На республиканском совещании с избирательными комиссиями обсудили итоги выборов депутатов местных кенешей
17 декабря 2024
17 ноября 2024 года в Кыргызской Республике состоялись выборы депутатов местных кенешей. Итоги избирательной кампании были подведены на республиканском совещании с участием председателей и секретарей территориальных избирательных комиссий, а также региональных представителей Центральной избирательной комиссии КР. Мероприятие было организовано при содействии Международного фонда избирательных систем.
Открывая совещание, Председатель ЦИК КР Нуржан Шайлдабекова выразила благодарность членам территориальных и участковых избирательных комиссий за их профессионализм, добросовестное отношение и высокий уровень ответственности при выполнении возложенной на них миссии по обеспечению демократического избирательного процесса, отметив важный вклад территориальных и участковых избирательных комиссий в организацию и проведение выборов депутатов местных кенешей, и подчеркнув, что от ответственного подхода избирательных комиссий, компетентной работы и честности зависит не только успешное проведение выборов, но и уверенность общества в законности и справедливости итогов выборов.
В ходе совещания участники детально проанализировали все аспекты избирательного процесса, уделив особое внимание выявленным проблемам и возможным путям их решения. По итогам обсуждений были сформулированы рекомендации и предложения для повышения эффективности будущих избирательных кампаний.
Ключевые вопросы, затронутые в рамках совещания:
- Особенности выборов депутатов местных кенешей 17 ноября 2024 года: правовые основы.
- Результаты выборов в городских и айылных кенешах.
- Обеспечение законности и безопасности выборов: анализ нарушений и предложенные меры.
- Работа комиссии с жалобами и заявлениями граждан
- Прозрачность избирательных фондов: финансирование выборов и финотчетность кандидатов.
- Обеспечение инклюзивности на выборах: участие избирателей с инвалидностью и отдельных категорий граждан.
- Использование новых информационных систем и избирательного оборудования: результаты внедрения технологических новшеств.
- Информационное обеспечение выборов депутатов местных кенешей
1. Особенности выборов депутатов местных кенешей 17 ноября 2024 года: правовые основы
17 ноября 2024 года в Кыргызской Республике прошли выборы депутатов местных кенешей. Для подготовки и проведения выборов в городах Бишкек и Ош, а также в Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской, Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской и Чуйской областях избирательные комиссии совместно с Кабинетом министров и местными органами власти провели масштабную организационную работу.
Административно-территориальная реформа
В рамках административно-территориальной реформы, направленной на укрупнение городов и объединение айылных аймаков, было сокращено количество административно-территориальных единиц с 484 до 264. Новые границы были закреплены законом, принятым Жогорку Кенешом и подписанным Президентом Кыргызской Республики. Закон вступил в силу 2 августа 2024 года.
На октябрь 2024 года система административно-территориального устройства Кыргызской Республики включает:
- 7 областей,
- 40 районов,
- 33 города (включая Бишкек и Ош),
- 231 айылный аймак.
Назначение выборов
В связи с изменениями границ и структуры территориального устройства, а также для оптимизации представительных органов местного самоуправления, 6 сентября 2024 года Президент КР издал Указ о роспуске местных кенешей и назначении выборов депутатов. В соответствии с этим Указом Центральная избирательная комиссия организовала выборы, применив дистанционное голосование.
Последние изменения в избирательном законодательстве
- Срок полномочий местных кенешей – 5 лет.
- Изменение избирательного порога: для политических партий на выборах в городские кенеши порог снижен с 7% до 5%.
- Отмена избирательного залога: для кандидатов в депутаты айылных кенешей (ранее залог составлял 1000 сомов).
- Численный состав местных кенешей устанавливается на основе численности населения соответствующей административно-территориальной единицы (по данным на 1 января года проведения выборов):
- Города Бишкек и Ош – 51 депутат,
- Городские и айылные кенеши:
- до 6000 человек – 11 депутатов,
- от 6001 до 20000 человек – 21 депутат,
- от 20001 до 70000 человек – 31 депутат,
- от 70001 человек и выше – 41 депутат.
Требования к кандидатам
Для усиления требований при выдвижении кандидатов предусмотрены следующие нормы:
- Государственные служащие всех категорий (гражданские, военные, правоохранительные, дипломатические), муниципальные служащие, журналисты и руководители государственных/муниципальных учреждений могут выдвигаться кандидатами с сохранением рабочих мест, но при этом их должностные полномочия приостанавливаются.
