16.11.2021 №1206 Об информации КГОР в отношении кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №20 Манасскому избирательному округу Назарбекова Мирлана Рысбековича

Об информации КГОР в отношении кандидата

в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

по №20 Манасскому избирательному округу

Назарбекова Мирлана Рысбековича

 

3 ноября 2021 года в Координационную группу оперативного реагирования (далее - КГОР) Манасской ОИК №20 поступило заявление члена Совета ветеранов Кара-Бууринского района С.Бапышова, который указал, что со стороны кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №20 Манасскому избирательному округу М.Назарбекова были нарушены нормы избирательного законодательства.

Из поступившей информации следует, что 3 ноября 2021 года на стадионе с.Кызыл-Адыр Кара-Бууринского района Таласской области состоялись агитационные мероприятия кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики М.Назарбекова с участием молодых людей школьного возраста на лошадях, в жилетках и с флагами с логотипом кандидата.

В информации сообщается, что в День учителя руководитель районного отдела образования С.Жарманбетова инициировала приглашение матери кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики М.Назарбекова, которая вручила денежное вознаграждение в сумме 5000 сомов директорам школ, 3000 сомов отдельным учителям района. По окончанию встречи С.Жарманбетова якобы призвала директоров школ, учителей проводить агитационную деятельность в поддержку кандидата в депутаты М.Назарбекова.

7 ноября 2021 года данная информация направлена в Министерства внутренних дел Кыргызской Республики для проверки указанных фактов и дачи правовой оценки (исх.№ 32 от 07.11.2021 г.).

6 ноября 2021 года данная информация зарегистрирована в Журнале учета информации ОВД Кара-Бууриинского района за №02-007-2021-001042, а 7 ноября 2021 года принято процессуальное решение о списании в номенклатурное дело, в связи с отсутствием состава преступления и проступка.

7 ноября 2021 года данное решение отменено прокуратурой Кара-Бууринского района и материалы зарегистрированы в Едином реестре преступлений и проступков за №03-007-2021-000506 по признакам преступления. Предусмотренного частью 2 статьи 192 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, а 11 ноября 2021 года расследование прекращено по пункту 2 части 1 статьи 26 УПК КР (в связи с отсутствием состава преступления).

1) В ходе расследования факта участия несовершеннолетних лиц на агитационном мероприятии установлено, что 3 ноября 2021 года агитационное мероприятие кандидата М.Назарбекова посетили несовершеннолетние учащиеся средних школ Э.Уматбеков (17 лет), Б.Тургуналиев (15 лет), Д.Жуманов (14 лет) после уроков по собственному желанию и желанию родителей, что противоречит требованиям части 15 статьи 22 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – конституционный Закон), согласно которой, лица, не достигшие 18 лет, не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

Из письменных сведений ОВД Кара-Бууринского района Таласской области следует, что причастность представителей кандидата М.Назарбекова, администрации и учителей средних школ к указанным действиям по вовлечению несовершеннолетних лиц к агитационной деятельности не установлена.

2) Относительно информации о подкупе голосов избирателей на торжественном мероприятии в здании Кара-Бууринской районной государственной администрации, приуроченном ко Дню учителя, выразившемся во вручении матерью кандидата М.Назарбекова – У.Назарбековой денежных средств учителям школ, органами внутренних дел установлено следующее.

У.Назарбекова пояснила, что работала директором ряда средних школ Кара-Бууринского района Таласской области в 1977-1997 годы, а с 1998 года от имени своей семьи оказывает помощь школам. Сообщила, что 5 октября 2021 года приняла участие в торжественном мероприятиии, посвященном ко Дню учителя, в здании Кара-Бууринского РГА и вручила денежные средства директорам школ и учителям, чьи ученики достигли наилучших результатов в учебе. Как пояснила У. Назарбекова, на мероприятии агитации не проводилось, на тот момент она не знала о намерениях сына баллотироваться кандидатом в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Доверенное лицо кандидата М.Назарбекова – К.Джеенчороев пояснил, что до выдвижения М.Назарбекова в качестве кандидата, его мать У.Назарбекова оказывала спонсорскую помощь учителям в День учителя. Начальник отдела образования Кара-Бууринского района С.Жарманбетова пояснила, что по ее просьбе У.Назарбекова оказала спонсорскую помощь и вручила денежные средства директорам школ и учителям, достигшим наилучшие результаты.

В частности, У.Назарбековой 5 октября на указанном мероприятии было вручено: отдельным учителям по 3000 сом, 4 учителям преклонного возраста по 2000 сом (всего 8000 сом), 12 школам по 3000 сом (всего 36 000 сом).

Аналогичные пояснения дали директора и учителя средних школ Кара-Бууринского района, принимавшие участие в указанных торжественных мероприятиях (всего принимало участие 150 человек).

3) 8 ноября 2021 года на странице пользователя П.Мамыровой в социальной сети «Facebook» опубликован пост, о нарушении норм избирательного законодательства кандидатом в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №20 Манасскому избирательному округу М.Назарбековым, осуществляющим подкуп голосов избирателей.

