Выдвижение кандидатов

Выдвижение кандидатов

КОНСТИТУЦИЯ КР
 от 11 апреля 2021 года

Статья 67.

1. Президент избирается гражданами Кыргызской Республики сроком на 5 лет.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков.

Статья 68.

1. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший 35-летнего возраста, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

2. Количество кандидатов на пост Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, представившее общегосударственную программу развития и собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей.

Порядок выборов Президента определяется конституционным законом.

Статья 76.

1. Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.

2. Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 25 лет, обладающий избирательным правом.

Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша определяется конституционным законом.

3. Депутат Жогорку Кенеша может быть отозван в порядке и случаях, предусмотренных конституционным законом.

4. Депутаты Жогорку Кенеша могут объединяться во фракции и депутатские группы.

Статья 77.

1. Жогорку Кенеш собирается на свою первую сессию не позднее 15 дней после определения результатов выборов.

2. Первое заседание Жогорку Кенеша открывает старейший по возрасту депутат Жогорку Кенеша.

3. Со дня первого заседания Жогорку Кенеша полномочия депутатов Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются.

4. Полномочия вновь избранных депутатов Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия ими присяги.

Статья 78.

1. Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается только с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

2. Депутат Жогорку Кенеша не может совмещать депутатскую деятельность с иной государственной или муниципальной службой. Он не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

Статья 113.

1. Депутаты местных кенешей избираются гражданами, проживающими в соответствующей административно-территориальной единице, в установленном законом порядке с равными возможностями.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КР
от 2 июля 2011 года N 68
«О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Статья 49. Порядок выдвижения кандидата на должность Президента

1. Число кандидатов на должность Президента не ограничивается. Кандидатом в Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей и внесшее из средств своего избирательного фонда на счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог в десятитысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя.

2. Выдвижение кандидатов на должность Президента начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается за 75 календарных дней до дня выборов.

3. Право выдвижения кандидатов на должность Президента принадлежит гражданам путем самовыдвижения, а также политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке на день официального опубликования решения о назначении выборов.

Государственный орган исполнительной ветви власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере государственной регистрации политических партий, составляет список зарегистрированных политических партий и не позднее 3 календарных дней со дня вступления в силу решения о назначении выборов обеспечивает публикацию списка в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики с указанием руководителя каждой политической партии, членов политической партии и в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию.

4. Выдвижение кандидата на должность Президента политической партией осуществляется в порядке, предусмотренном в ее уставе, в соответствии с требованиями законодательства о политических партиях и настоящего конституционного Закона. Кандидат несет ответственность за достоверность представляемых документов в соответствии с законодательством.

Протокол решения политической партии о выдвижении кандидата с приложением заявления о согласии баллотироваться на должность Президента представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию в машиночитаемом виде.

Центральная избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему документы, письменное подтверждение (справку) их получения.

Подтверждение (справка) выдается незамедлительно после представления документов.

5. Для выдвижения кандидатом на должность Президента кандидат или политическая партия, выдвинувшая кандидата, представляют в Центральную избирательную комиссию следующие документы (в печатном виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией):

1) заявление кандидата о намерении баллотироваться на должность Президента путем самовыдвижения;

2) в случае выдвижения кандидата политической партией - протокол решения политической партии о выдвижении кандидата с приложением заявления кандидата о согласии баллотироваться на должность Президента от указанной политической партии, а также нотариально заверенные копии устава политической партии и свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) политической партии;

3) копию паспорта;

4) сертификат, предусмотренный статьей 51 настоящего конституционного Закона;

5) документ:

- об отсутствии гражданства иного государства;

- о когда-либо имевшихся, имеющихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Кыргызской Республики, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Кыргызской Республики, или об отсутствии судимости;

6) письменное согласие на сбор и обработку персональных данных, в том числе на наличие либо отсутствие гражданства иного государства (в том числе предыдущие гражданства, иные гражданства).

6. Документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, кандидат обязан представить в Центральную избирательную комиссию лично, за исключением случаев, когда он болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостоверена либо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого). Полномочия лица на представление документов по просьбе кандидата должны быть подтверждены доверенностью, выданной кандидатом в соответствии с законодательством о нотариате.

Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов, утвержденных Центральной избирательной комиссией, несут кандидат, вне зависимости от порядка выдвижения, и политическая партия.

