15.11.2021 №786 О внесении изменений в постановление ЦИК КР «О Положении об организации и порядке голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах Президента КР и депутатов ЖК КР»
О внесении изменений в постановление Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики «О Положении об организации и порядке голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 26 июня 2020 года № 121
В соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики
«О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 26 августа 2021 года № 103, руководствуясь статьями 3, 4 и 8 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики»,
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики «О Положении об организации и порядке голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 26 июня 2020 года № 121 следующие изменения:
1) в преамбуле постановления слова «статьями 7 и 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» заменить словами «статьями 4 и 8 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики»;
2) в Положении об организации и порядке голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов избирательными комиссиями на выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:
– пункт 5:
дополнить подпунктом 11 следующего содержания:
«11) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – окружные избирательные комиссии);
в абзаце четвертом слова «Кандидаты политических партий» заменить словами «Кандидаты, кандидаты политических партий»;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
«В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований, а равно нарушения сроков, установленных законодательством, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, кандидаты, кандидаты политических партий, иных некоммерческих организаций и других юридических лиц несут ответственность в соответствии с законом.»;
– в абзацах пятом и шестом пункта 6 слова «кандидатов политических партий» заменить словами «кандидатов, политических партий»;
– в пункте 7:
в абзаце втором слова «территориальной избирательной комиссии» заменить словами «окружной, территориальной избирательной комиссии»;
в абзаце четвертом
слова «территориальными избирательными комиссиями» заменить словами «территориальными, окружными избирательными комиссиями»;
– пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. В помещении для голосования избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются информационные материалы о всех кандидатах, политических партиях, зарегистрировавших списки кандидатов, с указанием порядкового номера каждого кандидата. Форма информационных материалов утверждается Центральной избирательной комиссией.
В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде размещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименование политических партий. Этот образец рекомендуется размещать и в кабинах для тайного голосования.
В случае выбытия кандидата, кандидата из списка кандидатов политической партии после утверждения формы и текста информационных материалов, сведения о кандидате вычеркиваются в информационных материалах в полном объеме, включая порядковый номер в списке кандидатов.»;
– пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Сведения о зарегистрированных кандидатах, кандидатах политических партий, внесенных в избирательный бюллетень, размещаются в информационных материалах в той же последовательности, которая была определена при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня.»;
– во втором предложении пункта 11 слова «Кандидатам политических партий» заменить словам «Кандидатам, политическим партиям»;
– абзац второй пункта 16 изложить в следующей редакции:
«Допуск в помещение для голосования должен производиться таким образом, чтобы не было скопления избирателей, препятствующего наблюдению представителями кандидатов, политических партий.»;
– пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством (но не более трех) переносных ящиков для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводят члены участковой избирательной комиссии совместно с оператором, которые получают необходимое количество избирательных бюллетеней под роспись, а также предварительно опечатанные (опломбированные) переносные ящики. Голосование вне помещения для голосования проводится в присутствии представителей кандидатов, политических партий, наблюдателей, представителей средств массовой информации.
На выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики необходимо наличие двух переносных ящиков отдельно по каждому виду голосования (по единому и одномандатному округам).»;
– пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. Участковая избирательная комиссия за 2 дня до голосования на своем заседании жеребьевкой определяет членов комиссии (не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии), которые будут организовывать голосование вне помещения для голосования. Председатель, секретарь и операторы избирательного оборудования участковой избирательной комиссии в жеребьевке не участвуют.
За 2 дня до дня голосования участковая избирательная комиссия на своем участке обязана вывесить реестр избирателей, подавших письменное заявление о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования.
На выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики реестр избирателей, подавших письменное заявление, ведется отдельно по каждому виду голосования (по единому и одномандатному округам).»;
– во втором предложении пункта 24 слова «политических партий» заменить словам «кандидатов и политических партий»;
– абзац второй пункта 28 изложить в следующей редакции:
«Об окончании голосования вне помещения составляется акт, который содержит информацию о количестве заявлений о голосовании вне помещения, количестве проголосовавших избирателей, количестве выданных избирательных бюллетеней, количестве чеков, количестве неиспользованных бюллетеней и количестве возвращенных испорченных бюллетеней, подписываемый всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, представителями кандидатов, политических партий и наблюдателями. Каждому лицу, присутствовавшему при составлении акта, незамедлительно после подписания акта выдается его копия, заверенная печатью.»;
– абзац второй пункта 31 изложить в следующей редакции:
«При этом председатель, секретарь участковой избирательной комиссии и операторы избирательного оборудования в жеребьевке не участвуют.»;
– пункт 32 изложить в следующей редакции:
«32. Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей вскрывает опечатанный сейф (шкаф), в котором находятся список избирателей данного участка, избирательные бюллетени и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения; вынимает из сейфа (шкафа) бумажный список избирателей, иное необходимое оборудование с электронным списком избирателей, оглашает число включенных в список избирателей, дает возможность визуально ознакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей присутствующим лицам, затем раздает его членам участковой избирательной комиссии, которые несут ответственность за регистрацию избирателей и заполнение бумажного списка избирателей в день голосования. В соответствии с законодательством списки избирателей составляются в электронном и бумажном виде и передаются участковым избирательным комиссиям в установленные сроки. Электронный список избирателей находится в специальном устройстве.»
– в первом предложении пункта 33 слова «кандидатов политических партий» заменить словами «кандидатов, политических партий»;
– пункт 34 изложить в следующей редакции:
«34. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о количестве избирательных бюллетеней, полученных от вышестоящей избирательной комиссии и выданных для голосования вне помещения. Члены участковой избирательной комиссии в присутствии представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей пересчитывают и оглашают количество избирательных бюллетеней, затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет их для визуального ознакомления присутствующим лицам и заносит число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.»;
– пункт 36 изложить в следующей редакции:
«36. В помещении для голосования члены участковой избирательной комиссии, определенные путем жеребьевки совместно с операторами, проводят идентификацию избирателя по его биометрическим и персональным данным с применением оборудования по идентификации. Идентификация избирателя должна проводиться на расстоянии и в условиях, обеспечивающих представителям кандидатов, политических партий и наблюдателям обозрение процедуры идентификации избирателя и монитора.
Для идентификации избирателя по его биометрическим и персональным данным согласие избирателя не требуется.
В помещении для голосования должен быть установлен монитор в месте, доступном для осуществления визуального контроля наблюдателями, представителями кандидатов, политических партий.
При этом на мониторе, вывешенном на обозримом для представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей месте, высвечивается следующая информация:
- общее количество граждан, включенных в список избирателей на данном избирательном участке;
- количество избирателей, прошедших идентификацию и получивших чек о прохождении идентификации на этом избирательном участке на данный момент;
- фотография избирателя, проходящего идентификацию;
- иная информация, определенная Центральной избирательной комиссией совместно с уполномоченным государственным органом, в соответствии с техническими возможностями оборудования.
После идентификации избирателя распечатывается чек (на выборах депутатов Жогорку Кенеша избирателю выдаются два чека: один по единому избирательному округу и один по одномандатному избирательному округу в зависимости от включения в соответствующий список избирателей). Чек предъявляется избирателем члену участковой избирательной комиссии, который выдает ему бюллетень для голосования в обмен на чек. На выборах депутата Жогорку Кенеша избирателю выдаются два избирательных бюллетеня: один по единому избирательному округу и один по одномандатному избирательному округу.
Членам участковой избирательной комиссии и операторам биометрической идентификации запрещается передавать данные о списках проголосовавших (не проголосовавших) третьим лицам.
О каждом случае, когда оборудование отказывает в идентификации избирателя, находящегося в окончательном списке избирателей по данному избирательному участку, и не выдает чек о прохождении идентификации, если все неоднократно предпринятые меры по идентификации не дали результатов, член избирательной комиссии, ответственный за процесс идентификации, информирует председателя, после чего составляет акт об отказе оборудования в двух экземплярах. Акт подписывается членом избирательной комиссии, ответственным за контроль над процессом идентификации, оператором и соответствующим избирателем. Один экземпляр вручается избирателю, а второй экземпляр остается в избирательной комиссии, которая после официального опубликования результатов выборов направляет эти акты в соответствующие государственные органы для принятия мер. При этом избиратель не допускается к голосованию.
