ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов местных кенешей
Утверждено
постановлением
Центральной комиссии
по выборам и проведению
референдумов
Кыргызской Республики
от 20 октября 2016 года № 161
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение "О порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов местных кенешей" (далее - Положение) регламентирует порядок и условия проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов местных кенешей.
1.2. Целями настоящего Положения являются, укрепление демократических начал при подготовке и проведении свободных выборов в полном соответствии с международными избирательными стандартами и законодательством Кыргызской Республики, повышение общественного доверия к избирательной системе и институту выборов, обеспечение информационных гарантий избирателей и иных участников выборов, обеспечение осознанного выбора избирателями и гласности выборов.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Конституции Кыргызской Республики, Законов Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" (далее - Закон), "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики", "О защите профессиональной деятельности журналиста", "О средствах массовой информации", "О гарантиях и свободе доступа к информации", "О мирных собраниях", иных законов и нормативных правовых актов, постановлений и решений Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).
1.4. В настоящем Положении используются следующие термины:
агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании;
билбор - термин используется для размещения наружной рекламы, устанавливаемой вдоль трасс, улиц. Щит представляет собой раму, обитую листами стали или фанеры, покрытую атмосфероустойчивыми составами, закрепленную на опоре;
брошюра - текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, без твердого переплета, в обложке, в которой содержится полная информация о кандидате, политической партии выдвинувшей кандидатов или список кандидатов;
буклет - категория печатной продукции, которая не определяется конкретным видом, но имеет общую характеристику, многополосность (печатная полоса - страница с размещенной на ней информацией, с 1 сгибом является 4 полосным изданием);
дискуссия - публичное обсуждение каких-либо вопросов на собрании, в печати, в беседе с оппонентом;
информационное обеспечение выборов - информирование избирателей и предвыборная агитация, способствующие осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов;
листовка - вид агитационно-политической или информационной литературы;
плакат - крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях;
предвыборная агитация - деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, политических партий по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов, список кандидатов либо против них;
предвыборный штаб - временный коллектив людей, объединенных задачей добиться наилучшего результата кандидата, политической партии, а также место основного размещения этого коллектива;
публичные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, кандидатов из списка кандидатов политических партий по различным общественно значимым вопросам, в том числе, касающихся предвыборных программ, озвученных в ходе публичного обмена мнениями;
юбилейные мероприятия - мероприятия, связанные с празднованием особо значимых исторических событий в жизни народа и государства, дней рождений (в юбилейном году) лиц, имеющих особые заслуги перед народом, государством, человечеством. К юбилейным мероприятиям относятся: торжественные собрания, конференции, праздничные шествия, демонстрации, концерты, конкурсы, состязания и другие мероприятия, связанные с празднованием юбилея.
2. Общие условия проведения предвыборной агитации
2.1. Предвыборная агитация является составной частью информационного обеспечения выборов.
Предвыборная агитация - деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, политических партий, по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) либо против них.
2.2. Граждане Кыргызской Республики, кандидаты, включенные в список кандидатов, политические партии вправе проводить агитацию за участие в выборах, за или против любого списка кандидатов, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов, политических партий.
2.3. Предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за кандидатов, за те или иные списки кандидатов либо против них;
2) выражение предпочтения в отношении отдельных кандидатов, политических партий;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов, списков кандидатов;
4) распространение информации о деятельности кандидата, кандидатов, включенных в список кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.
2.4. В период избирательной кампании граждане Кыргызской Республики, политические партии вправе вести предвыборную агитацию, требующую финансирования, только по согласованию с кандидатами, политическими партиями и через их избирательные фонды.
2.5. Агитация может проводиться на собраниях, митингах и через средства массовой информации и интернет издания. Формы и методы проведения агитации должны соответствовать законодательству Кыргызской Республики.
Формы и методы предвыборной агитации могут осуществляться:
1) На каналах организаций телерадиовещания и периодических печатных изданиях:
- публичные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более представителей кандидатов, политических партий по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в предвыборных программах;
- дискуссии;
- "круглые столы" - обмен мнениями, вопросами, ответами между представителями политических партий и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных мероприятий;
- пресс-конференции - изложение представителем кандидата, политических партий предвыборной программы перед представителями СМИ, включая ответы на вопросы журналистов;
- интервью - ответы представителей кандидата, политических партий на вопросы, заданные им журналистами средств массовой информации в ходе личной встречи;
- выступления - личное обращение (монолог) представителя кандидата, политической партии к избирателям с изложением предвыборной программы;
- показ телеочерков, видеофильмов о кандидатах, политических партиях;
- другие, не запрещенные Законом формы.
