Руководство для кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша КР

РУКОВОДСТВО

для политических партий, участвующих в выборах депутатов

 Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

I . Методические рекомендации для политических партий

Порядок выдвижения списков кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша

(ст. 60 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»)

Право выдвигать списки кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша имеют политические партии, прошедшие государственную регистрацию и/или перерегистрацию в установленном порядке не менее чем за 6 месяцев до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Государственный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере государственной регистрации политических партий, составляет список зарегистрированных политических партий и не позднее чем через 3 календарных дня со дня вступления в силу решения о назначении выборов обеспечивает публикацию списка в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики с указанием руководителя каждой политической партии и в этот же срок направляет указанный список в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

В течение 5 календарных дней после назначения выборов депутатов Жогорку Кенеша политические партии, изъявившие желание участвовать в выборах, должны направить в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики письменное уведомление об участии в выборах с указанием имени и данных уполномоченного представителя политической партии, обладающего правом подписи на избирательных документах, требуемых от политической партии в соответствии конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Письменное уведомление с приложением нотариально удостоверенной копии устава политической партии должно быть подписано руководителем политической партии и заверено печатью политической партии.

Политическая партия согласует с Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики краткое наименование и эмблему, используемые в избирательных документах, в случаях если они отличаются от наименования и эмблемы, описание которых содержится в ее уставе. Изменение наименования и эмблемы политической партии после их представления в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики не допускается до окончания избирательного процесса.

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики обязана незамедлительно выдать политической партии письменное подтверждение о получении данного уведомления и справку для открытия специального избирательного счета в целях формирования избирательного фонда политической партии.

Выдвижение списков кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша начинается со дня назначения выборов и заканчивается за 45 календарных дней до дня выборов (до 20 августа 2020 года).

Решение о выдвижении списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

Депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день проведения выборов 21 года, обладающий избирательным правом.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией по списку, не может быть менее 75 и более 200 кандидатов.

При определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство:

- не более 70 процентов кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций;

- не менее 15 процентов кандидатов не старше 35 лет, при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов;

- не менее 15 процентов кандидатов, имеющих различную этническую принадлежность, при этом не менее 5 кандидатов из них должны быть включены в список первых 65 кандидатов;

- не менее 2 кандидатов - лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 50 кандидатов.

Список кандидатов, выдвинутый политической партией и заверенный подписью и печатью политической партии, представляется в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. 

После представления списка кандидатов в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидатов. В этом случае место выбывшего кандидата занимает другой член политической партии с учетом требований части 3 статьи 60 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, из средств своих избирательных фондов вносят в специальный фонд Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики избирательный залог в пятидесятитысячекратном размере (5 000 000 сом) установленного законодательством расчетного показателя.

Избирательные фонды политических партий, выдвинувшие списки кандидатов

(ст.ст.41, 62 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»)

Политические партии с момента выдвижения их кандидатами и до представления документов для регистрации создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании.

Политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании создает избирательный фонд в течение 5 календарных дней после регистрации избирательной комиссией уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам в порядке, предусмотренном статьей 62 конституционного Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Одновременно с представлением в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики документов, необходимых для регистрации, политические партии предоставляют в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики отчеты о размерах и источниках создания избирательного фонда, а также о расходовании средств.

Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств, а также материалов агитационно-информационного характера, которые учитываются Центральной избирательной комиссией:

1) собственные средства кандидата, включенного в список кандидатов, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 15000 раз (1 500 000 сом);

2) собственные средства политической партии, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 1000000 раз (100000000 сом);

3) пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 2000 раз (200000 сом);

4) пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 30000 раз (3000000 сом).

Предельная сумма расходов политической партии, выдвинувшей список кандидатов, за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 3000000 раз (300000000 сом).

Нарушение порядка формирования избирательного фонда и превышение предельной суммы расходов избирательного фонда влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, после регистрации продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации.

