Миссия ШОС: Нарушений норм выборного законодательства Кыргызской Республики, ставящих под сомнение легитимность выборов, не отмечено

30 ноября 2021

Заявление Миссии наблюдателей от ШОС за ходом подготовки и проведением выборов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Глава Миссии – Заместитель Генерального секретаря ШОС Ерик Ашимов

По приглашению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – ЦИК) Миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества (далее - Миссия) осуществляла мониторинг за ходом подготовки и проведением выборов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики VII созыва, которые состоялись 28 ноября 2021 года.

Приглашение международных наблюдателей расценивается Миссией как стремление Кыргызской Республики обеспечить максимальную открытость, прозрачность и демократичность выборов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

1. Состав Миссии

В составе Миссии было аккредитовано 19 наблюдателей — представителей научных, законодательных и избирательных ведомств, дипломатических представительств государств-членов ШОС, а также должностные лица Секретариата ШОС.

2. Деятельность Миссии

Миссия выполняла свои функции, руководствуясь Положением «О Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах», соблюдая принципы политической нейтральности, объективности и невмешательства во внутренние дела государства, в строгом соответствии с национальным законодательством Кыргызской Республики.

С октября 2021 года Секретариат ШОС приступил к формированию состава Миссии и к углубленному анализу избирательного законодательства и практики проведения выборов в Кыргызской Республике.

Миссия осуществляла свою деятельность в соответствии с разработанной Программой работы Миссии наблюдателей от ШОС за ходом подготовки и проведения выборов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Миссия провела встречу с руководством ЦИК Кыргызстана, а также с председателями, секретарями и членами городских, районных и участковых избирательных комиссий, избирателями, местными наблюдателями, представителями средств массовой информации и миссий наблюдателей от международных организаций.

Все заключения и выводы Миссии основаны на проведенных членами Миссии личных наблюдениях и фактических материалах, собранных накануне и в день выборов.

3. Законодательная база для проведения референдума

Основу законодательной базы Кыргызской Республики составляет Конституция Кыргызской Республики и Конституционный закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

4. Кандидаты в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики

ЦИК зарегистрировала 21 политическую партию на выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: «Бутун Кыргызстан», «Ата-Мекен», «Ишеним», «Ынтымак», «Улуттар Биримдиги», «Ата-Журт Кыргызстан», «Ыйман Нуру», «Альянс», «Эл Умуту», «Азаттык», «Улуу-Журт», «Мекенчил Эл», «Патриотическая партия Единения Кыргызстана», «Социал-демократы», «Партия народного достояния - Аруузат», «Ордо», «Либерально-демократическая партия Кыргызстана «Багыт», «Партия Зеленых Кыргызстана», «Легалайз», «Кучтуу регион», «Жашасын Кыргызстан».

Указанные партии выдвинули 1004 кандидата. По одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе зарегистрировано 282 кандидата.

Согласно нормативно-правовым документам Жогорку Кенеш Кыргызской Республики состоит из 90 депутатов, из них 54 избираются по единому избирательному округу по пропорциональной системе и 36 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе.

5. Предвыборная агитация

Предвыборная агитация началась со дня окончания срока регистрации всех кандидатов (29 октября 2021 года) и завершилась за 24 часа (8:00 часов 27 ноября 2021 года) до дня голосования.

Политические партии на равных условиях проводили агитационную работу (через СМИ, организация массовых мероприятий с соблюдением социальной дистанции и санитарно-эпидимиологических требований, путем выпуска и распространения агитационных материалов и иных форм, закрепленных в НПА КР). Кроме этого, была проведена широкая разъяснительная работа о правилах проведения предвыборной агитации по центральному телевидению.

6. Использование современных информационных и цифровых технологий

В ходе выборов были задействованы информационные системы и сервисы ЦИК Кыргызской Республики.

В ходе голосования использовалась идентификация избирателей по биометрическим данным, на избирательных участках применялись автоматические считывающие устройства (АСУ). Избирательные участки были обеспечены необходимым количеством АСУ и оснащены специальным оборудованием (кабины, мониторы, ящики) для осуществления визуального контроля наблюдателями.

Веб-сайт ЦИК Кыргызской Республики (shailoo.gov.kg) всесторонне освещал деятельность ЦИК, а также предоставлял полную информацию о ходе проведения выборов.

На государственном портале «Тизме» (tizme.gov.kg) была размещена информация о списках избирателей в электронном формате в разрезе избирательных участков, районов, городов.

Информационная система «Единая система учета избирателей» обеспечивала гарантии избирательных прав граждан Кыргызской Республики на участие в всеобщем голосовании.

В «Реестре жалоб и обращений» на сайте ЦИК в режиме онлайн размещалась информация по всем заявлениям и жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, результатах их рассмотрения избирательными комиссиями и судами, с отображением скан-копий самих заявлений и жалоб, принятых решений, судебных актов.

Разработан общий портал для возможной проверки номера избирательного участка путем направления сообщений через мобильные телефоны, а также посредством социальных сетей и мобильных приложений. Граждане Кыргызской Республики могли следить за ходом избирательной кампании.

7.Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности во время голосования

Министерством здравоохранения Кыргызской Республики совместно с ЦИК разработан «Алгоритм действий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности и защиты здоровья граждан от COVID-19 в период подготовки и проведения выборов и референдумов Кыргызской Республики 28 ноября 2021 года».

Согласно указанному алгоритму в условиях эпидемии коронавирусной инфекции участниками избирательного процесса были в целом соблюдены меры социально-эпидемиологической безопасности.