В случае обнаружения признаков нарушения законодательства, влекущего за собой уголовную или иную ответственность, Центральная избирательная комиссия направляет в правоохранительные или иные уполномоченные органы, суд, соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

7. Центральная избирательная комиссия после представления всех документов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязана незамедлительно выдать лицу, представившему документы, письменное подтверждение (справку) о получении их с указанием даты получения и перечнем представленных документов.

8. В случае если Центральная избирательная комиссия обнаружила неполноту и (или) несоответствие в документах кандидата, в течение 48 часов после получения документов Центральная избирательная комиссия уведомляет кандидата или политическую партию, выдвинувшую кандидата, о выявленных несоответствиях. Кандидат или политическая партия вправе в течение 48 часов с момента получения уведомления внести необходимые документы, изменения и представить исправленные документы в Центральную избирательную комиссию.

Центральная избирательная комиссия возвращает документы кандидату в случае, если в течение 48 часов кандидат не представит необходимые или исправленные документы, при этом ранее выданное письменное подтверждение (справка) считается недействительным. Возврат документов не препятствует повторному выдвижению кандидата в пределах срока, указанного в части 2 настоящей статьи.

(В редакции конституционных Законов КР от 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

Статья 50. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента

1. Президент Кыргызской Республики избирается сроком на 5 лет.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков.

3. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики, не имеющий гражданства иностранного государства, не моложе 35 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

4. Соответствие кандидата на должность Президента предъявляемым к нему Конституцией требованиям устанавливается Центральной избирательной комиссией в течение 10 календарных дней с момента выдачи кандидату письменного подтверждения (справки) о получении документов, указанных в части 5 статьи 49 настоящего конституционного Закона. При этом факт проживания в Кыргызской Республике кандидата на должность Президента в совокупности не менее 15 лет устанавливается на основании информации уполномоченного органа по границам и уполномоченного государственного органа в сфере регистрации населения.

Центральная избирательная комиссия обязана выдать выдвинутому кандидату справку, подтверждающую соответствие выдвинутого кандидата требованиям Конституции и настоящего конституционного Закона.

5. Центральная избирательная комиссия публикует на официальном сайте данные выдвинутых кандидатов (фамилия, имя, отчество), соответствующих требованиям Конституции и настоящего конституционного Закона, с указанием субъекта выдвижения (самовыдвижение, политическая партия).

(В редакции конституционных Законов КР от 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

Статья 51. Установление владения кандидатом на должность Президента государственным языком

1. Кандидат на должность Президента должен владеть государственным языком на уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения для осуществления профессиональной деятельности, характеризуемом как уровень "Выше среднего" согласно требованиям системы определения уровня владения государственным языком, утверждаемой Кабинетом Министров. Уровень владения языком удостоверяется сертификатом установленного образца (далее - сертификат об уровне владения государственным языком).

2. Сертификат об уровне владения государственным языком выдается уполномоченным государственным органом или учреждением в сфере оценки уровня владения государственным языком по итогам тестирования.

3. (Утратила силу в соответствии с конституционным Законом КР от 8 августа 2019 года N 116)

(В редакции конституционных Законов КР от 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

Статья 52. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Президента

1. Кандидат на должность Президента должен быть поддержан не менее чем 30 тысячами подписей избирателей.

2. Сбор подписей осуществляется со дня создания избирательного фонда кандидата и организуется уполномоченными представителями кандидата. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата. Подписи избирателей в поддержку кандидата могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены настоящим конституционным Законом.

Участие государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускаются.

4. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Кыргызской Республики.

5. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку разных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

6. Форма подписного листа, порядок сбора и проверки подписей устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

При этом количество представленных подписей не должно превышать 60 тысяч подписей избирателей.

7. Подписные листы по сбору подписей в поддержку кандидата в Президенты вместе с документом, подтверждающим внесение избирательного залога в десятитысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя, сдаются уполномоченными представителями не позднее чем за 50 календарных дней до дня выборов в Центральную избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия в 10-дневный срок осуществляет проверку достоверности подписей с привлечением работников регистрационных служб и экспертов уполномоченного государственного органа в сфере судебно-экспертной деятельности. При приеме подписных листов Центральная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью и выдает в письменной форме подтверждение о приеме подписных листов.