Сведения об источниках поступления и расходования денежных средств в избирательных фондах кандидатов, политических партий еженедельно публикуются на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

Политические партии обязаны представить в Центральную избирательную комиссию отчеты о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также всех произведенных затратах.

1) Первый финансовый отчет - одновременно с представлением в Центральную избирательную комиссию документов, подтверждающих внесение избирательного залога, и иных документов, необходимых для регистрации;

2) Второй финансовый отчет (с учетом данных первого финансового отчета) - не позднее, чем за 10 дней до дня голосования.

3) Третий итоговый финансовый отчет (сводные сведения)- не позднее, чем через 10 дней после дня голосования.

Финансовый отчет (первый, второй, итоговый) подписывается руководителем политической партии и уполномоченным представителем по финансовым вопросам и заверяется печатью политической партии. Финансовые отчеты публикуются на сайте публикуются на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

Нарушение политической партией порядка формирования и расходования денежных средств избирательного фонда, превышение предельной суммы расходов избирательного фонда, непредставление и неопубликование финансовых отчетов, представление недостоверных данных, содержащихся в отчетах политических партий влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

 

Регистрация списка кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша

(ст. 61 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»)

Для регистрации списка кандидатов уполномоченные представители политических партий не позднее чем за 40 календарных дней до дня выборов до 18:00 часов местного времени (до 18:00 часов 24 августа 2020 года), представляют в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики следующие документы:

1) решение политической партии о выдвижении списка кандидатов, заверенное подписью руководителя политической партии и печатью политической партии;

2) заполненные каждым кандидатом, включенным в список кандидатов, специальные формы сведений о кандидате с указанием биографических и других данных, копию паспорта, справку с места работы или учебы, сведения об отсутствии гражданства иного государства, о судимости, письменное согласие на обработку персональных данных на наличие либо отсутствие гражданства иностранного государства (в том числе предыдущие гражданства, иные гражданства);

3) документ, удостоверяющий внесение избирательного залога.

Документы, которые представляются в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, удостоверяются подписью руководителя политической партии и печатью политической партии.

В случае выдвижения кандидата с ограниченными возможностями здоровья, и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление, заполнить иные документы, предусмотренные конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении регистрационных документов, должны быть нотариально удостоверены.

Центральная избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему указанные документы, письменное подтверждение (справку) о получении их. Подтверждение (справка) выдается незамедлительно после представления документов.

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики в течение 10 календарных дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и осуществляет регистрацию списка кандидатов либо выносит мотивированное решение об отказе в регистрации. Указанная проверка осуществляется в том числе с применением системы электронного межведомственного взаимодействия, утвержденного законодательством. При этом если избирательная комиссия обнаружила несоответствия в документах кандидата или списка кандидатов, которые являются препятствием для регистрации данного кандидата или списка кандидатов, в течение 24 часов после получения документов избирательная комиссия обязана уведомить политическую партию о данных несоответствиях. Политическая партия вправе в течение 48 часов с момента получения уведомления внести необходимые изменения и представить исправленные документы в соответствующую избирательную комиссию.

Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном списке кандидатов.

Регистрация списка кандидатов в депутаты заканчивается за 30 календарных дней до дня выборов (до 4 сентября 2020 года).

В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов Центральная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать представителю политической партии копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

 

Основаниями отказа в регистрации могут быть:

1) непредставление документов, необходимых в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» для регистрации списка кандидатов;

2) несоблюдение порядка выдвижения, предусмотренного конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»;

3) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

4) наличие факта регистрации кандидата в списке другой политической партии на данных выборах;

5) несоздание политической партией своего избирательного фонда;

6) принадлежность кандидата к гражданству другого государства;

7) государственная регистрация политической партии менее чем за 6 месяцев до даты назначения выборов.

В случае если уполномоченный представитель политической партии не представил все необходимые для регистрации документы, указанные в настоящей статье, но представил их дополнительно до окончания срока регистрации, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики обязана зарегистрировать кандидата, список кандидатов.

Наличие оснований для отказа в регистрации, предусмотренных конституционным Законом Кыргызской Республики “О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, может служить основанием только для их исключения из списка кандидатов.

