ПОЛОЖЕНИЕ «Об организации и порядке голосования, установлении итогов голосования и определении  результатов выборов  на выборах Президента Кыргызской Республики»

Утверждено

постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 3.08. 2017 года

№ 320

ПОЛОЖЕНИЕ

«Об организации и порядке голосования, установлении итогов голосования и определении  результатов выборов  на выборах Президента Кыргызской Республики»

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение «Об организации и порядке голосования, установлении итогов голосования и определении результатов выборов  на выборах Президента Кыргызской Республики»  (далее - Положение) регулирует порядок организации голосования, подготовки помещения и оборудования для голосования с использованием  инновационных технологий  подсчета голосов избирателей, порядок  установления итогов голосования участковыми, территориальными избирательными комиссиями и определения результатов выборов, а также вопросы  обеспечения  безопасности при реализации гражданами своих избирательных прав  в ходе проведения выборов Президента Кыргызской Республики.

    1.  Целью настоящего Положения является обеспечение конституционных  прав граждан Кыргызской Республики в сфере реализации избирательных прав, организация свободных, справедливых и прозрачных выборов, регулирования подачи заявлений избирателей о намерении голосования по избирательному адресу (ф.№2).
    2. Настоящее Положение  разработано на основе норм Конституции Кыргызской Республики, конституционного  Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

II. Организация работы избирательных комиссий по оборудованию помещения для голосования и процесса голосования. Основные требования к оборудованию помещения для голосования.

    1. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики организация процесса голосования возлагается на избирательные комиссии.
    2. Избирательные комиссии в пределах полномочий установленных законодательством организуют подготовку к голосованию, готовят помещения для голосования, оборудуют их в соответствии с нормативными требованиями для проведения голосования, фиксируют процесс волеизъявления избирателей, включая использование инновационных технологий, осуществляют подсчет голосов избирателей, устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов.
    3. Систему избирательных комиссий Кыргызской Республики по подготовке и проведению выборов Президента Кыргызской Республики составляют:

1) Центральная избирательная комиссия;

2) территориальные избирательные комиссии;

3) участковые избирательные комиссии.

    1. Государственные органы и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий: предоставлять необходимое оборудование, транспортные средства, телефонизированные помещения, в том числе помещения для хранения технологического оборудования (стенды, ящики, кабины для голосования и др.), избирательных документов до их передачи в вышестоящую избирательную комиссию либо архив, а также обеспечивать их охрану; предоставлять необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов безотлагательно.
    2. Субъекты избирательного процесса обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов в течение двух рабочих дней в ходе подготовки выборов, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
    3. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также их должностные лица обязаны в день голосования обеспечить общественную безопасность, бесперебойную работу общественного транспорта, средств связи, электроосвещения и отопления помещений для голосования.
    4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований избирательных комиссий, а равно нарушения сроков, установленных законодательством, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, кандидаты, политические партии и иные субъекты избирательного процесса несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
    5. Для проведения голосования выделяются помещения для голосования. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в пользование участковой избирательной комиссии государственными органами, органами местного самоуправления.
    6. В помещении для голосования размещаются специально оборудованные кабины, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, мониторы, оборудование для идентификации избирателей, ящики для голосования и иное необходимое оборудование.  В помещении для голосования  также размещаются государственные символы Кыргызской Республики.
    1.  Система освещения должна иметь альтернативный источник питания, фонари и свечи. При отключении электроосвещения голосование приостанавливается до его возобновления (за счет основного или альтернативного источника). В этом случае, в целях эффективного наблюдения за работой участковой избирательной комиссии, наблюдатели, представители кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики  вправе находиться от ящиков для голосования, кабин для голосования на расстоянии, обеспечивающем полное обозрение действий избирательной комиссии, выполнение их функций.
    2.  В помещении для голосования избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются информационные материалы о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Кыргызской Республики. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде размещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать данных кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики. Этот образец участковые избирательные комиссии  размещают и в кабинах для тайного голосования.
    3.  Сведения о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Кыргызской Республики,  внесенных в избирательный бюллетень, размещаются в информационных материалах в той же последовательности, которая была определена при утверждении текста избирательного бюллетеня.
    4.  На информационном стенде могут размещаться извлечения из Конституции, законов Кыргызской Республики, уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в части норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о выборах.
    5.  Указанные материалы размещаются участковыми избирательными комиссиями таким образом, чтобы избиратели свободно могли с ними ознакомиться.
    6.  Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины для голосования, мониторы, ящики для голосования и иное необходимое оборудование одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии, представителей кандидатов и политических партий, наблюдателей.
    7. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается на избирательном участке до проведения жеребьевки в  день голосования.
    8. На здании, в котором располагается помещение для голосования, должна находиться вывеска с указанием номера избирательного участка. На входе в помещение должна находиться вывеска с указанием часов работы участковой избирательной комиссии, при этом такую же вывеску следует разместить и на входе в здание, в котором расположено помещение участковой избирательной комиссии.
    9. В помещении для голосования, наряду с технологическим оборудованием и материалами, необходимыми для обеспечения голосования, должно также находиться техническое оборудование: столы письменные, стулья, шкафы для бумаг и одежды, сейф или металлический шкаф, материалы для опечатывания ящиков для голосования и избирательной документации, печать участковой избирательной комиссии, калькулятор, канцелярские принадлежности, телефон, удлинитель.
    10. На стенах, сзади  членов избирательной комиссии, которые ведут работу со списками избирателей, размещаются  таблички  с указанием букв алфавита избирателей или порядкового номера избирателей в списке избирателей. (Например: 1-500; 501-1000 и т.д.).
    11. В помещении для голосования автоматически считывающие урны размещаются в качестве ящиков для голосования.
    12. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы автоматически считывающие урны при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов и политических партий, наблюдателей.
    13. Помещение для голосования должно быть доступным для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наличие пандусов и перил является одним из способов, обеспечивающих доступность помещения для голосования лицам с ограниченными возможностями здоровья.
    14. После проведения голосования и подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями составляются протоколы избирательных комиссий.
    15. На основании протоколов участковых избирательных комиссий, территориальные избирательные комиссии на своих заседаниях подводят итоги голосования выборов Президента на своих территориях и незамедлительно представляют документацию в Центральную избирательную комиссию.

Протокол об итогах голосования является документом строгой отчетности, форма и степень защиты определяются Центральной избирательной комиссией.