2) Проведение массовых мероприятий:
- собрания и встречи с гражданами;
- публичные дебаты и дискуссии;
- митинги;
- демонстрации;
- шествия.
3) Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
4) Иные не запрещенные законами формы и методы:
- публичные выступления в ходе выборов, организация и проведение листовочной кампании, наружная и уличная агитация;
- технологии "От человека к человеку", которые осуществляются в различных общественных местах, например, в поликлинике, магазине, на улице и т.д.;
- агитация с привлечением "известных людей", например, известных спортсменов, артистов эстрады с организацией агитационных поездов;
- организация спортивных мероприятий;
- рассылка электронных писем и т.д.
В качестве отдельного метода можно выделить проведение агитации с использованием сети "Интернет". При применении этого метода должны соблюдаться общие правила агитации, установленные Законом.
Кандидаты, политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей предвыборной агитации.
2.6. Не имеют права проводить предвыборную агитацию:
- работники государственных органов и органов местного самоуправления;
- члены избирательных комиссий;
- наблюдатели;
- международные наблюдатели;
- судьи;
- члены и представители религиозных организаций;
- члены и представители организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;
- лица, не достигшие 18 лет, в том числе использование изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением лиц, являющихся близкими родственниками кандидата;
- иностранные граждане и организации;
- лица без гражданства.
2.7. Гражданам Кыргызской Республики, кандидатам, политическим партиям и их представителям при проведении выборов государством обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
2.8. Избирательные комиссии по требованию кандидатов, политических партий должны обеспечить проведение агитации и встреч с избирателями, а также вправе присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях кандидатов, политических партий.
2.9. Кандидаты, политические партии вправе также на договорной основе, за плату арендовать помещения любой формы собственности для организации предвыборного штаба. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником помещения, должен быть единым для всех кандидатов, политических партий, и оплата за них должна осуществляться исключительно из избирательных фондов.
2.10. Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов, списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.
2.11. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, билборды и другие материалы), ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.
3. Деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий по обеспечению проведения предвыборной агитации
3.1. Государственные органы и органы местного самоуправления в период предвыборной агитации обязаны обеспечить возможность проведения предвыборной агитации кандидатам, политическим партиям на равных условиях.
При этом работники государственных органов и органов местного самоуправления не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
3.2. Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.
3.3. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам, политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.
Заявления от кандидатов, политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.
3.4. Органы местного самоуправления обязаны не позднее 20 календарных дней со дня назначения выборов предоставить на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных материалов. Кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для размещения таких материалов. Органы местного самоуправления в течение 10 календарных дней после опубликования результатов выборов обеспечить уборку соответствующих территорий от агитационных материалов.
3.5. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности и незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
Правоохранительные органы должны оказывать содействие избирательным комиссиям по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, их изъятию, а также по установлению изготовителей указанных материалов и источника их оплаты.
3.6. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Члены избирательных комиссий не вправе проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.
3.7. Центральная избирательная комиссия:
- своевременно оповещает и информирует средства массовой информации о сроках и правилах опубликования и предоставления средствами массовой информации и интернет изданиями сведений о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади для участия в предвыборной агитации;
- оказывает средствам массовой информации и интернет изданиям информационную и консультативную помощь по избирательному законодательству и правилах участия в предвыборной агитации;
- осуществляет прием и регистрацию документов, поступивших от средств массовой информации и интернет изданий;
- размещает на официальном сайте Центральной избирательной комиссии список средств массовой информации и интернет изданий, участвующих в предвыборной агитации в период проведения выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики.
3.8. Члены избирательных комиссий вправе присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях кандидата и политической партии.
3.9. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч представителей кандидатов, политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для кандидатов, политических партий при проведении массовых мероприятий.
3.10. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих информацию, установленную пунктом 8.2. настоящего Положения, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.
3.11. В случае нарушения кандидатом, политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством.
3.12. В случае нарушения кандидатом, политической партией установленных требований, территориальная избирательная комиссия вправе сделать им письменное предупреждение о нарушении.
