06.08.2018 №14 О жалобе Уметалиевой Т. Дж.

3 августа 2018 года в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – ЦИК КР) поступила жалоба от гражданки Уметалиевой Токтайым Джумаковны об отмене решения Бишкекской территориальной избирательной комиссии (далее – Бишкекская ТИК) “Об отказе в регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек”от 31 июля 2018 года № 8/3.
6 августа 2018 года состоялось заседание Рабочей группы по рассмотрению жалоб и заявлений избирателей и иных субъектов избирательного процесса (далее – Рабочая группа). На заседании Рабочей группы присутствовали Уметалиева Т., Дж, ее доверенные лица Камбаров Н. К., Бабакулов А. С., Сабырбеков Б., М., председатель Бишкекской ТИК Маматов К. А., спецпредставитель ЦИК КР в Бишкекской ТИК Турумбеков М.
В ходе заседания Рабочей группы Уметалиева Т. Дж. дополнила свои требования – рассмотреть вопрос о совместимости позиции председателя Бишкекской ТИК Маматова К. А. с занимаемой должностью по основному месту работы.
31 июля 2018 года в Бишкекскую ТИК обратилась  Уметалиева Т. Дж. с заявлением о регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек в порядке «самовыдвижения».
Решением Бишкекской ТИК от 31 июля 2018 года № 8/3 Уметалиевой Т. Дж. в регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек  отказано.
В решении Бишкекской ТИК отмечено следующее: в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Конституции Кыргызской Республики, граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией и законами.
Согласно части 2 статьи 23 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», право на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек имеют фракции, коалиции фракций Бишкекского городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики. Таким образом, законодательством четко определено кому представлено право на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек.
Уметалиева Т. Дж. обратилась в Бишкекскую территориальную избирательную комиссию с заявлением о регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек в порядке «самовыдвижения». Однако, действующим законодательством не предусмотрен порядок самовыдвижения кандидатом на должность мэра города Бишкек,.
Вышеуказанное обжалуемое решение Бишкекской ТИК принято в соответствии со статьей 52 Конституции Кыргызской Республики, статьей 23 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», статьей 20 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики».
1. Уметалиева Т. Дж. в своей жалобе указывает, что «Закон КР «О статусе столицы» не является конституционным законом, а простым законом 4 степени, вступающим в противоречие со ст. 52  Конституции КР. В случае такого противоречия принимаются решения по нормам права вышестоящего закона. Также биография соответствует статье 22 Закона КР «О статусе столицы» (Требования к мэру города Бишкек).
ЦИК КР отмечает, в соответствии со статьей 2 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»:
законодательство это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;
норма права (правовая норма) - общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Статьей 52 Конституции Кыргызской Республики установлено, что граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией и законами.
В соответствии с частью 2 статьи 112 раздела 8 (Местное самоуправление) Конституции Кыргызской Республики, Главы исполнительных органов местного самоуправления избираются в порядке, установленном законом.
Частью 1 статьи 43 Закона КР «О местном самоуправлении» установлено, что «Выборы мэров городов Бишкек и Ош определяются отдельным законом». Согласно части 2 статьи 44 Закона КР «О местном самоуправлении» «Особенности организации деятельности местного самоуправления в городах республиканского значения определяются законодательством Кыргызской Республики об их статусе».
Согласно Закону КР «О статусе столицы», он «устанавливает особенности организации и осуществления местного самоуправления, порядка формирования органов местного самоуправления в нем, их функции и полномочия, взаимодействия с органами государственной власти, а также закрепляет правовые, организационные, экономические, финансовые и социальные условия осуществления управления в городе Бишкек».
Таким образом, вышеуказанными нормами законодательства  определен  порядок формирования и проведения выборов мэра города Бишкек.
Статьей 23 Закона КР «О статусе столицы» (Выборы мэра города Бишкек) установлен порядок выдвижения кандидатов на должность мэра города, организация и проведения выборов мэра города. В соответствии с частью 2 статьи 23 указанного Закона «Право на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек имеют фракции, коалиции фракций Бишкекского городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики». В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 25 Закона КР «О статусе столицы», «несоблюдение порядка выдвижения, предусмотренного настоящим Законом» может быть основанием отказа в регистрации кандидата.