- Государственные и муниципальные политические служащие (за исключением депутатов местных кенешей) и руководители государственных или муниципальных предприятий с долей государственного участия более 30% обязаны прекратить исполнение своих полномочий на время участия в выборах.
Дистанционное голосование
Согласно Указу Президента КР от 6 сентября 2024 года, дистанционное голосование осуществляется на специальных избирательных участках. Результаты голосования автоматически обрабатываются в электронной системе в соответствии со ст. 2 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей».
Инклюзивность и прозрачность выборов
- Для избирателей с инвалидностью вводятся обязательные стандарты для обеспечения беспрепятственного доступа к избирательным участкам и возможности голосования (ч. 6 ст. 29).
- Ужесточена ответственность государственных органов за предоставление точной информации. Уполномоченные органы передают данные в избирательные комиссии через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», заверяя их электронной подписью.
- Для проверки сведений о кандидатах избирательным комиссиям предоставляются официальные заключения о наличии или отсутствии судимости кандидата по утвержденной форме.
2. Результаты выборов в городских и айылных кенешах
На республиканском совещании заведующая отделом по организации выборов Махабат Кожокоева представила информацию о результатах выборов депутатов в городские и айылные кенеши.
Граждане Кыргызской Республики избирали 993 депутата в 33 городских кенешах и 5391 депутата в 231 айылном кенеше.
Городские кенеши
39 политических партий, выдвинувших кандидатов на выборы в городские кенеши, предоставили 188 списков кандидатов.
В среднем, конкуренция составила 4 кандидата на место.
Всего зарегистрировано 4928, из них мужчин 3183 и женщин 1745, что составило 35,41.
Всего участвовали 39 политических партий по 185 спискам кандидатов (в г.Бишкек отменена регистрация ПП «Социал-демократы», в г.Узген отказались от участия ПП «Социал-демократы», в г.Чолпон-Ата отказались от участия ПП «Эмгек»).
Голосование за депутатов городских кенешей осуществлялось за списки кандидатов партий, и места распределялись пропорционально количеству полученных голосов избирателей среди политических партий, которые набрали более 5% голосов избирателей.
По итогам голосования 34 политические партии по 172 спискам кандидатов набрали 5 и более процентов голосов избирателей.
В 24 городах все участвовавшие в выборах политические партии набрали 5 и более процентов голосов избирателей.
Айылные кенеши
Голосование за депутатов айылных кенешей осуществлялось в многомандатных избирательных округах, где избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей. При этом не менее 30% мандатов в каждом округе зарезервировано для женщин.
Для участия в выборах депутатов айылных кенешей было зарегистрировано 10081 кандидатов, конкуренция составляла около 2-х человек на место. Из них в порядке самовыдвижения - 9984 кандидата, от политических партий - 97 кандидатов (в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области от политической партии «Ынтымак»).
В день голосования на выборах участвовали 9984 кандидата: 6351 мужчин (63, 61%) и 3633 женщин (36,38%).
Всего избрано 5391 депутатов айылных кенешей, из них избранными же депутатами стали 3143 мужчин (58,3%) и 2248 женщин (41,7%). По рейтингу голосов из числа избранных прошли 84 женщины (3,73%).
В 231 айылных кенешах на 1260 избирательном округе из 5391 мандатов – 2178 мандатов резервировалась для женщин, из них 2164 женщин по квоте получили мандаты, а также в некоторых айылных кенешах 84 женщин получили мандаты сверх квоты и всего по результатам выборов на сегодня избраны 2248 женщин депутатов, что составило 41.72 %.
Общие результаты выборов
На выборах 17 ноября 2024 года избраны 6 384 депутата в 264 местных кенеша, из которых 2 538 (39,75%) составляют женщины:
- в 33 городских кенешах - 993 депутата, из них 703 мужчины и 290 женщин (29,20%);
- в 231 айылном кенеше - 5 391 депутат, из которых 3 143 мужчины (58,3%) и 2 248 женщин (41,7%).
Среди избранных 6 384 депутатов местных кенешей:
- количество молодых депутатов составляет 561, из них 96 в городских кенешах и 465 в айылных;
- 26 депутатов имеют инвалидность;
- 15,87% составляют представители других национальностей.
С 26 по 30 ноября 2024 года в регионах состоялись первые заседания 264 местных кенешей: 33 городских и 231 айылный. Всего председателями местных кенешей избрано 15 женщин, среди которых одна женщина была выбрана председателем Айдаркенского городского кенеша.
3. Обеспечение законности и безопасности выборов
Обеспечение законности и безопасности выборов депутатов местных кенешей в Кыргызской Республике требует комплексного подхода, включающего правовые, организационные и координационные меры на всех этапах избирательного процесса.
