ПОЛОЖЕНИЕ О порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Утверждено

постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 26 июня 2020 года № 118

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Глава 1. Понятия и сроки проведения предвыборной агитации

1. Настоящее Положение «О порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - Положение) регламентирует порядок и условия проведения предвыборной агитации, а также участие избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, средств массовой информации и интернет-изданий в предвыборной агитации в период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша.

2. Целями настоящего Положения являются, обеспечение единообразного применения избирательного законодательства при проведении предвыборной агитации гражданами Кыргызской Республики, политическим партиями и иными субъектами избирательного процесса, обеспечение свободного проведения агитации в соответствии с законодательством о выборах и законами Кыргызской Республики.

3. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Конституции Кыргызской Республики, конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - конституционный Закон), законов Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О мирных собраниях», иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики и актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

4. Предвыборной агитацией является деятельность граждан Кыргызской Республики, кандидатов, уполномоченных представителей и доверенных лиц политических партий по подготовке и распространению информации в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за тот или иной список кандидатов либо против них.

5. Предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех списков кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.

6. Гражданам Кыргызской Республики, политическим партиям при проведении выборов государством обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с конституционным Законом, законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

7. Граждане Кыргызской Республики, политические партии вправе проводить агитацию за участие в выборах, за или против любого списка кандидатов, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы политических партий с соблюдением требований законодательства о выборах.

8. В период избирательной кампании граждане Кыргызской Республики, политические партии вправе вести предвыборную агитацию, требующую финансирования, только по согласованию с политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, и через их избирательные фонды.

Агитация может проводиться на собраниях, митингах, через средства массовой информации, а также интернет-издания. Формы и методы проведения агитации должны соответствовать законодательству Кыргызской Республики.

9. Предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за тот или иной список кандидатов либо против них;

2) выражение предпочтения в отношении отдельных политических партий;

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания списка кандидатов;

4) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.

10. Агитация при проведении выборов может осуществляться:

1) через средства массовой информации;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий (митинги, собрания, телевизионные дебаты), за исключением проведения концертов и театрализованных представлений на стадионах и улицах населенных пунктов, а также спортивных мероприятий;

3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) в иных не запрещенных конституционным Законом формах.

11. Не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

- государственные гражданские и муниципальные служащие;

- лица, замещающие государственные политические должности, за исключением депутатов Жогорку Кенеша;

- лица, замещающие специальные государственные и политические муниципальные должности, за исключением депутатов местных кенешей;

- члены избирательных комиссий;

- наблюдатели;

- международные наблюдатели;

- религиозные деятели;

- учредители и члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;

- лица, не достигшие 18 лет;

- иностранные граждане и организации;

- лица без гражданства.

Глава 2. Особенности агитации избирателей с ОВЗ

12. Политические партии вправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Политические партии обязаны публиковать и распространять агитационные материалы с использованием сурдоперевода или субтитрирования, напечатанные увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, а также с использованием шрифта Брайля или иных специальных средств для избирателей с ограниченными возможностями здоровья, в количестве не менее одного процента от общего количества тиража агитационных материалов.

Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии должны представляться в Центральную избирательную комиссию.

 

Глава 3. Форма агитации через средства массовой информации и интернет-изданий

 

13. В предвыборной агитации вправе участвовать средства массовой информации и интернет-издания, аккредитованные Центральной избирательной комиссией.

14. Политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

15. Политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

16. Политическая партия не вправе использовать эфирное время, печатные продукции, площади представленных для агитации на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленные им для размещения агитационных материалов, в целях:

1) распространения призывов голосовать против политической партии;

2) описания возможных негативных последствий в случае, если та или иная политическая партия будет избрана;

3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах из зарегистрированного списка политической партии), политической партии, в сочетании с негативными комментариями;

4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату из зарегистрированного списка политической партии, политической партии.

17. Запрещается прерывать выступления представителей политических партий, а также сопровождать их какими-либо комментариями.

18. Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики. В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи. Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов и политических партий. В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут местные средства массовой информации.

19. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации и интернет-издания, если указанные лица являются учредителями данных средств массовой информации или владельцами интернет-издания и одновременно кандидатами либо их представителями в соответствии с конституционным Законом. Данное правило не касается агитационных выступлений указанных лиц при использовании кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и местных телерадиоорганизаций в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

20. Средства массовой информации или интернет-издания, учредителями (соучредителями, владельцами) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить политическим партиям равные возможности проведения предвыборной агитации.

21. Средства массовой информации и интернет-издания, не подпадающие под действие пункта 20 настоящего положения, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь политическим партиям.

Размер оплаты за предоставление эфирного времени, публикацию в периодических печатных изданиях или публикацию в интернет-изданиях должен быть единым для всех политических партий.

22. Оплата рекламы коммерческой и иной, не связанной с выборами, деятельности с использованием фамилий или изображений кандидатов, а также рекламы с использованием наименований, эмблем и иной символики политических партий, выдвинувших кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная из средств избирательного фонда, не допускается.

23. При проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади или права публикации в интернет-издании должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, владельцем интернет-издания не позднее 20 календарных дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов в целях аккредитации.

Представленные сведения публикуются Центральной избирательной комиссией на своем официальном сайте для всеобщего сведения не позднее 25 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

24. Телерадиоорганизации, интернет-издания и редакции периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), предоставившие политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, эфирное время, печатную площадь или права публикации в интернет-издании, обязаны вести отдельный учет их объема и стоимости в соответствии с формами и порядком ведения такого учета установленным настоящим положением. Данные этого учета каждые 10 дней в период предвыборной агитации и в 10-дневный срок после дня голосования должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию.

В случае поступления запроса от Центральной избирательной комиссии редакция средства массовой информации обязана предоставить ей письменную информацию в трехдневный срок со дня запроса, а при необходимости и копии запрашиваемых материалов.

3.1. Проведение предвыборной агитации по телевидению и радио

25. Средства массовой информации или интернет-издания, учредителями (соучредителями, владельцами) которых являются государственные органы и органы местного самоуправления или их подведомственные учреждения и предприятия, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местного бюджета, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации и осуществляющие телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы обязаны предоставить политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов бесплатное эфирное время. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию - с 20 до 24 часов.

26. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах депутатов Жогорку Кенеша должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, на равных основаниях.

27. Телерадиоорганизации, подпадающее под действие пункта 20 настоящего положения, применительно к уровню выборов, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации политическими партиями. Указанное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующей политической партии за плату по их требованию. Общий объем резервируемого платного эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, а также размер оплаты должен быть единым для всех политических партий. При этом каждая политическая партия вправе получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число политических партий.

28. Стоимость предоставляемого политической партии платного эфирного времени не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

29. Телерадиоорганизации независимо от форм собственности, предоставившие политическим партиям эфирное время, обязаны предоставить другим политическим партиям, эфирное время на тех же условиях (одинаковые расценка, время выхода в эфир, объем времени и другие условия).

30. Порядок, объем и время радио- и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливаются избирательными комиссиями по согласованию с руководством телерадиоорганизаций и распределяются путем жеребьевки с соблюдением принципа равенства между политическими партиями.

31. Центральная избирательная комиссия не позднее, чем за 3 календарных дня до дня проведения жеребьевки информирует зарегистрированные политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, о дате, времени и месте проведения жеребьевки и регистрирует поступившие от них заявки на участие в жеребьевке для получения бесплатного эфирного времени и печатной площади.

Жеребьевку, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир на безвозмездной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных политических партий, совместных агитационных мероприятий на каналах государственных телерадиоорганизаций, проводит Центральная избирательная комиссия с участием представителей соответствующих телерадиоорганизаций. Жеребьевка проводится по завершении регистрации списков кандидатов, но не позднее, чем за 35 календарных дней до дня голосования. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени утверждается решением избирательной комиссии и публикуется соответственно в государственных периодических печатных изданиях.

