ПОЛОЖЕНИЕ  "О порядке избрания мэра города"

Утверждено
постановлением Центральной
комиссии по выборам и
проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 6 января 2017 года № 3

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке избрания мэра города

(В редакции постановлений Центризбиркома КР от 27 февраля 2017 года № 54, 17 февраля 2018 года № 32, 27 августа 2018 года № 170, 30 января 2020 года № 25, 23 июня 2021 года № 555)

I. Основные положения

II. Порядок регистрации кандидата на должность мэра города

III. Организация выборов

IV. Проведение выборов и порядок голосования

V. Порядок установления итогов голосования и определения результатов выборов мэра города и их опубликования

VI. Повторные выборы мэра города

VII. Последствия не избрания мэра города

VIII. Вступление в должность избранного мэра города

IX. Регулирование вопросов, связанных с вновь открывшимися обстоятельствами и обнаружением фактов избрания мэра города в нарушение установленного порядка

X. Порядок исчислений, предусмотренных настоящим Положением

I. Основные положения

1. Настоящее Положение разработано в целях реализации норм Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и определяет порядок проведения выборов мэра города.

Порядок проведения выборов мэра города регулируется избирательным законодательством Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и настоящим Положением.

2. Мэр города избирается депутатами на сессии, соответствующего городского кенеша на срок его созыва путем тайного голосования.

3. Право на выдвижение кандидатуры на должность мэра имеют депутатские фракции городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики.

4. Мэром города может быть дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной, муниципальной службе или стаж работы в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и хозяйствующих субъектах частной формы собственности не менее 3 лет, владеющий государственным языком.

Не может быть мэром города гражданин Кыргызской Республики:

- имеющий судимость за совершение преступления, не погашенную в установленном законодательством порядке до окончания сроков регистрации кандидатов;

- осужденный за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от того, погашена его судимость в установленном законодательством порядке или нет.

4-1. Кандидат на должность мэра города для осуществления профессиональной деятельности должен владеть государственным языком на уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения, характеризуемом как уровень "выше среднего" согласно требованиям системы определения уровня владения государственным языком "Кыргызтест", утверждаемой Правительством. Уровень владения языком удостоверяется сертификатом установленного образца.

Сертификат об уровне владения государственным языком выдается уполномоченным государственным органом или учреждением в сфере оценки уровня владения государственным языком по итогам тестирования.

5. Выборы мэра города назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее 10 календарных дней со дня первого заседания вновь избранного городского кенеша.

В случае досрочного освобождения мэра города от занимаемой должности Центральная избирательная комиссия назначает выборы мэра города не позднее 10 календарных дней со дня образования вакансии.

В случае если мэр города, досрочно освобожденный Премьер-министром от занимаемой должности за невыполнение или ненадлежащее исполнение законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства, установленное органами прокуратуры, или делегированных государственных полномочий, обратился в суд с заявлением о законности принятого решения, назначение новых выборов приостанавливается до окончательного рассмотрения его заявления судом.

В случае досрочного освобождения мэра города от занимаемой должности за 90 календарных дней до окончания срока созыва городского кенеша выборы мэра города Центральной избирательной комиссией не назначаются до первого заседания вновь избранного городского кенеша.

6. Выборы мэра города проводятся территориальной избирательной комиссией в течение 20 календарных дней со дня назначения выборов.

7. Специальные представители Центральной избирательной комиссии в соответствующих территориальных избирательных комиссиях осуществляют координацию подготовки и проведения выборов мэра города.

8. Председатель Центральной избирательной комиссии вправе направить в соответствующую территориальную избирательную комиссию члена Центральной избирательной комиссии для координации и наблюдения за выборами мэра города.

II. Порядок регистрации кандидата на должность мэра города

9. Для регистрации кандидата на должность мэра города депутатская фракция городского кенеша, Премьер-министр Кыргызской Республики, выдвинувшие кандидата на должность главы мэра города, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня выборов представляют в соответствующую территориальную избирательную комиссию следующие документы:

1) решение о выдвижении кандидата на должность мэра города;

2) заявление кандидата о согласии баллотироваться;

3) биографические данные кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места жительства;

4) нотариально заверенные копии трудовой книжки и диплома о высшем образовании, подтверждающие наличие у кандидата на должность мэра города, соответствующих образования и стажа работы, указанных в пункте 4 главы I настоящего положения;

5) справку об отсутствии судимости у кандидата на должность мэра города или решение суда о погашении судимости (за исключением судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений) в установленном законодательством порядке;

6) сертификат об уровне владения государственным языком;

7) заполненное согласие на сбор и обработку персональных данных в установленной форме.

9-1. Кандидат подтверждает достоверность сведений, представляемых в избирательную комиссию, и несет ответственность за предоставление достоверных сведений в целях выдвижения, регистрации либо избрания.

10. Соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня принятия документов проверяет соответствие кандидата и порядка выдвижения кандидата на должность мэра города требованиям настоящего Положения и Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Соответствующая территориальная избирательная комиссия незамедлительно информирует Центральную избирательную комиссию о зарегистрированных кандидатах и незарегистрированных кандидатах.

11. Если территориальная избирательная комиссия обнаружила несоответствия в документах кандидата на должность мэра, которые являются препятствием для регистрации данного кандидата, в течение 24 часов после получения документов избирательная комиссия обязана уведомить депутатскую фракцию городского кенеша, Премьер-министра Кыргызской Республики, выдвинувших кандидата, о данных несоответствиях.

Депутатская фракция городского кенеша, Премьер-министр Кыргызской Республики, выдвинувшие кандидата на должность мэра города, вправе в течение 48 часов с момента получения уведомления внести необходимые изменения и представить исправленные документы в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

12. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата на должность мэра города, соответствующая территориальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать депутатской фракции городского кенеша, Премьер-министру Кыргызской Республики, выдвинувшего кандидата на должность мэра города, копию решения территориальной избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

13. Основаниями отказа в регистрации кандидата на должность мэра города могут быть:

1) несоблюдение порядка выдвижения, предусмотренного Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении";

2) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

3) принадлежность кандидата к гражданству другого государства;

4) непредставление субъектом, выдвинувшим кандидата на должность мэра города (депутатской фракцией городского кенеша, Премьер-министром Кыргызской Республики), всех необходимых для регистрации документов, указанных в части 1 статьи 53 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и пункте 9 главы II настоящего Положения;

5) непредставление в территориальную избирательную комиссию кандидатом на должность мэра города сертификата об уровне владения государственным языком.

14. Решение об отказе в регистрации кандидата на должность мэра города может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию или суд.

15. Соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней после регистрации всех кандидатов организует выборы мэра города.

16. Кандидат на должность мэра города вправе в любое время, но не позднее, чем за 2 дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, подав письменное заявление об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В этом случае соответствующая территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата на должность мэра города, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

17. Депутатская фракция городского кенеша, Премьер-министр Кыргызской Республики, выдвинувшие кандидата на должность мэра города, в любое время, но не позднее, чем за 2 календарных дня до дня голосования, вправе отозвать кандидата, подав соответствующее письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В этом случае территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая соответствующего кандидата на должность мэра города, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

18. Если в установленные сроки не был зарегистрирован ни один кандидат либо зарегистрированные кандидаты отказались от участия в голосовании, проводятся повторные выборы, которые назначаются и проводятся в соответствии с главой VI настоящего Положения.

В случае если на повторные выборы не зарегистрирован ни один кандидат либо зарегистрированные кандидаты отказались от участия в голосовании, проводятся повторные выборы с выдвижением кандидатуры фракцией городского кенеша, коалицией фракций городского кенеша и Премьер-министром.

III. Организация выборов

19. Территориальная избирательная комиссия утверждает текст и форму избирательных бюллетеней и списка депутатов соответствующего кенеша, обеспечивает их изготовление и хранение, организует ведение протоколов своих заседаний, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

20. Избирательные бюллетени и список депутатов соответствующего кенеша изготавливаются компьютерным способом на государственном или официальном языках, а также заверяются печатью территориальной избирательной комиссии и подписями председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии.

21. В бюллетень включаются фамилии с именами и отчествами зарегистрированных кандидатов на должность мэра города в алфавитном порядке. Последней строкой в бюллетень, включается позиция – "против всех кандидатов".

22. Аппараты мэрий городов обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в организации выборов путем предоставления помещения, установки кабин для голосования, ящика для голосования и решения других вопросов, связанных с проведением выборов.

23. Ответственность за явку депутатов несет председатель, соответствующего городского кенеша. Председатель, соответствующего городского кенеша не позднее 24 часов до времени начала голосования, обязан уведомить депутатов соответствующего городского кенеша, о месте, дате и времени проведения выборов мэра города.

24. Ответственность за обеспечение процедуры голосования несет территориальная избирательная комиссия.

IV. Проведение выборов и порядок голосования

25. Выборы мэра города проводятся в помещении для заседания городского кенеша. Выборы мэра города проводятся с 9.00 часов до 12.00 часов или с 15.00 часов до 18.00 часов.

26. Перед голосованием ящик для голосования проверяется, пломбируется и опечатывается печатью территориальной избирательной комиссии за подписью председателя и секретаря комиссии.

27. Каждый депутат голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Каждый депутат может проголосовать только за одного кандидата в мэры города или за позицию – "против всех кандидатов". Бюллетень, на котором проставлены отметки более чем за одного кандидата, признаётся недействительным.

28. За получение избирательного бюллетеня депутат расписывается в списке депутатов городского кенеша.

V. Порядок установления итогов голосования и определения результатов выборов мэра города и их опубликования

29. По истечении времени голосования председатель территориальной избирательной комиссии объявляет о прекращении процедуры голосования и о начале процедуры установления итогов голосования и определения результатов выборов мэра города.

30. Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно, исключительно членами территориальной избирательной комиссии и проводится в помещении для голосования без перерыва.

31. Неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются территориальной избирательной комиссией до вскрытия ящика для голосования. Данные о количестве погашенных избирательных бюллетеней вносятся в Протокол об итогах голосования и его увеличенную копию, вывешенную в помещении для голосования.

32. Территориальная избирательная комиссия, производит вскрытие ящика для голосования. На основании бюллетеней, извлеченных из ящика для голосования, устанавливает общее число депутатов, принявших участие в голосовании, число недействительных избирательных бюллетеней, число голосов, поданных "за" каждого кандидата, и число голосов, поданных "против всех кандидатов" на должность мэра города.

Недействительным является бюллетень, по которому невозможно определить волеизъявление голосовавшего, на котором проставлены отметки более чем за одного кандидата, на котором отсутствует печать соответствующей территориальной избирательной комиссии и, или подписи членов территориальной избирательной комиссии.

33. Все данные установленные территориальной избирательной комиссией, на основании бюллетеней, извлеченных из ящика для голосования, вносятся в Протокол об итогах голосования и его увеличенную копию, вывешенную в помещении для голосования. Протокол заверяется печатью территориальной избирательной комиссии и подписывается членами территориальной избирательной комиссии не менее большинства от установленного числа членов.

34. После подписания протокола председатель территориальной избирательной комиссии незамедлительно оглашает итоги голосования перед депутатами городского кенеша и присутствующими лицами.

35. Территориальная избирательная комиссия на основании Протокола об итогах голосования определяет результаты выборов.

Территориальная избирательная комиссия признает выборы мэра города состоявшимися, если в них приняло участие большинство от общего числа депутатов городского кенеша. В противном случае назначаются и проводятся повторные выборы, согласно главе VI настоящего Положения.

Если выборы признаны состоявшимися, территориальная избирательная комиссия считает избранным мэром города - кандидата, набравшего большинство голосов (больше половины) от общего числа депутатов соответствующего кенеша.

В случае, если:

- зарегистрированы два кандидата и ни один из них не набрал необходимое количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов;

- зарегистрированы более двух кандидатов и в первом туре один из кандидатов набрал наибольшее количество голосов, а последующие два кандидата набрали равное количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов;

- зарегистрированы более двух кандидатов и в первом туре два кандидата набрали наибольшее равное количество голосов, а другие кандидаты набрали меньше голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее равное количество голосов;

- зарегистрированы более двух кандидатов и не один из них не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов;

Второй тур голосования проводится в порядке, установленном главами III, IV, V настоящего Положения.

В случае, если:

- зарегистрирован один кандидат на должность мэра города, который не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы мэра города;

- зарегистрированы два кандидата и в первом туре оба кандидата набрали равное количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы мэра города;

- зарегистрированы более двух кандидатов и в первом туре все кандидаты набрали равное количество голосов, проводятся повторные выборы;

- за позицию "против всех кандидатов" подано большинство голосов депутатов, чем за кандидатов, проводятся повторные выборы;

В случае возникновения иных ситуаций при определении результатов голосования, не предусмотренных настоящим Положением, проводятся повторные выборы.

Повторные выборы назначаются и проводятся в порядке, установленном главой VI настоящего Положения.

36. Территориальная избирательная комиссия, после определения результатов выборов, составляет Протокол о результатах выборов, который подписывается всеми присутствующим членами территориальной избирательной комиссии в количестве не менее большинства от установленного числа членов.

После подписания протокола председатель территориальной избирательной комиссии незамедлительно оглашает результаты выборов мэра города перед депутатами городского кенеша и присутствующими лицами.

37. Первые экземпляры Протоколов об итогах голосования и результатах выборов вместе со всеми опечатанными избирательными документами (списки депутатов, избирательные бюллетени и др.) направляются в Центральную избирательную комиссию, для утверждения и официального опубликования. Вторые экземпляры хранятся в территориальной избирательной комиссии. Заверенные копии направляются, в соответствующий городской кенеш и Премьер-министру Кыргызской Республики, а также выдаются всем присутствующим по их требованию.

38. Территориальная избирательная комиссия публикует в местных средствах массовой информации общую информацию о результатах выборов.

39. Избранному мэру города соответствующей территориальной избирательной комиссией выдается удостоверение. Форма и текст удостоверения утверждаются Центральной избирательной комиссией.

40. Обжалование решений, действий или бездействий территориальной избирательной комиссии по определению итогов голосования и результатов выборов, а также обжалование самих итогов голосования и результатов выборов мэра города проводится в порядке и сроки, установленные статьей 43 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

VI. Повторные выборы мэра города

41. В случаях возникновения оснований, предусмотренных в пунктах 18, 35 настоящего положения, проводятся повторные выборы мэра города, с выдвижением новых кандидатур, в порядке, установленном главами II-V настоящего Положения.

42. Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы, с выдвижением новых кандидатур, в течение трех календарных дней со дня не избрания мэра города.

43. Повторные выборы, с выдвижением новых кандидатур, проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее пятнадцати календарных дней со дня назначения повторных выборов.

44. В случае если выборы не состоялись ввиду отсутствия кворума, то есть, в голосовании приняли участие менее большинства от общего числа депутатов городского кенеша, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы в течение трех календарных дней.

В этом случае повторные выборы проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее пятнадцати календарных дней со дня назначения повторных выборов, по ранее зарегистрированным кандидатам, в соответствии с главами III-V настоящего Положения.

44-1. В случае проведения повторных выборов мэра города, кандидатами на выборные должности не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия которых послужили основанием для признания выборов недействительными.

44-2. В случае если решения, действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, избирательных комиссий послужили основанием для признания итогов голосования и (или) результатов выборов недействительными, повторные выборы проводятся среди кандидатов, принявших участие в выборах. В случае если все ранее заргистрированные кандидаты отказались от участия в выборах мэра города, то повторные выборы проводятся с выдвижением новых кандидатур.

VII. Последствия не избрания мэра города

47. В случае если выборы мэра:

- не состоялись два раза ввиду отсутствия кворума, проводятся повторные выборы;

- состоялись два раза, но кандидаты не набрали необходимого количества голосов, проводятся повторные выборы.

В случае если выборы не состоялись ввиду отсутствия кворума, а повторные выборы не состоялись из-за того, что кандидаты не набрали необходимого количества голосов, то Центральная избирательная комиссия вправе назначить повторные выборы мэра.

В случае если выборы не состоялись из-за того, что кандидаты не набрали необходимого количества голосов, а повторные выборы не состоялись ввиду отсутствия кворума, то Центральная избирательная комиссия вправе назначить повторные выборы мэра.

В случае если по итогам повторных выборов мэр города не был избран по причинам, указанным выше, Центральная избирательная комиссия направляет Президенту предложение о роспуске местного кенеша и назначении досрочных выборов.

В случае если депутатами соответствующего кенеша мэр города не был избран в установленные сроки, Президент по предложению Центральной избирательной комиссии осуществляет роспуск местного кенеша и назначает досрочные выборы в соответствующий местный кенеш.

48. Премьер-министр Кыргызской Республики назначает исполняющего обязанности мэра города до избрания мэра города новым составом депутатов соответствующего городского кенеша.

VIII. Вступление в должность избранного мэра города

49. Избранный мэр города вступает в должность после утверждения и официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов выборов. Дату вступления в должность мэра города территориальная избирательная комиссия официальным письмом передает Центральной избирательной комиссии для внесения записи в специальный реестр.

IX. Регулирование вопросов, связанных с вновь открывшимися обстоятельствами и обнаружением фактов избрания мэра города в нарушение установленного порядка

50. В случае, если после определения результатов выборов мэра города территориальной избирательной комиссией и до вступления в должность у избранного мэра города подтвердится наличие фактов об отсутствии у него пассивного избирательного права или избрания его на должность мэра города с нарушением установленного порядка Центральная избирательная комиссия отменяет принятые решения и постановления, признает недействительными итоги голосования и результаты выборов, признает выборы несостоявшимися и, в случае необходимости, отменяет регистрацию кандидата на должность мэра города.

51. В случае, если после вступления в должность у мэра города подтвердятся факты об отсутствии у него пассивного избирательного права или избрания его на должность мэра города с нарушением установленного порядка Центральная избирательная комиссия принимает решение и обращается с представлением к Премьер-министру Кыргызской Республики о досрочном освобождении его от занимаемой должности не позднее одного месяца со дня установления указанных фактов, обстоятельств и оснований.

X. Порядок исчислений, предусмотренных настоящим Положением

52. Для избрания мэра города и признания выборов состоявшимися или нет, настоящим Положением определено необходимое число депутатов по отношению к установленному числу (общему числу) депутатов соответствующего городского кенеша.

53. Для городских кенешей с установленным числом (общим числом) депутатов - 21:

- две трети от установленного числа (общего числа) депутатов, составляет - 14;

- большинство (больше половины) от общего числа депутатов, составляет - 11;

54. Для городских кенешей с установленным числом (общим числом) депутатов - 31:

- две трети от установленного числа (общего числа) депутатов, составляет - 21;

- большинство (больше половины) от общего числа депутатов, составляет - 16.