8. Проверка достоверности подписей производится до установления достоверных подписей в количестве, необходимом кандидату в Президенты в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

О каждом случае проведения проверки должны извещаться все кандидаты, представившие подписи для регистрации. При проведении проверки подписей вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты или их уполномоченные представители.

9. Подписные листы считаются недействительными, если не соблюдены требования, предусмотренные настоящей статьей.

10. Центральная избирательная комиссия осуществляет проверку персональных данных и сведений граждан, указанных в подписных листах, в том числе с использованием системы электронного межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством.

11. Центральная избирательная комиссия по итогам проверки выдает кандидату, его уполномоченному представителю документ установленного Центральной избирательной комиссией образца, подтверждающий представление установленного Конституцией и настоящим конституционным Законом количества достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата.

(В редакции конституционного Закона КР от 8 августа 2019 года N 116)

 

Статья 53. Регистрация кандидатов на должность Президента

1. Для регистрации кандидат на должность Президента Кыргызской Республики или его уполномоченный представитель не позднее чем за 45 календарных дней до дня выборов, в дополнение к ранее представленным в соответствии со статьей 49 и частью 7 статьи 52 настоящего конституционного Закона документам представляет в Центральную избирательную комиссию анкету с биографическими данными.

Центральная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления всех документов выдать лицу, представившему документы, письменное подтверждение (справку) о получении их с указанием даты получения и перечнем представленных документов.

2. Центральная избирательная комиссия в течение 10 календарных дней со дня приема документов осуществляет проверку и выносит решение о регистрации кандидата. В случае обнаружения неточностей или недостающих документов Центральная избирательная комиссия дает письменное заключение о дополнении недостающих документов или исправлении ошибок. В течение 3 дней со дня получения письменного заключения лицо, представляющее документы, обязано дополнить недостающие документы или исправить допущенные ошибки. При невыполнении требований, указанных в письменном заключении, Центральная избирательная комиссия выносит мотивированное решение об отказе в регистрации.

3. Основаниями отказа в регистрации являются:

1) непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим конституционным Законом, для регистрации кандидата;

2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата;

3) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

4) несоздание кандидатом своего избирательного фонда в случаях, установленных настоящим конституционным Законом;

5) несоблюдение требований, предусмотренных статьей 21-1 настоящего конституционного Закона.

В случае если кандидат, уполномоченный представитель кандидата не представил все необходимые для регистрации документы, указанные в настоящей статье, но представил их дополнительно до окончания срока регистрации, избирательная комиссия обязана зарегистрировать кандидата.

4. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату либо уполномоченному представителю политической партии копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Указанное решение может быть обжаловано в 5-дневный срок в суд.

5. Регистрация кандидатов на должность Президента заканчивается за 35 календарных дней до дня выборов.

6. Кандидат на должность Президента вправе в любое время, но не позднее чем за 3 календарных дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, лично подав письменное заявление об этом в Центральную избирательную комиссию или направив через своего представителя нотариально заверенное заявление. На основании указанного заявления Центральная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

7. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на 5-й календарный день после регистрации кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места работы и жительства каждого кандидата, а также сведений о его партийной принадлежности.

8. Центральная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней после регистрации выдает кандидатам соответствующие удостоверения кандидата с указанием даты регистрации.

(В редакции конституционного Закона КР от 8 августа 2019 года N 116)

Статья 54. Избирательный фонд кандидата на должность Президента

1. Кандидат на должность Президента в течение 5 рабочих дней после выдачи Центральной избирательной комиссией справки о соответствии выдвинутого кандидата требованиям Конституции, настоящего конституционного Закона создает собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном настоящим конституционным Законом.

2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств, а также материалов агитационно-информационного характера, которые учитываются Центральной избирательной комиссией:

1) собственные средства кандидата, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 150000 раз;

2) средства, которые выделены кандидату политической партией и не могут превышать расчетный показатель более чем в 500000 раз;

3) добровольные пожертвования физических лиц, каждое из которых не может превышать расчетный показатель более чем в 500000 раз;

4) добровольные пожертвования юридических лиц, каждое из которых не может превышать расчетный показатель более чем в 500000 раз.

Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда кандидата не может превышать расчетный показатель более чем в 2000000 раз.