3.2. Порядок организации и проведения дебатов

32. Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиоорганизаций, подпадающих под действие пункта 20 настоящего положения, и осуществляющих телерадиовещание на территории, на которой проводятся выборы. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию - с 20 до 24 часов.

Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах депутатов Жогорку Кенеша, должен быть не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, на равных основаниях путем жеребьевки.

Не менее половины от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, исключительно для совместного проведения дебатов и иных аналогичных агитационных мероприятий. К использованию этой доли бесплатного эфирного времени все политические партии должны быть допущены на равных основаниях.

Совместное проведение дебатов и иных аналогичных агитационных мероприятий проводится на общенациональном уровне.

Также совместное проведение дебатов и иных аналогичных агитационных мероприятий может осуществляться в региональных телерадиоорганизациях подпадающих под действие пункта 20 настоящего положения.

33. Дебаты могут проводиться для всех политических партий одновременно или отдельно по группам политических партий, в случае если помещение телерадиокомпании не позволяет поместить всех представителей политических партий одновременно. Состав групп участников дебатов определяется путем жеребьевки.

33. В дебатах и иных аналогичных мероприятиях, проводимых на каналах телерадиоорганизаций, осуществляющих вещание по всей территории Кыргызской Республики, кандидаты из зарегистрированного списка политических партий, должны участвовать только лично.

Представители и группы поддержки зарегистрированной политической партии к участию в таких мероприятиях не допускаются.

При отказе от участия или неявке на совместное агитационное мероприятие эфирное время в другое время не предоставляется.

34. Всем политическим партиям в ходе проведения дебатов предоставляется одинаковое время для выступлений. Время, израсходованное для вопросов оппонентам, также учитывается в общем зачете.

За использованием предоставленного времени можно наблюдать во время программы (каждая телерадиоорганизация устанавливает таймер и отслеживает время кандидатов). За учет времени несет ответственность соответствующая телерадиокомпания.

В случае если кандидат превысил лимит времени выделенный на определенный раунд, данное количество времени минусуется из общего количества времени выделенного для кандидата.

34. Дебаты состоят как правило из следующих компонентов:

1) представление программы политической партии;

2) ответы на вопросы

(Вопросы для кандидатов, которые будут заданы на теледебатах, Центральная избирательная комиссия отправит в запечатанных конвертах с печатью, которые дополнительно будут помещены в сейф-пакеты и вскрыты прямо в ходе дебатов в прямом эфире. Кандидаты выбирают конверты с вопросами рандомно.

Центральная избирательная комиссия готовит одинаковое количество вопросов с учетом равного распространения количества вопросов на каждого участника);

3) вопросы спикеров друг другу (количество вопросов определяется в зависимости от количества участников дебатов (кандидатов из списка политической партии);

4) обращение к избирателям (отводится оставшееся время в равном распределении времени).

35. Участники дебатов не вправе использовать эфирное время в целях указанных в пункте 16 настоящего Положения.

36. Участник предвыборных дебатов обязан:

- соблюдать регламент представленного объема времени выделяемый на каждый компонент дебатов;

- не допускать превышение лимитов выступления;

- не нарушать определенный порядок дебатов;

- вести дискуссию в рамках этических норм.

37. Соблюдение порядка проведения дебатов обеспечивает ведущий дебатов.

3.3. Проведение предвыборной агитации через печатные средства массовой информации и интернет-издания

38. Периодические печатные средства массовой информации, а также интернет-издания, подпадающие под действие пункта 20 настоящего Положения и распространяемые на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить на равных условиях бесплатные печатные или, соответственно, электронные площади для материалов, предоставляемых политическими партиями в размере не менее одной страницы формата А4. Для специализированных печатных или интернет-изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в предвыборной кампании в какой бы то ни было форме.

39. Печатные или интернет-издания независимо от форм собственности, предоставившие политическим партиям печатные или электронные площади, обязаны предоставить другим политическим партиям печатные или электронные площади на тех же условиях (одинаковые расценки, объем и другие условия). При этом стоимость печатной или электронной площади не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов.

40. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, билборды и другие материалы), ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

 

Глава 4 Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных

и иных агитационных материалов

41. Политические партии вправе выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Запрещается изготовление агитационных материалов за пределами Кыргызской Республики. Экземпляры печатных и иных агитационных материалов или их копии должны представляться в Центральную избирательную комиссию.

42. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименование и адрес организации (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства лица), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации, индивидуального предпринимателя), заказавшего изготовление агитационных материалов, информацию о тираже и дате их выпуска, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, а также фамилию, имя, отчество уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, установленных настоящей главой.

43. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней со дня назначения выборов выделить и оборудовать на каждом избирательном участке специальные места для вывешивания агитационных материалов.

44. Запрещается размещение агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.

Памятники, обелиски и здания, имеющие историческую, культурную или архитектурную ценность являются историко-культурным наследием и связанны с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества. Памятники истории и культуры, находящиеся в собственности Кыргызской Республики и субъектов Кыргызской Республики, охраняются государством.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия» объектами историко-культурного наследия могут быть признаны недвижимые и движимые (целиком или в оговоренной части) материальные исторические свидетельства:

1) Недвижимые, в том числе:

- памятники истории: здания, сооружения, мемориальные места, исторические некрополи и мемориалы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народов, а также с жизнью выдающихся деятелей республики;

- памятники археологии: пещеры, стоянки, городища, тепе, торткули, остатки древних поселений, укреплений, фортификационных сооружений как наземных, так и подводных, древние производства и рудники, каналы и оросительные системы, дороги и мосты, отдельные курганы и некрополи, наскальные изображения и наскальная эпиграфика;

- памятники градостроительства и архитектуры: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и иных видов искусства".

45. Использование зеленых насаждений, деревьев, склонов и вершин гор и холмов, других природных возвышенностей в целях размещения агитационных материалов в любом виде не допускается.

46. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней после опубликования результатов выборов обеспечить уборку соответствующих территорий от агитационных материалов.

47. Центральная избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 42 настоящего Положения, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.

48. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.

49. За уничтожение, повреждение или порчу печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов граждане несут ответственность в установленном законом порядке.

50. Требования, указанные в пункте 42 настоящего Положения, не распространяются на предвыборную агитацию, осуществляемую по радио.

Глава 5 Предвыборная агитация посредством проведения массовых мероприятий

51. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

52. Политические партии имеют право на предоставление помещений для проведения собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий.

Заявления от политических партий о выделении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами и органами местного самоуправления в день их подачи.

В случае отказа политической партии в предоставлении помещения для встреч с избирателями государственные органы и органы местного самоуправления обязаны выдать письменное мотивированное решение об отказе.

В случае если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одной из политических партий отказ в предоставлении этого же помещения другой политической партии не допускается.

53. Помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на балансе государственных предприятий, учреждений и организаций, предоставляются для встреч кандидатов, представителей политических партий, их доверенных лиц, уполномоченных представителей с избирателями на равных условиях.

54. Политические партии вправе также на договорной основе, за плату арендовать помещения любой формы собственности для проведения массовых мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником помещения, должен быть единым для всех политических партий и оплата за них должна осуществляться исключительно из избирательных фондов.

55. При проведении агитации посредством митингов, демонстраций, шествий политические партии должны соблюдать правила их проведения, установленные законодательством Кыргызской Республики, обязательно уведомлять органы государственной власти и местного самоуправления о месте, времени, предполагаемом количестве участников массового мероприятия, маршруте; не иметь при себе оружия или предметы, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан; не использовать агитационное мероприятие с целью призывов к изменению конституционного строя, нарушению целостности государства, разжиганию национальной и религиозной ненависти, пропаганды войны и насилия и др. запрещенных призывов.

56. Во время проведения мирного собрания его участники и организаторы обязаны соблюдать требования Закона Кыргызской Республики «О мирном собрании» и мирный характер собрания.

