Система избирательных комиссий
Избирательные комиссии
(ст.12 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»)
1. Избирательные комиссии организуют подготовку и проведение выборов в Кыргызской Республике, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Кыргызской Республики.
2. Единую систему избирательных комиссий Кыргызской Республики образуют:
1) Центральная избирательная комиссия;
2) территориальные избирательные комиссии: Бишкекская, Ошская городские избирательные комиссии, районные избирательные комиссии по выборам и проведению референдумов, городские избирательные комиссии - по решению Центральной избирательной комиссии;
3) участковые избирательные комиссии.
3. Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на принципах:
1) законности;
2) гласности;
3) открытости;
4) независимости;
5) коллегиальности;
6) справедливости.
4. Правовое положение, организация и порядок деятельности, а также гарантии независимости избирательных комиссий устанавливаются законом, регламентирующим порядок деятельности избирательных комиссий, настоящим конституционным Законом и иными нормативными правовыми актами.
ЗАКОН КР от 30 июня 2011 года N 62 "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики"
Статья 5. Порядок формирования и срок полномочий состава Центральной избирательной комиссии
1. Состав Центральной избирательной комиссии формируется сроком на пять лет и состоит из двенадцати членов.
2. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) избирает членов Центральной избирательной комиссии: одну треть состава - по представлению Президента Кыргызской Республики (далее - Президент), одну треть - парламентского большинства и одну треть - парламентской оппозиции с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
3. Отклонение Жогорку Кенешем кандидата на должность члена Центральной избирательной комиссии должно быть обоснованным. Субъект представления вправе представить ту же или другую кандидатуру.
4. В случае образования вакансии члена Центральной избирательной комиссии замещение осуществляется по представлению того же субъекта, от которого был избран член Центральной избирательной комиссии, с досрочным прекращением полномочий которого образовалась вакансия.
5. Полномочия действующего состава Центральной избирательной комиссии начинаются со дня ее первого заседания и прекращаются после первого правомочного заседания нового состава Центральной избирательной комиссии.
6. В случае если срок полномочий состава Центральной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании по выборам Президента и депутатов Жогорку Кенеша, кампании референдума, срок его полномочий продлевается до окончания данной избирательной кампании, кампании референдума.
7. Деятельность состава Центральной избирательной комиссии до истечения его полномочий не может быть приостановлена в связи с роспуском Жогорку Кенеша, изменением состава коалиции фракций в Жогорку Кенеше, прекращением и досрочным прекращением полномочий Президента.
Статья 6. Задачи Центральной избирательной комиссии
Задачи Центральной избирательной комиссии:
1) обеспечение соблюдения на территории Кыргызской Республики избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Кыргызской Республики;
2) обеспечение единообразного применения избирательного законодательства;
3) обеспечение соблюдения равных правовых условий для кандидатов, политических партий;
4) организация единой системы ведения учета избирателей и участников референдума;
5) организация подготовки и проведения выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей, глав исполнительных органов местного самоуправления и референдумов;
6) развитие избирательной системы, информирование участников избирательного процесса и обучение членов избирательных комиссий и лиц, состоящих в резерве избирательных комиссий.
Статья 7. Полномочия Центральной избирательной комиссии
1. Центральная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением избирательного законодательства;
2) в пределах своих полномочий издает постановления, инструкции, положения, иные акты и контролирует их исполнение;
3) создает и организует единую систему ведения учета избирателей и участников референдума;
4) рассматривает и утверждает схему и границы избирательных участков и округов по предложению территориальных избирательных комиссий;
5) публикует в средствах массовой информации утвержденные округа и избирательные участки с указанием их границ и адресов не позднее 5 календарных дней со дня их утверждения;
6) формирует и утверждает состав территориальных избирательных комиссий и публикует их составы в средствах массовой информации;
7) создает и ведет резерв на соответствующие нижестоящие избирательные комиссии;
8) координирует деятельность нижестоящих избирательных комиссий, в том числе по формированию, ведению, обновлению и уточнению списка избирателей, участников референдумов;
9) оказывает нижестоящим избирательным комиссиям правовую, организационно-методическую и техническую помощь;
10) организует подготовку и проводит выборы, референдумы в случаях и порядке, определенных избирательным законодательством;
11) разрабатывает и утверждает предварительную смету расходов на подготовку и проведение выборов и референдумов;
12) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдумов, контролирует целевое использование данных средств;
13) формирует специальный фонд и определяет порядок его использования;
14) устанавливает формы финансовой отчетности для нижестоящих избирательных комиссий, кандидатов и политических партий;
15) устанавливает формы, степень защищенности, порядок изготовления и утверждает текст избирательных документов;
16) обеспечивает изготовление избирательных документов и их доставку нижестоящим избирательным комиссиям;
17) устанавливает сроки, порядок хранения и передачи в архив избирательных документов;
18) разрабатывает и утверждает нормативы технологического оборудования (стенды, ящики, кабины для голосования и др.) и осуществляет контроль за их соблюдением;
19) регистрирует кандидатов на должность Президента, списки кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша, их представителей и инициативные группы, выдает им удостоверения установленного образца;