В случае выдачи избирателю избирательного бюллетеня без чека соответствующий член участковой избирательной комиссии несет предусмотренную законодательством ответственность.»;
– пункт 37 изложить в следующей редакции:
«37. Сведения о количестве проголосовавших, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в ящики для голосования, заносятся в акт участковыми избирательными комиссиями и передаются в окружную, территориальную избирательную комиссию через каждые 2 часа, системный администратор окружной, территориальной избирательной комиссии вводит и автоматически публикует полученные данные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Окончательные сведения о количестве проголосовавших избирателей, основанные на количестве избирательных бюллетеней, опущенных в ящики для голосования, передаются в Центральную избирательную комиссию сразу же после закрытия избирательных участков, но до вскрытия урн с бюллетенями.»;
– пункт 43 изложить в следующей редакции:
«43. На выборах Президента избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех».
На выборах депутатов Жогорку Кенеша по одномандатному избирательному округу избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемуся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех».
На выборах депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу избиратель ставит в первой части избирательного бюллетеня соответствующую отметку в одном квадрате, относящемуся к политической партии. Во второй части избирательного бюллетеня, избиратель ставит отметку в одном квадрате, относящемуся к порядковому номеру соответствующего кандидата, в пользу которого сделан выбор. В случае, если избиратель не делает свой выбор в пользу ни одной политической партии, то ставит отметку в квадрате к позиции «Против всех».
Отметка, проставленная вне квадрата, не засчитывается.»;
– пункт 46 изложить в следующей редакции:
«46. На выборах депутатов Жогорку Кенеша в помещении для голосования, установливаются две отдельные автоматически считывающие урны.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в соответствующие опечатанные (опломбированные) ящики для голосования для выборов Президента Кыргызской Республики, для выборов депутатов Жогорку Кенеша по одномандатному избирательному округу и для выборов депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу. Запрещается выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования. Запрещается нахождение возле ящика для голосования иных лиц, кроме избирателя, опускающего избирательный бюллетень, за исключением случаев, когда по просьбе избирателя, затрудняющегося с правилами опускания бюллетеня в автоматически считывающую урну, может быть приглашен один из членов избирательной комиссии или технический специалист (оператор). Лицам, находящимся в помещении для голосования, запрещается закрывать обзор или иным способом препятствовать наблюдению за ящиком для голосования.»;
– пункт 47 изложить в следующей редакции:
«47. В случае сбоя автоматически считывающей урны в день выборов оператор автоматически считывающей урны незамедлительно обращается к специалистам группы технической поддержки Центральной избирательной комиссии. Если по результатам осмотра работоспособность автоматически считывающей урны не подлежит к восстановлению голосование осуществляется на основе использования запасной автоматически считывающей урны. При этом участковая избирательная комиссия составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии и операторами, наблюдателями, представителей кандидатов, политических партий.
В случае утраты работоспособности запасных автоматически считывающих урн, голосование осуществляется на основании стационарного (прозрачного) ящика для голосования. При этом участковая избирательная комиссия также составляет акт, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии, операторами, наблюдателями, представителей кандидатов, политических партий.
О каждом случае сбоя автоматически считывающих урн, председатели участковых избирательных комиссий обязаны оперативно сообщать в группу технической поддержки Центральной избирательной комиссии.
В случае, если до установления запасной автоматически считывающей урны на участке использовался стационарный (прозрачный) ящик для голосования, то после окончания голосования избирательные бюллетени, находящиеся в стационарном (прозрачном) ящике для голосования, извлекаются и пропускаются через действующую автоматически считывающую урну в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов, политических партий.
