26.08.2023 №81 Об исполнении решений судов по результатам выборов депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Кок-Жарскому одномандатному избирательному округу №4

Об исполнении решений судов по результатам выборов депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Кок-Жарскому одномандатному избирательному округу №4

 

28 ноября 2021 года прошли выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, назначенные Указом Президента Кыргызской Республики «О назначении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 29 августа 2021 года УП №370.

12 декабря 2021 года постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) «О результатах выборов депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Кок-Жарскому одномандатному избирательному округу №4» №822 определены результаты выборов депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Кок-Жарскому одномандатному избирательному округу №4:

1)  выборы депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Кок-Жарскому одномандатному избирательному округу №4 признаны состоявшимися;

2) избранным депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Кок-Жарскому одномандатному избирательному округу №4 признан Бакиров Омурбек Мирзараимович.

При обжаловании представителем кандидата в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Кок-Жарскому одномандатному избирательному округу №4 Рысбаева Р.Р. – Джумалиевым А. в судебном порядке, решением Административного суда города Бишкек от 17 декабря 2021 года и постановлением Верховного суда Кыргызской Республики от 23 декабря 2021 года постановление Центральной избирательной комиссии от 12 декабря 2021 года №822 признано законным и оставлено в силе.

27 декабря 2021 года на основании вышеуказанного постановления Центральной избирательной комиссии от 12 декабря 2021 года №822 принято постановление Центральной избирательной комиссии №838, которым Бакиров О.М. зарегистрирован депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

В декабре 2022 года представителем Рысбаева Р.Р. - Джумалиевым А. в Административный суд города Бишкек подано исковое заявление о пересмотре решения Административного суда города Бишкек от 17 декабря 2021 года по вновь открывшимся обстоятельствам - с учетом приговоров Ноокатского районного и Ошского областного судов в отношении Х.Б.Гоипова и Ф.М.Норматова по обвинению в подкупе голосов избирателей, предусмотренном частью 1 статьи 192 Уголовного кодекса Кыргызской Республики.

12 декабря 2022 года по итогам рассмотрения Административным судом города Бишкек принято определение об удовлетворении заявления Р.Р.Рысбаева о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам и об отмене решения Административного суда города Бишкек от 17 декабря 2021 года (№АД-1368/21абс8).

В вышеуказанном определении суд пришел к выводу о том, что представленными судебными актами – приговорами Ноокатского районного суда от 22 января 2022 года и Ошского областного суда от 31 марта 2022 года в отношении Гоипова Х.Б. и Норматова Ф.М.: «юридически установлено событие преступления (подкуп голосов избирателей) в период предвыборной агитации», в связи с чем это «отвечает требованиям вновь открывшегося обстоятельства, установленного частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 268 Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики».

Определением Бишкекского городского суда от 6 февраля 2023 года и постановлением Верховного суда Кыргызской Республики от 26 апреля 2023 года определение Административного суда города Бишкек от 12 декабря 2022 года оставлено в силе.

7 июня 2023 года Административный суд города Бишкек, рассмотрев заявление Рысбаева Р.Р. по существу, удовлетворил его требования по заявлению, отменил решение Центральной избирательной комиссии от 12 декабря 2021 года №1433 и постановление от 12 декабря 2021 года №822.

При этом, основанием для принятия обозначенного решения Административного суда города Бишкек послужили следующие обстоятельства:

1) Согласно выводам суда: «на момент рассмотрения вопроса по факту подкупа голосов избирателей ЦИК не имела окончательных результатов, подтверждающих или опровергающих причастность кандидата Бакирова О.М. к подкупу голосов избирателей, при принятии решения №1433 необоснованно сослалась на информацию заместителя Министра внутренних дел Кыргызской Республики Аширходжаева Э. от 08.12.2021 исх. №1/7137».

