ПОЛОЖЕНИЕ "О порядке избрания главы айыл окмоту"

Утверждено
постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики
от 6 января 2017 года № 3

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке избрания главы айыл окмоту

(В редакции постановлений Центризбиркома КР от 27 февраля 2017 года № 54, 17 февраля 2018 года № 32, 27 августа 2018 года № 170, 30 января 2020 года № 25, 23 июня 2021 года №555)

I. Основные положения

1. Настоящее Положение разработано в целях реализации норм Конституции Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и определяет порядок проведения выборов главы айыл окмоту.

Порядок проведения выборов глав айыл окмоту регулируется избирательным законодательством Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и настоящим Положением.

2. Глава айыл окмоту избирается депутатами на сессии, соответствующего айылного кенеша на срок его созыва путем тайного голосования.

3. Право на выдвижение кандидатуры на должность главы айыл окмоту имеют депутаты (депутат) айылного кенеша, а также глава государственной администрации района - аким (далее - аким района).

4. Главой айыл окмоту может быть дееспособный гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной, муниципальной службе или стаж работы в государственных учреждениях образования, здравоохранения, или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и хозяйствующих субъектах частной формы собственности не менее 2 лет, владеющий государственным языком.

Не может быть главой айыл окмоту гражданин Кыргызской Республики:

- имеющий судимость за совершение преступления, не погашенную в установленном законодательством порядке до окончания сроков регистрации кандидатов;

- осужденный за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от того, погашена его судимость в установленном законодательством порядке или нет.

4-1. Кандидат на должность главы айыл окмоту для осуществления профессиональной деятельности должен владеть государственным языком на уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения, характеризуемом как уровень "выше среднего" согласно требованиям системы определения уровня владения государственным языком "Кыргызтест", утверждаемой Правительством. Уровень владения языком удостоверяется сертификатом об уровне владения государственным языком.

Сертификат об уровне владения государственным языком выдается уполномоченным государственным органом или учреждением в сфере оценки уровня владения государственным языком по итогам тестирования.

5. Выборы главы айыл окмоту назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее 10 календарных дней со дня первого заседания вновь избранного айылного кенеша.

В случае досрочного освобождения главы айыл окмоту от занимаемой должности Центральная избирательная комиссия назначает выборы главы айыл окмоту не позднее 10 календарных дней со дня образования вакансии.

В случае если глава айыл окмоту, досрочно освобожденный акимом от занимаемой должности за невыполнение или ненадлежащее исполнение законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства, установленное органами прокуратуры, или делегированных государственных полномочий, обратился в суд с заявлением о законности принятого решения, назначение новых выборов приостанавливается до окончательного рассмотрения его заявления судом.

В случае досрочного освобождения главы айыл окмоту от занимаемой должности за 90 календарных дней до окончания срока созыва айылного кенеша выборы главы айыл окмоту Центральной избирательной комиссией не назначаются до первого заседания вновь избранного айылного кенеша.

6. Выборы главы айыл окмоту проводятся территориальной избирательной комиссией в течение 20 календарных дней со дня назначения выборов.

7. Специальные представители Центральной избирательной комиссии в соответствующих территориальных избирательных комиссиях осуществляют координацию подготовки и проведения выборов главы айыл окмоту.

8. Председатель Центральной избирательной комиссии вправе направить в соответствующую территориальную избирательную комиссию члена Центральной избирательной комиссии, для координации и наблюдения за выборами главы айыл окмоту.

II. Порядок регистрации кандидата на должность главы айыл окмоту

9. Для регистрации кандидата на должность главы айыл окмоту депутаты (депутат) айылного кенеша, выдвинувшие кандидата, а также аким района, представивший кандидата на должность главы айыл окмоту, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня выборов представляют в соответствующую территориальную избирательную комиссию следующие документы:

1) письменные решение о выдвижении или представление кандидата на должность главы айыл окмоту;

2) заявление кандидата о согласии баллотироваться;

3) биографические данные кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места жительства;

4) нотариально заверенные копии трудовой книжки и диплома о высшем образовании, подтверждающие наличие у кандидата на должность главы айыл окмоту, соответствующих образования и стажа работы, указанных в пункте 4 главы I настоящего положения;

5) справку об отсутствии судимости у кандидата на должность главы айыл окмоту или решение суда о погашении судимости (за исключением судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений) в установленном законодательством порядке;

6) сертификат об уровне владения государственным языком;

7) заполненное согласие на сбор и обработку персональных данных в установленной форме.