Решение об отказе в регистрации списка кандидатов может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или суд в течение 2 календарных дней с момента получения решения.

 Кандидат, состоящий в списке кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за 3 календарных дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, лично подав письменное заявление либо передав через уполномоченное лицо нотариально заверенное заявление в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. На основании указанного заявления Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, зарегистрировавшая список кандидатов, обязана принять решение об исключении кандидата из соответствующего списка кандидатов.

Политическая партия в любое время, но не позднее чем за 5 календарных дней до дня голосования, вправе исключить некоторых кандидатов из зарегистрированного списка, подав соответствующее письменное заявление в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.  На основании указанного заявления Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, зарегистрировавшая список кандидатов, принимает решение об исключении кандидата из соответствующего списка кандидатов.

Политическая партия в любое время, но не позднее чем за 10 календарных дней до дня голосования, вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах, подав соответствующее письменное заявление в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. На основании указанного заявления Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики обязана отменить решение о регистрации соответствующего списка кандидатов.

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики не позднее 5 календарных дней после регистрации списка кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации списка кандидатов с указанием наименований политических партий, а также фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий) кандидатов, включенных в список кандидатов от политических партий.

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики в течение 2 календарных дней после регистрации выдает кандидатам соответствующие удостоверения кандидата с указанием даты регистрации.

Кандидат, состоявший в зарегистрированном Центральной избирательной комиссией списке кандидатов политической партии, после голосования до распределения депутатских мандатов вправе обратиться с письменным заявлением в Центральную избирательную комиссию о выходе из списка кандидатов. Письменное заявление о выходе из списка кандидатов должно быть составлено кандидатом по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией, нотариально заверено и подано кандидатом лично. Центральная избирательная комиссия принимает решение об исключении его из списка кандидатов. Заявление о выходе из списка кандидатов может быть отозвано до принятия Центральной избирательной комиссией решения об исключении его из списка кандидатов.

 

Уполномоченные представители, доверенные лица и представители политических партий в избирательных комиссиях и наблюдателей

(ст. ст.9,17,19,20 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»)

Политические партии вправе назначать:

- не более двух уполномоченных представителей по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе и по финансовым вопросам;

- представителей в соответствующие территориальные и участковые избирательные комиссии (после регистрации);

- доверенных лиц (после регистрации);

- наблюдателя для наблюдения за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов в порядке, предусмотренном законодательством.

Уполномоченными представителями, представителями, доверенными лицами, наблюдателем не могут быть:

- депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша,

- кандидаты в депутаты ЖогоркуКенеша, местного кенеша,

- лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности,

- государственные гражданские и муниципальные служащие,

- члены избирательных комиссий,

- судьи,

- работники правоохранительных и фискальных органов,

- иностранные граждане и лица без гражданства.

Уполномоченный представитель политической партии считается назначенным, приобретает права и обязанности уполномоченного представителя после регистрации и выдачи Центральной избирательной комиссией регистрационного свидетельства.

Список уполномоченных представителей политических партий представляется в Центральную избирательную комиссию с указанием полномочий, фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты его выдачи, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), номера телефона каждого уполномоченного представителя. В отношении уполномоченного представителя по финансовым вопросам дополнительно указывается также право подписи финансовых документов. К списку, представляемому в Центральную избирательную комиссию, прилагается письменное согласие каждого перечисленного лица осуществлять деятельность уполномоченного представителя. При этом политические партии подтверждают соответствие уполномоченного представителя требованиям настоящей статьи и несут ответственность за представленные сведения в соответствии с законодательством.

Центральная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня поступления необходимых документов выдает регистрационные свидетельства уполномоченным представителям либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации в соответствии с настоящим конституционным Законом.

Уполномоченный представитель кандидата, политической партии считается назначенным, приобретает права и обязанности уполномоченного представителя после регистрации и выдачи Центральной избирательной комиссией регистрационного свидетельства.