    1. Форма и порядок заполнения протоколов об итогах голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией.
  1. Порядок регулирования избирательных прав избирателей намеревающихся голосовать по избирательному адресу

3.1. Изменение избирательного адреса по заявлению (ф.№2) в пределах одного и того же населенного пункта или органа местного самоуправления, в котором прописан заявитель, не допускается и такие заявления избирательными комиссиями не принимаются.

3.2. В порядке исключения, могут быть изменены избирательные адреса в пределах одного и того же населенного пункта для членов избирательных комиссий, операторов Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих общественный порядок в день голосования, наблюдателей, представителей кандидатов, при условии подачи заявлений (ф.№2) о намерении голосовать по избирательному адресу.

3.3. Граждане, не имеющие отметку регистрации в паспорте (ID-карта) в городе Бишкек по форме №2 включаются в список избирателей только в  дополнительно сформированных участках в городе Бишкек, при условии подачи ими заявления (ф.№2) о намерении голосовать по избирательному адресу.

IV. Голосование вне помещения для голосования

1. Избиратели, которые внесены в списки избирателей, но по состоянию

здоровья или инвалидности не могут прибыть на избирательный участок для голосования; избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; избиратели, временно проживающие в местах, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства; а также в исключительных случаях, по решению соответствующей избирательной комиссии, военнослужащие, несущие службу в день голосования в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местах, если они постоянно проживают на территории избирательного участка, в который входят по месту своего расположения места их временного пребывания, голосуют по месту своего пребывания.

    1. Участковые избирательные комиссии обязаны обеспечить таким избирателям возможность голосования вне помещения для голосования за один календарный день до дня голосования.
    2. Голосование вне помещения для голосования проводится только за один календарный день до дня голосования, в период с 8 часов до 20 00 часов и только на основании письменного заявления избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
    3. Заявление избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть сделано в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 3 календарных дней до дня голосования.
    4. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления в специальном реестре. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, и данные об избирателе.
    5. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством (но не более трех) переносных ящиков для голосования.
    1. За 2 календарных дня до дня голосования, участковая избирательная комиссия на своем участке обязана вывесить реестр избирателей, подавших письменное зачвление о о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.
    1. На основе реестра избирателей, подавших письменное заявление о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, участковая избирательная комиссия составляет список избирателей, голосующих вне помещения, с которым выезжает к избирателям, голосующим вне помещения для голосования.
    2. Форма списка избирателей, голосующих вне помещения, содержит все те же графы, которые содержатся в окончательном списке избирателей, полученном от Центральной избирательной комиссии для использования на избирательных участках в день голосования.
    1. После завершения голосования вне помещения, в окончательный список избирателей в соответствующей графе списка избирателей вносится отметка «Проголосовал вне помещения.
    2. Участковая избирательная комиссия за 2 календарных дня до дня голосования на своем заседании жеребьевкой определяет членов комиссии (не менее 2 членов участковой избирательной комиссии), которые будут организовывать голсоование вне помещения для голосования. Председатель и секретарь участковой избирательной космиии в жеребьевке не участвуют.
    3. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, представителям кандидатов, средств массовой информации пустые ящики для голосования вне помещения, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов, представителей кандидатов, наблюдателей, средств масоовйо информации. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии
    4. Голосование вне помещения для голосования проводят члены участковой избирательной комиссии совместно с оператором ГРС, которые получают необходимое количество избирательных бюллетеней под роспись, а также предварительно опечатанные (опломбированные) переносные ящики. Голосование вне помещения для голосования проводится в присутствии представителей кандидатов, наблюдателей, представителей средств массовой информации.
    5. По прибытии к избирателю члены участковой избирательной комиссии совместно с оператором ГРС проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и персональным данным. После чего член участковой избирательной комиссии выдает ему избирательный бюллетень в обмен на чек.
    1. При выдаче избирательного бюллетеня, определенный жеребьевкой член участковой избирательной комиссии регистрирует избирателя в списке избирателей голосующих вне помещения для голосования, проставляет серию и номер документа удостоверяющего личность избирателя и расписывается в нем о выдаче избирательного бюллетеня.
    2. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в списке избирателей голосующих вне помещения для голосования.
    3. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специальном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специальное место должно быть подобрано с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.
    4. По окончании голосования вне помещения, отверстие переносных ящиков для голосования опечатывается (пломбируется) листом бумаги формата А4, подписанным председателем, секретарем и другими членами участковой избирательной комиссии, присутствующими кандидатами, их представителями, наблюдателями и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
    5. Об окончании голосования вне помещения составляется акт, который содержит информацию о количестве заявлений о голосовании вне помещения, количестве проголососвавших избирателей, количестве выданных избирательных бюллетеней, количестве чеков, количестве неиспользованных бюллетеней и количестве возвращенных использованных бюллетеней.
    1. Акт подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, представителями кандидатов, наблюдателями.
    2. Незамедлительно после подписания акта, каждому лицу, присутствовавшему при составлении акта, выдается его копия, заверенная печатью.
    3. Чеки по идентификации проголосовавших вне помещения упаковывается в отдельный пакет.
    4. Переносные ящики для голосования хранятся в сейфе (шкафу), который опечатывается (пломбируется) дополнительно.
    5. В соответствующей графе окончательного списка избирателей делается отметка "Проголосовал вне помещения для голосования".
    6. Подсчет голосов избирателей, проголосовавших вне помещения, производится по окончании голосования в помещении для голосования.
    7. Извлеченные из переносных ящиков избирательные бюллетени, пропускаются через автоматически считывающую урну по окончании голосования в помещении для голосования.

V. Действия участковой избирательной

комиссии в день выборов до начала голосования

5.1. Голосование в день выборов Президента Кыргызской Республики проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Голосование за пределами Кыргызской Республики проводится с 8 до 20 часов по местному времени страны, где проводится голосование.

        О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. При проведении  повторного голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей  не позднее чем за 7 календарных дней до дня повторного голосования.

5.2. В день выборов, перед началом голосования, в 7 часов утра, участковая избирательная комиссия на своем заседании в помещении для голосования жеребьевкой определяет членов комиссии, которые будут:

- контролировать в день голосования работу оператора Государственной Регистрационной службы (далее - ГРС) и совместно с ним   проводить идентификацию граждан в электронном списке избирателей;

- осуществлять регистрацию граждан в бумажном списке избирателей;

- выдавать избирательные бюллетени;

- осуществлять контроль за прохождением избирателей в кабины для тайного голосования, опусканием избирательных бюллетеней в ящики для голосования.

При этом председатель, секретарь участковой избирательной комиссии и оператор АСУ в жеребьевке не участвуют.