9-1. Кандидат подтверждает достоверность сведений, представляемых в избирательную комиссию, и несет ответственность за предоставление достоверных сведений в целях выдвижения, регистрации либо избрания.

10. Соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение трех календарных дней со дня принятия документов проверяет соответствие кандидата и порядка выдвижения кандидата на должность главы айыл окмоту требованиям настоящего Положения и Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Соответствующая территориальная избирательная комиссия незамедлительно информирует Центральную избирательную комиссию о зарегистрированных кандидатах и незарегистрированных кандидатах.

11. Если территориальная избирательная комиссия обнаружила несоответствия в документах кандидата на должность главы айыл окмоту, которые являются препятствием для регистрации данного кандидата, в течение 24 часов после получения документов избирательная комиссия обязана уведомить депутатов (депутата) айылного кенеша, выдвинувших кандидата, а также акима района, представившего кандидата на должность главы айыл окмоту, о данных несоответствиях.

Депутаты (депутат) айылного кенеша, выдвинувшие кандидата, а также аким района, представивший кандидата на должность главы айыл окмоту, вправе в течение 48 часов с момента получения уведомления внести необходимые изменения и представить исправленные документы в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

12. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы айыл окмоту соответствующая территориальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать депутатам (депутату) айылного кенеша, выдвинувшим кандидата, а также акиму района, представившему кандидата на должность главы айыл окмоту, копию решения территориальной избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

13. Основаниями отказа в регистрации кандидата на должность главы айыл окмоту могут быть:

1) несоблюдение порядка выдвижения предусмотренного Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении";

2) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

3) принадлежность кандидата к гражданству другого государства;

4) непредставление субъектом, выдвинувшим кандидата на должность главы айыл окмоту (депутат, депутаты айылного кенеша, аким района), всех необходимых для регистрации документов, указанных в части 1 статьи 53 Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и пункте 9 главы II настоящего Положения;

5) непредставление в территориальную избирательную комиссию кандидатом на должность главы айыл окмоту сертификата об уровне владения государственным языком.

14. Решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы айыл окмоту может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию или суд.

15. Соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней после регистрации всех кандидатов организует выборы главы айыл окмоту.

16. Кандидат на должность главы айыл окмоту вправе в любое время, но не позднее чем за 2 дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, подав письменное заявление об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В этом случае соответствующая территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата на должность главы айыл окмоту, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

17. Депутаты (депутат) айылного кенеша, выдвинувшие кандидата на должность главы айыл окмоту, аким района, представивший кандидата на должность главы айыл окмоту, в любое время, но не позднее, чем за 2 календарных дня до дня голосования, вправе отозвать кандидата, подав соответствующее письменное заявление в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В этом случае территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая соответствующего кандидата на должность главы айыл окмоту, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

18. Если в установленные сроки не зарегистрирован ни один кандидат либо зарегистрированные кандидаты отказались от участия в выборах, проводятся повторные выборы, которые назначаются и проводятся в соответствии с главой VI настоящего Положения.

В случае если на повторные выборы не зарегистрирован ни один кандидат либо зарегистрированные кандидаты отказались от участия в выборах, проводятся повторные выборы с выдвижением кандидатур депутатами и главой государственной администрации района - акимом.

 

III. Организация выборов

19. Территориальная избирательная комиссия утверждает текст и форму избирательных бюллетеней и списка депутатов соответствующего кенеша, обеспечивает их изготовление и хранение, организует ведение протоколов своих заседаний, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

20. Избирательные бюллетени и список депутатов соответствующего кенеша изготавливаются компьютерным способом на государственном или официальном языках, а также заверяются печатью территориальной избирательной комиссии и подписями председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии.