Член ЦИК и член Координационной группы оперативного реагирования (КГОР) Алтынбек Кубатбеков отметил, что во время выборов местных кенешей было возбуждено 5 уголовных дел. Из 19 наложенных штрафов четыре были установлены на основе судебных решений.
Местные выборы продемонстрировали эффективность механизма взаимодействия между избирательными комиссиями и правоохранительными органами, который был разработан в рамках деятельности КГОР.
Особенности работы КГОР на текущих выборах
- Заявления и обращения рассматривались в зависимости от их содержания и принадлежности к компетенции государственных органов.
- Материалы направлялись в правоохранительные органы только для идентификации лиц, подлежащих привлечению к ответственности.
- Ранее избирательные комиссии, не проводя предварительного анализа по существу, сразу направляли все обращения в правоохранительные органы.
Такой подход позволил оптимизировать процесс рассмотрения жалоб и обращений, повысить оперативность реагирования на выявленные нарушения и снизить нагрузку на правоохранительные органы.
Таким образом, усиление взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными структурами в рамках КГОР способствовало повышению уровня законности и прозрачности выборов, обеспечив их безопасное и организованное проведение.
- Работа комиссии с жалобами и заявлениями граждан
Член ЦИК, руководитель рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб, вопросам информирования и агитации Узарбек Жылкыбаев подвел итоги работы по обращениям граждан в ходе выборов, состоявшихся 17 ноября 2024 года.
Он отметил несколько ключевых моментов:
- По сравнению с предыдущими выборами наблюдается уменьшение общего числа поступивших жалоб, что свидетельствует о более качественной организации избирательного процесса.
- По итогам рассмотрения заявлений и жалоб сумма наложенных штрафов составила 293,5 тыс. сомов.
Это говорит об усилении контроля за соблюдением избирательного законодательства и более строгом подходе к выявленным нарушениям.
Рекомендации территориальным избирательным комиссиям (ТИК):
- Обеспечивать прозрачность и открытость процедур рассмотрения жалоб и заявлений на местах.
- Повышать уровень взаимодействия с гражданами для эффективного разрешения спорных ситуаций.
- Прозрачность избирательных фондов.
Финансовое обеспечение выборов
Говоря о финансировании выборов и избирательных фондов член ЦИК, руководитель Контрольно–ревизионной группы при ЦИК КР Искендер Гаипкулов отметил, что финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, референдумов производится за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета и других источников финансирования, не запрещенных законом и имеют целевое назначение и расходуются строго в соответствии с утвержденной Центральной избирательной комиссией сметой расходов.
В 2024 году были внесены изменения по порядку осуществления выплат ТИКами. Так, в целях обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности финансовое обеспечение избирательных комиссий осуществляется централизовано посредством автоматизированной информационной системы (АИС) "Централизованный бухгалтерский учет", что в свою очередь позволило осуществлять финансирование членов избирательных комиссий и привлеченных специалистов на выборах местных кенешей согласно утвержденной смете в безналичной форме через банковские учреждения ОАО «Элдик Банк» и ОАО «Айыл Банк».
Постановлением ЦИК КР от 23.09.2024 года №133 утверждена смета расходов для проведения выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики, назначенных на 17 ноября 2024 года в сумме 495 718,4 тыс. сомов.
По предварительным данным на подготовку и проведение выборов местных кенешей Кыргызской Республики израсходовано 425 865,0 тыс. сомов, экономия по предварительным данным составляет 95 053,0 тыс. сомов.
Избирательные фонды партий и кандидатов
ОАО «Элдик Банк» и ОАО «Айыл Банк» вошли в перечень банковских учреждений, определенных ЦИК для открытия специальных счетов избирательных фондов кандидатов, политических партий Кыргызской Республики, участвующих на выборах депутатов местных кенешей, назначенных на 17 ноября 2024 года (Постановление ЦИК КР от 23.09.2024 №134).
Всего было открыто 191 специальных счета избирательных фондов политических партий (из них 3 специальных счета – без движения денежных средств, так как 3 списка кандидатов 3-х политических партий не прошли регистрацию, и 1 специальный счет политической партии, отозвавшей свой список кандидатов).
Данные о поступлении и расходовании средств на специальных счетах избирательных фондов в автоматическом режиме поступают из указанных выше банковских учреждений в автоматизированную информационную систему ЦИК «Финансовая прозрачность» через систему межведомственного электронного взаимодействия «Тундук», отображаются на сайте ЦИК на странице «Кандидаты и партии» с учетом законодательства об информации персонального характера и о банковской тайне и доступна избирателям 24/7.
Объёмы избирательных фондов: По предварительным данным, в избирательные фонды политических партий поступило 95 580,8 тыс. сом (100%).
Наибольшие поступления:
- Бишкекский городской кенеш: 43 128,8 тыс. сом (45,1% от общего объема).
- Ошский городской кенеш: 14 152,7 тыс. сом (14,8%).
Наименьшие поступления:
- Кок-Жангакский городской кенеш: 148,6 тыс. сом (0,16%).
- Орловский городской кенеш: 176,3 тыс. сом (0,18%).
Источники формирования избирательных фондов
- Основной источник доходов: добровольные пожертвования физических лиц — 47 175,7 тыс. сом (51,1%).
- Минимальные поступления: пожертвования от юридических лиц — 220,2 тыс. сом (0,2%).
Расходы избирательных фондов
- Общая сумма расходов составила 90 691,1 тыс. сом. Основные направления затрат:
- Изготовление агитационных материалов и оплата услуг СМИ: 39 293,1 тыс. сом (44,9%).
Оплата услуг агитаторов и наблюдателей: 22 812,7 тыс. сом (26,1%).
Избирательный залог
На депозитный счет Центральной избирательной комиссии поступило 4100,0 тыс. сом (4,5% от общего объема поступлений) от партий, выдвинувших списки кандидатов в городские кенеши.
Итоговые данные о доходах и расходах избирательных фондов будут представлены после проверки отчетов политических партий.
6.Обеспечение инклюзивности на выборах.
Член ЦИК, руководитель рабочей группы по совершенствованию реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики с ограниченными возможностями здоровья Акбалык Жумалиева отметила, что по итогам выборов местных кенешей депутатами городских и айыльных кенешей избраны 26 граждан с инвалидностью. Количество лиц с инвалидностью в выборах местных кенешей значительно превышает показатель прошлых выборов. Такой процесс стал возможным благодаря законодательным мерам, обязывающим политические партии включать в списки кандидатов не менее одного лица с инвалидностью. Согласно нормативно правовым актам, граждане с инвалидностью имеют равные права избирать и быть избранными, участвуя в голосовании на равных правах условиях через прямое и тайное голосование. Такие меры подчеркивают важность создания доступной инклюзивной среды для участия граждан с инвалидностью в выборах.
Для учёта избирателей лиц с инвалидностью в законодательство было введено требование о том, что уполномоченный государственный орган в сфере социального развития предоставляет в Центральную избирательную комиссию сведения о фактической численности избирателей с инвалидностью с указанием всех анкетных данных по состоянию на 1 февраля и 1 августа каждого года.
По состоянию на 1 августа 2024 года в карту потребностей включены 18541 избирателей с инвалидностью, которым необходима помощь на избирательном участке в день голосования. Из них, мужчин – 9385 (50,6%), женщин – 9156 (49,4%). По возрастным категориям: с 18-30 лет - 4030, с 31-60 лет - 9512, свыше 60 лет – 4999 человек.
Законодательство о выборах устанавливает четкие требования к обеспечению доступности избирательных участков для лиц с инвалидностью. Избирательные комиссии во взаимодействии с органами местного самоуправления регулярно проводят оценку доступности помещений для голосования. Информация о наличии или отсутствии пандуса у входа в здание избирательного участка фиксируется в карте потребностей.
В день голосования, для избирателей с инвалидностью организуется помощь волонтеров, а местные органы власти предоставляют транспорт. Адаптация помещений для голосования и обеспечение доступности избирательных участков являются важными элементами создания инклюзивного избирательного процесса.
В 2024 году в законодательство о выборах внесены нормы об обеспечении соответствия пандусов избирательных участков установленным стандартам. Эта норма является предметом надзора прокуратуры и стала правовой основой улучшения качества устанавливаемых на участках пандусов.
Для избирательных участков, где зарегистрированы избиратели с нарушением зрения, были направлены специальные избирательные бюллетени со шрифтом Брайля и трафареты. В 2024 году изготовлено 983 бюллетеня со шрифтом Брайля:
• 749 — для городских участков,
• 234 — для айылных участков.
Кабины для голосования адаптированы для избирателей, использующих кресла-коляски. Они оснащены трафаретами, лупами, дополнительным освещением и стульями, что обеспечивает соблюдение тайны голосования.
На выборах в местные кенеши была организована возможность голосования вне помещения, которой воспользовались 1979 избирателей с инвалидностью.
Центральная избирательная комиссия информирует о выборах избирателей с инвалидностью, используя специальные форматы. Для этих целей выпускаются плакаты и брошюры, адаптированные с применением шрифта Брайля. Все информационные видеоролики сопровождаются субтитрами или сурдопереводом, обеспечивая доступность для людей с нарушением слуха.
Также для информирования избирателей с инвалидностью в доступных форматах изготовлены информационные брошюры в доступных форматах, для кандидатов с инвалидностью и для избирателей с инвалидностью.
Указанные информационные брошюры переданы Общественному Объединению «Кыргызское общество слепых и глухих», являющемуся крупнейшим объединением граждан с инвалидностью в целях повышения осведомленности о предстоящих выборах депутатов местных кенешей.
Выборное законодательство обязывает кандидатов и политические партии включать специальные форматы в свои агитационные материалы в объеме не менее 1% от общего тиража:
- видеоролики с сурдопереводом и субтитрами — для избирателей с нарушением слуха,
- печатные материалы со шрифтом Брайля — для избирателей с нарушением зрения
Во время подготовки и проведения выборов в ЦИК действует Call-центр, в котором работают до 10 граждан с инвалидностью. Также работала видеосвязь с избирателями по WhatsApp номеру, по которому избиратели с нарушениями слуха и речи получали ответы на свои вопросы языком жестов.
Отдельные категории граждан
Центральная избирательная комиссия совместно с государственными органами продолжает развивать механизмы, обеспечивающие реализацию избирательных прав для граждан, находящихся в особых условиях.
Так, ЦИК КР во взаимодействии с соответствующими государственными органами проведена работа по уточнению списков отдельных категорий граждан. Работа в данном направлении проводится на постоянной основе.
В результате по дистанционному голосованию вне помещения проголосовали 745 граждан, которые работали вахтовым методом.
16 ноября 2024 года вне помещений проголосовали 8143 гражданина, включая сотрудников:
• Службы исполнения наказаний,
• Государственного комитета национальной безопасности,
• Министерства обороны,
• Министерства труда и социального развития,
• Министерства здравоохранения.
- Об итогах применения новых информационных систем и избирательного оборудования на выборах депутатов местных кенешей.
О результатах применения новых информационных систем и избирательного оборудования на выборах депутатов местных кенешей рассказал заведующий отдела ИИС и работы со списками избирателей ЦИК.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ВЫБОРОВ
Учет избирателей
1. Учет избирателей:
- Формирование списков избирателей на основе ЕГРН и биометрической регистрации;
- Участие на выборах на основании биометрической идентификации.
2. Учет голосов:
- Автоматическое сканирование избирательных бюллетеней и электронный подсчет итогов голосования;
- Оперативная передача данных и автоматическое отображение результатов АСУ;
- Сканирование изображения протокола ручного подсчёта, отчетов АСУ, идентификации и публикация на сайте ИИС.
3. Прозрачность:
- АИС «Электронный кандидат»:
- автоматическая проверка соответствия кандидатов требованиям законодательства через СМЭВ «Түндүк»;
- информирование избирателей о кандидатах и их программах;
- финансовая прозрачность фондов;
- Электронный Реестр жалоб и обращений;
- Видеонаблюдение (впервые).
4. Дистанционное голосование:
- создание условий для расширения возможности участия избирателей, не имеющих возможности проголосовать на избирательном участке;
- увеличение активности молодежи на выборах;
- совершенствование технологий достоверности и прозрачности.
5. Идентификация избирателей
На выборах депутатов местных кенешей были использованы комбинированные устройства, объединяющие все функции, которые ранее состояли из 5 компонентов, а также включающая в себя функцию распечатки бюллетеня.
На выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики, прошедших 17 ноября 2024 года, были задействовано 5700 шт. УИП
Раньше для проведения выборов республиканского масштаба требовалось распечатать около 4 млн. бюллетеней. Каждый бюллетень примерно обходился в 6-7 сомов.
Также требовалась доставка этих бюллетеней в ТИК, что тоже требовало дополнительных расходов.
6. Явка избирателей
Общая явка по республике составила 28,80%. Из 4135039 граждан, включенных в списки избирателей проголосовали 1190857 избирателей.
Голосование в городские кенеши:
Из 1620243 избирателей участие приняли 404139 человека, что составляет 24.94%.
Самая высокая явка избирателей зафиксирована в городе Сулюкта 44,31%
Самая низкая явка избирателей зафиксирована в городе Узген 17,77%
Голосование в айылные кенеши:
Из 2514796 избирателей проголосовали 786718 человек, что составляет 31.28%.
Самая высокая явка избирателей – Байтикский айылный кенеш 46,62;
Самая низкая явка избирателей – Жайыльский аыйлный кенеш 12,52%
Учет голосов
«Информационная избирательная система» - ИИС
1. Автоматически-считывающая урна (АСУ) – прием и подсчет избирательных бюллетеней.
Модем – передача данных после завершения голосования на сервер ЦИКа.
В 2024 году, у всех 5700 АСУ были улучшены производительность для бесперебойного функционирования в процессе голосования.
2. Серверное и сетевое оборудования с основным и резервным каналами связи, программное обеспечение по своду данных с АСУ.
В 2024 году в целях обновления оборудования серверной, были улучшены серверы ИИС и сетевое оборудование кибербезопасности в связи с физическим износом, обусловленным беспрерывным функционированием (работает с 2025 года). Были увеличены серверные мощности по бесперебойному функционированию, обновлено оборудование, обеспечивающее температурный режим и бесперебойное электроснабжение серверной ЦИК.
3. Сайт ИИС
Открытое и оперативное отображение результатов голосования для всеобщего обозрения.
В 2024 году, в связи с внедрением дистанционного голосования (ДГ), в ИИС были внесены изменения в части отображения итогов ДГ по каждому УИК
4. На выборах депутатов местных кенешей Кыргызской Республики, прошедших 17 ноября 2024 года, было задействовано 5700 шт. АСУ (Автоматически считывающая урна) с обновлённым функционалом.
5. На выборах депутатов местных кенешей КР, прошедших 17 ноября 2024 года почти все УИК были обеспечены связью, кроме некоторых отдаленных участков, где отсутствовала мобильная связь.
30 октября 2024 года по поручению главы государства, государственный оператор сотовой связи MEGA запустил базовые станции стандарта 2G и LTE (4G) в самом отделенном высокогорном и труднодоступном селе Баткенской области – Зардалы.
Так с избирательного участка №8068 с.Зардалы поступили в 20.03 №25м в порядке очередности поступлений.
Уникальность этого участка заключалась в том, что раньше в селе полностью отсутствовала связь. После голосования сотрудники участка доставляли АСУ пешком по горному склону до района с доступом к связи, откуда данные о голосовании отправлялись дальше.
6. В связи с внедрением в 2024 году дистанционного голосования (ДГ), в сводную таблицу и по каждому участку отображаемую в ИИС были внесены изменения в части отображения итогов ДГ.
Были добавлены 3 столбца:
- Данные голосов избирателей, проголосовавших с дистанционных участков;
- Итоговые данные АСУ УИК + данные с ДГ;
- Итоговые данные ручного ввода УИК + данные с ДГ;
ПРОЗРАЧНОСТЬ
1. При формировании списков кандидатов в городские кенеши политическими партиями (ПП) Система помогает выявить соответствие кандидатов требованиям законодательства и автоматически отслеживать:
- процентное соотношение лиц одного пола;
- лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- сведения о наличии/отсутствии судимости кандидатов;
- сведения о гражданстве, месте прописки кандидатов;
- попадание кандидатов в списки других ПП.
2. Все 2437 УИКов были оснащены камерами видеонаблюдения для обеспечения прозрачности выборов.
На участках, где проходило дистанционное голосование, велась онлайн-трансляция, что позволило общественности следить за ходом выборов в прямом эфире.
Записи видеонаблюдения помогли разрешить спорные ситуации на 2 избирательных участках.
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ
1. Меры по обеспечению кибербезопасности в ходе проведения выборов:
- модернизация серверной инфраструктуры;
- усиление защит от кибератак;
- адаптация программного обеспечения и информационных систем;
- обучение персонала.
2. Предотвращение киберугроз:
- 6 случаев атак;
- более 260 тысяч вредоносных запросов;
- более 22 тысяч попыток нарушения безопасности;
- 91 инцидентов (4 потребовали блокировки);
- более 1,6 миллиона событий, из которых было заблокировано 282 тысячи угроз.
ДИСТАНЦИОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
1. Указом Президента КР от 6 сентября 2024 года ЦИК КР поручено применить дистанционное голосование.
Дистанционное голосование (ДГ) - голосование на (дистанционном) избирательном участке с использованием электронного и/или бумажного избирательного бюллетеня и автоматически сводом данных голосования в электронной системе (ст. 2 ЗКР «О выборах депутатов местных кенешей»).
Цель дистанционного голосования:
- создание условий для расширения возможности участия избирателей, не имеющих возможности проголосовать на избирательном участке;
- увеличение активности молодежи на выборах;
- совершенствование технологий достоверности и прозрачности.