Нарушение порядка формирования избирательного фонда и превышение предельной суммы расходов избирательного фонда влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

3. (Утратила силу в соответствии с конституционным Законом КР от 5 июня 2017 года N 96)

(В редакции конституционных Законов КР от 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

Статья 60. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша по пропорциональной системе

1. Выдвижение списков кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша начинается со дня назначения выборов и заканчивается за 45 календарных дней до дня выборов.

2. Право выдвигать списки кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша имеют политические партии, прошедшие государственную регистрацию и/или перерегистрацию в установленном порядке. Государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере государственной регистрации политических партий, составляет список зарегистрированных политических партий и не позднее чем через 3 календарных дня со дня вступления в силу решения о назначении выборов обеспечивает публикацию списка в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики с указанием руководителя каждой политической партии и в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию. Решение о выдвижении списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

3. Политическая партия по выборам по пропорциональной системе выдвигает список кандидатов от политической партии в количестве, не превышающем 54 кандидатов.

При определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство:

- не более 70 процентов кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций;

- не менее 15 процентов кандидатов не старше 35 лет, при этом не менее 3 кандидатов из них должны быть включены в список первых 25 кандидатов;

- не менее 15 процентов кандидатов, имеющих различную этническую принадлежность, при этом не менее 3 кандидатов из них должны быть включены в список первых 25 кандидатов;

- не менее 2 кандидатов - лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 25 кандидатов.

4. В течение 5 календарных дней после назначения выборов депутатов Жогорку Кенеша политические партии, изъявившие желание участвовать в выборах, должны направить в Центральную избирательную комиссию письменное уведомление об участии в выборах с указанием имени и данных уполномоченного представителя политической партии, обладающего правом подписи на избирательных документах, требуемых от политической партии в соответствии с настоящим конституционным Законом. Письменное уведомление с приложением нотариально удостоверенной копии устава политической партии должно быть подписано руководителем политической партии и заверено печатью политической партии.

Политическая партия согласует с Центральной избирательной комиссией краткое наименование и эмблему, используемые в избирательных документах, в случаях если они отличаются от наименования и эмблемы, описание которых содержится в ее уставе. Изменение наименования и эмблемы политической партии после их представления в Центральную избирательную комиссию не допускается до окончания избирательного процесса.

Центральная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать политической партии письменное подтверждение о получении данного уведомления и справку для открытия специального избирательного счета в целях формирования избирательного фонда политической партии.

5. Список кандидатов, выдвинутый политической партией и заверенный подписью и печатью политической партии, представляется в Центральную избирательную комиссию.

После представления списка кандидатов в Центральную избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены. В случае выбытия кандидата из списка кандидатов порядковый номер выбывшего кандидата восполнению другим кандидатом из списка не подлежит.

(В редакции конституционных Законов КР от 23 апреля 2015 года N 88, 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

Статья 60-1. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам

1. Выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам начинается со дня официального опубликования списка избирательных округов и заканчивается за 45 календарных дней до дня голосования.

2. Выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам от политических партий осуществляется на съездах с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. На съезде политической партии по выдвижению кандидатов в депутаты вправе присутствовать член Центральной избирательной комиссии. Политические партии вправе выдвинуть не более одного кандидата по одномандатному избирательному округу. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

3. Выдвижение кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения производится путем подачи кандидатом в Центральную избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу. При этом кандидат из личных средств вносит на специальный счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог в тысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя.

4. Кандидат может быть выдвинут только в одном избирательном округе.

(В редакции конституционного Закона КР от 26 августа 2021 года N 103)

Статья 61. Регистрация кандидата, списка кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша

1. Для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу уполномоченные представители политических партий не позднее чем за 40 календарных дней до дня выборов, до 18 часов местного времени, представляют в Центральную избирательную комиссию следующие документы:

1) решение политической партии о выдвижении списка кандидатов, заверенное подписью руководителя политической партии и печатью политической партии;

2) заполненные каждым кандидатом, включенным в список кандидатов, специальные формы сведений о кандидате с указанием биографических и других данных, копию паспорта, нотариально заверенную копию документа о высшем профессиональном образовании, справку с места работы или учебы, сведения об отсутствии гражданства иного государства, о судимости, письменное согласие на обработку персональных данных на наличие либо отсутствие гражданства иностранного государства (в том числе предыдущие гражданства, иные гражданства);

3) документ, удостоверяющий внесение избирательного залога.

Документы, которые представляются в Центральную избирательную комиссию, удостоверяются подписью руководителя политической партии и печатью политической партии.

