Состоялся тренинг для учителей по проведению воспитательной работы по формированию гражданской идентичности и ценностей «Кыргыз Жараны»
18 декабря 2023
Министерством образования и науки КР, Министерством культуры, информации, спорта и молодежной политики КР совместно с Центром гражданского образования и избирательных технологий ЦИК КР и Фондом «PeaceNexus» ведется работа по разработке методических пособий, предусмотренных в рамках реализации Концепции развития гражданской идентичности Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы (далее – Концепция Кыргыз Жараны).
В рамках работы Межведомственной рабочей группы по разработке методического руководства по формированию гражданской идентичности Кыргыз жараны для организации внеклассной работы в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики разработан проект методического пособия и учебного модуля для учителей по проведению воспитательной работы в 9-11 классах по формированию гражданской идентичности и ценностей «Кыргыз Жараны».
С 14 по 16 декабря 2023 года прошел Тренинг для тренеров (ТоТ) для учителей средних школ по апробированию данного методического пособия и учебного модуля.
Состав участников тренинга был сформирован с учетом представленности всех областей, городских/сельских школ, школ с разными языками обучения.
Как известно, в Концепции Кыргыз Жараны определены 5 приоритетных направлений:
1. Формирование осознанного понимания гражданской идентичности Кыргыз жараны.
2. Укрепление единства народа Кыргызстана, повышение толерантности и сохранение уважения к ценностям многообразия.
3. Развитие и продвижение государственного языка, сохранение и развитие многоязычия.
4. Создание равных условий в доступе к управлению и процессам принятия решений.
5. Повышение доверия к политическим институтам и органам государственной власти.
Меры, направленные на реализацию этих пяти направлений, способствуют формированию активного, ответственного и осознанного гражданина Кыргызстана.
В ноябре 2023 года на общенациональном форуме «Единый народ - сильная страна» Президент С.Жапаров отметил, что «Вопрос формирования общего гражданского самосознания, в первую очередь, всей нашей молодежи независимо от их этнической принадлежности является важным условием укрепления единства, сплоченности нашего народа и целостности нашей страны. Формирование и укрепление общегражданского и государственного единства - означает, что независимо от нашей этнической принадлежности, мы, все граждане Кыргызстана, в равное степени ответственны за совместное созидание на нашей земле, за гармоничное развитие экономики страны, вместе строим нашу общую страну.».
Вопросы национального единства, многообразия, толерантности, развития государства и доверия к государственным институтам и власти также нашли отражения в обсуждениях второго Народного курултая, состоявшего 15-16 декабря 2023 года.
На тренинге было отмечено о важности формирования гражданской идентичности и ценностей «Кыргыз Жараны» среди старшеклассников в школах. Именно в это период молодежь формирует свое мировоззрение, ставит цели, начинает понимать свои права и обязанности как гражданина.
Ежегодно в списки избирателей Кыргызской Республики включается около 80 тысяч новых избирателей, которым исполнилось 18 лет. Именно в этом возрасте молодежь берет ответственность за будущее развитие нашей страны.
В рамках тренинга участники расширили свои знания по Концепции Кыргыз Жараны, по особенностям учащихся старших классов и специфике организации воспитательной работы, научились новым методикам преподавания, ознакомились с новыми форматами воспитания и обучения.
Участники поделились своим опытом и лучшими практиками воспитательной работы, обсудили существующие проблемы, по-новому взглянули на решение тех или иных вопросов.
В завершении участники тренинга пришли к единому мнению, что «Кыргыз Жараны» начинается с каждого из нас, и в данном процессе вклад учителя в формировании ответственного гражданина очень важен.
По итогам ТоТ с учетом поступивших предложений от учителей методическое пособие и учебный модуль будут доработаны, презентованы Межведомственной рабочей группе и переданы в Министерство образования и науки КР.