2. Дистанционное голосование предназначено для обеспечения доступа к голосованию гражданам, включенным в список избирателей, но не имеющим возможности голосовать на избирательном участке по месту постоянной регистрации в силу временного отсутствия, и подавшим заявление об участии в дистанционном голосовании.
3. На дистанционном участке голосуют избиратели со всех округов, но их голоса засчитываются по месту их отметки в паспорте (прописки).
Для каждого избирателя распечатывался бюллетень с кандидатами соответствующего округа.
4. По республике открыто 10 дистанционных участков (6 областных центров и 4 в г. Бишкек).
Критериями открытия были: численность населения, количество учащейся молодежи, высокий уровень внутренней миграции.
Всего было подано заявлений: 9050.
Молодые избиратели (18–35 лет): 72%.
Среди подавших заявление были руководители госорганов, студенты, военнослужащие, люди, работающие в вахтовом режиме.
Самый активный пункт приема заявлений Кыргызский национальный университет (г. Бишкек) — 2134 заявления.
5. После завершения дистанционного голосования информационная избирательная система (далее - ИИС) автоматически формирует электронный протокол об итогах дистанционного голосования (ЭПДГ) по утвержденной форме в разрезе соответствующих избирательных участков и округов.
Системные администраторы в территориальных избирательных комиссиях распечатывают ЭПДГ и передают председателю территориальной избирательной комиссии, которая учитывается территориальными избирательными комиссиями при подведении результатов выборов по каждому округу на выборах депутатов местных кенешей.
- Информационное обеспечение выборов депутатов местных кенешей
Член Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики и руководитель рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб, вопросам информирования и агитации Узарбек Жылкыбаев подробно рассказал об основных направлениях информационной работы, проведенной в ходе выборов депутатов местных кенешей.
Информирование избирателей играет ключевую роль в обеспечении открытости, прозрачности избирательного процесса и повышении уровня гражданской активности. Центральная избирательная комиссия активно взаимодействовала со средствами массовой информации и реализовала масштабную разъяснительную кампанию, охватывающую:
- сроки проведения выборов,
- правила голосования,
- участвующие политические партии, кандидатов и их программы.
Основные направления работы ЦИК по информационному обеспечению выборов:
- Аккредитация СМИ
- Центральной избирательной комиссией аккредитовано 66 средств массовой информации и 16 интернет-изданий.
- Всем аккредитованным СМИ регулярно рассылались пресс-релизы и информационные письма со ссылками на ресурсы ЦИК (официальный сайт, страницы в Facebook, Instagram, Telegram, а также материалы на Google Диске).
- Организация и проведение теледебатов политических партий
- В период агитации теледебаты были организованы в прямом эфире на телеканалах «УТРК», «УТРК Ош», «УТРК Жалал-Абад», «УТРК Нарын», «УТРК Талас», «УТРК Чуй» и «УТРК Ысык-Көл ТВ».
- Дебаты проводились в 7 областных городах и дали возможность политическим партиям представить свои программы широкой аудитории избирателей.
- Разработка и распространение информационных материалов
- ЦИК подготовила и разместила на своих платформах 116 видео материалов на кыргызском и русском языках (ролики для ТВ и соцсетей, ЛЭДэкранов, статичные ТВ заставки), новостные сюжеты и другие материалы, разъясняющие избирательные права граждан и правила голосования.
- Подготовлено и выпущено 117 пресс-релизов на сайт, а также переданы рассылку СМИ
- Информационные ресурсы ЦИК: сайт и официальные аккаунты в Facebook, Инстаграмм, Телеграмм, Ютуб
- Сотрудничество с телеканалами УТРК, облтв, ЭлТР, НТС, Регион ТВ, 7 канал, ТВ15, Asia TV, ТV1.
- Сотрудничество с информационными агентствами Акипресс, 24КГ, Спутник Кыргызстан, Кабар.
- Открыты групповые WhatsApp-чаты для рассылки:
- с участием полпредств, акимиатов, мэрий городов, айыл окмотов;
- с участием руководителей областных телеканалов УТРК;
- с участием главных редакторов газет Кыргыз Туусу, Эркин-Тоо, Ош Жанырыгы, Талас Байрагы, Баткен Таны, Чуй баяны, Акыйкат Жалал-Абад;
- пресс-службы Министерства внутренних дел Кыргызской Республики;
- пресс-службы Министерства образования и науки Кыргызской Республики.