    1. После проведения жеребьевки, председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов,  наблюдателей вскрывает опечатанный гербовой печатью сейф (шкаф), в котором находятся: список избирателей данного участка, избирательные бюллетени, печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения для голосования.
    2. Председатель участковой избирательной комиссии вынимает из сейфа (шкафа) бумажный список избирателей, иное необходимое оборудование с электронным списком избирателей, оглашает число граждан Кыргызской Республики, включенных в список избирателей по данному избирательному участку и заносит число избирателей в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
    3. Председатель участковой избирательной комиссии дает возможность визуально ознакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей присутствующим лицам, затем раздает его членам участковой избирательной комиссии, которые несут ответственность за регистрацию избирателей и заполнение бумажного списка избирателей в день голосования. В соответствии с законодательством списки избирателей составляются в электронном и бумажном виде. Электронный список избирателей находится в специальном ноутбуке.
    4. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, представителям кандидатов, средств массовой информации пустые  ящики для голосования (автоматические считывающие урны (АСУ), стационарные ящики), затем председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов, представителей кандидатов, наблюдателей. Контрольные листы подписывются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Затем ящики для голосования опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии.
    1. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о количестве избирательных бюллетеней, полученных от территориальной избирательной комиссии.
    2. Члены участковой избирательной комиссии в присутствии представителей кандидатов и наблюдателей пересчитывают и оглашают количество избирательных бюллетеней, затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет их для визуального ознакомления присутствующим лицам и заносит число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.
    3. После пересчета избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии передает по 100 избирательных бюллетеней по ведомости членам участковой избирательной комиссии определенных жеребьевкой, которые расписываются за их получение и несут ответственность за выдачу избирательных бюллетеней.
    4. Председатель также оглашает количество избирательных бюллетеней, выданных для голосования вне помещения и заносит его в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.
    5. Член участковой избирательной комиссии, контролирующий работу оператора  ГРС и совместно осуществляющий процесс идентификации граждан в электронном списке граждан контролирует запуск системы идентификации избирателей, который производит оператор ГРС.
    6. После успешной авторизации в системе оператором ГРС,  устанавливается дата и время на сервере и распечатывается первичный отчет идентификации избирателей, который оператор ГРС обязан сохранить  до завершения дня голосования. Первичный отчет передается  председателю участковой избирательной комиссии.
    7. Член участковой избирательной комиссии, ответственный за работу АСУ обязан загрузить АСУ, вставить смарт-карту (карточку-администратора), ввести пароль, номер участковой избирательной комиссии, настроить дату и время, нажать на «Начать голосование», проверить соответствие информации о выборах.
    8. После завершения подготовки АСУ, перед началом голосования производится распечатка отчета о начале голосования – первичного (нулевого) отчета АСУ. Первичный отчет АСУ выдается всем наблюдателям и представителям кандидатов.
    9. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении документа, удостоверяющего личность избирателя и чека выданного ему после идентификации. К документам, удостоверяющим личность избирателя, относятся все типы национальных паспортов гражданина Кыргызской Республики установленные законодательством.
    10. В помещении для голосования определенные жеребьевкой члены участковой избирательной комиссии, совместно с операторами ГРС проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и персональным данным. Для идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным согласие избирателя не требуется.
    11. При этом на мониторе, вывешенном на обозримом для представителей кандидатов и наблюдателей месте, высвечивается следующая информация:

- общее количество граждан, включенных в список избирателей на данном избирательном участке;

- количество избирателей, прошедших идентификацию и получивших чек о прохождении идентификации на этом избирательном участке на данный момент;

- фотография избирателя, проходящего идентификацию;

- иная информация, определенная Центральной избирательной комиссией совместно с ГРС. 

    1. После идентификации избирателя распечатывается чек. Для упрощения процедуры прохождения голосования, в чеке, помимо остальных сведений, содержится номер избирателя в списке избирателей.
    2. Чек предъявляется избирателем члену участковой избирательной комиссии, который выдает ему бюллетень для голосования в обмен на чек.
    3. При выдаче избирательных бюллетеней определенный жеребьевкой член участковой избирательной комиссии, регистрирует избирателя в бумажном списке избирателей, проставляет в нем серию и номер документа, удостоверяющего личность гражданина и расписывается в нем о выдаче избирательного бюллетеня.
    4. Избиратель  проверяет правильность произведенной записи и расписывется в бумажном списке избирателей о получении избирательного бюллетеня.
    5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.
    6.  В случае, когда оборудование отказывает в идентификации избирателя, находящегося в окончательном списке избирателей по данному избирательному участку и не выдает чек о прохождении идентификации и при этом неоднократно предпринятые меры по идентификации не дали результатов, член участковой избирательной комиссии, ответственный за контроль идентификации информирует председателя участковой избиирательной комиссии и составляет Акт об отказе оборудования в двух экземплярах. Акт об отказе оборудования подписывается членом участковой избирательной комиссии, ответственным за контроль над процессом идентификации, оператором ГРС и соответствующим избирателем. Один экземпляр Акта об отказе оборудования вручается избирателю, второй экземпляр остается в избирательной комиссии, которая после официального опубликования результатов выборов направлят эти акты в ГРС для принятия мер. При этом избиратель не допускается к голосованию. Все акты передаются в вышестоящую избирательную комиссию.
    7. В случае выдачи избирателю избирательного бюллетеня без чека, соответствующий член участковой избирательной комиссии несет предусмотренную законодательством ответственность. 
    8. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специально оборудованная кабина или специально оборудованное место должны быть установлены или изготовлены (выделены) с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего.
    9. Избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которой сделан выбор, либо к позиции "Против всех".
    10. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает ему новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
    11. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, представителем кандидата, политической партии, наблюдателем. В этом случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.
    12. Для того, чтобы лица, находящиеся в помещении для голосования, не могли распознать отметку избирателя в бюллетене,  ящики для голосования должны распологаться на расстоянии не более полутора метров от ближайшей специально оборудованной кабины для голосования.
    13. Запрещается выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования.
    14. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в автоматически считывающие урны (АСУ). В случае, если автоматически считывающая урна, несмотря на неоднократно предпринятые попытки, не принимает заполненный избирателем бюллетень, избиратель вправе обратиться к председателю участковой комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень. В случае выдачи нового бюллетеня, член участковой избирательной комиссии, выдавший бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. При этом  ранее заполненный избирателем бюллетень, который не принимается автоматически считывающей урной, признается испорченным, погашается и составляется акт. 
    15. Запрещается нахождение возле ящика для голосования иных лиц, кроме избирателя, опускающего избирательный бюллетень, за исключением случаев, когда по просьбе избирателя, затрудняющегося с правилами опускания бюллетеня в автоматически считывающую урну, может быть приглашен член УИК, ответственный за АСУ. Лицам, находящимся в помещении для голосования, запрещается закрывать обзор или иным способом препятствовать наблюдению за ящиком для голосования.
    16. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования.
    17. Охрану общественного порядка в здании избирательной комиссии осуществляют сотрудники органов внутренних дел. При этом  сотрудник органов внутренних дел находится на входе в избирательный участок и без соответствующего разрешения председателя (в случае отсутствия председателя - секретаря или иного члена данной комиссии, уполномоченного ею) не вправе входить в помещение для голосования.
    18. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования, которые после наведения порядка должны покинуть помещение для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий и не нарушающие права участников избирательного процесса, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии, уполномоченный ею.
    19. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.
    20. В случае сбоя автоматически считывающей урны в день выборов голосование осуществляется на основе использования запасной автоматически считывающей урны. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии, операторами АСУ, присутствующими  представителями кандидатов, наблюдателями с указанием времени составления акта.
    21. В случае сбоя запасной автоматически считывающей урны, голосование осуществляется на основании стационарного (прозрачного) ящика для голосования. При этом участковая избирательная комиссия также составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии, операторами АСУ, присутствующими представителями кандидатов, наблюдателями с указанием времени составления акта.
    22. О каждом случае сбоя автоматически считывающих урн, председатели участковых избирательных комиссий обязаны оперативно сообщать в группу технической поддержки Центральной избирательной комиссии.
    23. После окончания голосования  избирательные бюллетени, находящиеся в автоматически считывающей урне, которая дала сбой, извлекаются и пропускаются через действующую автоматически считывающую урну в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов.
    24. В случае, если до установления запасной автоматически считывающей урны на участке использовался стационарный (прозрачный) ящик для голосования, то после окончания голосования избирательные бюллетени, находящиеся в автоматически считывающей урне, которая дала сбой и стационарном (прозрачном) ящике для голосования, извлекаются и пропускаются через действующую автоматически считывающую урну в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов.
    25. В случае если на избирательном участке, в результате сбоя основной автоматически считывающей урны и запасной автоматически считывающей урны, использовался стационарный (прозрачный) ящик для голосования, протокол предварительного подсчета голосов избирателей не составляется.
    26. В случае восстановления работоспособности замененных в результате сбоя автоматических считывающих урн в течение дня голосования возобновление их использования для голосования не допускается.