3.13. В случае неоднократного нарушения кандидатом, политической партией вышеуказанных требований Центральная избирательная комиссия по ходатайству соответствующей территориальной избирательной комиссии либо по своей инициативе вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.
4. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации
4.1. Кандидатам, политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации и интернет изданиям.
4.2. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации и интернет изданий запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются учредителями данного средства массовой информации и интернет издания, зарегистрированными кандидатами, кандидатами, включенными в список кандидатов либо представителями кандидата, политических партий. Данное правило не касается агитационных выступлений указанных лиц при использовании бесплатного эфирного времени на каналах государственных и местных телерадиоорганизаций.
4.3. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить кандидатам, политическим партиям равные возможности проведения предвыборной агитации.
4.4. Средства массовой информации, не подпадающие под действие пункта 4.3. настоящего раздела, и интернет издания вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь кандидатам, политическим партиям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Размер оплаты за предоставление эфирного времени, публикацию в периодических печатных изданиях должен быть единым для всех кандидатов и политических партий.
4.5. При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее 10 календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов и представлены в Центральную избирательную комиссию.
4.6. Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики. В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи. Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов. В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут ретранслирующие средства массовой информации.
4.7. При информировании - средствам массовой информации и интернет изданиям не допускается:
- систематическая (два и более раза) подача односторонней информации об одном или нескольких кандидатах, политической партии и замалчивание информации о других кандидатах, политических партиях;
- распространение заведомо недостоверной информации о кандидате, политической партии, формирующей определенное отношение избирателей к кандидатам, политическим партиям.
Опубликование (освещение) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, является разновидностью информирования избирателей.
При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, редакции СМИ и интернет изданий граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать:
- организацию или физическое лицо, проводившие опрос;
- время его проведения;
- число опрошенных (выборку);
- метод сбора информации;
- регион, где проводился опрос;
- точную формулировку вопроса;
- статистическую оценку возможной погрешности;
- лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) опубликование опроса.
Не допускается в последние 5 календарных дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (освещение) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").
5. Порядок предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний
5.1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации и осуществляющих телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы обязаны предоставить кандидатам, политическим партиям бесплатное эфирное время на каналах этих телерадиоорганизаций. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию - с 20 до 24 часов.
5.2. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах депутатов местных кенешей должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, а также политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, на равных основаниях.
5.3. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим кандидатов, а также политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, исключительно для совместного проведения дискуссий "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все кандидаты, политические партии должны быть допущены на равных основаниях.
В совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично, политические партии могут участвовать только через своих уполномоченных представителей, доверенных лиц.
Кандидат, представитель политической партии вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается.
Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличения объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшимся от участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированному кандидату, политической партии.
Если кандидат, представитель политической партии не смогли принять участие в совместном агитационном мероприятии по объективным причинам, то они наряду с другими кандидатами, политическими партиями, не принявшими участие в совместном агитационном мероприятии, вправе попросить использовать свое эфирное время.
5.4. Телерадиоорганизации, указанные в пункте 5.1 настоящего раздела, применительно к уровню выборов, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами, политическими партиями. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему кандидату, политической партии за плату по их требованию. Общий объем резервируемого платного эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, а также размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, политических партий. При этом каждые кандидат, политическая партия вправе получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число кандидатов, политических партий.
Стоимость предоставляемого кандидатам, политическим партиям платного эфирного времени не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.
5.5. Ведущий радио- телепередач обеспечивает соблюдение порядка проведения дебатов, "круглого стола", предварительно согласованного с участниками, предлагает им ответить на вопросы других участников, либо на вопросы телезрителей, радиослушателей.
Ведущий не вправе:
- нарушать определенный организаторами (участниками) дебатов, "круглого стола" порядок их проведения;
- ограничивать время выступления участника дебатов, "круглого стола", если иное не предусмотрено порядком их проведения, согласованным с его участниками, либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи;
- отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглого стола".
Участник предвыборных дебатов, "круглого стола" обязан:
- соблюдать выработанный порядок проведения дебатов, "круглого стола";
- вести дискуссию в рамках этических норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников дебатов, "круглого стола";
- выполнять обоснованные требования ведущего.
Участникам предвыборных дебатов, "круглого стола", в том числе иным присутствующим лицам запрещается прерывать выступления кандидатов, представителей политических партий, а также сопровождать их какими-либо комментариями.