8. Условия для избирателей с ограниченными возможностями

По всей территории Кыргызской Республики были созданы соответствующие условия и возможности для равного и свободного осуществления всех конституционных прав лиц с ограниченными возможностями.

ЦИК для удобства информирования избирателей с ограниченными возможностями оснастила каждый избирательный участок и общественные организации информационными брошюрами, плакатами и иными материалами. В то же время на официальном сайте ЦИК были размещенывидео (с сурдопереводом) и аудиоматериалы.

9. Подготовительная работа к выборам депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

С момента подписания Указа Президента Кыргызской Республики «О назначении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 29 августа 2021 года ЦИК осуществляла свою деятельность согласно разработанному Календарному плану основных организационно-практических мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Были сформированы рабочие группы по следующим направлениям: рассмотрение заявлений и жалоб; информирование избирателей, и иных субъектов избирательного процесса; оперативного реагирования; контрольно-ревизионная; обеспечение избирательных прав граждан Кыргызской Республики, временно проживающих или прибывающих за рубежом; совершенствование реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики с ограниченными возможностями; усовершенствование программного обеспечения; формирование списка избирателей по единому и одномандатным избирательным округам; формирование избирательных округов; прием и проверка избирательных документов, представляемых кандидатами и политическими партиями.

Организовано обучение для всех участников избирательного процесса.

По предложению Министерства иностранных дел Кыргызской Республики при диппредставительствах страны было образовано 59 избирательных участков в 29 государствах. Список зарубежных участков с указанием адресов и контактными реквизитами был размещен на официальном сайте ЦИК.

Также совместными усилиями ЦИК, министерств иностранных дел и цифрового развития Кыргызстана созданы «Мобильные группы», которые проводили информационно-разъяснительную работу по организации предстоящих парламентских выборов.

Контрольные списки избирателей на выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики были вывешены во всех 2494 избирательных участках (2435 на территории страны и 59 избирательных участков за рубежом) и на государственном портале избирателей «Тизме» - https://tizme.gov.kg/.

10. День выборов

В целях получения наиболее полного представления о ходе избирательного процесса на территории Кыргызстана члены Миссии осуществляли наблюдение в Бишкеке и в других населенных пунктах Кыргызстана. При этом члены Миссии от ШОС провели мониторинг избирательного процесса в Посольстве Кыргызской Республики в Китайской Народной Республике.

Миссия присутствовала при подготовке избирательного участка к открытию, в том числе при пломбировании АСУ для голосования. Голосование проводилось с 08:00 до 20:00 чч. Сразу по завершении голосования состоялся подсчет голосов.

Члены Миссии в период своей деятельности посетили более 120 избирательных участков.

Выбор избирательного участка для наблюдения осуществлялся членами Миссии самостоятельно. Каких-либо препятствий по посещению того или иного избирательного участка членам Миссии не создавалось.

В участковых избирательных комиссиях в полном объеме были представлены документальная и информационно-справочная литература, журналы регистрации наблюдателей, методические сборники, графики дежурств, схемы эвакуации и другие документы.

Жалоб и замечаний по ходу голосования в адрес представителей Миссии не поступало.

11. Основные выводы

Миссия отмечает, что выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики были проведены в атмосфере открытости и прозрачности, с активным участием представителей гражданского общества.

Нарушений норм выборного законодательства Кыргызской Республики, ставящих под сомнение легитимность выборов, Миссией не отмечено.

Миссия признает прошедшие выборы прозрачными, достоверными и демократичными.

Миссия констатирует, что состоявшиеся 28 ноября 2021 года выборы явились важным шагом на пути дальнейшего развития демократических процессов в Кыргызской Республике.

Миссия поздравляет народ Кыргызской Республики с успешным проведением выборов и желает дальнейших успехов в реализации курса на укрепление независимости, суверенитета и устойчивого социально-экономического развития страны.

От государств-членов ШОС в состав Миссии вошли:

  1. Абишева Гульнар Мукангалиевна – Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии Алмалинского района г. Алматы Республики Казахстан;
  2. Мамыкин Евгений Владимирович – Руководитель департамента Республиканского государственного предприятия «Инженерно-технический центр Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан»;
  3. Сюэ Гуансен – Первый секретарь Посольства Китайской Народной Республики в Кыргызской Республике;
  4. Тарик Али – Заместитель диппредставительства Исламской Республики Пакистан в Кыргызской Республике;
  5. Семисотов Николай Петрович – Член Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  6. Чепа Алексей Васильевич –Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по международным делам;
  7. Курдюмов Александр Борисович – Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  8. Петренко Юлиана Юрьевна – Главный консультант Управления по вопросам взаимодействия с политическими партиями и международного сотрудничества Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  9. Салими Носирджон Юсуфзода – Член Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан;
  10. Шодмонбеков Юсуфбек Рустамбекович – Член Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан;
  11. Сирожиддинов Шухрат Самариддинович – Ректор Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы им. А. Навои;
  12. Хаджиев Ихтияр Бахтиярович – Начальник отдела Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.

От Секретариата ШОС:

  1. Логвинов Григорий Семенович – Заместитель Генерального секретаря ШОС;
  2. Раханова Минара Слямхановна – Советник (Координатор Миссии от ШОС в Бишкеке);
  3. Соатов Шерзод Мухитдинович - Эксперт первой категории (Координатор Миссии от ШОСв Бишкеке);
  4. Чиркеев Даниар Айдарбекович – Референт (Секретарь Миссии от ШОС);
  5. Ришаб Део – Референт;
  6. Куранов Умид Махаммадович – Референт.