VI. Подсчет голосов избирателей.

Установление итогов голосования участковыми избирательными комиссиями

    1.  В 2000 часов голосование завершается, а помещение для голосования закрывается. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования, то есть прошедшие в помещение для голосования до 2000 часов.
    2. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно исключительно членами участковой избирательной комиссии на ее заседании, с последовательным оглашением и соответствующим оформлением в протоколе об итогах голосования и в его увеличенной форм всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей.
    3. В процессе подсчета голосов и установления итогов голосования представителями кандидатов, наблюдателями, представителями средств массовой информации могут производиться фотографирование, кино, видеосъемка.
    4. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования в том же помещении, где проводилось голосование избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов в избирательных комиссиях. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете.
    5. Членам участковой избирательной комиссии, за исключением председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, при подсчете голосов запрещается пользоваться письменными принадлежностями.
    6. Член участковой избирательной комиссии, осуществляющий совместно с оператором ГРС идентификацию избирателей, обязан незамедлительно предоставить председателю итоговый отчет о проведении идентификации по участку. При этом заверенные печатью, копии итогового отчета о проведении идентификации  выдаются всем представителям кандидатов, наблюдателям и средствам массовой информации, находящимся в помещении для голосования.
    7. Члены участковой избирательной комиссии, ответственные за выдачу избирательных бюллетеней, пересчитывают оставшиеся у них  неиспользованные избирательные бюллетени, погашают их путем надрезания правого нижнего угла (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и сдают по ведомости председателю участковой избирательной комиссии, о чем составляется акт. Таким же образом погашаются неиспользованные избирательные бюллетени, оставшиеся в сейфе участковой избирательной комиссии.
    8. Председатель участковой избирательной комиссии обеспечивает присутствующим при погашении неиспользованных избирательных бюллетеней кандидатам, представителям кандидатов, наблюдателям право на визуальный осмотр погашаемых избирательных бюллетеней.
    9. Все погашенные избирательные бюллетени подсчитываются и упаковываются в пакет, который скрепляется печатью участковой избирательной комиссии и подписями ее членов. На пакете делается надпись "Погашенные избирательные бюллетени", указываются их количество и номер избирательного участка.
    10. Число всех погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма чисел неиспользованных избирательных бюллетеней и избирательных бюллетеней, которые были возвращены избирателями как ошибочно заполненные (испорченные), оглашается и заносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
    11.  Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии, ответственные за регистрацию избирателей, обязаны внести в каждую страницу списка избирателей соответствующие суммарные данные которые складываются  по количеству избирателей, получивших избирательный бюллетень в помещении для голосования (отмечается по количеству подписей избирателей в списке избирателей) и количеству избирателей, получивших бюллетень для голосования вне помещения для голосования (отмечается по количеству соответствующих отметок в списке избирателей для голосования вне помещения.
    12. После внесения суммарных данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии, который затем суммирует все данные и передает председателю участковой избирательной комиссии. Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии вносят на последнюю страницу списка избирателей итоговые данные, определяемые как сумма данных по всем страницам, заверяют их своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей избирателей о получении избирательных бюллетеней установленной формы.
    13. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, дополнительно проверяется путем подсчета чеков. При этом каждый член избирательной комиссии, ответственный за прием чеков от избирателей в обмен на избирательный бюллетень, подсчитывает количество чеков, которое находятся у него и складывает в отдельный пакет. На пакете указывается номер участка, количество чеков и ФИО члена участковой избирательной комиссии, ответственного за прием чеков .
    14. Пакеты с чеками об идентификации избирателей, складываются и запечатываются в один общий пакет. На пакете указывается номер избирательного участка и общее количество всех чеков об идентификации.
    15. После проведения работы со списком избирателей и чеками об идентификации,  составляется акт о числе чеков и выданных  избирательных бюллетеней. Копию акта, заверенную подписью председателя и печатью участковой избирательной комиссии, выдают присутствующим кандидатам, представителям кандидатов, средств массовой информации, наблюдателям, затем данные заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
    16. После проведения работы со списком избирателей и чеками председатель участковой избирательной комиссии предлагает присутствующим визуально ознакомиться с ними. После этого список избирателей и запечатанный пакет с чеками об идентификации  убираются в сейф (шкаф).
    17. Участковая избирательная комиссия приступает к подсчету избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования. Члены участковой избирательной комиссии, проводившие голосование вне помещения для голосования, демонстрируют сохранность пломб и печатей, вскрывают поочередно переносные ящики для голосования, затем извлекают избирательные бюллетени и контрольные листы с подписями членов участковой избирательной комиссии, лиц, присутствовавших при опечатывании избирательных ящиков. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольные листы.
    18.  Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования. Подсчет избирательных бюллетеней в каждом переносном ящике для голосования производится отдельно.
    19.  Извлеченные из переносных ящиков избирательные бюллетени, пропускаются через автоматически считывающую урну.
    20.  Если установлено, что в переносном ящике для голосования число избирательных бюллетеней больше чем число подписей избирателей, содержащих отметку о получении избирательных бюллетеней в списке избирателей для голосования вне помещения  и выданных чеков, все избирательные бюллетени, находящиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными и погашаются путем надрезания правого нижнего угла, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования. Эти недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются, при этом на пакете указываются номер избирательного участка, номер ящика, количество избирательных бюллетеней и делается надпись "Недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования".
    21.  Недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования и данные заносятся в соответствующую графу итогового протокола и его увеличенную форму.
    22. Избирательные бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Избирательными бюллетенями неустановленной формы признаются избирательные бюллетени, содержание и (или) форма которых не соответствуют тексту и форме избирательного бюллетеня, утвержденного Центральной избирательной комиссией.
    23.  После совершения всех указанных действий и перед ручным подсчетом голосов избирателей,  председатель участковой комиссии объявляет предварительные итоги голосования  по автоматически считывающим урнам, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и оглашается перед всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, представителями кандидатов, наблюдателями, представителями средств массовой информации.
    24.  Автоматически считывающие урны не должны допускать раскрытия тайны голосования на весь период голосования и не должны быть подключенными к проводным и беспроводным сетям.
    25.  Автоматически считывающая урна выдает  отчет АСУ, в котором указывается количество обработанных бюллетеней, а также суммарное значение количества голосов избирателей, поданных за каждого кандидата и  за позицию "Против всех".
    26.   Отчет автоматически считывающей урны о предварительных итогах голосования в бумажном виде выдается всем присутствующим при подсчете голосов, является предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
