Наблюдатель

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КР
от 2 июля 2011 года № 68

«О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

(В редакции конституционных Законов КР от 25 ноября 2011 года N 221, 23 апреля 2015 года N 88, 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116, 30 июня 2020 года N 68, 11 ноября 2020 года № 2, 15 июля 2021 года N 84, 26 августа 2021 года N 103)

наблюдатель - лицо, назначенное кандидатом, политической партией, выдвинувшей список кандидатов, вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством;

общественный наблюдатель - лицо, назначенное некоммерческой организацией Кыргызской Республики (далее - некоммерческая организация) вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 9. Наблюдатель

1. Кандидат, политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, вправе назначить наблюдателя, который вправе осуществлять наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в порядке, предусмотренном законодательством.

Кандидат, политическая партия могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии.

2. Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя, предусмотренные настоящим конституционным Законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от назначивших его кандидата или политической партии, выдвинувшей список кандидатов. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, постоянное место жительства наблюдателя, номера избирательных участков, наименования избирательных комиссий, в которые он направляется, а также производится запись об отсутствии у него ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Направление считается действительным при наличии подписи кандидата или печати политической партии и предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

3. Наблюдателем вправе быть гражданин Кыргызской Республики, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдателем не вправе быть: депутат Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственный гражданский и муниципальный служащий, член избирательной комиссии; представители кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов, в избирательных комиссиях; судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.

4. Наблюдатель вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;

3) осуществить наблюдение за ходом учета избирателей;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;

5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;

9) свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях;

10) наблюдать за установленным настоящим конституционным Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;

11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в порядке, установленном настоящим конституционным Законом;

15) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

16) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, имени и фамилии кандидата или наименования организации, направившей наблюдателя в избирательную комиссию;

17) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования, подведению итогов голосования.

5. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

6. Деятельность наблюдателей регулируется избирательным законодательством.

(В редакции конституционных Законов КР от 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

Статья 10-1. Общественные наблюдатели

1. Некоммерческие организации вправе в порядке, установленном своими уставами, принять решение об участии в наблюдении за выборами и направлении своих общественных наблюдателей.

2. Полномочия общественного наблюдателя должны быть определены в письменном направлении, удостоверенном печатью некоммерческой организации, интересы которой представляет данный общественный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество общественного наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, в которую наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Направление действительно при предъявлении общественным наблюдателем паспорта гражданина Кыргызской Республики, а также заверенной копии решения некоммерческой организации об участии в наблюдении за выборами.

Некоммерческая организация, намеренная осуществлять наблюдение за выборами, направляет уведомление в Центральную избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию с приложением копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации. Центральная избирательная комиссия, территориальная избирательная комиссия направляют в участковые избирательные комиссии перечень некоммерческих организаций, объявивших о намерении осуществлять гражданский мониторинг за выборами.

3. Общественные наблюдатели регистрируются соответствующей избирательной комиссией при предоставлении ими документов, указанных в части 2 настоящей статьи. Условия и порядок регистрации, форма документа о регистрации общественных наблюдателей при избирательных комиссиях устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

Некоммерческая организация может зарегистрировать не более трех общественных наблюдателей в каждой избирательной комиссии. При этом на одном избирательном участке одновременно может находиться только один общественный наблюдатель от одной некоммерческой организации.

4. Общественными наблюдателями в избирательных комиссиях не могут быть назначены депутат Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственный гражданский и муниципальный служащий, член избирательной комиссии, представители и наблюдатели кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов, судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.

5. Срок полномочий общественного наблюдателя начинается со дня его регистрации соответствующей избирательной комиссией и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов.

6. Общественные наблюдатели вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;

3) осуществлять наблюдение за ходом учета избирателей;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;

5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, реестром заявлений (обращений), поступивших в соответствующую избирательную комиссию;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;

9) наблюдать за установленным настоящим конституционным Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней, подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;

10) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

11) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

12) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

13) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

14) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, направившей наблюдателя в избирательную комиссию;

15) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования и подведению итогов голосования;

16) свободно передвигаться и присутствовать на избирательных участках, в которых они зарегистрированы, с соблюдением требований, указанных в части 3 настоящей статьи.

7. Общественный наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

8. Общественные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов.

9. Соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию общественного наблюдателя в случае нарушения им настоящего конституционного Закона и законодательства Кыргызской Республики.

(В редакции конституционных Законов КР от 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КР
от 31 октября 2016 года № 173
«О референдуме Кыргызской Республики»

(В редакции конституционного Закона КР от 8 августа 2019 года N 116)

наблюдатель - лицо, назначенное группой "за", группой "против", политической партией, некоммерческой организацией вести наблюдение за подготовкой референдума, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов референдума в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 18. Наблюдатель

1. Группа "за", группа "против", политическая партия, некоммерческая организация вправе назначить наблюдателя, который вправе осуществлять наблюдение за подготовкой референдума, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов референдума в порядке, предусмотренном законодательством.

2. Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя, предусмотренные настоящим конституционным Законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от направившего его субъекта. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, постоянное место жительства наблюдателя, номера участков по проведению референдума, наименования избирательных комиссий, в которые он направляется, а также производится запись об отсутствии у него ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Направление считается действительным при наличии печати направившего субъекта и предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

3. Наблюдателем вправе быть гражданин Кыргызской Республики, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдателем не вправе быть депутат Жогорку Кенеша, депутат местного кенеша, должностное лицо государственного органа и органа местного самоуправления, член избирательной комиссии, судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.