В случае выдвижения кандидата с ограниченными возможностями здоровья, и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о самовыдвижении, заполнить иные документы, предусмотренные настоящим конституционным Законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении регистрационных документов, должны быть нотариально удостоверены.

Центральная избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему указанные документы, письменное подтверждение (справку) о получении их. Подтверждение (справка) выдается незамедлительно после представления документов.

1-1. Для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу кандидат или его уполномоченный представитель, уполномоченные представители политических партий не позднее чем за 40 календарных дней до дня выборов, до 18 часов местного времени, представляют в Центральную избирательную комиссию решение политической партии о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу, заверенное подписью руководителя политической партии и печатью политической партии, либо заявление о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

2. Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов по единому избирательному округу, из средств своих избирательных фондов вносят на счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог в десятитысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя.

Кандидат по одномандатному избирательному округу вносит на счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог в тысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя.

(Абзац утратил силу в соответствии с конституционным Законом КР от 8 августа 2019 года N 116)

3. Центральная избирательная комиссия в течение 10 календарных дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего конституционного Закона и осуществляет регистрацию кандидата, списка кандидатов либо выносит мотивированное решение об отказе в регистрации. Указанная проверка осуществляется в том числе с применением системы электронного межведомственного взаимодействия, утвержденного законодательством. При этом если избирательная комиссия обнаружила несоответствия в документах кандидата или списка кандидатов, которые являются препятствием для регистрации данного кандидата или списка кандидатов, в течение 48 часов после получения документов избирательная комиссия обязана уведомить кандидата, политическую партию о данных несоответствиях. Кандидат, политическая партия вправе в течение 48 часов с момента получения уведомления внести необходимые изменения и представить исправленные документы в соответствующую избирательную комиссию.

4. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном списке кандидатов по единому избирательному округу, более чем по одному одномандатному избирательному округу либо одновременно по списку кандидатов и одномандатному избирательному округу.

4-1. Не допускается регистрация кандидата, списка кандидатов политической партии при наличии факта, предусмотренного частью 4-1 статьи 37 настоящего конституционного Закона.

5. Регистрация кандидатов, списка кандидатов в депутаты заканчивается за 30 календарных дней до дня выборов.

6. В случае если в сроки, установленные настоящей статьей, по избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат, список кандидатов либо будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов, то выборы откладываются по решению Центральной избирательной комиссии на 25 календарных дней для дополнительного выдвижения кандидатов, списка кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

7. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов Центральная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать представителю политической партии, кандидату копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

Основаниями отказа могут быть:

1) непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим конституционным Законом для регистрации кандидата, списка кандидатов;

2) несоблюдение порядка выдвижения, предусмотренного настоящим конституционным Законом;

3) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

4) наличие факта регистрации кандидата в списке кандидатов другой политической партии, наличие факта регистрации кандидата более чем в одном избирательном округе;

5) несоздание кандидатом, политической партией своего избирательного фонда;

6) принадлежность кандидата к гражданству другого государства;

7) (утратил силу в соответствии с конституционным Законом КР от 26 августа 2021 года N 103)

(Абзац утратил силу в соответствии с конституционным Законом КР от 26 августа 2021 года N 103)

8. Наличие оснований для отказа в регистрации, предусмотренных настоящей статьей в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, может служить основанием только для их исключения из списка кандидатов.

9. Решение об отказе в регистрации списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу может быть обжаловано в суд в течение 3 календарных дней с момента получения решения.

10. Кандидат, состоящий в списке кандидатов, кандидат по одномандатному избирательному округу вправе в любое время, но не позднее чем за 3 календарных дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, лично подав письменное заявление либо передав через уполномоченное лицо нотариально заверенное заявление в Центральную избирательную комиссию. На основании указанного заявления Центральная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо об исключении кандидата из соответствующего списка кандидатов.

(Абзац утратил силу в соответствии с конституционным Законом КР от 26 августа 2021 года N 103)

Политическая партия в любое время, но не позднее чем за 10 календарных дней до дня голосования, вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах, подав соответствующее письменное заявление в Центральную избирательную комиссию. На основании указанного заявления Центральная избирательная комиссия обязана отменить решение о регистрации соответствующего списка кандидатов.