5.6. Телерадиоорганизации независимо от форм собственности, предоставившие кандидатам, политическим партиям эфирное время, обязаны предоставить другим кандидатам, политическим партиям, эфирное время на тех же условиях (одинаковые расценка, время выхода в эфир, объем времени и другие условия).
5.7. Порядок, объем и время радио- и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливаются избирательными комиссиями по согласованию с руководством телерадиоорганизаций и распределяются с соблюдением принципа равенства между кандидатами, политическими партиями.
5.8. Платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания для проведения предвыборной агитации производится на основании подтверждения согласия кандидата (Форма № 6) и договора заключенного в письменной форме между организацией телерадиовещания и уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, политической партии, до предоставления эфирного времени. Условия договора должны соответствовать порядку, объему и времени, согласованному руководством телерадиоорганизации с избирательными комиссиями.
5.9. При предоставлении эфирного времени за плату, размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиям предоставления эфирного времени, указанным в сведениях, опубликованных в средствах массовой информации и представленных в Центральную избирательную комиссию.
5.10. При предоставлении платного эфирного времени оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда кандидата, политической партии.
5.11. Агитационные материалы в эфирном времени не должны сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, политической партией.
5.12. Не допускается прерывать передачу предвыборных агитационных материалов, в том числе рекламой товаров, работ и услуг, а также перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов трансляцией иных теле- и радиопрограмм, передачей иных агитационных материалов.
5.13. Видео- и аудиозаписи, выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня опубликования результатов выборов. Организации телерадиовещания обязаны бесплатно предоставлять копии указанных теле- и радиопрограмм по требованию соответствующей избирательной комиссии.
6. Проведение предвыборной агитации через печатные средства массовой информации
6.1. Периодические печатные средства массовой информации, подпадающие под действие пункта 5.1. настоящего Положения и распространяемые на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить на равных условиях бесплатные печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими кандидатов, а также политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов в размере не менее одной страницы формата А4. Для специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в предвыборной кампании в какой бы, то ни было форме.
6.2. Печатные издания независимо от форм собственности, предоставившие кандидатам, политическим партиям печатные площади, обязаны предоставить другим кандидатам, политическим партиям печатные площади на тех же условиях (одинаковые расценка, объем и другие условия). При этом стоимость печатной площади не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.
6.3. Публикация агитационных материалов в периодических печатных изданиях не должна сопровождаться редакционными комментариями, в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, политической партией.
6.4. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, политической партии путем изменения тиража и/или периодичности выхода периодических печатных изданий.
6.5. Платное предоставление печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации производится на основании подтверждения согласия кандидата (Форма № 6) и договора, заключенного в письменной форме между редакцией периодического печатного издания и уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата, политической партии, до предоставления печатной площади.
6.6. При предоставлении печатной площади за плату, размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиям предоставления печатной площади, указанным в сведениях, опубликованных в средствах массовой информации и представленных в соответствующую избирательную комиссию.
6.7. При предоставлении платной печатной площади оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда кандидата, политической партии.
7. Предвыборная агитация посредством проведения массовых мероприятий
7.1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам, политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.
Целью проведения массовых мероприятий является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни, побуждающим избирателей к голосованию за кандидатов, политические партии на выборах.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для проведения предвыборной агитации.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для проведения предвыборной агитации.
Демонстрация - организованная публичная предвыборная агитация группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях проведения предвыборной агитации.
7.2. Кандидаты, политические партии имеют право как на безвозмездное (бесплатное), так и на платное предоставление помещений для проведения собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий.
Заявления от кандидатов, политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.
В случае отказа кандидату, политической партии в предоставлении помещения для встреч с избирателями государственные органы и органы местного самоуправления обязаны выдать письменное мотивированное решение об отказе.
В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одним из кандидатов, политической партии отказ в предоставлении этого же помещения другим кандидатам, политической партии не допускается.
7.3. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, находящиеся на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для кандидатов, политических партий при проведении массовых мероприятий.
Избирательные комиссии составляют график этих встреч, информируют о графике кандидатов, представителей политических партий и соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, которые обязаны оказывать содействие в организации собраний и встреч с избирателями.