Уполномоченный представитель:

1) получает от соответствующей избирательной комиссии подтверждение в письменной форме (справку) о приеме документов;

2) проводит предвыборную агитацию, распространяет агитационные материалы;

3) вправе участвовать в жеребьевках, проводимых избирательными комиссиями при определении порядка предоставления эфирного времени политическим партиям;

4) вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий по вопросам, которые имеют отношение к кандидату, политической партии, назначившим уполномоченного представителя;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим конституционным Законом, полномочия по поручению кандидата, политической партии.

Кандидат, политическая партия вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив об этом Центральную избирательную комиссию, зарегистрировавшую уполномоченного представителя.

Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии истекает с момента утраты статуса всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам истекает через 20 календарных дней со дня определения результатов выборов.

 

Доверенные лица

Регистрация доверенных лиц осуществляется Центральной избирательной комиссией на основании письменного представления политической партии и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Центральная избирательная комиссия выдает доверенному лицу удостоверение установленного образца.

Доверенными лицами не могут быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства.

 

Доверенные лица вправе:

1) осуществлять агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов (списка кандидатов), представлять их предвыборные программы;

2) выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;

3) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

4) находиться на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;

5) знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;

6) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.

 

Доверенные лица не вправе:

1) вмешиваться в работу избирательных комиссий;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени;

3) вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через средства массовой информации в случае, если они являются журналистами, творческими работниками либо должностными лицами редакций этих средств массовой информации.

Политические партии вправе в любое время отозвать доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в Центральную избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначившего его политическую партию.

Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой своего статуса назначившими их кандидатами, включенными в список кандидатов, выдвинутый политической партией.

 

Представитель в избирательных комиссиях

Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, после регистрации списка кандидатов, вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с представлением документов, удостоверяющих его личность, сведений о месте его основной работы (роде занятий), полного адреса постоянного места жительства и контактных данных.

Полномочия представителя в избирательных комиссиях начинаются с момента его регистрации в соответствующей избирательной комиссии.

Представителю в избирательных комиссиях выдается удостоверение установленного образца.

 

Представитель в избирательных комиссиях вправе:

  1. знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании избирательной комиссии;
  2. вносить в повестку дня заседаний избирательной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним;
  3. присутствовать и участвовать в прениях на всех заседаниях избирательной комиссии;
  4. задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  5. знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий, непосредственно связанными с выборами, и получать их копии (за исключением документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном законом);
  6. обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в порядке, предусмотренном настоящим конституционным Законом;
  7. проверять соответствие предъявленного документа личности избирателя и правильность получения бюллетеня.

 

Представитель в избирательных комиссиях не вправе:

  1. участвовать в проводимых избирательной комиссией проверках;
  2. давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени избирательной комиссии;
  3. составлять протоколы об итогах голосования и результатах выборов;
  4. частвовать в голосовании при принятии решений, отнесенных к полномочиям избирательной комиссии;
  5. подписывать решения и протоколы избирательной комиссии.

Представители политической партии в ИК, участвуя в выборах, кроме перечисленных выше полномочий, могут осуществлять и иные функции, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Полномочия представителя в избирательных комиссиях в любое время могут быть прекращены по решению политической партии и переданы другому лицу.

Полномочия представителя в избирательных комиссиях также могут быть прекращены в случае отмены регистрации назначившей его политической партии.

Срок полномочий уполномоченных представителей кандидата, политической партии истекает с момента утраты статуса кандидата в депутаты Жогорку Кенеша, всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам истекает через 20 календарных дней со дня определения результатов выборов.

В случае обжалования зарегистрированной политической партией итогов голосования, результатов выборов полномочия представителя в избирательных комиссиях прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы.

 

Наблюдатель

Политическая партия, выдвинувшая список кандидатов вправе назначить наблюдателя, который вправе осуществлять наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в порядке, предусмотренном законодательством.

Политическая партия может назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии.

Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от направившей его партии.