57. Уведомление о проведении планируемого мирного собрания осуществляется организаторами в письменной форме не ранее 30-дневного срока и не позднее 2 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление может быть подано в виде письма, телеграммы, телефонограммы, посредством почтовой, факсимильной, электронной или иной связи либо иным способом или в иной форме.

Уведомление включает сведения об организаторе (наименование организации и (или) фамилия, имя, отчество лица) и его контактные данные (местонахождение организации и (или) адрес лица, номер телефона), информацию о месте проведения и (или) маршруте движения, дате и времени начала и окончания, цели, примерном числе участников, об использовании звукоусиливающей аппаратуры или других предметов при проведении мирного собрания. Организатор мирного собрания вправе включить в содержание уведомления другие сведения, а также приложить к нему другие документы.

58. Лица, уведомившие о проведении мирного собрания, вправе потребовать, а государственные органы и органы местного самоуправления обязаны в этот же день при получении уведомления выдать письменное подтверждение получения уведомления.

Письменное подтверждение государственного органа или органа местного самоуправления должно включать в себя сведения о его наименовании, фамилию, имя, отчество и подпись сотрудника, принявшего уведомление, дату и время поступления уведомления.

59. Мирные собрания могут проводиться на всей территории Кыргызской Республики. В целях обеспечения безопасности участников мирные собрания не могут проводиться вблизи (не менее 100 метров) объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, на железных дорогах, нефтепроводах и под линиями высоковольтной электропередачи, объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций.

Глава 6. Функции избирательных комиссий,

государственных органов и органов местного самоуправления

по вопросам предвыборной агитации

60. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

61. Центральная избирательная комиссия:

- своевременно оповещает и информирует средства массовой информации и интернет-издания о сроках опубликования и предоставления средствами массовой информации и интернет-изданиями сведений о размере и других условиях оплаты за предоставление эфирного времени, печатной площади для участия в предвыборной агитации;

- оказывает средствам массовой информации и интернет-изданиям информационную и консультативную помощь по избирательному законодательству и правилам участия в предвыборной агитации;

- осуществляет прием и регистрацию документов, поступивших от средств массовой информации и интернет-изданий;

- размещает на официальном сайте Центральной избирательной комиссии список средств массовой информации и интернет-изданий, участвующих в предвыборной агитации в период проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

- публикует предвыборные программы политических партий.

62. Члены избирательных комиссий вправе присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях политической партии.

63. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении подложных агитационных материалов либо агитационных материалов, не содержащих установленную законом информацию, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов.

64. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

65. Государственные органы и органы местного самоуправления в период предвыборной агитации обязаны обеспечить возможность проведения предвыборной агитации политическим партиям на равных условиях.

При этом работники государственных органов и органов местного самоуправления не имеют права проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

66. Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.

67. Органы местного самоуправления обязаны в течение 10 календарных дней со дня назначения выборов выделить и оборудовать на каждом избирательном участке специальные места для вывешивания агитационных материалов.

Политическим партиям должны быть обеспечены равные условия для размещения агитационных материалов. Места для размещения агитационных материалов должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной на них информацией.

Зарегистрированным спискам кандидатов должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и предвыборных печатных агитационных материалов политических партий.

Политические партии вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения предвыборных печатных агитационных материалов.

Глава 7 Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

68. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.

69. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации, запрещаются:

- пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде;

- призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства;

- пропаганда войны;

- проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации;

- использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств;

- иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.

70. С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей:

- выплачивать денежные средства;

- вручать подарки и иные материальные ценности;

- проводить льготную распродажу товаров;

- бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов, изображение кандидата в соответствии с перечнем, утверждаемым Центральной избирательной комиссией;

- предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги.

Уголовный кодекс Кыргызской Республики предусматривает уголовную ответственность за совершение подкупа голосов избирателей (ст. 192 УК КР).

Подкупом не считается оплата работы, выполненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между политической партией и исполнителем, оплаченной из средств избирательного фонда политической партии.