    27. В случае если в день голосования, в результате сбоя основной и запасной автоматически считывающих урн, участковой избирательной комиссией использовалась стационарная (прозрачная) урна, протокол автоматически считывающей урны о предварительных итогах голосования не выводится.
    28. Передача данных об итогах голосования из автоматически считывающих урн на центральный сервер Центральной избирательной комиссии осуществляется в день голосования после 20 часов 00 минут,  но не позднее 21 часов 00 минут.
    29. В случае невозможности передачи данных из автоматически считывающей урны из-за проблем со связью, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт и передача данных на сервер Центральной избирательной комиссии производится в территориальной избирательной комиссии в присутствии представителей кандидатов и наблюдателей.
    30.   Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале ручного подсчета избирательных бюллетеней, содержащихся в автоматически считывающей урне, демонстрирует неповрежденность печати (пломбы) и вскрывает урну для голосования. Члены участковой избирательной комиссии извлекают избирательные бюллетени и вынимают контрольный лист с подписями членов участковой избирательной комиссии, других лиц, присутствовавших утром при опечатывании ящиков для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольный лист.
    31.  Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из автоматически считывающей урны, по голосам, поданным за каждого кандидата, позицию "Против всех", одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и предоставляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете.
    32.  Избирательные бюллетени, находящиеся в отсеке для нераспознанных бюллетеней автоматически считывающих урн подсчитываются членами участковой избирательной комиссии отдельно. При этом указанные избирательные бюллетени должны быть осмотрены членами участковой избирательной комиссии на предмет наличия среди них действительных избирательных бюллетеней.
    33.  Членами участковой избирательной комиссии производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы отдельно по каждому кандидату и позиции "Против всех". Подсчет рассортированных избирательных бюллетеней осуществляется вслух, путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли слышать или видеть отметку избирателя в избирательном бюллетене.
    34.  Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
    35.  Полученные данные, которые определяются по соответствующим отметкам (голосам) избирателей в избирательных бюллетенях, поданным за каждого кандидата и позицию "Против всех", заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
    36.  Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателя.
    37. В случае возникновения сомнений при признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины его недействительности и эта запись подтверждается подписями председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, заверяется печатью комиссии. Общее число недействительных избирательных бюллетеней заносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
    38.  Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней, которое определяется по отметкам избирателей, позволяющим установить волеизъявление избирателей.
    39.  Председатель участковой избирательной комиссии предлагает всем присутствующим при подсчете голосов лицам визуально ознакомиться с избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии. В случае несовпадения итогов голосования по данным автоматически считывающей урны с итогами голосования по данным ручного подсчета голосов, составляется акт и по требованию представителя кандидата или наблюдателя произвести пересчет голосов, избирательные бюллетени пересчитываются при непосредственном участии представителя кандидата или наблюдателя и предоставлении возможности визуального контроля с их стороны. При этом пересчет избирательных бюллетеней производится вслух.
    40.  Итоги голосования устанавливаются по результатам ручного подсчета голосов.
    41.  После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, согласно порядку, утверждаемому Центральной избирательной комиссией.
    42.  После проведения подсчета голосов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие заявления (жалобы) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, принимаются решения по каждому заявлению (жалобе). Затем членами участковой избирательной комиссии и заявителями, согласными с принятыми участковой избирательной комиссией решениями по поступившим заявлениям (жалобам), подписывается протокол итогового заседания участковой избирательной комиссии. При подписании протокола итогового заседания участковой избирательной комиссии члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
    43.  После составления протокола об итогах голосования рассортированные избирательные бюллетени, списки избирателей, пакеты с чеками по идентификации, упаковываются в отдельные пакеты, на которых указываются номер избирательного участка, количество избирательных бюллетеней,  списков избирателей и содержащиеся в пакете документы.
    44.  Пакеты опечатываются, подписываются членами участковой избирательной комиссии и вместе с пакетом, содержащим чеки об идентификации избирателей, складываются в отдельные мешки или коробки.
    45.  Упаковка избирательных бюллетеней, списков избирателей,  а также их складывание в мешки или коробки осуществляются в присутствии представителей кандидатов, наблюдателей, которым также предоставляется возможность поставить на мешке или коробке свои подписи.
    46.  На мешке или коробке указываются номер избирательного участка и перечень находящихся внутри документов. Мешок или коробка опечатываются с проставлением подписей членов участковой избирательной комиссии.
    47.  Мешок или коробка с находящимися внутри избирательными документами могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии. или суда.
    48.  Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. Протокол является действительным, если он подписан большинством от числа членов участковой избирательной комиссии. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Отчет АСУ, первичный и итоговый отчет по идентификации избирателей прилагаются к протоколу об итогах голосования, составленному участковой избирательной комиссией на основании ручного подсчета бюллетеней.
    49. После подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией итоги голосования незамедлительно оглашаются перед всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, представителями кандидатов, наблюдателями, представителями средств массовой информации.
    50.  Графическая копия протокола об итогах голосования пропускается председателем участковой избирательной комиссии через автоматически считывающую урну и по защищенным каналам передается на сервер Центральной избирательной комиссии.
    51. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, пакеты с чеками по идентификации, запакованные в отдельную коробку (мешок), заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, отчеты автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации приложенные к протоколу об итогах голосования, подписанному всеми членами участковой избирательной комиссии, незамедлительно, не позднее 6 часов утра дня, следующего за днем голосования, доставляются в территориальную избирательную комиссию, которая подводит итоги голосования на соответствующей территории.
    52. Второй экземпляр протокола, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии, который несет установленную законодательством ответственность за их достоверность и сохранность до окончания работы комиссии.
    53.  Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, и хранится до окончания работы участковой избирательной комиссии.
    54.  Каждому лицу, присутствовавшему при подсчете голосов, секретарь участковой избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования обязан выдать его копию, заверенную печатью.
    55. Итоги голосования по каждому избирательному участку, которые являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения, по мере поступления в Центральную избирательную комиссию размещаются на ее сайте.
    56.  Протоколы об итогах голосования по каждому избирательному участку не позднее 18 календарных дней со дня голосования размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии.
    57.  Списки избирателей, принявших участие на выборах, размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии не позднее 5 календарных дней со дня голосования.
    58.  Заверенная печатью копия списка избирателей, принявших участие в голосовании, не позднее 3 календарных дней вывешивается на стендах перед помещениями участковых избирательных комиссий.