Направление считается действительным при наличии подписи кандидата или печати политической партии и предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

 

Наблюдатель вправе:

  1. осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;
  2. осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;
  3. осуществить наблюдение за ходом учета избирателей;
  4. осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;
  5. знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
  6. находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;
  7. присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
  8. публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;
  9. свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях;
  10. наблюдать за установленным настоящим конституционным Законом порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;
  11. обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
  12. знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;
  13. получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;
  14. обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в порядке, установленном настоящим конституционным Законом;
  15. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
  16. носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, направившей наблюдателя в избирательную комиссию;
  17. лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования, подведению итогов голосования.

 

 Наблюдатель не вправе:

  1. выдавать избирателям избирательные бюллетени;
  2. расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
  3. заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;
  4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  5. принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;
  6. совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
  7. вести агитацию среди избирателей;
  8. участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Наблюдатели удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования.

Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

 

Статус кандидатов

 (ст. 21 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»)

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим конституционным Законом.

Кандидат с момента выдвижения и до определения результатов выборов приостанавливает исполнение должностных или служебных полномочий в случае, если он является:

1) государственным политическим служащим, за исключением депутата Жогорку Кенеша или Президента;

2) государственным служащим, независимо от вида государственной службы (гражданская, военная, правоохранительная, дипломатическая);

3) муниципальным политическим служащим, за исключением депутата местного кенеша;

4) муниципальным служащим;

5) руководителем государственного, муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений;

6) работником средства массовой информации.

Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, командиры воинских частей и иные соответствующие должностные лица органов, в которых работает, служит кандидат, в течение 3 календарных дней с момента обращения кандидата с заявлением, рапортом обязаны приостановить исполнение его должностных полномочий с сохранением среднего размера оплаты труда за счет учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности.

Уполномоченные представители политических партий представляют в Центральную избирательную комиссию заверенную копию соответствующих приказов (распоряжений) не позднее 5 календарных дней со дня выдвижения списка кандидатов.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации, а при досрочном выбытии - с момента выбытия. В случае если Центральная избирательная комиссия назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

Политическая партия вправе назначать представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, доверенных лиц в порядке, предусмотренном настоящим конституционным Законом. В случаях, предусмотренных настоящим конституционным Законом, кандидат, политическая партия несут ответственность за действия своих представителей, связанные с нарушением ими требований настоящего конституционного Закона.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы (должности) или без его согласия переведен на другую работу (должность), призван на военную службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам взыскания, налагаемым в судебном порядке, до дня официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации без согласия Центральной избирательной комиссии, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата Жогорку Кенеша лицо, состоящее следующим в зарегистрированном списке кандидатов после выбывшего депутата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата, до регистрации депутатом Жогорку Кенеша Центральной избирательной комиссией.

 

Недопустимость злоупотребления административным ресурсом

(ст. 21-1 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента КР и депутатов ЖогоркуКенеша КР»)

Злоупотребление административным ресурсом - это неправомерное использование человеческих, финансовых, материальных, медийных, институциональных ресурсов кандидатами, должностными лицами, руководителями государственных и муниципальных организаций, членами и учредителями средств массовой информации и интернет-изданий на выборах, полученных в результате их контроля над государственными гражданскими и муниципальными служащими или работниками государственных, муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов, над финансами и их распределением, которые могут трансформироваться в политические или другие формы поддержки тех или иных кандидатов, политических партий, нарушающие равенство всех кандидатов.

К видам злоупотребления административным ресурсом относятся:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных или муниципальных служащих, служащих государственных или муниципальных образовательных организаций и учреждений здравоохранения для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

4) бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;

5) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными служащими или муниципальными служащими в ходе служебных командировок;

6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации;

7) агитационное выступление при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени кандидата поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, а также должности руководителей государственных, муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений, не вправе использовать преимущества должностного или служебного положения и иные виды административного ресурса.

Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные и муниципальные должности, а также должности руководителей государственных, муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений, не вправе использовать преимущества должностного или служебного положения и иные виды административного ресурса в целях выдвижения или избрания кандидата.