11. Центральная избирательная комиссия не позднее 5 календарных дней после регистрации кандидата, списка кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам с указанием наименований политических партий, а также фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий) кандидатов.

12. Центральная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней после регистрации выдает кандидатам соответствующие удостоверения кандидата с указанием даты регистрации.

(В редакции конституционных Законов КР от 23 апреля 2015 года N 88, 5 июня 2017 года N 96, 8 августа 2019 года N 116, 11 ноября 2020 года № 2, 26 августа 2021 года N 103)

Статья 62. Избирательный фонд политической партии, выдвинувшей список кандидатов

1. Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном настоящим конституционным Законом.

2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств, а также материалов агитационно-информационного характера, которые учитываются Центральной избирательной комиссией:

1) собственные средства кандидата, включенного в список кандидатов, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 15000 раз;

2) собственные средства политической партии, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 1000000 раз;

3) пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 2000 раз;

4) пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 30000 раз.

Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей список кандидатов, не может превышать расчетный показатель более чем в 3000000 раз.

Нарушение порядка формирования избирательного фонда и превышение предельной суммы расходов избирательного фонда влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции конституционных Законов КР от 23 апреля 2015 года N 88, 8 августа 2019 года N 116, 26 августа 2021 года N 103)

 

Статья 62-1. Избирательный фонд кандидата в депутаты Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам

1. Кандидат в депутаты формирует собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном настоящим конституционным Законом.

2. Избирательный фонд может формироваться за счет следующих денежных средств, которые учитываются Центральной избирательной комиссией:

1) собственные средства кандидата, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 1500 раз;

2) средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 10000 раз;

3) пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 2000 раз;

4) пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5000 раз.

Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда кандидата не может превышать расчетный показатель более чем в 100000 раз.

Нарушение порядка формирования избирательного фонда и превышение предельной суммы расходов избирательного фонда влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции конституционного Закона КР от 26 августа 2021 года N 103)

ЗАКОН КР
 от 14 июля 2011 года N 98
«О выборах депутатов местных кенешей»

Статья 49. Выдвижение кандидатов в депутаты местных кенешей

1. Выдвижение кандидатов в депутаты городских кенешей начинается со дня назначения выборов и заканчивается за 40 календарных дней до дня выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты айылных кенешей начинается со дня назначения выборов и заканчивается за 30 календарных дней до дня выборов.

2. Право выдвижения кандидатов принадлежит:

1) в местные кенеши городов - политическим партиям;

2) в местные кенеши айылного аймака - политическим партиям и гражданам путем самовыдвижения.

3. Политическая партия вправе выдвинуть:

1) по выборам по пропорциональной системе - по каждому единому избирательному округу кандидатов в количестве, превышающем не менее чем в полтора раза установленного для данного местного кенеша количества депутатских мест;

2) по выборам по мажоритарной системе - по каждому многомандатному избирательному округу кандидатов в количестве, не превышающем количества мандатов, установленных по данному округу.

3-1. (утратила силу в соответствии с Законом от 21 января 2016 года N 8)

4. Решение политической партии о выдвижении кандидатов в депутаты местных кенешей принимается тайным голосованием.

5. Выдвижение кандидатов в депутаты местных кенешей осуществляется на съезде (конференции) политической партии, собрании (конференции) ее регионального отделения.

6. Политические партии не вправе выдвигать кандидатами лиц, являющихся членами иных политических партий.

7. При формировании списков кандидатов в городские кенеши политические партии обязаны учесть представительство не более 70 процентов лиц одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политической партии, не должна превышать двух позиций.

8. Выдвижение кандидата в депутаты айылного кенеша в порядке самовыдвижения производится путем подачи в соответствующую территориальную избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом.

9. Список кандидатов, выдвинутый политической партией по единому избирательному округу, или кандидаты, выдвинутые политической партией по многомандатному избирательному округу, представляются уполномоченным представителем политической партии в соответствующую территориальную избирательную комиссию в печатном виде в сроки, указанные в настоящем Законе.

10. Решение политической партии о выдвижении списка кандидатов или кандидатов по единому избирательному округу или многомандатному избирательному округу заверяется подписью руководителя политической партии или территориального отделения партии и печатью политической партии.

(В редакции Законов КР от 12 октября 2011 года N 170, 6 июля 2012 года N 99, 3 августа 2012 года N 149, 21 ноября 2014 года N 158, 21 января 2016 года N 8)