VII. Установление итогов голосования территориальными избирательными комиссиями на соответствующих территориях

    1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых

избирательных комиссий вместе с избирательной документацией незамедлительно, не позднее 6 часов утра дня, следующего за днем голосования, доставляются в территориальную избирательную комиссию, которая подводит итоги голосования на соответствующей территории, и  передаются по акту территориальной избирательной комиссии.

    1. Подведение итогов голосования на соответствующей территории осуществляет территориальная избирательная комиссия на основании протоколов, поступивших непосредственно из участковых избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных.
    2. После предварительной проверки правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования территориальная избирательная комиссия путем суммирования данных всех участковых избирательных комиссий подводит итоги голосования на соответствующей территории. Территориальная избирательная комиссия проверяет данные протоколов составленных участковыми избирательными комиссиями с данными протоколов автоматических считывающих урн и отчетов по идентификации избирателей. Если при проверке данных обнаружены несоответствия данных протоколов составленных участковыми избирательными комиссиями с данными протоколов автоматических считывающих урн и отчетов по идентификации избирателей, составляется Акт.
    3. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет сводную таблицу и протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий, количестве поступивших протоколов, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий.
    4. Территориальная избирательная комиссия составляет сводную таблицу об итогах голосования на соответствующей территории  в двух экземплярах.
    5. Сводная таблица формируется в электронном виде по мере поступления данных об итогах голосования по избирательным участкам и ввода данных системным администратором Центральной избирательной комиссии.
    6. При вводе данных каждый системный администратор использует свой логин и пароль.
    7. Вводимые системным администратором данные в сводную таблицу автоматически суммируются и отражаются на сервере Центральной избирательной комиссии. Указанные данные являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
    8. Перед подписанием протокола об итогах голосования на соответствующей территории, территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию заявления (жалобы), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых избирательных комиссий. Избирательная комиссия принимает решения по каждому заявлению (жалобе), затем членами избирательной комиссии и заявителями, согласными с принятыми избирательной комиссией решениями по поступившим заявлениям (жалобам), подписывается протокол итогового заседания избирательной комиссии. При подписании протокола итогового заседания территориальной избирательной комиссии члены избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. После этого избирательная комиссия подписывает протокол об итогах голосования на соответствующей территории.
    9.  Протокол об итогах голосования составляется  в ручном виде в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии. К протоколам приобщаются составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, особые мнения членов избирательной комиссии, а также поступившие заявления (жалобы) и принятые по ним решения.
    10. Первый экземпляр протокола территориальной  избирательной комиссии незамедлительно после подписания,  вместе с первым экземпляром сводной таблицы направляется в Центральную избирательную комиссию.
    11. Второй экземпляр протокола вместе со всей избирательной документацией хранится секретарем территориальной комиссии в охраняемом помещении до передачи в архив.
    12. Увеличенная форма протокола об итогах голосования на соответствующей территории вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном территориальной избирательной комиссией, и хранится до окончания работы избирательной комиссии.
    13. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирательной комиссией. Повторный подсчет проводится с обязательным присутствием члена (членов) Центральной избирательной комиссии, председателя, секретаря соответствующей участковой избирательной комиссии. При повторном подсчете голосов вправе присутствовать представители кандидатов и наблюдатели. По итогам повторного подсчета голосов избирателей территориальная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию.
    14. Каждому лицу, присутствовавшему при подсчете голосов, секретарь территориальной избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования, обязан выдать его копию, заверенную печатью.
    15. Территориальная избирательная комиссия признает итоги голосования на избирательном участке недействительными:

- 1) если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования;

- 2) если во время проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения, повлиявшие на волеизъявление избирателей;

- 3) по решению Центральной избирательной комиссии;

- 4) по решению суда;

- 5) если избирательные бюллетени в ящиках для голосования признаны недействительными.

