09.04.2021№52 О жалобе Джандралиева К.М. на протокол Жайылской территориальной избирательной комиссии от 3 апреля 2021 года
О жалобе Джандралиева К.М. на протокол Жайылской территориальной избирательной комиссии от 3 апреля 2021 года
В Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) 4 апреля 2021 года (вх.№04-12/1070) поступила жалоба от кандидата Джандралиева К.М. об отмене протокола Жайылской территориальной избирательной комиссии (далее – Жайылский ТИК) от 3 апреля 2021 года №51 за нарушения правил ведения предвыборной агитации.
8 апреля 2021 года на совместное заседание Рабочей группы по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации и Контрольно-ревизионной группы при Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Рабочие группы), в целях всестороннего изучения представленных документов приглашены председатель Жайылской ТИК-Бешкемпирова Т.И. (посредством видеосвязи через платформу «Zoom») и заявитель Джандралиев К.М. (посредством видеосвязи через платформу «Zoom»).
Заявитель указывает, что со стороны кандидатов в депутаты Красновосточного айылного кенеша Жайылского района Чуйской области Абдиева Д., Бошкоевой З., Калмыкова П., Кожоналиева Дж., Тультемирова М., Утурова К., Чокморовой М. и Щипачевой Т. при изготовлении совместного печатного агитационного материала были нарушены нормы избирательного законодательства в части указания выходных данных (данный агитационный материал оплачен из избирательного фонда кандидата Абдиева Д.), также заявитель считает, что печатные агитационные материалы должны быть оплачены из избирательного фонда каждого кандидата.
Председатель Жайылской ТИК Бешкемпирова Т.И. отметила, что настоящий агитационный материал принадлежит кандидату в депутаты аыйлного кенеша Абдиеву Д. и на них указаны выходные данные об оплате из избирательного фонда. Также председатель сообщила, что все вышеуказанные кандидаты зарегистрированы, у всех открыты избирательные фонды, и все они осуществляют агитационную кампанию в соответствии с законодательством о выборах Кыргызской Республики.
Кроме того председатель Жайылской ТИК отметила, что между вышеназванными восьмью кандидатами заключены соглашения об оплате данного печатного агитационного материала из средств избирательного фонда кандидата Абдиева Д., что соответствует частью 14 статьи 22 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» (далее – Закон о выборах), где установлено, что «Кандидат, политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации».
Заслушав заявителя и председателя Жайылской ТИК, рассмотрев заявление и представленные материалы, установлено следующее.
Указом Президента Кыргызской Республики от 8 февраля 2021 года УП №21 на 11 апреля 2021 года назначены выборы депутатов местных кенешей.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о выборах, «Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов, списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования».
В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 22 Закона о выборах, «Агитация при проведении выборов может осуществляться: 3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;».
Согласно части 2 статьи 27 Закона о выборах, «Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименование и адрес организации (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства лица), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации, индивидуального предпринимателя), заказавшего изготовление агитационных материалов, информацию о тираже и дате их выпуска, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, а также фамилию, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных настоящей статьей».
Также согласно частям 2 и 6 статьи 16 Закона о выборах, «2. Для контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных из республиканского бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, для проверки финансовых отчетов кандидатов, политических партий создается контрольно-ревизионная группа при Центральной избирательной комиссии в количестве не более 7 человек.
6. Контрольно-ревизионная группа по письменному поручению Центральной избирательной комиссии:
1) проверяет финансовые отчеты кандидатов, политических партий, нижестоящих избирательных комиссий;
2) запрашивает и получает от кандидатов, политических партий, избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
3) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании кандидатов, политических партий;
4) обращается в государственные органы, организации независимо от форм собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной группы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов, в том числе о проверке сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды. Ответы на обращения контрольно-ревизионной группы и запрашиваемые ею материалы предоставляются в 3-дневный срок, а за 5 и менее календарных дней до дня голосования и в день голосования - немедленно;
5) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов;
6) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, политическим партиям, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании кандидатов, политических партий;
7) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.».
Контрольно-ревизионной группой при Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики на заседание Рабочих групп были представлены сведения о поступлении и расходовании денежных средств из избирательных фондах вышеназванных кандидатов.
Согласно представленной информации настоящий печатный агитационный материал был оплачен из избирательного фонда кандидата в депутаты айылного кенеша Абдиева Д., кроме того на данном печатной агитационном материалы имеется информация об оплате из избирательного фонда, тираж и данные изготовителя.
В этой связи было установлено, что со стороны кандидатов в депутаты айылного кенеша не были нарушены нормы избирательного законодательства также стоит отметить, что согласно пункту 1 части 10 статьи 22 Закона о выборах, предвыборной агитацией признаются: призывы голосовать за тех или иных кандидатов, списки кандидатов либо против них. В этой связи установлено, что решение Жайылской ТИК законны и обоснованны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 22, 23, 27 Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», статьями 6, 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведения выборов и референдумов Кыргызской Республики», Положением о деятельности контрольно-ревизионной группы при Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 14 июня 2017 года №157, Положением о порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов местных кенешей, утвержденного постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 20 октября 2020 года №161,
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении жалобы Джандралиева К.М. об отмене протокола Жайылской территориальной избирательной комиссии от 3 апреля 2021 года №51 – отказать.
2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, руководителя Рабочей группы по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации А. Бекматова.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ А.БЕКМАТОВ
г. Бишкек, 9 апрель 2021 года
№ 52