарушений законности депутат вправе потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться в соответствующие органы и к должностным лицам, за исключением судов и судей, с требованием пресечь нарушение.
Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и объединений граждан, администрация предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также работники милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры к устранению нарушений, а при необходимости - к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. В случае непринятия мер должностные лица, к которым обращались депутат, депутатские фракция и группа местных кенешей, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законом.
(В редакции Законов КР от 16 октября 2013 года № 192, 27 июля 2016 года № 151)
Статья 21. Депутатские группы
Для совместной работы по осуществлению депутатских полномочий в избирательных округах и трудовых коллективах депутаты могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы. Депутатская группа состоит не менее чем из трех депутатов.
Депутатская группа может быть образована в любое время в течение срока полномочий местного кенеша данного созыва по решению собрания депутатов, изъявивших желание войти в ее состав. Депутаты, входящие в состав депутатской группы, избирают руководителя депутатской группы. По представлению руководителя группы депутатская группа регистрируется айылным и городским местным кенешем.
Деятельность депутатской группы прекращается в случае выбытия из нее отдельных депутатов, если в ее составе остается менее трех депутатов, в случае принятия депутатами, входящими в ее состав, соответствующего решения, а также по истечении срока полномочий местного кенеша данного созыва.
Местный кенеш содействует деятельности зарегистрированных им депутатских групп, координирует их работу и может заслушивать сообщения об их работе.
(В редакции Законов КР от 25 апреля 2013 года № 59, 16 октября 2013 года № 192)
Раздел 4
Организация работы с наказами избирателей
Статья 22. Наказы избирателей
Наказ избирателей - это поручение, которое имеет общественное значение и дается кандидату в депутаты во время встреч с избирателями в ходе избирательной кампании собранием избирателей соответствующего избирательного округа.
Наказами считаются поручения, реализация которых относится к ведению соответствующего местного кенеша и его органов.
Кандидат в депутаты вправе не принять как наказ предложение, внесенное собранием избирателей, если оно противоречит его предвыборной программе.
Наказы, данные кандидатам в депутаты, которые в результате выборов не были избраны депутатами, учитываются как предложения избирателей, обобщаются соответствующими органами местного кенеша и направляются председателем местного кенеша соответствующим органам и должностным лицам для принятия мер.
Статья 23. Организация выполнения наказов избирателей
Обобщение и предварительное рассмотрение наказов избирателей депутатам осуществляются постоянными комиссиями, исполнительным комитетом или секретариатом местного кенеша совместно с соответствующей местной государственной администрацией. Подготовленный ими проект плана мероприятий по реализации наказов избирателей вносится на рассмотрение местного кенеша.
Местный кенеш принимает решение о принятии наказов избирателей к исполнению и утверждает план мероприятий по их реализации. Местный кенеш имеет право принять мотивированное решение о нецелесообразности выполнения отдельных наказов. Решения местного кенеша в отношении наказов избирателей доводятся им и депутатами до сведения населения соответствующей территории.
Наказы избирателей учитываются при разработке планов и программ экономического и социального развития соответствующей территории, местных экологических программ, составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам.
Реализацию наказов избирателей, принятых местным кенешем к исполнению, обеспечивают исполнительные органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных законодательством в сфере местного самоуправления, и органы, созданные местным кенешем, в пределах полномочий, переданных им местным кенешем. В реализации наказов принимают участие предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории соответствующих айылного аймака и города, в соответствии с поручениями, которые даются им местным кенешем в пределах его полномочий.
Контроль за выполнением наказов осуществляется соответствующими местными кенешами, их органами и депутатами. Органы, обеспечивающие реализацию наказов избирателей, в сроки, определенные местными кенешами, но не реже одного раза в год, докладывают местным кенешам о ходе их выполнения. Депутаты регулярно информируют избирателей своих избирательных округов о ходе выполнения данных ими наказов. Ход выполнения наказов избирателей депутатам освещается средствами массовой информации.
(В редакции Закона КР от 20 июля 2016 года № 124)
Раздел 5
Основные гарантии депутатской деятельности
Статья 24. Непреложность полномочий депутата. Обеспечение условий для их осуществления
Никто не вправе ограничивать полномочия депутата местного кенеша, кроме как в случаях, предусмотренных Конституцией и действующим законодательством Кыргызской Республики в сфере местного самоуправления.
Соответствующие местные кенеши и их органы обеспечивают необходимые условия для эффективного осуществления депутатами их полномочий. Государственные органы, органы местного самоуправления и объединений граждан, предприятия, учреждения, организации, их должностные лица обязаны содействовать депутатам в осуществлении их полномочий.
(В редакции Закона КР от 20 июля 2016 года № 124)
Статья 25. Охрана трудовых и иных прав депутата
Депутат местного кенеша не может быть по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, уволен с работы (кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации), а также переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу (должность) без предварительного согласования с соответствующим местным кенешем, а в период между сессиями местного кенеша - с председателем местного кенеша и заключений мандатной комиссии, комиссии по вопросам депутатской деятельности и этики.
Соответствующий местный кенеш обеспечивает трудоустройство депутата, который был избран на выборную должность в местном кенеше, после истечения его полномочий.
Время работы депутата в местном кенеше засчитывается в стаж муниципальной службы, а также в стаж работы (службы) по той специальности, по которой он работал до избрания депутатом в местный кенеш. За депутатом сохраняются все права и льготы, которыми пользуются работники соответствующего предприятия, учреждения, организации.
(В редакции Законов КР от 5 августа 2008 года № 195, 17 июля 2014 года № 138)
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает силу со дня опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 21 января 2000 года № 7-8
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Акаев |
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики |
|
21 декабря 1999 года |