20) создает условия для осуществления тайного голосования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
21) осуществляет аккредитацию международных наблюдателей, иностранных и местных средств массовой информации;
22) координирует деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов;
23) информирует избирателей, участников референдума о ходе избирательной кампании, кампании референдума, избирательного законодательства и деятельности избирательных комиссий;
24) определяет результаты референдумов, выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей, глав исполнительных органов местного самоуправления соответствующей территории в случаях и порядке, установленных избирательным законодательством, и осуществляет официальное опубликование их в средствах массовой информации;
25) регистрирует избранного кандидата в Президенты, избранных кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша и вручает нагрудный знак и удостоверение установленного образца;
26) рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и членов избирательных комиссий, проводит проверки и выносит по ним мотивированные решения в сроки, установленные избирательным законодательством;
27) вывешивает на своем официальном сайте информацию об итогах голосования по мере их поступления;
28) изучает практику подготовки и проведения выборов, референдумов и представляет в Жогорку Кенеш предложения по совершенствованию избирательного законодательства;
29) разрабатывает обучающие и информационные программы и проводит регулярное обучение членов избирательных комиссий, резерва, а также проводит обучение для иных участников избирательного процесса;
29-1) избирает и досрочно освобождает от должности председателя и заместителей председателя Центральной избирательной комиссии;
30) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
2. Центральная избирательная комиссия вправе:
1) требовать от соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий сведения по регистрации и учету граждан Кыргызской Республики;
2) налагать административные взыскания в случаях и порядке, предусмотренных законом;
3) обратиться в правоохранительные органы с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений настоящего Закона и избирательного законодательства;
4) отменить регистрацию кандидата, списка кандидатов, инициативной группы в случаях и порядке, предусмотренных избирательным законодательством;
5) отменить решения избирательных комиссий в случае нарушения избирательного законодательства;
6) отозвать аккредитацию международных наблюдателей и средств массовой информации;
7) привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, нештатных работников (специалистов) по трудовым соглашениям, оплата которых определяется сметой расходов Центральной избирательной комиссии;
8) вести международное сотрудничество.
3. Центральная избирательная комиссия за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий несет ответственность в соответствии с законодательством. (В редакции Закона КР от 26 июня 2015 года N 139)
Статья 19. Территориальные и участковые избирательные комиссии и порядок их формирования
1. Территориальная, участковая избирательная комиссия формируется сроком на два года в составе одной второй представителей от политических партий и одной второй - от представителей представительных органов местного самоуправления.
2. В составе территориальной, участковой избирательной комиссии может быть не более одного представителя от каждой политической партии.
3. В случае если срок полномочий территориальной, участковой избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании по выборам Президента и депутатов Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей, глав исполнительных органов местного самоуправления, кампании референдума, срок ее полномочий продлевается до окончания данной избирательной кампании, кампании референдума.
4. Территориальная избирательная комиссия формируется Центральной избирательной комиссией в составе не менее одиннадцати членов из представителей политических партий и лиц, состоящих в резерве соответствующей территориальной избирательной комиссии с учетом требований частей 1 и 2 настоящей статьи.
5. Участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией в составе не менее семи членов из представителей политических партий и резерва соответствующей участковой избирательной комиссии с учетом требований частей 1 и 2 настоящей статьи.
6. Вышестоящая избирательная комиссия утверждает членов избирательной комиссии из числа представленных кандидатур.
7. Резерв территориальной, участковой избирательной комиссии формируется сроком на пять лет из числа представителей представительных органов местного самоуправления в количестве не менее предусмотренного количества членов соответствующей избирательной комиссии. Положение о порядке формирования и ведения резерва утверждается постановлением Центральной избирательной комиссии.
8. В случае если от политической партии представлено более предусмотренного количества членов территориальной избирательной комиссии, то соответствующая вышестоящая избирательная комиссия проводит жеребьевку. Представители политической партии, не вошедшие в состав соответствующей избирательной комиссии, формируют резерв политической партии для замещения вакансий в случае досрочного выбытия члена избирательной комиссии от политических партий.
9. Количество членов участковой избирательной комиссии определяется Центральной избирательной комиссией, исходя из количества избирателей на соответствующем избирательном участке:
1) от 0 до 500 избирателей - не менее семи членов участковой избирательной комиссии;
2) от 501 до 1200 избирателей - не менее девяти членов участковой избирательной комиссии;
3) свыше 1201 избирателей - не менее одиннадцати членов участковой избирательной комиссии.
10. Председатель вышестоящей избирательной комиссии созывает первое заседание соответствующей избирательной комиссии не позднее трех дней после ее формирования.
11. Избрание и досрочное освобождение председателя и секретаря избирательной комиссии производятся в порядке, установленном для избрания и освобождения председателя Центральной избирательной комиссии, предусмотренном в настоящем Законе.
12. Замещение вакантной должности председателя и секретаря производится в порядке избрания.