    1. В случае признания итогов   голосования на избирательном участке недействительными результаты выборов определяются по итогам голосования на остальных избирательных участках.
    2. В случае признания итогов голосования на одном или нескольких избирательных участках недействительными, которые влияют на результаты выборов, на данных избирательных участках проводится переголосование в 2-недельный срок со дня назначения переголосования соответствующей избирательной комиссией.
    3. Под нарушениями, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования избирателей, понимаются нарушения порядка голосования, подсчета голосов, составления протокола об итогах голосования на избирательном участке, не позволяющие достоверно определить количество голосов, полученных каждым кандидатом, списком кандидатов.
    4. Под нарушениями, повлиявшими на волеизъявление избирателей, понимаются нарушения, повлиявшие на выражение воли избирателей в ходе голосования, подсчета голосов или установления итогов голосования на избирательном участке, связанные с агитацией в день голосования, воспрепятствованием осуществлению избирательных прав гражданами, наблюдением за голосованием, голосованием за других избирателей, вмешательством в деятельность избирательных комиссий, подкупом избирателей.
    5. Решение соответствующей избирательной комиссии о переголосовании  на избирательном участке передается немедленно в вышестоящую избирательную комиссию.
    6. Вышестоящая избирательная комиссия в течении 3хдней назначает день переголосования.
    7. Протоколы об итогах голосования территориальных избирательных комиссий размещаются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии не позднее 19 календарных дней со дня голосования.

VIII. Порядок определения результатов выборов

    1. Результаты выборов Президента Кыргызской Республики определяет

Центральная избирательная комиссия, на основании протоколов поступивших из территориальных избирательных комиссий, путем сложения содержащихся в них данных.

    1. Центральная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматривает поступившие заявления (жалобы) о нарушениях в ходе подготовки и проведения выборов и принимает решение по каждому заявлению (жалобе).
    2. Центральная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов Президента Кыргызской Республики, в который заносятся данные поступивших протоколов, данные о числе непосредственно нижестоящих избирательный комиссий, а также сводную таблицу по суммарным данным протоколов нижестоящих избирательных комиссий.
    3. Избранным на должность Президента Кыргызской Республики считается кандидат, набравший в первом туре голосования свыше половины голосов всех избирателей, принявших участие в голосовании.
    4. Если в избирательный бюллетень были включены более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
    5. Повторное голосование проводится не ранее 2-недельного срока со дня определения результатов выборов Центриальной избирательной комиссией. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее 3 календарных дней со дня определения результатов выборов.
    6.  Если до проведения повторного голосования один из кандидатов на должность Президента выбыл, по решению Центральной избирательной комиссии вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально назначено повторное голосование. В случае если других кандидатов не осталось, выборы проводятся по одному кандидату.
    7. При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
    8. Выборы Президента Кыргызской Республики признаются Центральной избирательной комиссией несостоявшимися, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату, меньше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае проводятся повторные выборы.
    9. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей избирателей в списке избирателей о получении избирательных бюллетеней, а при необходимости дополнительного контроля - также чеков о прохождении идентификации.
    10. Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:

1) если итоги голосования на части избирательных участков, охватывающих более одной трети избирателей от общего числа принявших участие, в голосовании будут признаны недействительными;

2) в случаях, установленных пунктом 4 статьи 46 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

3) по решению суда

    1. В случае если выборы признаны Центральной избирательной комиссией несостоявшимися, недействильными судом или Центральной избирательной комиссией, а также если в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не был избран, либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, Жогорку Кенеш в течение одного месяца назначает повторные выборы.
    2. В случае проведения повторных выборов кандидатами на должность

Президента Кыргызской Республики не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия которых послужили основанием для признания выборов недействительными.

    1. Повторные выборы Президента Кыргызской Республики проводятся

в сроки, установленные конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жоговорку Кенеша Кыргызской Республики». При этом сроки избирательных действий сокращаются на треть.

    1. Результаты выборов определяются Центральной избирательной комиссией не позднее чем в 20-дневный срок после дня голосования. В случае если итоги голосования обжалованы в установленном законом порядке, определение результатов выборов приостанавливается до окончательного рассмотрения их судом.
    2. Официальное опубликование результатов выборов Президента Кыргызской Республики осуществляется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации в течение 3 календарных дней с момента определения результатов выборов.
    3. Центральная избирательная комиссия регистрирует избранного Президента и при вступлении в должность выдает удостоверение об избрании Президентом, знаки отличия - нагрудный знак и Штандарт (флаг) Президента с выгравированными его фамилией, именем и отчеством и датами срока полномочий.

IX  Порядок обеспечения защиты от несанкционированного доступа к избирательным документам при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями

  1. Обеспечение безопасности и сохранности избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, возлагается на избирательные комиссии. Содействие в обеспечении безопасности возлагается на правоохранительные органы (органы внутренних дел).
  2. К избирательным документам относятся: списки избирателей, бюллетени действительные, недействительные, неиспользованные (погашенные), испорченные (заполненные с ошибками), а также чеки о прохождении идентификации, первичные и итоговые отчеты по идентификации, нулевые и итоговые отчеты автоматически считывающей урны, протоколы избирательных комиссий, их решения по вопросам выборов, регистрационные документы кандидатов, сводные таблицы о результатах голосования.
    1. В целях обеспечения защиты от несанкционированного доступа к избирательным документам при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями изготавливаются специальные сейф-пакеты.
    2. Сейф-пакеты изготавливаются из специальных влагостойких, жаропрочных материалов, которые имеют индивидуальный восьмизначный номер (далее - идентификационный номер), запечатывается самоклеющейся индикаторной лентой. Незаконное, самовольное и анонимное вскрытие сейф-пакеты исключено, так как оно будет сопровождаться явно видимым следом - это словами "open" (открыто) под пломбой-лентой, из-за чего вторичное запечатывание использованного пакета исключается.
    3. Во избежание вскрытия сейф-пакета с целью внесения поправок, членам участковой избирательной комиссии необходимо тщательно проверить данные занесенные в протокол об итогах голосования.
    4. Первый экземпляр протокола об итогах голосования, первичный и итоговый отчеты АСУ, первичный и итоговый  отчеты об идентификации упаоквывается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии в сейф - пакет в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов, о чем составляется акт, в котором должен быть указан идентификационный номера сейф-пакета, который должен быть подписан всеми присутствующими лицами.
    5. Заверенная копия протокола об итогах голосования упаковывается отдельно председателем или секретарем участковой избирательной комиссии в сейф - пакет в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов, о чем составляется акт, в котором должен быть указан идентификационный номера сейф-пакета, акт также должен быть подписан всеми присутствующими лицами.
    6. Оба сейф-пакета: с первым экземпляром, а также с заверенной копией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии незамедлительно доставляются председателем избирательной комиссии в сопровождении представителей кандидатов, а также сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики в территориальную избирательную комиссию и передаются по акту, в котором обязательно должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов.
    7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования, печать участковой избирательной комиссии, отрывные талоны двух сейф-пакетов, акт о передаче в территориальную избирательную комиссию сейф-пакета с первым экземпляром и сейф-пакета с заверенной копией протокола об итогах голосования хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии, который несет установленную законодательством ответственность за их достоверность и сохранность до окончания работы комиссии.
      1. Вскрытие сейф-пакета с первым экземпляром итогового протокола участковой избирательной комиссии возможно только в соответствующей территориальной избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов.
      2. Сейф-пакет с заверенной копией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии направляется в Центральную избирательную комиссию.
      3. После подписания первого экземпляра протокола об итогах голосования на соответствующей территории и сводной таблицы, территориальная избирательная комиссия упаковывает их в сейф-пакет вместе со всеми протоколами об итогах голосования, поступивших с участковых избирательных комиссий, о чем составляется акт, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакета. Указанный сейф-пакет, вместе с сейф-пакетами, в которых упакованы заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий  направляются в Центральную избирательную комиссию.
    1. Второй экземпляр протокола об итогах голосования территориальной избирательной комиссии вместе со всей избирательной документацией, отрывной талон сейф-пакета, а также акт о передаче в Центральную избирательную комиссию сейф-пакета с первым экземпляром итогового протокола и сводной таблицы хранится у секретаря территориальной комиссии в охраняемом помещении до передачи их в архив.
    2. Вскрытие сейф-пакетов с первым экземпляром протокола об итогах голосования и сводной таблицы территориальной избирательной комиссии, а также с заверенной копией итогового протокола участковой избирательной комиссии допускается только в Центральной избирательной комиссии по акту, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов.

