ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств фондов референдума (групп «за» игрупп «против»)»
Утверждено
постановлением Центральной комиссии по
выборам и проведению референдумов
Кыргызской Республики
от 19 декабря 2020 г. № 483
ПОЛОЖЕНИЕ
«О порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств фондов референдума (групп «за» игрупп «против»)»
Оглавление
1. Формирование и источники финансирования фондов референдума
2. Порядок открытия специальных счетов фондов референдума
3. Учет и расходование средств фондов референдума
4. Расчеты с гражданами и юридическими лицами
5. Отчетность и контроль
6. Прозрачность финансирования избирательных фондов
7. Ответственность
Настоящее Положение разработано в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики от 31 октября 2016 года № 173 «О референдуме Кыргызской Республики» и регулирует порядок открытия, ведения учета средств и формирования отчетности по специальным счетам фондов референдума (групп «за» и «против»)при проведении референдумов Кыргызской Республики.
1.Формирование и источники финансирования фондов референдума
1. После регистрации Центральной избирательной комиссиейгрупп«за» и групп «против»и уполномоченных представителей по финансовым вопросам, группы «за» и группы«против» создают собственные фонды (далее - фонды) для финансирования агитации в ходе кампании референдума.
2. Фонды могут формироваться за счет денежных средств добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, за исключением лиц, перечисленных в пункте 3 настоящего Положения.
3. Запрещаются добровольные пожертвования в фонды:
- иностранных государств, иностранных государственных органов, учреждений и предприятий, других иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств, иностранных граждан, международных организаций, зарегистрированных в Кыргызской Республике юридических лиц, участниками которых являются иностранные граждане и юридические лица;
- лиц без гражданства;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- государственных и муниципальных учреждений и предприятий;
- юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в уставном капитале, а также пользующихся льготами по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;
- воинских частей, военных учреждений и организаций;
- правоохранительных органов, судов;
- организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;
- религиозных организаций;
- анонимные пожертвования (под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал одно из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные, а также если им указаны недостоверные сведения о себе);
- физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющими задолженность перед государственным бюджетом или Социальным фондом Кыргызской Республики.В случае если в фонды поступили денежные средства от вышеуказанных физических и юридических лиц, то по решению суда банковское или иное учреждение обязано перечислить эти средства на депозитный счет Центральной избирательной комиссии, которая, в свою очередь, перечисляет данные средства в государственный бюджет или Социальный фонд Кыргызской Республики.
4. Право распоряжаться средствами фондов принадлежит создавшим их группе "за", группе "против".
2. Порядок открытия специальных счетов фондов референдума
5. Все денежные средства, образующие фонд, перечисляются на специальный счет в банковском или ином учреждении.
6. Перечень банковских или иных учреждений устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с банковскими или иными учреждениями.
7. Для открытия специального счета фонда в банковском или ином учреждении уполномоченный представитель по финансовым вопросам обращается в Центральную избирательную комиссию с заявлением по форме №1.
8. После получения от Центральной избирательной комиссии письменного разрешения на открытие специального счета по форме №2, уполномоченный представитель по финансовым вопросам открывает специальный счет для формирования фонда.
9. Открытие специального счета осуществляется банковским или иным учреждением незамедлительно после предоставления:
1) заявления на открытие специального счета (предоставляется в банке);
2) анкеты клиента (предоставляется в банке);
3) анкеты бенефициарного собственника (предоставляется в банке);
4) карточки с образцами подписей (предоставляется в банке);
5) письменного разрешения Центральной избирательной комиссии по форме № 2;
6) паспорта и регистрационного свидетельства уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
10. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам в 3-дневный срок, со дня открытия специального счета избирательного фонда, обязан письменно сообщить в Центральную избирательную комиссию реквизиты специального счета по форме № 3.
11. Все условия обслуживания счета должны быть отражены в договоре на обслуживание банковского счета.
12. Группа "за", группа "против" имеют право открыть только один специальный счет фонда.
13. Добровольные пожертвования от физических лиц, принимаются банковским или иным учреждением только по предъявлению паспорта гражданина Кыргызской Республики. В платежных документах указывается фамилия, имя и отчество жертвователя, дата рождения, адрес места жительства (регистрации), серия и номер паспорта гражданина, которые сверяются банковским работником с данными паспорта. В квитанциях на взнос денег наличными полные данные жертвователя указываются в графе «назначение платежа». При перечислении указанных средств из банка, получившего денежные средства, в банк, в котором находится специальный счет фонда, данные о жертвователе в платежном поручении, должны быть указаны полностью.