7.4. Кандидаты, политические партии вправе также на договорной основе, за плату арендовать помещения любой формы собственности для проведения массовых мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником помещения, должен быть единым для всех политических партий, и оплата за них должна осуществляться исключительно из избирательных фондов.
7.5. Кандидаты, политические партии вправе организовать спортивные, культурно-развлекательные мероприятия во время предвыборной агитации при условии, что все затраты, связанные с проведением мероприятий должны осуществляться из средств избирательного фонда кандидата, политической партии. Артисты, спортсмены, участвующие в этих мероприятиях должны быть гражданами Кыргызской Республики. Участие иностранных граждан и лиц без гражданства в предвыборной агитации запрещается.
7.6. При проведении агитации посредством митингов, демонстраций, шествий кандидаты, политические партии должны соблюдать правила их проведения, установленные законодательством Кыргызской Республики, обязательно уведомлять органы государственной власти и местного самоуправления о месте, времени, предполагаемом количестве участников массового мероприятия, маршруте; не иметь при себе оружия или предметы, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан; не использовать агитационное мероприятие с целью призывов к изменению конституционного строя, нарушению целостности государства, разжиганию национальной и религиозной ненависти, пропаганды войны и насилия и др. запрещенных призывов.
К порядку организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий в целях предвыборной агитации применяются положения Закона Кыргызской Республики "О мирных собраниях".
В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О мирных собраниях" организаторы и участники мирных собраний при их проведении имеют право:
1) получить информацию о предпринимаемых государственными органами и органами местного самоуправления мероприятиях по обеспечению проведения мирных собраний;
2) получить информацию о фамилии, имени, отчестве, должности, месте работы должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в обеспечении проведения мирного собрания;
3) беспрепятственно осуществлять контакты с представителями средств массовой информации;
4) использовать при проведении мирного собрания звукоусиливающую аппаратуру без превышения допустимых законодательством Кыргызской Республики уровней звукового давления и уровней шума;
5) использовать различные средства агитации и формы привлечения внимания органов государственной власти, местного самоуправления, общественности, включая выражение мнения по каким-либо вопросам, акции по сбору подписей, являющиеся мирными по своему характеру и не преследующие противоправных целей;
6) принимать и направлять в государственные органы и органы местного самоуправления предложения, заявления, жалобы и иные формы обращения;
7) проводить собрания в любых формах;
8) проводить фото- или видеосъемки собрания;
9) требовать предоставления защиты со стороны органов внутренних дел в случае противоправного посягательства других лиц и обращаться с просьбами к сотрудникам органов внутренних дел об оказании иного содействия при проведении мирного собрания;
10) требовать предоставления медицинской помощи и оказания содействия в безопасной эвакуации с места проведения мирного собрания;
11) требовать от органов внутренних дел принятия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики мер по прекращению правонарушений и действий лиц, препятствующих достижению целей мирного собрания;
12) осуществлять иные действия, не запрещенные или не ограниченные законами.
7.8. Во время проведения мирного собрания его участники и организаторы обязаны:
1) соблюдать требования Закона и мирный характер собрания;
2) выполнять законные требования представителей органов внутренних дел, органов местного самоуправления и других государственных органов, вовлеченных в регулирование мирного собрания;
3) соблюдать общественный порядок и установленный организатором порядок проведения мирного собрания;
4) соблюдать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы санитарно-гигиенического характера;
5) обеспечить сохранность помещений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества, а также зеленых насаждений в месте проведения мирных собраний;
6) не препятствовать свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях.
Организаторы мирных собраний наряду с требованиями, также обязаны:
1) организовывать соблюдение участниками мирных собраний условий их проведения;
2) взаимодействовать с органами внутренних дел по соблюдению участниками мирных собраний общественного порядка и установленного порядка их проведения;
3) доводить до сведения участников мирного собрания информацию о запрете или ограничении собрания.
7.9. Участникам собрания запрещается:
1) иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения вреда имуществу;
2) заниматься распространением или употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ.
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать безопасность участников при проведении массовых мероприятий, не нарушая конституционные права и свободы участников массовых мероприятий.
7.10. Уведомление о проведении планируемого мирного собрания осуществляется организаторами в письменной форме не ранее 30-дневного срока и не позднее 2 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление может быть подано в виде письма, телеграммы, телефонограммы, посредством почтовой, факсимильной, электронной или иной связи либо иным способом или в иной форме.