Суд отмечает, что при принятии постановления от 12 декабря 2021 года №822 у ЦИК отсутствовал «акт о непричастности кандидата О.М.Бакирова к уголовному делу по подкупу голосов избирателей, которое рассматривалось в производстве Ноокатского районного суда в порядке, установленном УПК КР, а также по выделенному досудебному производству в отношении кандидата».

По мнению суда, «факт осуществления подкупа голосов избирателей считается доказанным на основании приговоров судов, вынесенных в отношении Гоипова Х.Б. и Норматова Ф.М., а само событие вышеуказанных преступлений, как общественно опасного и противоправного деяния против избирательных прав граждан, установлено по указанным в приговоре обстоятельствам в порядке УПК КР»;

2) Далее суд, ссылаясь на нормы части 9 статьи 28 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее – конституционный Закон) отмечает о полномочиях ЦИК по контролю за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации и принятию мер по устранению допущенных нарушений (абзацы 7,8 стр.10 решения суда).

Вместе с тем, суд приводит норму абзаца второго части 9 статьи 28 конституционного Закона в обоснование к выводу о том, что факт подкупа голосов избирателей в Кок-Жарском округе со стороны ЦИК: «остался без юридической оценки с точки зрения соблюдения избирательного законодательства, по этим фактам не приняты установленные конституционным Законом меры» (абзац 2 стр. 11 решения суда).

Согласно абзацу второму части 9 статьи 28 конституционного Закона: «В случае нарушения правил ведения предвыборной агитации, указанных в части 2 настоящей статьи, подтвержденного заключением (актом) уполномоченного государственного органа, Центральная избирательная комиссия вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов».

По мнению суда, Центральной избирательной комиссии следовало на основании части 2 статьи 28 конституционного Закона отменить регистрацию кандидата Бакирова О.М., на основании части 4-1 статьи 37 конституционного Закона и признать итоги голосования по нему недействительными.

3) Суд ссылается на норму части части 4-1 статьи 37 конституционного Закона: «Центральная избирательная комиссия вправе признать итоги голосования по кандидату, списку кандидатов недействительными, если во время подготовки выборов, проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место нарушения со стороны кандидата, политической партии, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования или повлияли на волеизъявление избирателей» (к которым в соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 37 конституционного Закона относится подкуп голосов избирателей ).

  В соответствии пунктом 7 части 2 статьи 46 конституционного Закона: «отмена регистрации кандидата осуществляется в случаях подтверждения фактов совершения или причастности кандидата, его уполномоченного представителя, доверенных лиц, наблюдателей, а также близких родственников к подкупу избирателей или нарушениям, установленным частями 3 и 4 статьи 28 конституционного Закона».

По существу вышеизложенного, Центральная избирательная комиссия отмечает, что при принятии постановления от 12 декабря 2021 года №822 основывалась на имевшейся на тот момент информации правоохранительных органов, осуществлявших следствие по фактам подкупа голосов избирателей.

В соответствии с частью 1 статьи 159 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики (подследственность), следствие по уголовным делам о преступлениях против гражданских и иных прав человека (в т.ч. по статье 196 УК КР - подкуп голосов избирателей) осуществляется следователями органов внутренних дел.

Согласно частям 8,10 статьи 28 конституционного Закона: «Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах».

Все поступавшие в период подготовки, проведения и подведения итогов выборов информации органов внутренних дел, национальной безопасности, прокуратуры, заявления и ответы указанных органов по ним были тщательны рассмотрены ЦИК в установленном порядке, в том числе, указанная в решении судов, как нерассмотренная информация.

Непосредственно перед определением результатов выборов по данному округу была запрошена, получена и рассмотрена финализирующая информация Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, представленная 8 декабря 2021 года за подписью заместителя министра Аширходжаева Э., (исх.№1/7137), согласно которой: «сведений, доказывающих причастность кандидата в депутаты ЖК КР О.Бакирова к подкупу голосов в рамках выделенного досудебного производства не добыто».

