05.06.2023г. №124 О материалах в отношении кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Ленинскому одномандатному избирательному округу №26 Сариева У.А.

О материалах в отношении кандидата

в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

по Ленинскому одномандатному избирательному округу №26

Сариева У.А.

2 июня 2023 года в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия) поступили информация и материалы Главного управления Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики по городу Бишкек (далее – ГУ ГКНБ по г.Бишкек) уголовного дела №03-828-2023-000045, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 196 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (подкуп голосов избирателей) (вх.№9/891).

Согласно справке к вышеуказанной информации и материалам по вышеуказанному уголовному делу №03-828-2023-000045: «Кандидат в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Ленинскому одномандатному избирательному округу №26 – Сариев У.А. в ходе своей предвыборной кампании совершил ряд нарушений в области избирательного права:

- подкуп голосов избирателей, выразившийся в публичном обещании представлении благ;

- злоупотребление административным ресурсом, выразившееся в привлечении к агитации муниципального служащего и работника территориального общественного самоуправления;

- использование при финансировании своей избирательной кампании помимо средств избирательного фонда иных средств, составляющих более 0,5 процента от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд;

- систематический подвоз избирателей на избирательные участки».

В целях всестороннего и объективного рассмотрения поступивших материалов, на заседание Центральной избирательной комиссии 5 июня 2023 года приглашены и приняли участие: Жетигенов А.Б.– представитель ГУ ГКНБ по г.Бишкек, Мамыров А.О. – заместитель прокурора г.Бишкек, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Ленинскому одномандатному избирательному округу №26 - Сариев У.А.

Заслушав и обсудив информацию и материалы ГУ ГКНБ по г.Бишкек, кандидата Сариева У.А., Центральная избирательная комиссия, приходит к следующему.

1) Согласно представленной информации ГУ ГКНБ по г.Бишкек:

«21 мая 2023 года во дворе дома д.16 мкр. Джал-2З г.Бишкек была организована встреча кандидата Сариева У.А., где он пообещал решить проблемы, связанные с необходимостью благоустройства двора, в случае избрания его депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

По указанному факту кандидат Сариев У.А. подтвердил, что при агитационной деятельности были встречи жильцами, в ходе которых он знакомил избирателей со своей предвыборной программой. Он сообщил, что в ходе встреч избирателями были озвучены ряд проблем, на что был дан ответ о необходимости обращения к нему с указанными вопросами после выборов, тогда он рассмотрит пути их решения.

Также в информации сообщается: «24 мая 2023 года Монголбаев А., являясь агитатором кандидата Сариева У.А., обратился к председателю домового комитета дома №13 Король Н.Р. с предложением собрать списки голосов из числа жителей ее дома, в примерном количестве 20 человек в пользу кандидата Сариева У.А., и за оказанное содействие от имени Сариева У.А. пообещал предоставить блага в виде благоустройства детской площадки. А.Монголбаев собирал списки избирателей в количестве 74 человек, которые должны были проголосовать за Сариева У.А.

28 мая 2023 года в день голосования Монголбаев А., действуя в интересах кандидата Сариева У.А., контролировал процесс голосования лиц, отмеченных в собранных списках. При этом, он дважды осуществлял подвоз на избирательные участки двух лиц».

Частью 3 статьи 28 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – конституционный Закон) установлено: «С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства; вручать подарки и иные материальные ценности; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов, изображение кандидата в соответствии с перечнем, утверждаемым Центральной избирательной комиссией; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги».

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 22 конституционного Закона, предвыборной агитацией признаются описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов, списка кандидатов.

Также частью 1 статьи 196 Уголовного кодекса КР дано определение: «Подкуп голосов избирателей путем выплаты либо распространения денежных средств, вручения материальных ценностей или способствования в получении какой-либо должности или иных благ, а равно их публичное обещание в период проведения выборов…»

Из представленной информации, а также пояснений кандидата Сариева У.А. следует, что 21 мая 2023 года во дворе дома №16 мкр. Джал-2З г.Бишкек была организована встреча кандидата с жителями указанных домов в рамках предвыборной агитации с целью ознакомления избирателей с предвыборной программой кандидата.

При этом, на вопросы Центральной избирательной комиссии получен ответ об отсутствии доказательств (фото, видео) факта публичного обещания материальных благ со стороны кандидата, его представителя, поскольку из видео-материала с разговором Монголбаева А. с домкомом не усматривается факта публичности обещаний.

В связи с чем, Центральная избирательная комиссия не усматривает причастность кандидата и его представителя к подкупу голосов избирателей, выраженном в публичном обещании материальных благ.

В другом представленном аудио-материале содержится телефонный разговор двух лиц, в котором на предложение подвести на избирательный участок отвечают отказом в связи с тем, что жители уже уехали на своей машине.

При этом, в соответствии с нормами законодательства о выборах, фактическое осуществление подвоза избирателей не является нарушением.

2) Из представленной информации также следует:

«Кандидат Сариев У.А. привлек для проведения агитации муниципальную служащую Мураталиеву М.М., которая до 25 мая 2023 года работала специалистом в муниципальном предприятии «Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие».

12 мая 2023 года заключен договор №13/01 с Мураталиевой М.К. для проведения предвыборной агитации. Согласно акту выполненных услуг от 27 мая 2023 года, Мураталиевой М.М. всего оказано услуг на сумму 10 000 сомов».