В случае если на избирательном участке, в результате утраты работоспособности основной автоматически считывающей урны и запасной автоматически считывающей урны, использовался стационарный (прозрачный) ящик для голосования, протокол предварительного подсчета голосов избирателей не составляется.»;
– в пункте 49:
в абзаце первом слова «на ее заседании» исключить;
абзац второй изложить в следующей редакции:
«В процессе подсчета голосов и установления итогов голосования представителями кандидатов, политических партий, наблюдателями, представителями средств массовой информации могут производиться фотографирование, кино-, видеосъемка с места, определенного председателем участковой избирательной комиссии, обеспечивающего обзор и не препятствующего работе участковой избирательной комиссии.»;
– пункт 50 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам Президента, затем - депутатов Жогорку Кенеша. На выборах депутатов Жогорку Кенеша в первую очередь осуществляется подсчет голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, во вторую очередь осуществляется подсчет голосов избирателей, поданных за политические партии и их кандидатов по единому избирательному округу.»;
– в пункте 51 слова «(при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, списков кандидатов)» заменить словами «(при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований политических партий и квадратов с порядковыми номерами кандидатов)»;
– абзац четвертый пункта 52 изложить в следующей редакции:
«После проведения работы со списком избирателей составляется акт о числе избирательных бюллетеней, выданных избирателям. Копию акта, заверенную подписью председателя и печатью участковой избирательной комиссии, выдают присутствующим кандидатам, представителям кандидатов, политических партий, средств массовой информации, наблюдателям, затем данные заносятся в протокол увеличенной формы.»;
– пункт 55 изложить в следующей редакции:
«55. Автоматически считывающая урна формирует и выдает бумажный протокол о предварительных итогах голосования, в котором указывается количество обработанных бюллетеней, а также суммарное значение количества голосов избирателей, набранных кандидатом, каждой политической партией и в позиции "Против всех".
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей председатель участковой избирательной комиссии объявляет предварительные итоги голосования по автоматически считывающим урнам, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и оглашается перед всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии, представителями кандидатов, политических партий, наблюдателями, представителями средств массовой информации.
Автоматически считывающие урны не должны допускать раскрытия тайны голосования на весь период голосования и не должны быть подключенными к проводным и беспроводным сетям. Вывод данных об итогах голосования из автоматически считывающих урн осуществляется участковой избирательной комиссией после 20 часов, но не позднее 23 часов в день голосования. Отчеты автоматически считывающей урны, заверенные печатью, первичные и итоговые отчеты по идентификации, заверенные печатью, выдаются всем представителям кандидатов, политических партий, наблюдателям, находящимся в помещении для голосования.
В случае невозможности передачи данных из автоматически считывающей урны из-за проблем со связью участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, и передача данных на сервер Центральной избирательной комиссии производится в окружной, территориальной избирательной комиссии в присутствии представителей кандидатов, политической партии и наблюдателей.
Протокол автоматически считывающей урны о предварительных итогах голосования в бумажном виде выдается всем присутствующим при подсчете голосов, является предварительной информацией, не имеющей юридического значения.»;
– пункт 57 изложить в следующей редакции:
«57. На выборах Президента члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, позицию "Против всех", одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и предоставляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете.
На выборах депутатов Жогорку Кенеша члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого кандидата, за каждую политическую партию, позицию «Против всех», одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете.
С рассортированными избирательными бюллетенями вправе ознакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии представители кандидатов, политических партий, наблюдатели.»;
– первое предложение пункта 58 изложить в следующей редакции:
«На выборах Президента производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы отдельно по каждому кандидату и позиции «Против всех»»;
– дополнить пунктами 581 и 582 следующего содержания:
«581. На выборах депутатов Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам подсчет голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты установленной формы отдельно по каждому кандидату и позиции "Против всех". Подсчет рассортированных избирательных бюллетеней осуществляется вслух, путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли слышать и видеть отметку избирателя в избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
Полученные данные, которые определяются по соответствующим отметкам (голосам) избирателей в избирательных бюллетенях, поданным за каждого кандидата, кандидата из списка кандидатов и позицию "Против всех", заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
582. На выборах депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу подсчет голосов избирателей производится по избирательным бюллетеням установленной формы отдельно по каждой политической партии и позиции «Против всех». Подсчет рассортированных избирательных бюллетеней осуществляется вслух, путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли слышать и видеть отметку избирателя в избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
Данные, полученные по итогам подсчета избирательных бюллетеней по каждой политической партии и позиции «Против всех», объявляются и заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
Затем из рассортированных по политическим партиям избирательных бюллетеней отдельно по каждой политической партии, в очередности указанной в первой части избирательного бюллетеня, производится подсчет голосов избирателей по порядковому номеру кандидата из списка кандидатов.