Следует отметить также, что и принятыми далее в 2022 году приговорами Ноокатского районного и Ошского областного судов, граждане Гоипов Х.Б. и Норматов Ф.М. признаны виновными в совершении подкупа голосов избирателей, предусмотренного только частью 1 статьи 196 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, где субъектами являются сами граждане.

Определением Бишкекского городского суда от 26 июня 2023 года и постановлением Верховного суда Кыргызской Республики от 18 августа 2023 года вышеуказанное решение Административного суда города Бишкек от 7 июня 2023 года об отмене постановления Центральной избирательной комиссии от 12 декабря 2023 года №822 оставлено в силе.

Соответственно, принятыми решениями судов отменено постановление Центральной избирательной комиссии «О результатах выборов депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Кок-Жарскому одномандатному избирательному округу №4» от 12 декабря 2021 года №822, которым выборы признаны состоявшимися, а Бакиров О.М. признан избранным депутатом.

В сложившейся ситуации, необходимо решить вопросы исполнения судебных актов и определения результатов выборов.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 37 конституционного Закона: «Выборы признаются Центральной избирательной комиссией несостоявшимися, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату, меньше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае проводятся повторные выборы».

Очевидно, что обстоятельств, установленных данной статьей конституционного Закона для признания выборов несостоявшимися не имеется.

Далее, согласно части 6 вышеуказанной 37 статьи конституционного Закона установлено, что «Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:

1) если итоги голосования на части избирательных участков, охватывающих более одной трети избирателей от общего числа принявших участие в голосовании, будут признаны недействительными;

2) если признанные недействительными итоги голосования по кандидату (кандидатам), списку кандидатов политической партии (партий) охватывают более одной трети избирателей от общего числа принявших участие в голосовании».

При этом, на данный момент не имеется материалов, доказывающих нарушения либо на участках, охватывающих более одной трети голосов избирателей, принявших участие в голосовании (как в пункте 1) либо со стороны кандидатов, чьи голоса составляют более одной трети от общего числа принявших участие (как в пункте 2).

Для дальнейшего рассмотрения принятых судебных решений и вопроса о результатах выборов, 21 августа 2023 года Центральной избирательной комиссией (за исх.№04-9/743) направлен запрос в Министерство внутренних дел Кыргызской Республики о даче информации по итогам расследования уголовного дела, выделенного в отдельное производство в отношении Бакирова О.М.

Вместе с тем, согласно абзаца первого части 5 статьи 4 конституционного Закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики»:

«Вступившие в законную силу судебные акты судов Кыргызской Республики, требования и распоряжения судьи при осуществлении правосудия являются обязательными для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению».

Согласно пункту 1 статьи 265 Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики: «Акты суда кассационной инстанции вступают в законную силу немедленно с момента их оглашения, являются окончательными, обжалованию не подлежат».

Как отмечается выше, 27 декабря 2021 года на основании постановления Центральной избирательной комиссии от 12 декабря 2021 года № 822, которое отменено указанными судебными актами, было принято постановление Центральной избирательной комиссии от №838, которым Бакиров О.М. зарегистрирован депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Во исполнение решения Административного суда города Бишкек от 7 июня 2023 года, оставленного в силе определением Бишкекского городского суда от 26 июня 2023 года и постановлением Верховного суда Кыргызской Республики от 18 августа 2023 года, в соответствии со статьями 28,37 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», статьями 3, 4, 8 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики»,

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Отменить постановление Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики от 27 декабря 2021 года №838 в части регистрации депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бакирова Омурбека Мирзараимовича.

2. Признать удостоверение депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бакирова Омурбека Мирзараимовича недействительным.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Эркин Тоо» и на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.

4. Направить копию настоящего постановления в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Шайназарова Т.У.

 

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ                                                     Н.ШАЙЛДАБЕКОВА

 

г. Бишкек, 26 августа 2023 года

№ 81