На что Сариев У.А. пояснил что, Мураталиева М.К. действительно работала агитатором, но договор с ней был заключен по ее инициативе и не было принуждения к осуществлению агитационных мероприятий. Также он отметил, что указанное действие не подпадает под категорию злоупотребления административным ресурсом, поскольку Мураталиева М.К. не является муниципальным служащим или руководителем учреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 21-1 конституционного Закона: «К видам злоупотребления административным ресурсом относятся: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных или муниципальных служащих, служащих государственных или муниципальных образовательных организаций и учреждений здравоохранения, работников учреждений и организаций, финансируемых из республиканского и местного бюджетов, работников территориального общественного самоуправления для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата».

Вместе с тем, статьей 437 Кодекса о правонарушениях Кыргызской Республики определены субъекты злоупотребления административным ресурсом: «Злоупотребление административным ресурсом в ходе подготовки, проведения выборов и референдумов, в день голосования кандидатами, руководителями государственных средств массовой информации и интернет-изданий – влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 200 расчетных показателей.

То же деяние, совершенное государственными и муниципальными служащими, руководителями государственных и муниципальных организаций, а также руководителями организаций с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов, – влечет наложение штрафа на физических лиц, должностных лиц в размере 200 расчетных показателей».

Мураталиева М.М. работала рядовым специалистом в муниципальном предприятии, не является руководителем муниципального предприятия или учреждения, согласно реестру государственных и муниципальных должностей не относится к муниципальным служащим.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что не установлен факт нахождения ее в прямом подчинении или в иной служебной зависимости от кандидата Сариева У.А., Центральная избирательная комиссия считает, что по указанному факту признаки злоупотребления административным ресурсом со стороны кандидата Сариева У.А. отсутствуют.

3) Также согласно представленной информации ГУ ГКНБ по г.Бишкек: «Сариев У.А. использовал при финансировании своей избирательной кампании помимо средств избирательного фонда, денежные средства в размере 25 000 сомов. Указанные денежные средства были расходованы на аренду офисного помещения, расположенного по адресу: г.Бишкек, ул.А.,д.237, использованного в качестве штаба для раздачи агитационных материалов, ведения учета списков избирателей, заключения договоров на проведение агитационной деятельности».

По данному вопросу кандидат Сариев У.А. информировал, что помещение было арендовано его другом и не предназначалось
для политического штаба.

При этом, в представленных материалах дела имеется протокол допроса Рахмановой Ч.А. – владельца упомянутого помещения, в котором имеются показания Рахмановой Ч.А. о том, что офисное помещение по адресу г.Бишкек, ул.А., д.237 арендовано у нее для политического штаба за 25 000 (двадцать пять тысяч) сомов в месяц без заключения письменного договора аренды, а денежные средства были переданы в наличном виде.

Данные показания подтверждаются и показаниями самого кандидата Сариева У.А., в которых он подтвердил, что указанное помещение арендовано им примерно 5 мая 2023 года на основании устной договоренности с владельцем, а договор не составлялся поскольку помещение арендовано на открытый срок и ежемесячная плата составляла примерно 25 000 (двадцать пять тысяч) сомов.

В соответствии с частями 1,2 статьи 42 конституционного Закона:

«1. Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, политических партий осуществляется избирательными комиссиями.

2. Для контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных из республиканского бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, для проверки финансовых отчетов кандидатов, политических партий создается контрольно-ревизионная группа при Центральной избирательной комиссии в количестве не менее 7 человек».

На заседании Центральной избирательной комиссии Контрольно-ревизионная группа (далее - КРГ), представила свое заключение по итогам проверки указанного факта:

«Согласно сведениям ОАО «РСК Банк», получаемым в автоматическом режиме через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», на специальный счет избирательного фонда кандидата Сариева УА. по состоянию на 31 мая 2023 года поступило 484 550 (четыреста восемьдесят четыре тысячи пятьсот пятьдесят) сом.

На покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании, из средств избирательного фонда кандидата Сариева УА. было израсходовано 450 050 (четыреста пятьдесят тысяч пятьдесят) сом.

Банковские сведения, полученные через систему межведомственного взаимодействия «Тундук», отображают в реальном времени всю исчерпывающую информацию о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда Сариева У.А., в которых не содержится факта оплаты Рахмановой Ч.А. за аренду помещения».

Заключением от 5 июня 2023 года КРГ рекомендовала Центральной избирательной комиссии отменить регистрацию кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Ленинскому одномандатному избирательному округу №26 Сариева Улана Алмасбековича.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 46 конституционного Закона: «Регистрация кандидата отменяется в случаях:

- использования кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 0,5 процента от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, либо превышения кандидатом расходов из средств своего избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата».

Принимая во внимание заключение КРГ от 5 июня 2023 года, согласно которому 25 000 (двадцать пять тысяч) сомов, использованных вне избирательного фонда, составляет 5,15% от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд кандидата Сариева У.А. (484 500 сом), Центральная избирательная комиссия считает целесообразным отменить регистрацию кандидата Сариева У.А. в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 46 конституционного Закона.

Кандидат Сариев У.А. в своем выступлении объявил о своем согласии с любым решением Центральной избирательной комисии по представленным материалам следственных органов.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьями 21-1, 28, 42, 46 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», заключения Контрольно-ревизионной группы при Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 5 июня 2023 года, руководствуясь статьями 3, 4, 8 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики»,

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

РЕШИЛА:

1. Отменить регистрацию кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Ленинскому одномандатному избирательному округу №26 – Сариева Улана Алмасбековича.

2. Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

3. Направить копию настоящего решения в ГУ ГКНБ по г.Бишкек и Сариеву У.А.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, руководителя Координационной группы оперативного реагирования Шайназарова Т.У.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ                                                                                               Н.ШАЙЛДАБЕКОВА

г.Бишкек, 5 июня 2023 года

№124