Руководителям, членам правления и учредителям средств массовой информации и интернет-изданий, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются доверенными лицами или уполномоченными представителями кандидата, политической партии, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

*Лица, нарушившие данные требования несут уголовную либо иную ответственность, предусмотренную законодательством.

 

Электронный Реестр заявлений и жалоб

Информация о поступивших в избирательные комиссии заявлениях (жалобах) и принятых по ним решениям в обязательном порядке размещается на официальном сайте Центральной избирательной комиссии в разделе Реестр заявлений и жалоб (далее - электронный Реестр).

Электронный Реестр создан Центральной избирательной комиссией в целях обеспечения открытости, гласности деятельности избирательных комиссий, информирования субъектов (участников) избирательного процесса, а также иных заинтересованных лиц о рассмотренных избирательными комиссиями заявлениях (жалобах).

Все зарегистрированные заявления (жалобы) в территориальной избирательной комиссии/Центральной избирательной комиссии отражаются в Реестре заявлений (жалоб) на официальном сайте Центральной избирательной комиссии не позднее пяти календарных дней с момента регистрации. Реестр заявлений (жалоб) участковых избирательных комиссий отражается, на сайте Центральной избирательной комиссии не позднее пяти календарных дней после подведения итогов.

Электронный Реестр содержит следующую информацию:

- наименование избирательной комиссии, рассмотревшей заявление (жалобу);

- инициалы лица, подавшего заявление (жалобу), и (или) его представителя;

- дата поступления заявления (жалобы);

- краткое содержание заявления (жалобы);

- решение избирательной комиссии по результатам рассмотрения заявления (жалобы), при этом, в соответствующем разделе электронного Реестра размещается как краткое содержание принятого решения, так и прикрепляется текст указанного решения избирательной комиссии;

- решение суда первой инстанции и Верховного суда Кыргызской Республики, в случае, если решение Центральной избирательной комиссии было обжаловано в суде. При этом в соответствующем разделе электронного Реестра размещается как краткое содержание принятого решения, так и прикрепляется текст указанного решения суда.

Для профилактики и борьбы с нарушениями избирательного законодательства, избирательными комиссиями формируются координационные группы оперативного реагирования (КГОР) на всех уровнях избирательных комиссий, в состав которых входят члены избирательных комиссий, представители правоохранительных органов, прокуратуры и ГКНБ.

Основными функциями координационной группы оперативного реагирования являются:

  • оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства
  • информирование граждан о принимаемых мерах.

 

Порядок деятельности КГОР определен в Положении «О порядке деятельности координационной группы оперативного реагирования (КГОР)», утвержденное Постановлением ЦИК КР от 04.02.2020 №33.

Информирование избирателей и предвыборная агитация

(ст.ст. 22, 23, 24, 25, 26, 27 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента КР и депутатов ЖогоркуКенеша КР»)

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному и свободному волеизъявлению граждан и гласности выборов.

Информирование избирателей осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, средства массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим конституционным Законом и действующим законодательством. Государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии несут ответственность за своевременность и достоверность информирования граждан.

 

Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования (с 4 сентября до 8:00 часов 3 октября 2020 года).

Предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за тот или иной список кандидатов либо против них;

2) выражение предпочтения в отношении отдельных политических партий;

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания списка кандидатов;

4) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

Агитация при проведении выборов может осуществляться:

1) через средства массовой информации;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий (митинги, собрания, телевизионные дебаты), за исключением проведения концертов и театрализованных представлений на стадионах и улицах населенных пунктов, а также спортивных мероприятий;

3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) в иных не запрещенных конституционным Законом формах.

Политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

Не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

-государственные гражданские и муниципальные служащие,

- лица, замещающие государственные политические должности, за исключением депутатов Жогорку Кенеша,

- лица, замещающие специальные государственные и политические муниципальные должности, за исключением депутатов местных кенешей,

- члены избирательных комиссий,

- наблюдатели,

- международные наблюдатели,

- религиозные деятели,

- учредители и члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью,

- лица, не достигшие 18 лет,

- иностранные граждане и организации,

- лица без гражданства.