21. В бюллетень включаются фамилии с именами и отчествами зарегистрированных кандидатов на должность главы айыл окмоту в алфавитном порядке. Последней строкой в бюллетень, включается позиция - "против всех кандидатов".

22. Аппараты айыл окмоту обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в организации выборов путем предоставления помещения, установки кабин для голосования, ящика для голосования и решения других вопросов, связанных с проведением выборов.

23. Ответственность за явку депутатов несет председатель, соответствующего айылного кенеша. Председатель, соответствующего айылного кенеша не позднее 24 часов до времени начала голосования, обязан уведомить депутатов соответствующего айылного кенеша, о месте, дате и времени проведения выборов главы айыл окмоту.

24. Ответственность за обеспечение процедуры голосования несет территориальная избирательная комиссия.

IV. Проведение выборов и порядок голосования

25. Выборы главы айыл окмоту проводятся в помещении для заседания айылного кенеша. Выборы главы айыл окмоту проводятся с 9.00 часов до 12.00 часов или с 15.00 часов до 18.00 часов.

26. Перед голосованием ящик для голосования проверяется, пломбируется и опечатывается печатью территориальной избирательной комиссии за подписью председателя и секретаря комиссии.

27. Каждый депутат голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Каждый депутат может проголосовать только за одного кандидата в главы айыл окмоту или за позицию – "против всех кандидатов". Бюллетень, на котором проставлены отметки более, чем за одного кандидата, признаётся недействительным.

28. За получение избирательного бюллетеня депутат расписывается в списке депутатов айылного кенеша.

V. Порядок установления итогов голосования и определения результатов выборов главы айыл окмоту и их опубликования

29. По истечении времени голосования председатель территориальной избирательной комиссии объявляет о прекращении процедуры голосования и о начале процедуры установления итогов голосования и определения результатов выборов главы айыл окмоту.

30. Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно, исключительно членами территориальной избирательной комиссии и проводится в помещении для голосования без перерыва.

31. Неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются территориальной избирательной комиссией до вскрытия ящика для голосования. Данные о количестве погашенных избирательных бюллетеней вносятся в Протокол об итогах голосования и его увеличенную копию, вывешенную в помещении для голосования.

32. Территориальная избирательная комиссия, производит вскрытие ящика для голосования. На основании бюллетеней, извлеченных из ящика для голосования, устанавливает общее число депутатов, принявших участие в голосовании, число недействительных избирательных бюллетеней, число голосов, поданных "за" каждого кандидата, и число голосов, поданных "против всех кандидатов" на должность главы айыл окмоту. Недействительным является бюллетень, по которому невозможно определить волеизъявление голосовавшего, на котором проставлены отметки более, чем за одного кандидата, на котором отсутствует печать соответствующей территориальной избирательной комиссии и, или подписи членов территориальной избирательной комиссии.

33. Все данные установленные территориальной избирательной комиссией, на основании бюллетеней, извлеченных из ящика для голосования, вносятся в Протокол об итогах голосования и его увеличенную копию, вывешенную в помещении для голосования. Протокол заверяется печатью территориальной избирательной комиссии и подписывается членами территориальной избирательной комиссии не менее большинства от установленного числа членов.

34. После подписания протокола председатель территориальной избирательной комиссии незамедлительно оглашает итоги голосования перед депутатами айылного кенеша и присутствующими лицами.

35. Территориальная избирательная комиссия на основании Протокола об итогах голосования определяет результаты выборов.

Территориальная избирательная комиссия признает выборы главы айыл окмоту состоявшимися, если в них приняло участие большинство от общего числа депутатов айылного кенеша. В противном случае назначаются и проводятся повторные выборы, согласно главе VI настоящего Положения.

Если выборы признаны состоявшимися, территориальная избирательная комиссия считает избранным главой айыл окмоту - кандидата, набравшего большинство голосов (больше половины) от общего числа депутатов соответствующего кенеша.