4. Наблюдатель вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков участников референдума;

3) осуществлять наблюдение за ходом учета участников референдума;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением референдума;

5) знакомиться со списками участников референдума, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении референдума;

9) свободно передвигаться и присутствовать на любых участках референдума и на заседаниях избирательных комиссий;

10) наблюдать за установленным настоящим конституционным Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей бюллетеней, подсчетом числа участников референдума, внесенных в список участников референдума, бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержания бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в порядке, установленном настоящим конституционным Законом;

15) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих избирательных комиссиях;

16) носить не содержащие признаков агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования субъекта, направившего наблюдателя в избирательную комиссию;

17) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования, подведению итогов голосования;

18) свободно передвигаться и присутствовать на участках референдума, в которых он зарегистрирован.

5. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать участникам референдума бюллетени;

2) расписываться за участника референдума по его просьбе в получении бюллетеней;

3) заполнять за участника референдума по его просьбе бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди участников референдума;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

6. Деятельность наблюдателей регулируется избирательным законодательством.

(В редакции конституционного Закона КР от 8 августа 2019 года N 116)

 

ЗАКОН КР
от 14 июля 2011 года N 98
«О выборах депутатов местных кенешей»

(В редакции Законов КР от 12 октября 2011 года N 170, 6 июля 2012 года N 99, 3 августа 2012 года N 149, 12 октября 2012 года N 172, 14 февраля 2013 года N 16, 30 июля 2013 года N 170, 16 октября 2013 года N 192, 21 ноября 2014 года N 158, 17 февраля 2015 года N 34, 21 января 2016 года N 8, 1 декабря 2017 года N 197 (2), 17 мая 2019 года N 64, 8 августа 2019 года N 117)

наблюдатель - лицо, назначенное кандидатом, политической партией и иными некоммерческими организациями вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в порядке, предусмотренном законодательством;

общественный наблюдатель - лицо, назначенное некоммерческой организацией Кыргызской Республики (далее - некоммерческая организация) вести наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 7. Наблюдатель

1. Кандидат, политическая партия, выдвинувшая кандидатов, а также политическая партия, выдвинувшая список кандидатов вправе назначать наблюдателя, который вправе осуществлять наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством.

2. Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от назначившей его организации. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, постоянное место жительства наблюдателя, номера избирательных участков, наименования избирательных комиссий, в которые он направляется, а также производится запись об отсутствии у него ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Направление считается действительным при наличии подписи кандидата или печати политической партии и предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

3. Наблюдателем вправе быть гражданин Кыргызской Республики, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдателем не вправе быть депутат Жогорку Кенеша, депутат местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша или местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, член избирательной комиссии, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, политической партии, выдвинувших кандидатов, а также политической партии, выдвинувшей список кандидатов, их представители в избирательных комиссиях, судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.

4. Наблюдатель вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;

3) осуществлять наблюдение за ходом учета избирателей;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;

5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;

9) свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и избирательных комиссиях;

10) наблюдать за установленным настоящим Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;

11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в порядке, установленном настоящим Законом;

15) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

16) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, направившей его в избирательную комиссию;

17) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись с места определенного председателем избирательной комиссии, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования и подведению итогов голосования.

5. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

6. Деятельность наблюдателей регулируется избирательным законодательством.

(В редакции Законов КР от 21 ноября 2014 года N 158, 21 января 2016 года N 8, 8 августа 2019 года N 117)

Статья 8-1. Общественные наблюдатели

1. Некоммерческие организации вправе в порядке, установленном своими уставами, принять решение об участии в наблюдении за выборами и направлении своих общественных наблюдателей.

2. Полномочия общественного наблюдателя должны быть определены в письменном направлении, удостоверенном печатью некоммерческой организации, интересы которой представляет данный общественный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество общественного наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, в которую наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Направление действительно при предъявлении общественным наблюдателем паспорта гражданина Кыргызской Республики, а также заверенной копии решения некоммерческой организации об участии в наблюдении за выборами.

Некоммерческая организация, намеренная осуществлять наблюдение за выборами, направляет уведомление в Центральную избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию с приложением копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации. Центральная избирательная комиссия и территориальная избирательная комиссия направляют в участковые избирательные комиссии перечень некоммерческих организаций, объявивших о намерении осуществлять гражданский мониторинг за выборами.

3. Общественные наблюдатели регистрируются соответствующей избирательной комиссией при предоставлении ими документов, указанных в части 2 настоящей статьи. Условия и порядок регистрации, форма документа о регистрации общественных наблюдателей при избирательных комиссиях устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

Некоммерческая организация может зарегистрировать не более трех общественных наблюдателей в каждой избирательной комиссии. При этом на одном избирательном участке одновременно может находиться только один общественный наблюдатель от одной некоммерческой организации.

4. Общественными наблюдателями в избирательных комиссиях не могут быть назначены депутаты Жогорку Кенеша, депутат местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша или местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, член избирательной комиссии, представители и наблюдатели кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов, судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.

5. Срок полномочий общественного наблюдателя начинается со дня его регистрации соответствующей избирательной комиссией и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов.

6. Общественные наблюдатели вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;

3) осуществлять наблюдение за ходом учета избирателей;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;

5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;

9) наблюдать за установленным настоящим Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней, подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;

10) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

11) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

12) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

13) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

14) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, направившей наблюдателя в избирательную комиссию;

15) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись с места, определенного председателем избирательной комиссии, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования и подведению итогов голосования;

16) свободно передвигаться и присутствовать на избирательных участках, в которых он зарегистрирован.

7. Общественный наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

8. Общественные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов.

9. Соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию общественного наблюдателя в случае нарушения им настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 8 августа 2019 года N 117)