Выборы-2025: Началась предвыборная агитация досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

10 ноября 2025

Сегодня, 10 ноября, начался период предвыборной агитации по досрочным выборам депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Согласно конституционного Закона КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.

Так как предстоящие выборы – досрочные, весь избирательный процесс сокращается на треть, соответственно, предвыборная агитация продлится 20 дней, то есть стартует 10 ноября 2025 года и продлится до 8:00 часов 29 ноября 2025 года.

Для участия на предстоящих досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Центральной избирательной комиссией КР зарегистрировано 467 кандидатов, из них 276 - мужчин и 191 - женщин.

Таким образом, с 10 ноября 2025 года кандидаты в депутаты, политические партии, и другие заинтересованные граждане имеют право заниматься деятельностью по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей к голосованию за кандидатов, либо против них, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов. При этом главное требование – соотнесение форм и методов проведения агитации требованиям законодательства о выборах.

Агитация может проводиться на собраниях, митингах, через средства массовой информации, а также интернет-издания. Избирательные комиссии должны обеспечить проведение агитации и встреч с избирателями.

Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.

Предвыборной агитацией закон признает:

- призывы голосовать за тех или иных кандидатов либо против них;

- выражение предпочтения в отношении отдельных кандидатов;

- описание возможных последствий избрания или не избрания кандидатов;

- распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

Кандидатам, политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться:

- через средства массовой информации;

- посредством проведения агитационных публичных мероприятий (митинги, собрания, телевизионные дебаты и иные), за исключением концертов, театрализованных представлений и спортивных мероприятий;

- путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (запрещается изготовление агитационных материалов за пределами страны. Экземпляры агитационных материалов или их копии должны представляться в ЦИК);

- в иных не запрещенных конституционным законом формах.

Не имеют право проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

- государственные гражданские и муниципальные служащие;

- лица, замещающие государственные политические должности, за исключением депутатов Жогорку Кенеша;

- специальные государственные и политические муниципальные должности, за исключением депутатов местных кенешей;

- члены избирательных комиссий;

- наблюдатели, международные наблюдатели;

- религиозные деятели;

- учредители и члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;

- лица, не достигшие 18 лет;

- иностранные граждане и организации;

- лица без гражданства;

- работники территориального общественного самоуправления.

Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики.

В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи.

Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов и политических партий.

В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут местные средства массовой информации.

Предвыборную агитацию, требующую финансирования, разрешено вести только по согласованию с кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими кандидатов, и через их избирательные фонды.