ПОЛОЖЕНИЕ о статусе представителей кандидата, политической партии при выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики
Утверждено
постановлением
Центральной комиссии
по выборам и проведению
референдумов
Кыргызской Республики
от 11 октября 2016 года № 153
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение "О статусе представителей кандидата, политической партии при выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики" (далее - Положение) регулирует правовой статус представителей кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов в депутаты местных кенешей (представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, доверенных лиц, наблюдателей) при проведении выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики.
1.2. Целью настоящего Положения является обеспечение подлинно свободных, справедливых и прозрачных выборов в Кыргызской Республике, реализации избирательного права граждан и их объединений, создание равных условий кандидатам, выдвинутым путем самовыдвижения, а также кандидатов, выдвинутых в списках политической партии.
1.3. Настоящее Положение подготовлено на основе требований Конституции, Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).
1.4. В порядке, установленном Законом Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей" в настоящем положении, под термином кандидат понимается:
- кандидат в депутаты местных кенешей, выдвинутый путем самовыдвижения;
- политическая партия, выдвинувшая список кандидатов в депутаты местных кенешей.
1.5. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики представителями кандидата являются:
- представитель кандидата, политической партии в избирательных комиссиях,
- уполномоченный представитель по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе уполномоченный представитель по финансовым вопросам,
- доверенное лицо,
- наблюдатель, представляющий кандидата.
2. Представитель кандидата в избирательных комиссиях
2.1. Кандидаты, после прохождения регистрации, вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию своего представителя (далее - представитель в избирательных комиссиях) с представлением документов, удостоверяющих его личность, сведений о месте его основной работы (роде занятий), полного адреса постоянного места жительства и контактных данных.
2.2. Полномочия представителя в избирательных комиссиях начинаются с момента его регистрации в соответствующей избирательной комиссии.
2.3. Представителем в избирательных комиссиях вправе быть гражданин Кыргызской Республики, достигший 21 года, обладающий активным избирательным правом и постоянно проживающий на территории Кыргызской Республики.
2.4. Представителем в избирательных комиссиях не вправе быть:
- депутаты Жогорку Кенеша, местных кенешей;
- члены Правительства;
- сотрудники аппаратов Президента, Жогорку Кенеша, Правительства;
- должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления;
- члены избирательных комиссий;
- судьи, военнослужащие, работники правоохранительных и фискальных органов;
- иностранные граждане и лица без гражданства.
Под должностным лицом органов государственной власти или местного самоуправления понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-надзорные функции в государственных органах и органах местного самоуправления.
2.5. Представитель в избирательной комиссии не может быть одновременно представителем в иной избирательной комиссии.
2.6. Представители в избирательных комиссиях не являющиеся должностным лицом, но замещающие иную государственную или муниципальную должность, не вправе использовать преимущества своих должностных или служебных положений. Законодатель не ограничивает государственных или муниципальных служащих быть представителями в избирательных комиссиях, но ограничивает их в использовании преимуществ должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных или муниципальных служащих для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кого-л.;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кого-л., в случае если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; либо воспрепятствование отдельному кандидату, кандидатам, политической партии в использовании помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
4) бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кого-л.;
5) проведение предвыборной агитации государственными служащими или муниципальными служащими в ходе служебных командировок;
6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения предвыборной агитации.
2.7. Представителю в избирательных комиссиях выдается удостоверение установленного Центральной избирательной комиссией образца.
2.8. Полномочия представителя в избирательных комиссиях:
2.8.1. Представитель в избирательных комиссиях вправе:
1) знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании избирательной комиссии;
2) вносить в повестку дня заседаний избирательной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним;
3) присутствовать и участвовать в прениях на всех заседаниях избирательной комиссии;
4) задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
5) знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий, непосредственно связанными с выборами, и получать их копии (за исключением документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном законом);
6) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в предусмотренном законом порядке;
7) проверять соответствие предъявленного документа личности избирателя и правильность получения бюллетеня.
2.8.2. Представитель в избирательных комиссиях не вправе:
1) участвовать в проводимых избирательной комиссией проверках;
2) давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени избирательной комиссии;
3) составлять протоколы об итогах голосования и результатах выборов;
4) участвовать в голосовании при принятии решений, отнесенных к полномочиям избирательной комиссии;
5) подписывать решения и протоколы избирательной комиссии.
2.8.3. Полномочия представителя в избирательных комиссиях в любое время могут быть прекращены по решению кандидата; политической партии, выдвинувшей список кандидатов и переданы другому лицу.
Полномочия представителя в избирательных комиссиях также могут быть прекращены в случае отмены регистрации списка кандидатов.
Полномочия представителя в избирательных комиссиях прекращаются после официального опубликования результатов выборов.
В случае обжалования кандидатом, политической партией итогов голосования, результатов выборов полномочия представителя в избирательных комиссиях прекращаются после вынесения судом окончательного решения по существу жалобы.
3. Уполномоченные представители
3.1. Кандидаты вправе назначить уполномоченных представителей, которые представляют соответствующего кандидата, политическую партию по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе и по финансовым вопросам.