В случае, если:

- зарегистрированы два кандидата и ни один из них не набрал необходимое количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов;

- зарегистрированы более двух кандидатов и в первом туре один из кандидатов набрал наибольшее количество голосов, а последующие два кандидата набрали равное количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов;

- зарегистрированы более двух кандидатов и в первом туре два кандидата набрали наибольшее равное количество голосов, а другие кандидаты набрали меньше голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее равное количество голосов;

- зарегистрированы более двух кандидатов и не один из них не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов;

Второй тур голосования проводится в порядке, установленном главами III, IV, V настоящего Положения.

В случае, если:

- зарегистрирован один кандидат на должность главы айыл окмоту, который не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы;

- зарегистрированы два кандидата и в первом туре оба кандидата набрали равное количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы;

- зарегистрированы более двух кандидатов и в первом туре все кандидаты набрали равное количество голосов, проводятся повторные выборы;

- за позицию "против всех кандидатов" подано большинство голосов депутатов, чем за кандидатов, проводятся повторные выборы;

В случае возникновения иных ситуаций при определении результатов голосования, не предусмотренных настоящим Положением, проводятся повторные выборы.

Повторные выборы назначаются и проводятся в порядке, установленном главой VI настоящего Положения.

36. Территориальная избирательная комиссия, после определения результатов выборов, составляет Протокол о результатах выборов, который подписывается всеми присутствующим членами территориальной избирательной комиссии в количестве не менее большинства от установленного числа членов.

После подписания протокола председатель территориальной избирательной комиссии незамедлительно оглашает результаты выборов главы айыл окмоту перед депутатами айылного кенеша и присутствующими лицами.

37. Первые экземпляры Протоколов об итогах голосования и результатах выборов вместе со всеми опечатанными избирательными документами (списки депутатов, избирательные бюллетени и др.) направляются в Центральную избирательную комиссию для утверждения и официального опубликования. Вторые экземпляры хранятся в территориальной избирательной комиссии. Заверенные копии направляются, в соответствующий айылный кенеш и акиму района, а также выдаются всем присутствующим в помещении для голосования по их требованию.

38. Территориальная избирательная комиссия публикует в местных средствах массовой информации общую информацию о результатах выборов.

39. Избранному главе айыл окмоту соответствующей территориальной избирательной комиссией выдается удостоверение. Форма и текст удостоверения утверждаются Центральной избирательной комиссией.

40. Обжалование решений, действий или бездействий территориальной избирательной комиссии по определению итогов голосования и результатов выборов, а также обжалование самих итогов голосования и результатов выборов глав айыл окмоту проводится в порядке и сроки, установленные статьей 43 Закона Кыргызской Республики "О выборах депутатов местных кенешей".

VI. Повторные выборы главы айыл окмоту

41. В случаях возникновения оснований, предусмотренных в пунктах 18, 35 настоящего положения, проводятся повторные выборы главы айыл окмоту, с выдвижением новых кандидатур, в порядке, установленном главами II-VI настоящего Положения.

42. Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы, с выдвижением новых кандидатур, в течение трех календарных дней со дня не избрания главы айыл окмоту.

43. Повторные выборы, с выдвижением новых кандидатур, проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее пятнадцати календарных дней со дня назначения повторных выборов.

44. В случае если выборы не состоялись ввиду отсутствия кворума, то есть, в голосовании приняли участие менее большинства от общего числа депутатов айылного кенеша, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы в течение трех календарных дней.

В этом случае повторные выборы проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее пятнадцати календарных дней со дня назначения повторных выборов, по ранее зарегистрированным кандидатам, в соответствии с главами III-V настоящего Положения.

44-1. В случае проведения повторных выборов главы айыл окмоту, кандидатами на выборные должности не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия которых послужили основанием для признания выборов недействительными.