71. Кандидаты, их близкие родственники, супруг (супруга), представители политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О меценатстве и благотворительной деятельности» под благотворительной деятельностью понимается осуществление гражданами и юридическими лицами добровольной деятельности по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

К близким родственникам согласно законодательству относятся: родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

72. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О юбилейных мероприятиях в Кыргызской Республике», организация юбилейных мероприятий не допускается в течение трех месяцев перед и в период выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики и депутатов в местные кенеши.

73. Распространение информации или иных материалов политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов или зарегистрированными в качестве участника в выборах, или ее представителями с использованием наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, значков, логотипов или их характерных составных частей, флага, девизов, слоганов и/или иной атрибутики (символики) политических партий, позволяющих их идентифицировать (определить их принадлежность), является агитацией и не допустима в период со дня назначения выборов и до окончания срока регистрации списков кандидатов и за 24 часа до начала голосования.

Размещение на зданиях и помещениях, в которых расположены штабы политических партий наименования (полного, сокращенного или аббревиатуры), эмблемы, логотипов, значков, флага, и/или иной атрибутики (символики) политических партий, не является предвыборной агитацией.

74. Представители политических партий, средства массовой информации, другие лица, участвуя в предвыборных кампаниях, не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, включенных в список кандидатов, политических партий. Средства массовой информации, интернет-издания, допустившие такие публикации, по требованию кандидата, политической партии обязаны предоставить возможность бесплатно опубликовать опровержение или дать разъяснение на статью или выступление, не соответствующие действительности или искажающие ее.

Опровержения или разъяснения публикуются на той же полосе, электронной площади и тем же шрифтом, что и информация, на которую дается опровержение или разъяснение, в периодических изданиях - в следующем выпуске, в интернет-изданиях - в день поступления опровержения или разъяснения, по телевидению или радио - в выпуске дня, следующего за днем поступления опровержения или разъяснения. Для обнародования опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, политической партии в то же время суток, когда была обнародована первоначальная информация, и его объем должен быть не меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут.

75. Непредставление политической партии возможности опубликовать до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иные разъяснения в защиту их репутации в средствах массовой информации, интернет-изданиях в сроки, установленные пунктом 74 настоящего положения, которые опубликовали информацию, способную нанести ущерб репутации политической партии, может явиться основанием для привлечения средств массовой информации, интернет-изданий к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и лишения аккредитации Центральной избирательной комиссией.

76. В случае нарушения политической партией, а также их представителями, средствами массовой информации, интернет-изданиями требований настоящей главы избирательные комиссии, избиратели, политическая партия, а также их представители, средства массовой информации вправе обратиться в правоохранительные органы, суд о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Глава 8. Юридическая ответственность за нарушение правил предвыборной агитации

77. Центральная избирательная комиссия контролирует соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимает меры по устранению допущенных нарушений. В случае нарушения политической партией требований, установленных настоящим Положением, соответствующая избирательная комиссия вправе вынести им письменное предупреждение о нарушении. В случае неоднократного нарушения (два или более раза) политической партией правил ведения предвыборной агитации, установленных настоящим Положением, соответствующая избирательная комиссия вправе привлечь их к ответственности в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях.

В случае нарушения правил ведения предвыборной агитации, указанных в пункте 69 настоящего Положения, подтвержденного заключением (актом) уполномоченного государственного органа, Центральная избирательная комиссия вправе принять решение об отмене регистрации списка кандидатов.

В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований настоящего Положения, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией интернет-издания установленного настоящим Положением порядка проведения предвыборной агитации Центральная избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, уполномоченный государственный орган в сфере информационной политики, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

78. В целях обеспечения контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, Центральная избирательная комиссия формирует Рабочую группу по вопросам информирования избирателей и иных субъектов избирательного процесса и правилам агитации.

79. Контрольно-ревизионная группа по письменному поручению Центральной избирательной комиссии контролирует соблюдение установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации политических партий.

80. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

_________________________________________________________