3.2. Для регистрации списка уполномоченных лиц кандидаты представляют в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
- заявление о регистрации уполномоченных лиц. В заявлении указываются полномочия, фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты его выдачи, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), номера телефона каждого уполномоченного представителя;
- заявление гражданина о согласии каждого уполномоченного представителя на осуществление деятельности уполномоченного представителя кандидата, политической партии.
В отношении уполномоченного представителя по финансовым вопросам дополнительно указывается также право подписи финансовых документов.
3.3. Территориальная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней со дня поступления необходимых документов выдает регистрационные свидетельства уполномоченным представителям либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации в соответствии с законом.
3.4. Основания для отказа в регистрации уполномоченного представителя:
- лицо не является гражданином Кыргызской Республики;
- лицо является членом избирательной комиссии;
- лицо занимает политическую государственную должность, либо является должностным лицом органов государственной власти и местного самоуправления;
- лицо является депутатом Жогорку Кенеша, местного кенеша, члены Правительства, сотрудники аппаратов Президента, Жогорку Кенеша, Правительства;
- лицо является судьей, военнослужащим, работником правоохранительных и фискальных органов.
3.5. Уполномоченный представитель кандидата считается назначенным, приобретает права и обязанности уполномоченного представителя после выдачи регистрационного свидетельства.
3.6. Уполномоченный представитель кандидата, замещающий государственную или муниципальную должность, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
3.7. Уполномоченный представитель:
1) представляет в соответствующую избирательную комиссию документы для регистрации кандидата; списка кандидатов, выдвинутых политической партией;
2) проводит предвыборную агитацию, распространяет агитационные материалы;
3) вправе участвовать в жеребьевках, проводимой территориальной избирательной комиссией при определении порядка предоставления эфирного времени кандидатам, политическим партиям;
4) вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
5) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством, полномочия по поручению кандидата, политической партии.
3.8. Кандидат, политическая партия вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, направив копию соответствующего решения в территориальную избирательную комиссию.
3.9. Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя кандидата, политической партии, в том числе представителя по финансовым вопросам, осуществляется в порядке, предусмотренном соответственно пунктами - 3.1.-3.7. настоящего Положения.
3.10. Срок полномочий уполномоченных представителей кандидата, политической партии начинается со дня их регистрации и истекает с момента утраты статуса всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам истекает через 20 календарных дней со дня определения результатов выборов.
4. Доверенные лица
4.1. Кандидаты, выдвинутые путем самовыдвижения, либо выдвинутые политической партией, после прохождения регистрации вправе назначить своих доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно территориальной избирательной комиссией, зарегистрировавшей список кандидатов.
Политические партии определяют количество доверенных лиц по своему усмотрению на каждый избирательный участок и сообщают о них для регистрации в соответствующую избирательную комиссию.
4.2. Для регистрации доверенных лиц кандидаты представляют в соответствующую избирательную комиссию следующие документы:
- заявление о регистрации доверенных лиц. В заявлении указываются гражданство, фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, число, месяц и год рождения;
- заявление гражданина о согласии быть доверенным лицом политической партии.
Решение о регистрации либо отказе в регистрации доверенных лиц кандидатов принимается избирательной комиссией в день предоставления документов, указанных в п.4.2, настоящего Положения.
Регистрация либо отказ в регистрации доверенных лиц оформляется решением избирательной комиссии.
Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает доверенному лицу удостоверение установленного образца.
4.3. Основания для отказа в регистрации доверенного лица:
- лицо не является гражданином Кыргызской Республики;
- лицо является членом избирательной комиссии;
- лицо занимает должность политического государственного служащего, а также должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления: депутаты, члены Правительства, сотрудники аппаратов Президента, Жогорку Кенеша, Правительства, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления;
- лицо является судьей, работником правоохранительных и фискальных органов.
4.4. Доверенные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных кандидатами в депутаты и/или политической партией.
4.5. Доверенные лица вправе:
1) осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата, списка кандидатов, представлять их предвыборные программы;
2) выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;
3) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
4) находиться на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;
5) знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
6) получать необходимую помощь от государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных собраний и встреч с избирателями;
7) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.
4.6. Доверенные лица не вправе:
1) вмешиваться в работу избирательных комиссий;
2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени;
3) вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через средства массовой информации в случае, если они являются журналистами, творческими работниками либо должностными лицами редакций этих средств массовой информации.
4.7. Политические партии, кандидаты из списка кандидатов в депутаты от политической партии, кандидаты, выдвинутые путем самовыдвижения вправе в любое время отозвать доверенных лиц, уведомив об этом территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в территориальную избирательную комиссию выданное ему удостоверение и письменно уведомив об этом назначившего его кандидата, политическую партию.
4.8. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой своего статуса назначившими их кандидатами.
5. Наблюдатели
5.1. Кандидаты вправе назначить наблюдателя, который вправе осуществлять наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в порядке, предусмотренном законодательством.