 

  • Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики. В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи.
  • Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов и политических партий. В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут местные средства массовой информации.
  • Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии должны представляться в Центральную избирательную комиссию.

 

Политическая партия не позднее 5 дней со дня регистрации списков кандидатов публикуют свою предвыборную программу не менее чем в одном республиканском периодическом печатном издании, а также размещает ее на своем официальном сайте. Копия печатного издания с опубликованной предвыборной программой кандидата, политической партии представляется в Центральную избирательную комиссию.

Политические партии вправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

 

Особенности агитации избирателей

с ограничеными возможностями здоровья

Политические партии вправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Политические партии обязаны публиковать и распространять агитационные материалы с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатанные увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля или иных специальных средств для избирателей с ограниченными возможностями здоровья, в количестве не менее одного процента от общего количества тиража агитационных материалов.

 

Агитация через средства массовой информации и интернет-издания

 Политическая партия не вправе использовать эфирное время, печатные продукции, площади представленных для агитации на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленные им для размещения агитационных материалов, в целях:

1) распространения призывов голосовать против политической партии;

2) описания возможных негативных последствий в случае, если та или иная политическая партия будет избрана;

3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах из зарегистрированного списка политической партии), политической партии, в сочетании с негативными комментариями;

4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату из зарегистрированного списка политической партии, политической партии.

Проведение предвыборной агитации по телевидению и радио

Средства массовой информации или интернет-издания, учредителями (соучредителями, владельцами) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации и осуществляющие телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы обязаны предоставить политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов бесплатное эфирное время. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию - с 20 до 24 часов.

            Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах депутатов Жогорку Кенеша должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, на равных основаниях. Запрещается прерывать выступления представителей политических партий, а также сопровождать их какими-либо комментариями.

Стоимость предоставляемого политической партии платного эфирного времени не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

 Телерадиоорганизации независимо от форм собственности, предоставившие политическим партиям эфирное время, обязаны предоставить другим политическим партиям, эфирное время на тех же условиях (одинаковые расценка, время выхода в эфир, объем времени и другие условия).

 Порядок, объем и время радио- и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливаются избирательными комиссиями по согласованию с руководством телерадиоорганизаций и распределяются путем жеребьевки с соблюдением принципа равенства между политическими партиями.

 

Дебаты

Не менее половины от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, исключительно для совместного проведения дебатов и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все политические партии должны быть допущены на равных основаниях.

Совместное проведение дебатов и иных аналогичных агитационных мероприятий проводится на общенациональном уровне.

Также совместное проведение дебатов и иных аналогичных агитационных мероприятий может осуществляться в региональных телерадиоорганизациях.

В дебатах и иных аналогичных мероприятиях, проводимых на каналах телерадиоорганизаций, осуществляющих вещание по всей территории Кыргызской Республики, кандидаты из зарегистрированного списка политических партий, должны участвовать только лично.

Представители и группы поддержки зарегистрированной политической партии к участию в таких мероприятиях не допускаются.

При отказе от участия или неявке на совместное агитационное мероприятие эфирное время в другое время не предоставляется.

 

Агитация через печатные средства массовой информации и интернет-издания

Печатные или интернет-издания независимо от форм собственности, предоставившие политическим партиям печатные или электронные площади, обязаны предоставить другим политическим партиям печатные или электронные площади на тех же условиях (одинаковые расценки, объем и другие условия). При этом стоимость печатной или электронной площади не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, билборды и другие материалы), ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименование и адрес организации (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства лица), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации, индивидуального предпринимателя), заказавшего изготовление агитационных материалов, информацию о тираже и дате их выпуска, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, а также фамилию, имя, отчество уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных настоящей главой.

 Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней со дня назначения выборов выделить и оборудовать на каждом избирательном участке специальные места для вывешивания агитационных материалов.

 Запрещается размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.