X Обеспечение безопасности на избирательном участке и в помещении для голосования

10.1.    Одним из главных требований к помещению избирательного участка является обеспечение пожарной безопасности. Поэтому глава местной государственной администрации, глава местного самоуправления (мэр города, глава айыл окмоту), избирательная комиссия при выборе помещения для голосования должны учитывать следующее:

 - наличие в помещении исправной и работоспособной автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- наличие и содержание эвакуационных выходов в соответствии с

требованиями пожарной безопасности;

- наличие первичных средств пожаротушения;

- наличие плана эвакуации на случай возникновения пожара (в т.ч. из помещения для голосования).

10.2.  Председатель участковой избирательной комиссии назначает лиц, ответственных за пожарную безопасность, из числа членов комиссии и распределяет между членами участковой комиссии обязанности на случай возникновения пожара (кто из членов отвечает за эвакуацию избирателей, кто обеспечивает сохранность избирательной документации, кто сообщает о пожаре в пожарную часть и т.д.).

10.3. На избирательном участке до передачи помещения участковой избирательной комиссии руководитель объекта, где размещен избирательный участок, должен обеспечить полное выполнение требований предписаний органов государственного пожарного надзора, в том числе установить приказом соответствующий противопожарный режим, проверить исправность внутреннего противопожарного водопровода (при наличии), осветительной и силовой сети, опробовать системы автоматической противопожарной защиты, обеспечить наличие, исправность и постоянную готовность к применению первичных средств пожаротушения, средств связи и оповещения, проинструктировать под роспись о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре совместно с председателем избирательной комиссии членов избирательной комиссии и персонал, привлеченный для обслуживания участка и ознакомить их с расположением помещений, путей эвакуации, эвакуационных выходов, мест размещения первичных средств пожаротушения, средств телефонной связи и средств оповещения.

    1. На видных местах должны быть вывешены поэтажные планы (схемы) эвакуации людей на случай возникновения пожара, инструкции по соблюдению требований пожарной безопасности и инструкции, определяющие действия обслуживающего персонала и членов избирательной комиссии по обеспечению эвакуации людей, бюллетеней и имущества.
    2. У каждого телефонного аппарата устанавливается табличка с номером телефона вызова ближайшего подразделения пожарной охраны.
    3. На случай отключения электроэнергии здание избирательного участка обеспечивается альтернативными источниками питания, фонарями и свечами.
    4. Светильники в кабинах для голосования устанавливаются на негорючем основании с мощностью ламп накаливания не более 60 Вт.
    5. Помещения, не связанные с проведением выборов, должны быть закрыты.
    6. Запрещается загромождать проходы и коридоры, размещать на путях  эвакуации торговые точки.
    7.  Помещения избирательного участка обеспечиваются огнетушителями. Курение на избирательных участках не разрешается.
    8.  Состояние электрооборудования должно быть проверено специалистом, выявленные недостатки должны быть устранены до начала выборов.
    9.  Председатель участковой избирательной комиссии перед началом  выборов обязан осмотреть помещения и убедиться в их пожарной безопасности.
    10.  В период подготовки к работе избирательного участка печное отопление в зданиях (при наличии) проверяется и при необходимости ремонтируется в соответствии с требованиями противопожарных норм и правил. Топка печей заканчивается не позднее чем за один час до начала работы избирательного участка.
    11.  Имеющиеся вблизи зданий избирательных участков пожарные гидранты, резервуары и водоемы должны находиться в исправном состоянии, заполнены водой, обозначены соответствующими указателями, в зимнее время утеплены, очищены ото льда и снега.
    12.  Накануне дня голосования участковой избирательной комиссии необходимо принять все меры по обеспечению безопасности работы в день голосования. Существенную помощь избирательным комиссиям в этом оказывают сотрудники органов внутренних дел. В целях обеспечения безопасности работы участковой избирательной комиссии органы внутренних дел реализуют комплекс мер по охране помещений участковых избирательных комиссий и избирательной документации.
    13.  Важнейшей задачей органов внутренних дел является обеспечение безопасности работы участковых избирательных комиссий. В этих целях реализуется комплекс мер:

-по сопровождению избирательных бюллетеней из вышестоящей избирательной комиссии в участковую избирательную комиссию и обратно;

-по охране помещений участковых избирательных комиссий, оборудования и избирательной документации;

-по оказанию содействия членам участковых избирательных комиссий в день голосования на избирательном участке и в помещении для голосования и после окончания времени голосования в осуществлении их законной деятельности, в том числе, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

- по взаимодействию с участковыми избирательными комиссиями при выявлении и устранении нарушений избирательного законодательства

10.17. Охрана помещения участковой избирательной комиссии сотрудниками органов внутренних дел должна осуществляться по согласованию с председателем участковой избирательной комиссии после поступления в комиссию избирательной документации: списков избирателей, а круглосуточная охрана - после поступления на хранение в помещение участковой избирательной комиссии АСУ и избирательных бюллетеней.

10.18. Местонахождение работника внутренних дел определяется по согласованию с председателем участковой комиссии (как правило, в помещении участковой избирательной комиссии, где хранится АСУ,  избирательная документация).