Данные, полученные по итогам подсчета избирательных бюллетеней по каждому кандидату из списка кандидатов, объявляются и заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
Если избиратель поставил в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к политической партии, при этом не поставил отметку по порядковому номеру кандидата из списка кандидатов, либо поставил отметку в квадрате выбывшего кандидата, то голос избирателя засчитывается в пользу данной политической партии. Такие голоса избирателей подсчитываются отдельно и заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.»;
– дополнить пунктом 591 следующего содержания:
«591. На выборах депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу недействительными считаются избирательные бюллетени, если:
1) избиратель поставил в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к политической партии, но при этом, в нарушение части 82 статьи 31 конституционного Закона, поставил более одной отметки в квадратах с порядковыми номерами кандидатов;
2) избиратель не поставил в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к политической партии, но при этом, поставил отметку в квадрате с порядковыми номерами кандидатов;
3) в других случаях, предусмотренных конституционным Законом.»;
– пункт 65 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«Участковые избирательные комиссии избирательных участков, находящихся на территории иностранных государств, направляют сканированные документы, заверенные руководителем загранучреждения, через электронную почту.»;
– пункт 66 изложить в следующей редакции:
«Первый экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, отчеты автоматически считывающих урн, первичный и итоговый отчет по идентификации, незамедлительно доставляются в окружную, территориальную избирательную комиссию председателем участковой избирательной комиссии в сопровождении представителей кандидатов, политических партий.
Участковые избирательные комиссии избирательных участков, находящихся в отдаленных местностях, список которых определяется Центральной избирательной комиссией, осуществляют доставку указанных в настоящей части документов в сроки, установленные Центральной избирательной комиссией.
Участковые избирательные комиссии избирательных участков, находящихся на территории иностранных государств, осуществляют доставку указанных в настоящей части документов, не позднее 7 календарных дней в соответствующую окружную/территориальную избирательную комиссию через дипломатические каналы.
В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, препятствующих доставке указанных в настоящей части документов, Центральная избирательная комиссия может принять решение о продлении сроков доставки.»;
– в пункте 70:
первое предложение абзаца второго изложить в следующей редакции:
«Список избирателей, принявших участие на выборах, или его копия, заверенные печатью, не позднее 7 календарных дней после дня голосования вывешивается на стендах перед помещениями участковых избирательных комиссий и публикуются на сайте Центральной избирательной комиссии.»;
в абзаце третьем слова «Территориальная избирательная комиссия» заменить словами «Окружная, территориальная избирательная комиссия»;
– дополнить Главой 81 следующего содержания:
«81. Методика подсчета голосов избирателей, поданных за кандидатов из списка политической партии
- 1. Из рассортированных по политическим партиям избирательных бюллетеней в очередности, указанной в первой (верхней) части избирательного бюллетеня, производится подсчет голосов избирателей по порядковому номеру кандидата из списка кандидатов.
- 2. Избирательные бюллетени одной политической партии делятся между членами избирательной комиссии для сортировки по порядковым номерам кандидатов либо без отметки за кандидата, либо проголосовавших за выбывшего кандидата.
- 3. Член участковой избирательной комиссии выбирает из своей пачки все бюллетени с отметкой за кандидата с порядковым номером 1 и передает их председателю. Аналогичная процедура применяется к каждому последующему кандидату этой партии. По завершению передаются бюллетени без отметок за кандидатов.