Уведомление включает сведения об организаторе (наименование организации и (или) фамилия, имя, отчество лица) и его контактные данные (местонахождение организации и (или) адрес лица, номер телефона), информацию о месте проведения и (или) маршруте движения, дате и времени начала и окончания, цели, примерном числе участников, об использовании звукоусиливающей аппаратуры или других предметов при проведении мирного собрания. Организатор мирного собрания вправе включить в содержание уведомления другие сведения, а также приложить к нему другие документы.
7.11. При наличии достоверной информации, касающейся проведения других мирных собраний или других обстоятельств, влияющих на безопасность граждан, государственные органы и органы местного самоуправления вправе предложить изменить дату проведения мирного собрания, место его проведения, а также маршрут движения.
7.12. Лица, уведомившие о проведении мирного собрания, вправе потребовать, а государственные органы и органы местного самоуправления обязаны в этот же день при получении уведомления выдать письменное подтверждение получения уведомления.
Письменное подтверждение государственного органа или органа местного самоуправления должно включать в себя сведения о его наименовании, фамилию, имя, отчество и подпись сотрудника, принявшего уведомление, дату и время поступления уведомления.
7.13. Мирные собрания могут проводиться на всей территории Кыргызской Республики. В целях обеспечения безопасности участников мирные собрания не могут проводиться вблизи (не менее 100 метров) объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, на железных дорогах, нефтепроводах и под линиями высоковольтной электропередачи, объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций.
В местах богослужения не допускается проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера.
8. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
8.1. Кандидаты, политические партии вправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии должны представляться в соответствующую избирательную комиссию.
8.2. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организации (фамилии, имена, отчества и адреса места жительства лиц), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации), заказавшего изготовление данных агитационных материалов, информацию об их тираже и дате их выпуска, а также фамилию, имя, отчество уполномоченного представителя политической партии оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
При размещении наружных агитационных материалов кандидат, политическая партия обязаны до их распространения подать письменное заявление с указанием вида наружного агитационного материала и точного адреса предполагаемого его места размещения в соответствующую избирательную комиссию, приложив образцы или эскизы агитационного материала.
8.3. Органы местного самоуправления обязаны не позднее 20 календарных дней со дня назначения выборов предоставить на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных материалов.
Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов кандидатов, политических партий.
Кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для размещения таких материалов.
8.4. Запрещается размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в местах богослужения, в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об охране и использовании историко-культурного наследия" "объектами историко-культурного наследия могут быть признаны недвижимые и движимые (целиком или в оговоренной части) материальные исторические свидетельства:
- памятники истории: здания, сооружения, мемориальные места, исторические некрополи и мемориалы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народов, а также с жизнью выдающихся деятелей республики;
- памятники археологии: пещеры, стоянки, городища, тепе, торткули, остатки древних поселений, укреплений, фортификационных сооружений как наземных, так и подводных, древние производства и рудники, каналы и оросительные системы, дороги и мосты, отдельные курганы и некрополи, наскальные изображения и наскальная эпиграфика;
- памятники градостроительства и архитектуры: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и иных видов искусства".
8.5. Использование зеленых насаждений, деревьев в целях размещения агитационных материалов не допускается.
8.6. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней после опубликования результатов выборов обеспечить уборку соответствующих территорий от агитационных материалов.
8.7. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 8.2. настоящего раздела, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.
8.8. Кандидаты, политические партии вправе использовать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, изготовленные до назначения выборов, в соответствии с требованиями законодательства в пределах суммы расходов кандидатов, политических партий из избирательного фонда.
8.9. За уничтожение, повреждение или порчу печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов граждане несут ответственность в установленном законом порядке.
8.10. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на равных условиях для всех кандидатов. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
9. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации
9.1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
9.2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.
Под иными формами злоупотребления свободой средств массовой информации следует понимать запреты:
- разглашение государственной и коммерческой тайны;
- призыв к насильственному свержению или изменению существующего конституционного строя, нарушению суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики и любого иного государства;
- пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям;
- оскорбление гражданской чести народов;
- оскорбление религиозных чувств верующих и служителей культа;
- пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, предложений органов и (или) тканей человека, порнографических материалов, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера; информации, направленной на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, услуг сексуального характера, в том числе под видом психологической помощи, общения, релаксации, массажа, приятного времяпрепровождения под видом законной деятельности, знакомства с целью дальнейшего вступления в сексуальные отношения;
- употребление выражений, считающихся нецензурными;
- распространение материалов, нарушающих нормы гражданской и национальной этики, оскорбляющих атрибуты государственной символики (герб, флаг, гимн);
- посягательство на честь и достоинство личности;
- обнародование заведомо ложной информации.