- с участием блогеров и лидеров общественного мнения
- Информационное взаимодействие со СМИ
- Председатель и члены ЦИК КР дали 116 интервью в прямом эфире и в записи для телеканалов, радиостанций, газет и информационных агентств.
- При содействии ЦИК КР на государственных телеканалах «УТРК Ала-Тоо 24» и «ЭлТР» подготовлено 67 новостных сюжетов о ходе выборов.
5. Instagram-страница ЦИК:
- За период выборов суммарное количество просмотров составило 925 825.
- Размещено более 140 видеоматериалов.
- Самые популярные видеоролики собрали свыше 120 тысяч просмотров.
- Общий охват аудитории через Instagram составил 1 672 182 человека.
Совет по мониторингу социальных сетей во время выборов
В рамках семинара «Мониторинг социальных сетей во время выборов в Кыргызстане», организованного совместно с Центром гуманитарного диалога (Швейцария), был сформирован Совет по мониторингу соцсетей. В состав совета вошли представители журналистских объединений, медиаэксперты и представители медиаорганизаций.
Члены Совета осуществляли мониторинг социальных сетей на предмет соблюдения норм Меморандума, подписанного 39 политическими партиями - участницами выборного процесса. В общей сложности Совет проанализировал более 50 информационных материалов, размещенных в Facebook, Instagram, Telegram.
В ходе предвыборной кампании в социальных сетях зафиксировано использование языка вражды по признаку пола, возраста со стороны пользователей в адрес ряда кандидатов и партий, распространение дискредитирующих фактов о кандидатах и партиях. Со стороны кандидатов допускались нарушения норм законодательства о выборах - к примеру, использование служебного положения в период выборов. По соответствующим фактам Совет оповещал партии, рабочую группу ЦИК для принятия дальнейших мер по реагированию.
В целом, политические партии и кандидаты не используют всех возможностей социальных медиа платформ для эффективного взаимодействия с избирателями. Многие партии не используют свои официальные аккаунты для информирования и взаимодействия с избирателями. Некоторые используют только один канал связи, игнорируя другие, ограничиваясь только публикацией предвыборных материалов. Часть аккаунтов политических партий оформлены как аккаунты пользователей, большая часть аккаунтов не верифицирована.
Взаимодействие ЦИК КР и Meta (Facebook):
- 4 ноября 2024 года состоялась онлайн-встреча ЦИК КР с представителями Facebook, на которой были обсуждены инструменты для мониторинга политической рекламы и обеспечения прозрачности финансирования.
- Был направлен список 15 000 кандидатов, из которых 5 000 представили партийные списки, для учета их как распространителей политической рекламы.
- Верификация аккаунтов и авторизация рекламы способствовали сокращению нарушений, включая распространение ложной информации и разжигание вражды.
Сотрудничество с блогерами и лидерами общественного мнения
Для повышения информированности молодых избирателей и вовлечения их в избирательный процесс ЦИК активно сотрудничала с инфлюенсерами и гражданскими активистами.
Среди приглашённых блогеров: Эртай Искаков, Таттубек Мамытов, Нуржан Эльдияр уулу (Нурик Миньон), Нурбек Моңолов, Мээрим Толепберген, Азирет Осмонов и другие.
По их инициативе состоялась встреча Председателя ЦИК с 44 блогерами, активистами и общественными деятелями, среди которых:
Атакул Жалилов, Анжелика Кайратова, Азамат Шаршенов, Атай Бейшенбек, Жакшылык Бекназаров, Эркин Рыскулбеков и др.
Блогеры и инфлюенсеры активно вовлекались в процесс информирования о выборах местных кенешей, призывали не продавать свой голос и сделать осознанный выбор за развитие села, города и страны. Их активное участие способствовало значительному расширению охвата аудитории, особенно среди молодежи.
Заключение
В своем заключительном слове Председатель ЦИК КР Н.Шайлдабекова подчеркнула, что будущие выборы нового избирательного цикла требуют ещё большей координации, подготовки и внимательности со стороны избирательных комиссий. Было отмечено, что для обеспечения прозрачности, законности и равных условий для всех участников выборного процесса необходимо приложить максимальные усилия и продолжить работать на столь же высоком уровне. Как было отмечено, миссия избирательных комиссий не ограничивается организацией выборов — она также включает в себя формирование доверия граждан к избирательной системе и укрепление основ демократии в Кыргызской Республике.
Признавая заслуги и эффективную работу избирательных комиссий, ЦИК вручила почетные грамоты и благодарственные письма Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
