В направленном в КГОР Центральной избирательной комиссии видео, заместитель главного врача Кара-Бууринской больницы - Л.Шамбетова сообщает, что М.Назарбеков помог в ремонте здания больницы, выделив 250000 сомов, оказал помощь на сумму 300 000 сомов фельдшерско-акушерскому пункту в селе Шекер, подарил две кареты скорой помощи ГСВ сел Аманбаево и Кызыл-Адыр. Также Л.Шамбетова указывает, что М.Назарбековым переданы концентраторы для Кара-Бууринской больницы и оказана гуманитарная поддержка малоимущим семьям.

8 ноября 2021 года данная информация направлена в Министерство внутренних дел Кыргызской Республики для проверки указанных фактов и дачи правовой оценки (исх.№ 33 от 08.11.2021 г.). В тот же день данная информация зарегистрирована в Журнале учета информации ОВД Кара-Бууринского района за № 02-007-2021-001047.

09 ноября 2021 года принято процессуальное решение о списании материалов в номенклатурное дело, в связи с отсутствием состава преступления и проступка.

По представлению ОИК заместитель главы районной госадминистрации и начальник отдела образования привлечены к дисциплинарной ответственности.

Согласно сведениям ОВД, бывший директор ГСВ, ныне действующий директор ЦОВП Кара-Бууринского района К.Акматбеков пояснил, что 2 ноября 2021 года с ним связалась У.Назарбекова с просьбой при съемке видеоролика рассказать про вышеуказанную благотворительную деятельность ее сына М.Назарбекова.

В этой связи К.Акматбеков поручил своему заместителю Л.Шамбетовой рассказать об этой благотворительной деятельности, поскольку находился в городе Бишкек.

4 ноября 2021 года указанный видеоролик выставлен на страницах социальной сети «Facebook», агитации не было.

В связи с вышеизложенным, Центральная избирательная комиссия отмечает, что установленные в ходе досудебного производства по указанному факту действия близкого родственника – матери кандидата М.Назарбекова – У.Назарбековой противоречат требованиям части 4 статьи 28 конституционного Закона, согласно которой, кандидатам, их близким родственникам, супругу (супруге), представителям кандидатов с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов запрещается заниматься благотворительной деятельностью. Также изучением личной страницы кандидата М.Назарбекова в социальной сети «Facebook» установлено, что видеоролик о благотворительной деятельности кандидата по сей день активен и отмечается пользователями.

В связи с чем, Центральная избирательная комиссия отмечает, что несмотря на принятие процессуального решения о прекращении досудебного производства и списания в номенклатурное дело, благотворительная деятельность близкого родственника кандидата и публикации с видеоматериалами с широким освещением таких действий несут информационный эффект, который имеет влияние на волеизъявление избирателей в рамках агитационной компании и способствуют избранию данного кандидата.

В связи с вышеизложенным, Центральная избирательная комиссия приходит к выводу о необходимости рассмотрения ответственности кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №20 Манасскому избирательному округу М.Назарбекова.

29 ноября 2021 года Указом Президента Кыргызской Республики №370 на 28 ноября 2021 года назначены выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

08 ноября 2021 года М.Назарбеков письменно уведомил Центральную избирательную комиссию о намерении участвовать на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №20 Манасскому избирательному округу (вх.№Н-523).

17 октября 2021 года Решением Центральной избирательной комиссии №624 М.Назарбеков зарегистрирован кандидатом в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №20 Манасскому избирательному округу. В соответствии с частью 1 статьи 23 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – конституционный Закон): «Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов, списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования», то есть с 29 октября по 27 ноября 2021 года. Согласно части 4 статьи 28 конституционного Закона: «Кандидаты, их близкие родственники, супруг (супруга), представители кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью». В связи с вышеизложенным, Центральная избирательная комиссия усматривает в действиях кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской по №20 Манасскому избирательному округу М.Назарбекова нарушения правил и порядка ведения предвыборной агитации, установленных законодательством.

Так, в действиях М.Назарбекова усматриваются нарушения, выразившиеся в осуществлении благотворительной деятельности с момента назначения выборов, осуществление преждевременной агитации, вовлечение лиц, не достигших 18 летнего возраста к агитационной деятельности.

Частью 9 статьи 28 конституционного Закона установлено, что «Центральная избирательная комиссия контролирует соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

В случае нарушения кандидатом, политической партией требований, установленных статьями 22-28 конституционного Закона, соответствующая избирательная комиссия вправе вынести им письменное предупреждение о нарушении».

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьями 22, 23, 28, 43 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», руководствуясь статьями 3, 4, 8 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», Положением «О порядке деятельности координационной группы оперативного реагирования (КГОР)», утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии от 4 февраля 2020 года № 33,

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

 

РЕШИЛА:

 

1. Вынести письменное предупреждение о нарушении правил и порядка ведения предвыборной агитации кандидату в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по №20 Манасскому избирательному округу -Назарбекову Мирлану Рысбековичу.

2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, руководителя Координационной группы оперативного реагирования Т.Шайназарова.


 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Н. ШАЙЛДАБЕКОВА

 

 

г. Бишкек 16 ноября 2021 года

№1206