5.2. Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от направившего его кандидата, политической партии. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, постоянное место жительства наблюдателя, номера избирательных участков, наименования избирательных комиссий, в которые он направляется, а также производится запись об отсутствии у него ограничений, предусмотренных законом. Направление действительно при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
5.3. Наблюдателем вправе быть гражданин Кыргызской Республики, достигший на день голосования 18 лет, и обладающий активным избирательным правом.
5.4. Наблюдатель вправе:
1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;
2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;
3) осуществить наблюдение за ходом учета избирателей;
4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;
5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;
7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;
9) свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях;
10) наблюдать за установленным порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;
11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;
13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;
14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в установленном законом порядке;
15) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
16) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества;
17) осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая подведению итогов голосования.
5.5. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) вести агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
6. Полномочия представителей на разных стадиях избирательного процесса
6.1. Представители кандидата (далее - представители) участвуя в выборах, кроме перечисленных выше полномочий, осуществляют и иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
6.2. Так при проведении предвыборной агитации представители, за исключением наблюдателей, вправе:
- участвовать в организации и проведении агитационной кампании;
- участвовать в совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания;
- распространять агитационные материалы;
- участвовать в иных агитационных мероприятиях.
При проведении предвыборной агитации представители не вправе:
- злоупотреблять свободой средств массовой информации, то есть запрещается пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; или призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств и иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики;
- осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства избирателям; вручать подарки и иные материальные ценности избирателям; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги;
- с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов заниматься благотворительной деятельностью;
- допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов.
6.3.В день голосования в помещении для голосования представители вправе:
- присутствовать на вскрытии опечатанного сейфа (шкафа), в котором находятся список избирателей данного участка, избирательные бюллетени и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения;
- присутствовать на оглашении числа включенных в список избирателей;
- визуально знакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей;
- осматривать пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии;
- подписывать контрольные листы и наблюдать за опусканием их в ящики для голосования;
- присутствовать при пересчете и оглашении количества избирательных бюллетеней и визуально ознакомиться;
- наблюдать за внесением числа избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.
Представители также вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. При этом представители также вправе осматривать пустые ящики для голосования вне помещения для голосования и подписывать контрольные листы, опускаемые в ящики для голосования.
6.4. При подсчете голосов избирателей представители вправе:
- присутствовать при подсчете голосов избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех представителей в избирательных комиссиях. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете;
- производить фотографирование, кино-, видеосъемку;
- знакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии с рассортированными избирательными бюллетенями;
- требовать произвести пересчет голосов;
- учувствовать при пересчете избирательных бюллетеней при визуальном контроле с их стороны;
- присутствовать при осуществлении упаковки избирательных бюллетеней, списков избирателей, а также их складывания в мешок или коробку, а также поставить на мешке или коробке свои подписи;
- присутствовать при оглашении итогов голосования после подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией;
- сопровождать доставку первого экземпляра протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, в территориальную избирательную комиссию;
- при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из территориальных избирательных комиссий присутствовать при повторном подсчете Центральной избирательной комиссией;
- получить от секретаря избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования копию, заверенную печатью.
6.5. Порядок удаления представителей кандидата:
Представители кандидата удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования.
Акт об удалении, составляется участковой избирательной комиссией в письменной форме. Под "воспрепятствованием работе избирательной комиссии" следует понимать грубое нарушение избирательных прав граждан, противоречащее принципу открытости и гласности работы избирательных комиссий, международным избирательным стандартам, наносящее непоправимый удар по доверию к выборам и авторитету выборов. Акт участковой избирательной комиссии об удалении должен быть мотивированным.
Акт об удалении участковой избирательной комиссии готовится председателем участковой комиссии или лицом его замещающим. В акте об удалении должно быть указано основание удаления: номер статьи и текст конкретного пункта (части, статьи) закона, который был нарушен удаляемым лицом. Также в акте об удалении указывается обстоятельство (описание, время, место, участники) нарушения. Для каждого удаляемого лица составляется отдельный акт.
Все присутствующие члены участковой комиссии, а также удаляемое лицо должны быть предварительно ознакомлены с актом об удалении. Председатель комиссии (или лицо его замещающее) перед голосованием по составленному акту обязан предоставить слово желающим выступить членам комиссии, удаляемому или отстраняемому лицу, иным наблюдателям и представителям. Акт об удалении считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов комиссии.
Акт об удалении составляется в двух экземплярах. Акт должен иметь номер, содержать дату и время составления акта, должен быть подписан председателем и секретарем участковой избирательной комиссии (или лицами, их замещающими), заверен печатью участковой избирательной комиссии. Один экземпляр акта выдается удаляемому лицу. Другой экземпляр является документом участковой избирательной комиссии и хранится вместе с другими документами избирательной комиссии.
Удаленное лицо вправе обжаловать акт об его удалении в вышестоящую избирательную комиссию. Принятое вышестоящей комиссией или судом решение должно быть немедленно исполнено участковой избирательной комиссией.
При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.
6.6. В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства либо несогласия с принятыми решениями или действиями (бездействиями) представители вправе обратиться с заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, иных участников избирательного процесса в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Представители также вправе обратиться с заявлениями (жалобами) на решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан в вышестоящую комиссию или в суд в порядке, установленном законом