13. Состав, список, границы и адреса территориальных, участковых избирательных комиссий публикуются вышестоящей избирательной комиссией в официальных средствах массовой информации не позднее трех календарных дней со дня их формирования, утверждения и размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.
14. Срок полномочий территориальной, участковой избирательной комиссии начинается со дня ее первого заседания и прекращается со дня первого правомочного заседания нового состава территориальной, участковой избирательной комиссии.
15. При выбытии члена территориальной, участковой избирательной комиссии из ее состава замещение производится не позднее трех дней после его выхода с учетом требований частей 1 и 2 настоящей статьи из резерва и резерва из представителей политических партий согласно очередности проведенной жеребьевки при формировании соответствующей избирательной комиссии.
16. В случае непредставления политическими партиями необходимого количества представителей в соответствующую избирательную комиссию доукомплектование избирательной комиссии производится из резерва соответствующей избирательной комиссии представителями представительных органов местного самоуправления.
17. Порядок формирования и деятельность участковых избирательных комиссий за пределами Кыргызской Республики определяются Центральной избирательной комиссией. (В редакции Закона КР от 26 июня 2015 года N 139)
Статья 20. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением положений настоящего Закона и избирательного законодательства, а также обеспечивает их единообразное применение на соответствующей территории;
2) организует подготовку и проведение выборов, референдумов на соответствующей территории;
3) вносит предложения для рассмотрения и утверждения Центральной избирательной комиссией схем и границ избирательных участков и округов;
4) формирует и утверждает состав участковых избирательных комиссий и публикует места их расположения в средствах массовой информации;
5) информирует население об адресах и номерах телефонов участковых избирательных комиссий;
6) организует деятельность участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, референдумов на соответствующей территории и заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдумов;
7) оказывает правовую, организационно-методическую и материально-техническую помощь участковым избирательным комиссиям;
8) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов, референдумов;
9) формирует, ведет, обновляет и уточняет списки избирателей, участников референдума;
10) осуществляет контроль за представлением списков избирателей, участников референдума для всеобщего ознакомления и обозрения;
11) распоряжается государственными денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдумов, распределяет их между участковыми избирательными комиссиями и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств;
12) обеспечивает соблюдение равных правовых условий для всех кандидатов и политических партий;
13) регистрирует кандидатов в депутаты местных кенешей, глав исполнительных органов местного самоуправления, списки кандидатов, их представителей и выдает им удостоверения установленного образца;
14) организует доставку избирательных и иных документов участковым избирательным комиссиям;
15) признает итоги голосования на отдельных избирательных участках недействительными в случаях и порядке, установленных избирательным законодательством;
16) устанавливает итоги голосования и определяет результаты выборов глав исполнительных органов местного самоуправления, депутатов местных кенешей соответствующей территории в случаях и порядке, определенных законом, регулирующим порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;
17) устанавливает итоги голосования выборов Президента, депутатов Жогорку Кенеша, референдумов;
18) передает протоколы об итогах голосования и о результатах соответствующих выборов в Центральную избирательную комиссию;
19) регистрирует избранных кандидатов в депутаты местных кенешей, глав исполнительных органов местного самоуправления и выдает им удостоверения установленного образца;
19-1) досрочно прекращает полномочия депутата местного кенеша в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики;
20) рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, принимает по ним решения;
21) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в архив или Центральную избирательную комиссию;
22) предоставляет финансовый отчет о поступлении и расходовании бюджетных средств на подготовку и проведение выборов, референдумов;
23) при необходимости привлекает к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, нештатных работников по трудовым соглашениям;
24) проводит обучение членов участковых избирательных комиссий и резерва;
25) осуществляет и иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и избирательным законодательством.
2. Территориальная избирательная комиссия за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий несет ответственность в соответствии с законодательством. (В редакции Законов КР от 17 февраля 2015 года N 34, 20 февраля 2017 года N 26)
Статья 21. Полномочия участковых избирательных комиссий
1. Участковая избирательная комиссия:
1) информирует население об адресе и номере телефона соответствующей участковой избирательной комиссии, о времени ее работы, дне и месте голосования, а также о включении в список избирателя, участника референдума;
2) обеспечивает доступ избирателей и участников референдума к спискам избирателей, участников референдума для ознакомления и уточнения;
3) принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей, участников референдума, решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
4) принимает заявления от избирателей по голосованию по избирательному адресу;
5) уточняет список избирателей, участников референдума на соответствующей территории;
6) контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных материалов;
7) организует на избирательном участке голосование в день выборов, референдума;
8) производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования по избирательному участку;
9) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в вышестоящую избирательную комиссию или архив;
10) рассматривает заявления и жалобы на нарушения избирательного законодательства в пределах своей компетенции и принимает по ним решения;
11) при необходимости привлекает к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, внештатных работников по трудовым соглашениям;
12) обеспечивает сохранность материальных ценностей и имущества;
13) предоставляет финансовый отчет о поступлении и расходовании бюджетных средств на подготовку и проведение выборов, референдумов;
14) осуществляет и иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и избирательным законодательством.
2. Участковая избирательная комиссия за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий несет ответственность в соответствии с законодательством.