- 4. Председатель, секретарь участковой избирательной комиссии и операторы избирательного оборудования не участвуют в сортировке избирательных бюллетеней.
- 5. Председатель раскрадывает избирательные бюллетени одной партии (крест на крест) в соответствии с порядковыми номерами.
- 6. Председатель оглашает порядковый номер кандидата и осуществляет подсчет рассортированных избирательных бюллетеней вслух, путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли слышать и видеть отметку избирателя в избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Таким же образом подсчитываются избирательные бюллетени без отметки за кандидата.
- 7. Секретарь участковой избирательной комиссии по завершению подсчета за каждого кандидата одной партии вносит число голосов избирателей в приложение к протоколу № 2 и его увеличенную форму.
- 8. Избирательный бюллетень считается действительным и голос засчитывается в целом за политическую партию, если отметка за партию проставлена и имеется одна и более отметок за пределами квадратов с порядковыми номерами кандидатов из списка кандидатов.
- 9. Если в первой (верхней) части избирательного бюллетеня поставлена отметка в позиции «Против всех», при этом также поставлены разные отметки во второй (нижней) части избирательного бюллетеня, то голос засчитывается в пользу позиции «Против всех».
7010. Избирательные бюллетени, извлеченные из отсека автоматически считывающих урн для недействительных избирательных бюллетеней, дополнительно проверяются участковой избирательной комиссией на предмет установления действительности либо недействительности избирательных бюллетеней.
В случае, если среди извлеченных недействительных избирательных бюллетеней участковой комиссией некоторые будут признаны действительными, то составляется соответствующий акт, и голос засчитывается в пользу соответствующего кандидата из списка кандидатов или партии в целом.».
– в названии раздела 9 слова «территориальными избирательными комиссиями» заменить словами «окружными, территориальными избирательными комиссиями»;
– в пункте 71 слова «территориальную избирательную комиссию» заменить словами «окружную, территориальную избирательную комиссию»;
– в пункте 72:
в абзацах первом, втором, третьем слово «территориальной» заменить словами «окружной, территориальной»;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«Также член окружной, территориальной избирательной комиссии принимает опечатанные мешки или коробки, в которых находятся рассортированные избирательные бюллетени по каждому кандидату на должность Президента, по каждому кандидату в депутаты по одномандатному округу, по каждой политической партии и каждого кандидата из списка кандидатов, и позиции против всех кандидатов, против всех политических партий, а также избирательные бюллетени, упакованные в отдельные пачки, которые участковая избирательная комиссия своим решением признала недействительными, погашенные избирательные бюллетени, список избирателей, чеки о прохождении идентификации, выданные оператором.»;
– в пункте 73 слова «территориальная» и «территориальной» заменить словами «окружная, территориальная» и «окружной, территориальной» соответственно;
– в пунктах 74, 76, 77 слова «территориальной» заменить словами «окружной, территориальной»;
– в пункте 78 слово «территориальных» заменить словами «окружных, территориальных»; третье предложение изложить в следующей редакции:
«При повторном подсчете голосов вправе присутствовать представители кандидатов, политических партий и наблюдатели.»;
– в пункте 79 слово «территориальной» заменить словами «окружной, территориальной»;
– первое предложение абзаца первого пункта 80 изложить в следующей редакции:
«Окружная, территориальная избирательная комиссия вправе признать итоги голосования на избирательном участке недействительными:»;
– дополнить пунктом 801 следующего содержания:
«801. Центральная избирательная комиссия вправе признать итоги голосования по кандидату, списку кандидатов недействительными, если во время подготовки выборов, проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения со стороны кандидата, политической партии, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования или повлияли на волеизъявление избирателей.
В случае признания недействительными итогов голосования по кандидату, списку кандидатов политической партии после дня голосования в результате установления нарушения избирательного законодательства голоса избирателей, отданные за кандидата, политическую партию, признаются недействительными с отнесением избирательных бюллетеней к недействительным. Такой кандидат, политическая партия не допускаются к следующим выборам.