44-2. В случае если решения, действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, избирательных комиссий, кандидатов послужили основанием для признания итогов голосования и (или) результатов выборов недействительными, повторные выборы проводятся среди кандидатов, принявших участие в выборах, за исключением кандидатов, действия которых послужили основанием для признания итогов голосования и результатов выборов недействительными. В случае, если все ранее зарегистрированные кандидаты отказались от участия в выборах главы айыл окмоту, то повторные выборы проводятся с выдвижением новых кандидатур.

(В редакции постановления Центризбиркома КР от  23 июня 2021 года №555)

 

VII. Последствия не избрания главы айыл окмоту

45. В случае если выборы главы айыл окмоту:

- не состоялись два раза ввиду отсутствия кворума, проводятся повторные выборы;

- состоялись два раза, но кандидаты не набрали необходимого количества голосов, проводятся повторные выборы.

В случае если выборы не состоялись ввиду отсутствия кворума, а повторные выборы не состоялись из-за того, что кандидаты не набрали необходимого количества голосов, то Центральная избирательная комиссия вправе назначить повторные выборы главы айыл окмоту.

В случае если выборы не состоялись из-за того, что кандидаты не набрали необходимого количества голосов, а повторные выборы не состоялись ввиду отсутствия кворума, то Центральная избирательная комиссия вправе назначить повторные выборы главы айыл окмоту.

В случае если по итогам повторных выборов глава айыл окмоту не был избран по причинам, указанным выше, Центральная избирательная комиссия направляет Президенту предложение о роспуске местного кенеша и назначении досрочных выборов.

В случае если депутатами соответствующего кенеша глава айыл окмоту не был избран в установленные сроки, Президент по предложению Центральной избирательной комиссии осуществляет роспуск местного кенеша и назначает досрочные выборы в соответствующий местный кенеш.

 

VIII. Вступление в должность избранного главы айыл окмоту

46. Избранный глава айыл окмоту вступает в должность после утверждения и официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов выборов. Дату вступления в должность главы айыл окмоту территориальная избирательная комиссия официальным письмом передает Центральной избирательной комиссии для внесения записи в специальный реестр.

IX. Регулирование вопросов, связанных с вновь открывшимися обстоятельствами и обнаружением фактов избрания главы айыл окмоту в нарушение установленного порядка

47. В случае, если после определения результатов выборов главы айыл окмоту территориальной избирательной комиссией и до вступления в должность у избранного главы айыл окмоту подтвердится наличие фактов об отсутствии у него пассивного избирательного права или избрания его на должность главы айыл окмоту с нарушением установленного порядка Центральная избирательная комиссия отменяет принятые решения и постановления, признает недействительными итоги голосования и результаты выборов, признает выборы несостоявшимися и, в случае необходимости, отменяет регистрацию кандидата на должность главы айыл окмоту.

48. В случае, если после вступления в должность у главы айыл окмоту подтвердятся факты об отсутствии у него пассивного избирательного права или избрания его на должность главы айыл окмоту с нарушением установленного порядка Центральная избирательная комиссия принимает решение и обращается с представлением к главе государственной администрации - акиму района о досрочном освобождении его от занимаемой должности не позднее одного месяца со дня установления указанных фактов, обстоятельств и оснований.

 

X. Порядок исчислений, предусмотренных настоящим Положением

49. Для избрания главы айыл окмоту и признания выборов состоявшимися или нет, настоящим Положением определено необходимое число депутатов по отношению к установленному числу (общему числу) депутатов соответствующего айылного кенеша.

50. Для айылных кенешей с установленным числом (общим числом) депутатов -11:

- две трети от установленного числа (общего числа) депутатов, составляет - 8;

- большинство (больше половины) от общего числа депутатов, составляет - 6;

51. Для айылных кенешей с установленным числом (общим числом) депутатов - 21:

- две трети от установленного числа (общего числа) депутатов, составляет - 14;

- большинство (больше половины) от общего числа депутатов, составляет - 11;

52. Для айылных кенешей с установленным числом (общим числом) депутатов - 31:

- две трети от установленного числа (общего числа) депутатов, составляет - 21;

- большинство (больше половины) от общего числа депутатов, составляет -16.