Памятники, обелиски и здания, имеющие историческую, культурную или архитектурную ценность являются историко-культурным наследием и связанны с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества. Памятники истории и культуры, находящиеся в собственности Кыргызской Республики и субъектов Кыргызской Республики, охраняются государством.

 

 

Агитация посредством проведения массовых мероприятий

Политические партии имеют право на предоставление помещений для проведения собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий.

             Помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, предоставляются для встреч кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями на равных условиях.

             Политические партии вправе также на договорной основе, за плату арендовать помещения любой формы собственности для проведения массовых мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником помещения, должен быть единым для всех политических партий и оплата за них должна осуществляться исключительно из избирательных фондов.

 

Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации

 Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

 При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации, запрещаются:

- пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде;

- призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства;

- пропаганда войны;

- проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации;

- использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств;

- иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.

 

С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей:

- выплачивать денежные средства;

- вручать подарки и иные материальные ценности;

- проводить льготную распродажу товаров;

- бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов, изображение кандидата в соответствии с перечнем, утверждаемым Центральной избирательной комиссией;

- предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги.

Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между политической партией и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда политической партии.

 Кандидаты, их близкие родственники, супруг (супруга), представители политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

 

Распространение информации или иных материалов политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов или зарегистрированными в качестве участника в выборах, или ее представителями с использованием наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, значков, логотипов или их характерных составных частей, флага, девизов, слоганов и/или иной атрибутики (символики) политических партий, позволяющих их идентифицировать (определить их принадлежность), является агитацией и не допустима в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов и за 24 часа до начала голосования.

Размещение на зданиях и помещениях, в которых расположены штабы политических партий наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, логотипов, значков, флага, и/или иной атрибутики (символики) политических партий, не является предвыборной агитацией.

 

Ответственность за нарушение избирательных прав

За нарушения норм избирательного законодательства предусмотрены следующие виды ответственности:

Конституционно-правовая ответственность, ответственность в соответствии с законодательством о выборах, предусматривающая: предупреждение; отказ в регистрации; отмену регистрации и т.д.

Вопросы привлечения к конституционно-правовой ответственности рассматриваются избирательными комиссиями.

Помимо конституционно-правовой ответственности, в соответствии с Кодексами предусмотрена ответственность:

1) по Кодексу о нарушениях:

- статья 42. Нарушение прав участника избирательного процесса

- статья 42¹ Невыполнение решений и требований избирательной комиссии, принятых в пределах ее полномочий

- статья 422. Предоставление избирателем заведомо недостоверных сведений

- статья 423. Получение избирателем (участником референдума) денежных средств и материальных ценностей.

- статья 43. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах

- статья 44. Нарушение условий проведения предвыборной агитации

- статья 45. Распространение заведомо ложных сведений о кандидате

- статья 46. Распространение средствами массовой информации сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата

- статья 47. Распространение анонимных агитационных материалов

- статья 48. Уничтожение или повреждение агитационных материалов

2) по Кодексу о проступках:

- статья 87 Голосование избирателем за другое лицо

- статья 871. Злоупотребление административным ресурсом

- статья 87². Представление кандидатом на выборную должность заведомо недостоверных сведений

3) по Уголовному Кодексу:

- статья 191 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав

- статья 192. Подкуп избирателей

- статья 193 Нарушение порядка финансирования избирательной кампании

- статья 193 Нарушение порядка финансирования избирательной кампании

- статья 194 Незаконное использование средств при проведении выборов или референдума

 - статья 195 Фальсификация избирательных документов

При этом, дела о нарушениях, предусмотренные статьями 42-422, 43-48 Кодекса о нарушениях, рассматриваются избирательными комиссиями;

Дела о нарушениях, предусмотренные статьей 423 Кодекса о нарушениях рассматривает уполномоченный орган в сфере внутренних дел.

Дела о проступках предусмотренные Кодексом о проступках рассматриваются правоохранительными органами и судом.

Деяния предусмотренные Уголовным кодексом рассматриваются правоохранительными органами и судом.

Приложение 1 - Формы