9.3. С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства избирателям; вручать подарки и иные материальные ценности избирателям; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги.
Уголовный кодекс Кыргызской Республики предусматривает уголовную ответственность за совершение подкупа голосов избирателей (ст.140 УК КР).
Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кандидатом, политической партией, и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда кандидата, политической партии.
9.4. Кандидаты, их близкие родственники, супруг(а), представители кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О меценатстве и благотворительной деятельности" под благотворительной деятельностью понимается осуществление гражданами и юридическими лицами добровольной деятельности по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
К близким родственникам относятся: родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
9.5. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О юбилейных мероприятиях в Кыргызской Республике" организация юбилейных мероприятий не допускается в течение трех месяцев перед и в период выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики и депутатов в местные кенеши.
9.6. Информирование избирателей зарегистрированными кандидатами, политическими партиями или их представителями с использованием наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, значков, логотипов или их характерных составных частей, флага, девизов, слоганов и/или иной атрибутики (символики) кандидатов, политических партий, позволяющих их идентифицировать (определить их принадлежность), является агитацией и не допустима в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации кандидатов, списков кандидатов и за 24 часа до начала голосования.
Размещение на зданиях и помещениях, в которых расположены штабы кандидатов, политических партий наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, логотипов, значков, флага, и/или иной атрибутики (символики) кандидатов, политических партий, не является предвыборной агитацией.
9.7. Кандидаты, их представители, представители политических партий, средства массовой информации и интернет изданий, другие лица, участвуя в предвыборных кампаниях, не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации других кандидатов, политических партий. Средства массовой информации и интернет издания, допустившие такие публикации, по требованию кандидата, политической партии обязаны опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью или выступление, не соответствующие действительности или искажающие ее. Опровержения или разъяснения публикуются в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и информация, на которую дается ответ, в периодических изданиях - в следующем выпуске, а опровержения или разъяснения на выступления по телевидению или радио - в выпуске дня, следующего за днем поступления опровержения или разъяснения.
Непредставление кандидату, политической партии возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту их репутации в средствах массовой информации, в которых была опубликована информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию кандидата, политической партии может явиться основанием для судебной ответственности данных средств массовой информации.
9.8. В случае нарушения кандидатом, политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации, интернет изданиями требований настоящего раздела избирательные комиссии, избиратели, кандидат, политическая партия, а также их представители, средства массовой информации, интернет издания вправе обратиться в правоохранительные органы, суд с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
9.9. В случае нарушения кандидатом, политической партией требований о порядке информирования избирателей и предвыборной агитации, соответствующая территориальная избирательная комиссия вправе сделать им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения кандидатом, политической партией вышеуказанных требований соответствующая территориальная избирательная комиссия вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.
10. Контроль за соблюдением правил проведения предвыборной агитации
10.1. Контроль за соблюдением кандидатами, политической партией, редакциями средств массовой информации, интернет изданиями и их сотрудниками правил, установленных в настоящем Положении, осуществляют соответствующие избирательные комиссии, а в случаях предусмотренных законодательством Центральной избирательной комиссией.
10.2. В целях обеспечения контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, формируется Рабочая группа по контролю за соблюдением правил ведения предвыборной агитации в соответствующих избирательных комиссиях.
10.3. Редакция средства массовой информации, интернет изданий ведут учет публикаций, выпуска предвыборных агитационных материалов. В случае поступления запроса от избирательной комиссии редакция средства массовой информации, интернет издания обязаны предоставить ей письменную информацию в двухдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов.
10.4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами избирательного законодательства, а также рассматривают заявления (жалобы) на их действия, связанные с обеспечением проведения предвыборной агитации в строгом соответствии с законодательством.
10.5. Контрольно-ревизионная группа по письменному поручению избирательной комиссии контролирует соблюдение установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации кандидатов, политических партий.
10.6. Споры, связанные с публикациями, передачами в средствах массовой информации, рассматриваются территориальными избирательными комиссиями, Центральной избирательной комиссией в соответствии с законодательством Кыргызской Республики