Уметалиевой Т. Дж. отказано в регистрации кандидатом на должность мэра города Бишкек в связи с несоблюдением порядка выдвижения, предусмотренного Законом КР «О статусе столицы».
ЦИК КР считает, что принятое решение Бишкекской ТИК от 31 июля 2018 года № 8/3 об отказе в регистрации Уметалиевой Т. Дж. кандидатом на должность мэра города Бишкек соответствует нормам действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.
2. Уметалиева Т. Дж. отмечает в своем заявлении «секретарь Щербинина А. является ли членом Бишкекской ТИК, имеет ли полномочия?».
В соответствии с частями 1, 4 статьи 19 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики»: территориальная, участковая избирательная комиссия формируется сроком на два года в составе одной второй представителей от политических партий и одной второй - от представителей представительных органов местного самоуправления. Территориальная избирательная комиссия формируется Центральной избирательной комиссией в составе не менее одиннадцати членов из представителей политических партий и лиц, состоящих в резерве соответствующей территориальной избирательной комиссии.
Щербинина Ольга была представлена в состав Бишкекской ТИК в числе кандидатур, утвержденных представительным органом местного самоуправления (постановление Бишкекского городского кенеша от 6 февраля 2018 года № 52).
В соответствии с постановлением ЦИК КР «О формировании составов и резервов территориальных избирательных комиссий Кыргызской Республики» от 13 марта 2018 года № 52,  Щербинина О. включена в состав Бишкекской территориальной избирательной комиссии. Решением Бишкекской ТИК от 14 марта 2018 года №1 Щербинина О. избрана секретарем Бишкекской ТИК.
Согласно ч. 11 ст. 23 Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», решения территориальной избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Таким образом, Щербинина О. правомочна подписывать решение Бишкекской ТИК в качестве её секретаря.
3. Далее, Уметалиева Т.Дж. просит рассмотреть вопрос о совместимости занимаемой должности Маматова К. А. по основному месту работы с председательством в Бишкекской ТИК.
В соответствии с ч. 1 ст.22 Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», членом территориальной, участковой избирательной комиссии не может быть:
1) депутат Жогорку Кенеша, депутат местного кенеша;
2) должностное лицо государственных органов и органов местного самоуправления;
3) судья, работник правоохранительного и фискального органа, военнослужащий;
4) кандидат, представитель кандидата и политической партии;
5) лицо, имеющее гражданство иного государства;
6) лицо, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке;
7) член другой избирательной комиссии.
Председатель Бишкекской ТИК Маматов К. А. по основному месту работы занимает должность председателя Совета директоров ОАО «Айыл Банк».
В соответствии со свидетельством о государственной перерегистрации юридического лица от 7 мая 2018 года форма собственности ОАО «Айыл Банк» - частная.
Согласно ст. 3 Закона КР «Об акционерных обществах», «акционерное общество - это юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность с целью получения прибыли и привлекающее средства путем выпуска и размещения акций. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов».
Согласно Закону «О государственной и муниципальной службе», Реестру государственных и муниципальных должностей, утвержденному Указом Президента КР от 31 января 2017 года УП № 17, должность председателя ОАО «Айыл Банк» не относится к должностным лицам государственных органов и органов МСУ.
Исходя из норм законодательства, должность Маматова К. А. по основному месту работу не относится к категории должностей, которые не совместимы со статусом члена избирательной комиссии и председателя Бишкекской ТИК.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 52, 112  Конституции Кыргызской Республики, статьями 23, 25 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», статьями 43, 44 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», статьями 7, 18, 22 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», пунктом 14 Положения «О выборах мэра городов Бишкек и Ош», утвержденного постановлением ЦИК КР от 26 декабря 2013 года № 191, Решением Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике от 6 августа 2018 года, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

РЕШИЛА:

1. В удовлетворении требований Уметалиевой Токтайым Джумаковны об отмене решения Бишкекской территориальной избирательной комиссии от 31 июля 2018 года № 8/3 - отказать.
2.Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Эшимова А. Ж.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ            Н. ШАЙЛДАБЕКОВА
г. Бишкек 6 августа  2018 года
№ 14