14. Добровольные пожертвования от юридических лиц принимаются банковским или иным учреждением только по предъявлении справок об отсутствии задолженности перед бюджетом из соответствующей налоговой инспекции и отделения Социального фонда Кыргызской Республики. В платежных документах юридических лиц в графе «назначение платежа» должны содержаться следующие сведения - идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, адрес местонахождения.
15. Денежные средства, поступающие в фонды, должны приниматься только в национальной валюте. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
3. Учет и расходование средств фондов референдума
16. Средства фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением референдума.
17. Средства фондов могут использоваться только на:
1) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на агитацию «за» или «против» вопроса (вопросов), вынесенного (вынесенных) на референдум;
2) оплату за выполнение работ, оказание услуг, непосредственно связанных с проведением выборной кампании, в частности, за:
- услуги информационного и консультативного характера;
- выпуск и распространение агитационных материалов;
- аренду помещений, оборудования;
- покрытие транспортных и командировочных расходов;
- услуги связи;
- приобретение канцелярских товаров, оборудования;
- публикацию объявлений и выступлений участников групп «за» и групп «против» в средствах массовой информации;
- проведение собраний, встреч с избирателями.
18. Группам«за», группам«против» запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по подготовке и распространению информации в период кампании референдума, способствующей побудить участников референдума к участию на референдуме, ведению агитации «за» или «против» по вопросу (вопросам) вынесенному (вынесенных) на референдум, осуществлению других мероприятий, кроме средств, поступивших в их фонды.
19. Группы «за» и группы«против» обязаны вести учет поступления и расходования денежных средств по счету своего фонда с расшифровкой сведений об источниках поступления и финансовых операциях расходования средств фонда по форме №4.
20. Банковские или иные учреждения обязаны еженедельно, а по требованию Центральной избирательной комиссии - в течение 24 часов представлять в Центральную избирательную комиссию информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете группы «за» или группы «против» по форме № 5. Указанная информация по мере поступления подлежит обязательному размещению Центральной избирательной комиссией на официальном сайте с учетом законодательства о персональных данных и банковской тайне.
Указанные сведения предоставляются на бумажном носителе и в электронной форме с подписью руководителя и печатью банковского или иного учреждения. Положение о предоставлении этих сведений включается в договор на обслуживание банковского счета.
21. Для банковских или иных учреждений, обслуживающих специальные счета фондов, день, предшествующий дню голосования, является рабочим днем.
22. При проведении повторного голосования финансовые операции по специальным счетам фондов, возобновляются в день назначения дня повторного голосования и прекращаются в 18 часов дня, предшествующего дню повторного голосования.
23. Порядок налогообложения средств фондов групп «за», групп «против», добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходов из него устанавливается налоговым законодательством Кыргызской Республики.
4. Расчеты с гражданами и юридическими лицами
24. Договоры (соглашения) с физическими и юридическими лицами о выполнении (оказании) определенных работ (услуг), связанных с кампанией по референдуму, заключаются лично уполномоченными представителями по финансовым вопросам группы «за» или группы «против». Договоры и соглашения, не могут заключаться позднее дня, предшествующего дню голосования.
25. Расчеты между уполномоченным представителем по финансовым вопросам группы «за», группы «против» и юридическими лицами за выполнение (оказание) определенных работ (услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
26. Платные работы и услуги, выполняемые гражданами и юридическими лицами должны оформляться в письменной форме (договор, счет-фактура, накладные, акт приема-передачи и др.). Договоры должны содержать реквизиты сторон, сведения об объеме поручаемой работы, ее стоимость, расценки по видам работ (калькуляция, смета), порядок оплаты, сроки выполнения работ, ответственность сторон и другие условия. Договоры о привлечении граждан к выполнению работ и оказанию услуг могут быть заключены только с совершеннолетними гражданами Кыргызской Республики. Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки или накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком (уполномоченным представителем по финансовым вопросам) и исполнителем.
27. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам работ, услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с кампанией референдума юридическими лицами, их филиалами, представительствами, а также физическими лицами.