Для целей расчета распределения депутатских мандатов голоса избирателей, отданные за кандидата, список кандидатов политической партии, итоги голосования по которым признаны недействительными, не учитываются в числе избирателей, принявших участие в голосовании.»;
– в пункте 81 слово «территориальных» заменить словами «окружных, территориальных»;
– дополнить пунктами 821 - 823следующего содержания:
«821. При распределении мандатов, полученных политической партией, первоначально распределению подлежат не менее 30 процентов от общего числа мандатов, полученных политической партией, между кандидатами женского пола, получившими наибольшее количество голосов избирателей. В случае если кандидаты женского пола из списка кандидатов политической партии не получили голоса избирателей, оставшиеся мандаты по женской квоте распределяются в очередности, соответствующей порядку размещения кандидатов женского пола в списке политической партии, установленному при регистрации списка в Центральной избирательной комиссии.
Количество резервируемых мандатов для женщин зависит от общего количества мандатов, полученных партией:
1) при получении 1, 2, 3 мандатов резервируется 1 мандат;
2) при получении 4, 5, 6, 7 мандатов резервируется 2 мандата;
3) при получении 8, 9, 10 мандатов резервируется 3 мандата;
4) при получении 11, 12, 13 мандатов резервируется 4 мандата;
5) при получении 14, 15, 16 мандатов резервируется 5 мандатов;
6) при получении 17, 18, 19 мандатов резервируется 6 мандатов;
7) при получении 20, 21, 22 мандатов резервируется 7 мандатов;
8) при получении 23, 24, 25 мандатов резервируется 8 мандатов;
9) при получении 26, 27 мандатов резервируется 9 мандатов.
822. Затем 70 процентов от общего числа мандатов распределяются между кандидатами, за порядковый номер которых отдано наибольшее количество голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. При этом позиции кандидатов в списках кандидатов политической партии перемещаются в нисходящей последовательности в зависимости от количества набранных каждым кандидатом голосов избирателей.
В случае равенства набранных голосов избирателей между кандидатами из списка кандидатов одной политической партии последовательность позиций кандидатов в списке кандидатов определяется в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации списка в Центральной избирательной комиссии.
Если после распределения мандатов между кандидатами по количеству набранных голосов избирателей остаются незанятые мандаты, их распределение производится между кандидатами из списка кандидатов политических партий в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации списка в Центральной избирательной комиссии.
При этом очередность кандидатов в списке кандидатов политической партии определяется в зависимости от количества набранных кандидатами голосов избирателей, а дальнейшая очередность оставшихся кандидатов определяется в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным при регистрации списка в Центральной избирательной комиссии.
823. По результатам выборов политической партии может быть предоставлено не более 50 процентов от общего количества депутатских мандатов в Жогорку Кенеше по пропорциональной системе.
В случае, если в результате распределения депутатских мандатов количество мандатов политической партии превышает 50 процентов от общего количества мандатов в Жогорку Кенеше по пропорциональной системе, то превышающее количество мандатов распределяется между остальными политическими партиями, допущенными к распределению мандатов, пропорционально полученным ими голосам избирателей.»;
– пункт 85 изложить в следующей редакции:
«85. Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:
1) если итоги голосования на части избирательных участков, охватывающих более одной трети избирателей от общего числа принявших участие в голосовании, будут признаны недействительными;
2) если признанные недействительными итоги голосования по кандидату (кандидатам), списку кандидатов политической партии (партий) охватывают более одной трети избирателей от общего числа принявших участие в голосовании.»;
– пункт 88 изложить в следующей редакции:
«88. Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов на должность Президента, кандидатами в депутаты по одномандатным округам, политической партией и кандидатами из списка кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, против всех политических партий, включая данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, на основании которых определялись результаты выборов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в 2-недельный срок со дня определения результатов выборов.».
2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Эркин Тоо» и на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Н. Койчукеева.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Н.ШАЙЛДАБЕКОВА
г.Бишкек 15 ноября 2021 года
№ 786