ПОЛОЖЕНИЕ О статусе представителей политической партии при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Утверждено

постановлением Центральной комиссии

по выборам и проведению референдумов

Кыргызской Республики

от 28 июля 2015 года № 94

Положение

О статусе представителей политической партии при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

1. Общие положения

2. Статус представителя политической партии в избирательных комиссиях

3. Уполномоченные представители политических партий

4. Доверенные лица политических партий

5. Наблюдатели от политических партий

6. Представители политической партии на стадиях избирательного процесса.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение «О статусе представителей политической партии при выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (далее - Положение) регулирует правовой статус представителей политической партии (представителей в избирательных комиссиях, уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, доверенных лиц, наблюдателей) при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

1.2. Целью настоящего Положения является обеспечение подлинно свободных, справедливых и прозрачных выборов в Кыргызской Республике, реализации избирательных прав граждан, политических партий.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

1.3. Настоящее Положение подготовлено на основе требований Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, актов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия).

1.4. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики к представителю политической партии относятся: избирательной комиссии, уполномоченные представители по выборам и по финансовым вопросам, доверенное лицо, наблюдатель, представляющие политическую партию.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2. Статус представителя политической партии в избирательных комиссиях

2.1. Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов после прохождения регистрации вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию своего представителя (далее - представитель в избирательной комиссии) с представлением документов, удостоверяющих его личность, сведений о месте его основной работы (роде занятий), полного адреса постоянного места жительства и контактных данных.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.2. Полномочия представителя в избирательной комиссии начинаются с момента его регистрации в соответствующей избирательной комиссии.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.3. Представителем в избирательной комиссии вправе быть гражданин Кыргызской Республики, достигший 21 года, обладающий активным избирательным правом и постоянно проживающий на территории Кыргызской Республики.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.4. Представителем в избирательной комиссии не вправе быть:

- депутаты Жогорку Кенеша, местных кенешей;

- кандидаты в депутаты ЖогоркуКенеша, местных кенешей;

- лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности;

- государственные гражданские и муниципальные служащие;

- члены избирательных комиссий;

- судьи, военнослужащие, работники правоохранительных и фискальных органов;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.5. Представитель в избирательной комиссии не может быть одновременно представителем в иной избирательной комиссии.

2.6. Представитель в избирательной комиссии не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения, если он является членом и (или) учредителем средства массовой информации или интернет-издания, работником государственного или муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.7. Представителю в избирательной комиссии выдается удостоверение установленного Центральной избирательной комиссией образца.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.8. Полномочия представителя в избирательной комиссии:

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.8.1. Представитель в избирательной комиссии вправе:

1) знакомиться с документами и материалами, которые рассматриваются на заседании избирательной комиссии;

2) вносить в повестку дня заседаний избирательной комиссии предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения голосования по ним;

3) присутствовать и участвовать в прениях на всех заседаниях избирательной комиссии;

4) задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

5) знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий, непосредственно связанными с выборами, и получать их копии (за исключением документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном законом);

6) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в предусмотренном законом порядке;

7) проверять соответствие предъявленного документа личности избирателя и правильность получения бюллетеня.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.8.2. Представитель в избирательной комиссии не вправе:

1) участвовать в проводимых избирательной комиссией проверках;

2) давать разъяснения и указания, делать сообщения от имени избирательной комиссии;

3) составлять протоколы об итогах голосования и результатах выборов;

4) участвовать в голосовании при принятии решений, отнесенных к полномочиям избирательной комиссии;

5) подписывать решения и протоколы избирательной комиссии.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.8.3. Полномочия представителя в избирательной комиссии в любое время могут быть прекращены по решению политической партии и переданы другому лицу.

Полномочия представителя в избирательной комиссии также могут быть прекращены в случае отмены регистрации списка кандидатов.

Полномочия представителя в избирательной комиссии прекращаются после официального опубликования результатов выборов.

В случае обжалования политической партией итогов голосования, результатов выборов полномочия представителя в избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

2.8.4. Представитель в избирательной комиссии осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о выборах.

3. Уполномоченные представители политических партий

3.1. Политические партии вправе назначить не более двух уполномоченных представителей, которые представляют соответствующую политическую партию по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе и по финансовым вопросам.

3.2. Уполномоченными представителями не могут быть депутаты ЖогоркуКенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты ЖогоркуКенеша, местного кенеша, лица замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, военнослужащие, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

3.3. Список уполномоченных представителей политической партии представляется в Центральную избирательную комиссию с указанием полномочий, фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты его выдачи, адреса места жительства, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), номера телефона каждого уполномоченного представителя. В отношении уполномоченного представителя по финансовым вопросам дополнительно указывается также право подписи финансовых документов.

К списку, представляемому в Центральную избирательную комиссию, прилагается письменное согласие каждого перечисленного лица осуществлять деятельность уполномоченного представителя. При этом политическая партия подтверждает соответствие уполномоченного представителя требованиям статьи 19 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и несёт ответственность за представленные сведения в соответствии с законодательством.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

3.4. Центральная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня поступления необходимых документов выдает регистрационные свидетельства уполномоченным представителям либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации в соответствии с законом.

3.5. Уполномоченный представитель политической партии считается назначенным, приобретает права и обязанности уполномоченного представителя после регистрации и выдачи Центральной избирательной комиссией регистрационного свидетельства.

(В редакции постановления ЦИК от 26 июня 2020 года № 111)

3.6. Утратила силу в соответствии с конституционным Законом КР от 8 августа 2019 года N 116.

3.7. Уполномоченный представитель:

1) представляет в соответствующую избирательную комиссию документы для регистрации политической партии;

2) проводит предвыборную агитацию, распространяет агитационные материалы;

3) вправе участвовать в жеребьевках, проводимой Центральной избирательной комиссией при определении порядка предоставления эфирного времени политическим партиям;

4) вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий по вопросам, которые имеют отношение к политической партии, назначившим уполномоченного представителя;

5) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством, полномочия по поручению политической партии.

3.8. Политическая партия вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя, письменно известив об этом Центральную избирательную комиссию.

3.9. Срок полномочий уполномоченных представителей политической партии начинается со дня их регистрации и истекает с момента утраты статуса всех кандидатов, в депутаты Жогорку Кенеша, выдвинутых в составе списка кандидатов политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам истекает через 20 календарных дней со дня определения результатов выборов.

4. Доверенные лица политических партий

4.1. Политические партии после регистрации списка кандидатов вправе назначить своих доверенных лиц.

4.2. Регистрация доверенных лиц осуществляется Центральной избирательной комиссией на основании письменного представления политической партии, заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом этого кандидата в депутаты и политической партии либо письменного представления политической партии и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом политической партии, изъявившей желание участвовать на парламентских выборах. Избирательная комиссия выдает доверенному лицу удостоверение установленного образца.

4.3. Доверенными лицами не могут быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты ЖогоркуКенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства.

4.4. Доверенные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных политической партией.

4.5. Доверенные лица вправе:

1) осуществлять агитационную и иную деятельность, способствующую избранию списка кандидатов, представлять их предвыборные программы;

2) выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;

3) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

4) находиться на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования;

5) знакомиться с документами избирательных комиссий, а также протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;

6) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и присутствовать при рассмотрении жалоб и заявлений.

4.6. Доверенные лица не вправе:

1) вмешиваться в работу избирательных комиссий;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени;

3) вести информационные теле- и радиопрограммы (передачи), участвовать в освещении выборов через средства массовой информации в случае, если они являются журналистами, творческими работниками либо должностными лицами редакций этих средств массовой информации.

4.7. Политические партии, вправе в любое время отозвать доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в Центральную избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначившую его политическую партию.

4.8. Полномочия доверенных лиц прекращаются с момента утраты статуса всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов политической партией, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов.

5. Наблюдатели от политических партий

5.1. Политическая партия может назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии.

5.2. Наблюдатель приобретает права и обязанности наблюдателя после поступления в соответствующую избирательную комиссию направления от назначившей его политической партии, выдвинувшей список кандидатов. В направлении указываются фамилия, имя и отчество, постоянное место жительства наблюдателя, номера избирательных участков, наименования избирательных комиссий, в которые он направляется, а также производится запись об отсутствии у него ограничений, предусмотренных законом.

Направление считается действительным при наличии печати политической партии и предъявлении паспорта.

Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

5.3. Наблюдателем вправе быть гражданин Кыргызской Республики, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдателем не вправе быть: депутат Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидат в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственный гражданский и муниципальный служащий, член избирательной комиссии; представители кандидата, политической партии, выдвинувшей список кандидатов, в избирательных комиссиях; судьи, прокуроры, работники иных правоохранительных и фискальных органов, военнослужащие.

5.4. Наблюдатель вправе:

1) осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня;

2) осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей;

3) осуществить наблюдение за ходом учета избирателей;

4) осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов;

5) знакомиться со списками избирателей, находящимися в избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

6) находиться в помещении для голосования в день голосования в любое время суток;

7) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

8) публично, в том числе через средства массовой информации, излагать свое мнение, делать заявление о подготовке и проведении выборов;

9) свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях;

10) наблюдать за установленным порядком организации и голосования, не нарушая тайны голосования, в том числе за выдачей избирательных бюллетеней; подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных избирательных документов;

11) обращаться с замечаниями и предложениями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, в которую он направлен, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;

12) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен;

13) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;

14) обжаловать решения и (или) действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в установленном законом порядке;

15) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

16) носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования политической партии, направившей наблюдателя в избирательную комиссию;

17) лично осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая тайны голосования избирателей, не мешая ходу голосования, подведению итогов голосования.

5.5. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) вести агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

5.6. Наблюдатели удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

6. Представители политической партии на стадиях избирательного процесса.

6.1. Представители политической партии (далее - представители) участвуя в выборах, кроме перечисленных выше полномочий, осуществляют и иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

6.2. Так при проведении предвыборной агитации представители, за исключением наблюдателей, вправе:

- участвовать в организации и проведении агитационной кампании;

- участвовать в совместных агитационных мероприятиях на каналах организаций телерадиовещания;

- распространять агитационные материалы;

- участвовать в иных агитационных мероприятиях.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации: запрещаются пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающего к дискриминации, вражде; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства; пропаганда войны; проведение публичных мероприятий с государственными и политическими деятелями других государств с освещением в средствах массовой информации; использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств; иные формы злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенные законами Кыргызской Республики.

С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства; вручать подарки и иные материальные ценности; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных печатных материалов, значков, футболок, головных уборов, шарфов, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов, изображение кандидата в соответствии с перечнем, утверждаемым Центральной избирательной комиссией; предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги.

Представители политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

Представители политических партий не вправе допускать публикации, основанные на заведомо ложных сведениях и наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, включенных в список кандидатов, политических партий.

6.3.В день голосования в помещении для голосования представители вправе:

- присутствовать на вскрытии опечатанного сейфа (шкафа), в котором находятся список избирателей данного участка, избирательные бюллетени и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения;

- присутствовать на оглашении числа включенных в список избирателей;

- визуально знакомиться и сопоставить бумажный и электронный списки избирателей;

- осматривать пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии;

- подписывать контрольные листы и наблюдать за опусканием их в ящики для голосования;

- присутствовать при пересчете и оглашении количества избирательных бюллетеней и визуально ознакомиться;

- наблюдать за внесением числа избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму.

Представители также вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования. При этом представители также вправе осматривать пустые ящики для голосования вне помещения для голосования и подписывать контрольные листы, опускаемые в ящики для голосования.

6.4. При подсчете голосов избирателей представители вправе:

- присутствовать при подсчете голосов избирателей. Место, где производится непосредственный подсчет голосов избирателей, должно быть оборудовано таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ всех представителей в избирательных комиссиях. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех лиц, присутствующих при подсчете.

- Производить фотографирование, кино-, видеосъемку;

- знакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии с рассортированными избирательными бюллетенями;

- требовать произвести пересчет голосов;

- учувствовать при пересчете избирательных бюллетеней при визуальном контроле с их стороны;

- присутствовать при осуществлении упаковки избирательных бюллетеней, списков избирателей, а также их складывания в мешок или коробку, а также поставить на мешке или коробке свои подписи;

- присутствовать при оглашении итогов голосования после подписания протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией;

- сопровождать доставку первого экземпляра протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, в территориальную избирательную комиссию;

- при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из территориальных избирательных комиссий присутствовать при повторном подсчете Центральной избирательной комиссией;

- получить от секретаря избирательной комиссии незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования копию, заверенную печатью.

6.5. Представитель в праве обратиться с заявлением на решения и (или) действия (бездействие) государственных и иных органов, их должностных лиц, других субъектов избирательного процесса, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса (кандидат, включенный в список кандидатов, политическая партия, представитель политической партии в избирательной комиссии), требования конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», могут обратиться в органы прокуратуры, органы внутренних дел, избирательные комиссии или суд в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Решения и (или) действия (бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц, нарушающие избирательные права субъектов избирательного процесса, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, решения и (или) действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии - в суд.