28. Граждане и юридические лица при формировании заказов, связанных с производством, размещением и распространением агитационных предвыборных материалов, представляют в редакцию периодического печатного издания, организацию телерадиовещания, на предприятие, осуществляющее выпуск агитационной продукции, письменное подтверждение согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам на выполнение данных работ (оказание услуг) по форме№6, и их оплату из соответствующего фонда.
29. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименование и адрес организации (фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации, индивидуального предпринимателя), заказавшего изготовление агитационных материалов, информацию о тираже и дате их выпуска, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего фонда, а также фамилию, имя, отчество уполномоченного представителя по финансовым вопросам, оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
30. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты из соответствующего фонда.
31. Все финансовые операции группы «за», группы «против», в том числе расчеты с физическими и юридическими лицами по специальным счетам, прекращаются в 18-00 часов дня, предшествующего дню голосования.
5. Отчетность и контроль
32. Уполномоченные представители по финансовым вопросам групп «за» и групп «против» обязаны не позднее 30 календарных дней после опубликования результатов референдума представить в Центральную избирательную комиссию финансовый отчет о размерах и источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах и выплатах.
33. Финансовый отчет представляется на бумажном носителе, в электронной версии (сканированная копия с подписью и печатью) и в формате EXCEL на электронном носителе по Форме №7.
К финансовому отчету прилагаются:
- форма №4 «Учетпоступления и расходования денежных средств фонда группы «за» или группы «против»;
- первичные финансовые документы (счета-фактуры, договора, накладные, акты приема-передачи, банковские выписки и т.д.) на бумажном носителе, подтверждающие поступление денежных средств на специальный счет и расходование этих средств.
34. Первичные финансовые документы в финансовом отчете должны быть подобраны в хронологической последовательности, по мере отражения финансовых операций на специальном счете фонда. При этом за основу принимаются выписки из специальных счетов фонда, ккоторым прилагаются необходимые документы, послужившие основанием для зачисления, либо списания денежных средств со счета.
35. Финансовый отчет должен быть представлен в сброшюрованном виде, и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. При возникновении вопросов по запросу Центральной избирательной комиссии,уполномоченные представителипо финансовым вопросам, представляют пояснительную записку к финансовому отчету.
36. Финансовый отчет подписывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам.Представление финансовых отчетов в Центральную избирательную комиссию оформляется актами приема.
37. До сдачи финансового отчета все оставшиеся наличные средства должны быть возвращены жертвователям.
38. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете группы «за», группы «против» перечисляются пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования после дня голосования.
39. Контроль за порядком формирования и расходования средств фондов групп «за» и групп «против» осуществляется Центральной избирательной комиссией.
40.Для контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств фондов группы «за» и группы «против», для проверки их финансовых отчетов, создается контрольно-ревизионная группа при Центральной избирательной комиссии. Порядок организации и деятельности контрольно-ревизионной группы определяется Центральной избирательной комиссией.
6. Прозрачность финансирования избирательных фондов
41. В целях открытости и гласности проведения референдума Кыргызской Республики, Центральная избирательная комиссия информирует избирателей о поступлении и расходовании средств фондов групп «за» и групп «против», их финансовых отчетах.
42. Обязательному размещению на официальном сайте Центральной избирательной комиссии подлежит следующая информация:
- Информация о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете фондов групп «за» и групп «против», представляемая банковским или иным учреждением, с учетом законодательства о персональных данных и банковской тайне. Формат отображения содержит сведения по поступлению денежных средств жертвователей (дата поступления, наименование юридического лица/ Ф.И.О. физического лица, наименование статьи (вид поступления), сумма поступления) и расходованию средств (дата расхода, наименование юридического лица/ Ф.И.О. физического лица, назначение платежа и сумма расхода);
- Финансовые отчеты групп «за» и групп «против» не позднее3 календарных дней со дня их поступления.
7. Ответственность
43. Нарушение группой «за» и группой «против» порядка формирования и расходования денежных средств собственного фонда, непредставлениеих финансовых отчетов, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
44. В случае если группа «за» и группа «против» в период агитации по вопросу (вопросам) вынесенному на референдум, иных мероприятий помимо средств фонда использовала и иные средства, Центральная комиссия по проведению референдума вправе обратиться в суд с представлением о наложении административного взыскания в порядке, установленном законом Кыргызской Республики.
45. В целях установления факта нарушения, Центральная избирательная комиссия вправе обратиться за содействием в органы государственной власти, фискальные и правоохранительные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия.