Положение о порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии при проведении выборов депутатов местных кенешей
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии при проведении выборов депутатов местных кенешей
(В редакции постановлений ЦИК КР от 22 января 2020 года № 10, 12 марта 2020 года № 75, 8 февраля 2022 года №9)
Настоящее Положение регулирует порядок открытия, ведения специальных счетов кандидатов, политических партий, учета и отчетности по средствам избирательных фондов кандидатов, политических партий при проведении выборов депутатов местных кенешей.
1. Общие положения
1.1. Граждане с момента самовыдвижения в айылные кенеши, лично либо через уполномоченного представителя, политические партии с момента выдвижения кандидатов в айылные кенеши до представления документов для регистрации через уполномоченного представителя создают избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.
Политическая партия, выдвинувшая список кандидатов в городской кенеш, для финансирования своей избирательной кампании создает избирательный фонд в течение 5 календарных дней после регистрации избирательной комиссией уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам.
Кандидаты, выдвинутые политическими партиями, в айылные кенеши, кандидаты, выдвинутые политической партией в городские кенеши, не вправе создавать собственные избирательные фонды.
1.2. При выборах депутатов местных кенешей все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банковском учреждении. Данный счет открывается кандидатом, политической партией, с разрешения соответствующей территориальной избирательной комиссии.
1.3. В случае регистрации кандидата или списка кандидатов кандидаты, политические партии, выдвинувшие кандидатов, а также политические партии, выдвинувшие список кандидатов, продолжают ведение открытых счетов собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации. В случае официального отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов средства, поступившие в избирательный фонд, возвращаются организациям и лицам, осуществившим пожертвования и перечисления.
1.4. Избирательный фонд кандидата, политической партии может создаваться за счет следующих средств:
1) собственных средства кандидата, политической партии;
2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, за исключением лиц, перечисленных в разделе 3 настоящего Положения.
1.5. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам, политическим партиям и их уполномоченным представителям.
1.6. Перечень банковских учреждений, для открытия, ведения специальных счетов кандидатов, политических партий, учета и отчетности по средствам избирательных фондов кандидатов, политических партий при проведении выборов депутатов местных кенешей устанавливаются Центральной избирательной комиссией по согласованию с банковскими учреждениями.
1.7. Все денежные средства зачисляются на счет избирательного фонда в национальной валюте. Перечисление в иностранной валюте запрещается. Проценты по данным счетам не начисляются и не выплачиваются.
1.8. Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании.
1.9. Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, политических партий осуществляется избирательными комиссиями.
2. Создание избирательных фондов
2.1. Политическая партия, выдвинувшая список кандидатов в депутаты в городской кенеш, для финансирования своей избирательной кампании создает избирательный фонд в течение 5 календарных дней после регистрации избирательной комиссией уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам.
Кандидаты с момента самовыдвижения в местные кенеши, лично либо через уполномоченного представителя по финансовым вопросам, политические партии с момента выдвижения кандидатов в айылные кенеши до представления документов для регистрации через уполномоченного представителя создают избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.
В случае регистрации кандидата или списка кандидатов кандидаты, политические партии, выдвинувшие кандидатов, а также политические партии, выдвинувшие список кандидатов, продолжают ведение открытых счетов избирательных фондов для финансирования избирательной кампании.
2.2. Денежные средства, поступающие в избирательные фонды кандидатов, политических партий исчисляются от расчетного показателя, установленного законом Кыргызской Республики на день назначения выборов. Денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательные фонды не подлежат и возвращаются гражданам и организациям.
2.3. В случае снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва своих кандидатов политической партией, отзыва списка кандидатов политической партией или отмены (аннулирования) регистрации кандидата, списка кандидатов поступившие в избирательный фонд денежные средства подлежат безотлагательному возврату внесшим их гражданам и организациям.
2.4. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:
1) При выборах депутатов в Бишкекский, Ошский городские кенеши за счет следующих денежных средств:
- собственные средства кандидата, включенного в список кандидатов, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 1000 раз (100 000 сомов);
- собственные средства политической партии, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5000 раз (500 000 сомов);
- пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 1000 раз (100 000 сомов);
- пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 3000 раз (300 000 сомов).
Предельная сумма расходов политической партии за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 150000 раз (15 000 000 сомов).
2) При выборах депутатов в городские кенеши (за исключением городов Бишкек и Ош) за счет следующих денежных средств:
- собственные средства кандидата, включенного в список кандидатов, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 500 раз (50 000 сомов);
- собственные средства политической партии, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5000 раз (500 000 сомов);
- пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 1000 раз (100 000 сомов);
- пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 2000 раз (200 000 сомов).
Предельная сумма расходов политической партии за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 50000 раз (5 000 000 сомов).
3) При выборах депутатов в айылные кенеши за счет следующих денежных средств:
- собственные средства кандидата, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 500 раз (50 000 сомов);
- средства, выделенные политической партией, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 1000 раз (100 000 сомов);
- пожертвования физических лиц, размер каждого из них не может превышать расчетный показатель более чем в 500 раз (50 000 сомов);
- пожертвования юридических лиц, размер каждого из них не может превышать расчетный показатель более чем в 500 раз (50 000 сомов).
Предельная сумма расходов кандидата, в том числе кандидата от политической партии, за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 5000 раз (500 000 сомов).
2.5. Добровольным пожертвованием признается безвозмездное внесение собственных денежных средств на специальный счет избирательного фонда кандидата, политической партии.
2.6. В случае проведения переголосования (повторного голосования) общая предельная сумма всех расходов кандидата, политической партии, за счет средств избирательного фонда может быть увеличена в полтора раза.
3. Запреты на пожертвования в избирательные фонды
3.1. Не допускаются добровольные пожертвования в избирательный фонд:
- иностранных государств, иностранных государственных органов, учреждений и предприятий, других иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств, иностранных граждан, международных организаций, зарегистрированных в Кыргызской Республике юридических лиц, участниками которых являются иностранные граждане и юридические лица;
- лиц без гражданства;
- органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- государственных и муниципальных учреждений и предприятий;
- юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в уставном капитале, а также пользующихся льготами по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;
- воинских частей, военных учреждений и организаций;
- правоохранительных органов, судов;
- организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;
- религиозных организаций;
- анонимные пожертвования.
Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные, а также если им указаны недостоверные сведения о себе.
3.2. Запрещается внесение в избирательный фонд денежных средств юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеющих задолженность перед бюджетом или Социальным фондом Кыргызской Республики. Кандидат, политическая партия не несет ответственности в случае перечисления указанными юридическими и физическими лицами денежных средств в избирательный фонд. В случае если в избирательный фонд кандидата, политической партии поступили денежные средства от вышеуказанных физических и юридических лиц, по решению суда банковское учреждение обязано перечислить эти средства в специальный фонд Центральной избирательной комиссии, который, в свою очередь, перечисляет данные средства в государственный бюджет или Социальный фонд Кыргызской Республики.
4. Порядок открытия и закрытия специальных счетов
4.1. Для формирования избирательного фонда кандидат, политическая партия обращаются в соответствующую территориальную избирательную комиссию с заявлением по Форме № 1 об оформлении документов на открытие специального счета.
4.2. После получения от соответствующей территориальной избирательной комиссии письменного разрешения на открытие специального счета по Форме № 2, кандидаты в айылные кенеши, политическая партия, выдвинувшая кандидатов в айылные кенеши, либо выдвинувшая список кандидатов в городской кенеш, обращаются в банковское учреждение для открытия специального счета избирательного фонда.
4.3. Открытие специального счета осуществляется банковским учреждением после предоставления документов, требуемых банковским учреждением, и следующих документов, предоставляемых соответствующей избирательной комиссией:
1) письменного разрешения соответствующей территориальной избирательной комиссии по форме № 2
2) копии решения соответствующей территориальной избирательной комиссии о регистрации уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения);
3) копии регистрационного свидетельства уполномоченного представителя по финансовым вопросам (в случае его назначения)
4.4. Кандидат, политическая партия в трехдневный срок, со дня открытия специального счета, обязаны письменно сообщить в территориальную избирательную комиссию реквизиты специального счета своего избирательного фонда, по форме № 3.
4.5. Кандидат, политическая партия имеет право открыть только один специальный счет для формирования своего избирательного фонда. При этом политическая партия, выдвинувшая кандидатов в айылные кенеши, должна соблюдать требования к предельным суммам поступлений и расходов, установленным для каждого кандидата в айылные кенеши.
4.6. Все условия обслуживания счета должны быть отражены в договоре на обслуживание банковского счета.
4.7. Специальный счет избирательного фонда закрывается банковским учреждением по решению Центральной избирательной комиссии после представления кандидатом, политической партией итогового финансового отчета в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
5. Перечисление денежных средств в избирательные фонды
5.1. Собственные средства кандидата, политической партии и добровольные пожертвования граждан и юридических лиц, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банковском учреждении. Денежные средства, поступающие в избирательные фонды, принимаются в национальной валюте. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.
5.2. Добровольные пожертвования, в соответствующий избирательный фонд, поступившие от физических лиц, принимаются банковским учреждением только по предъявлению паспорта гражданина Кыргызской Республики. В платежных документах указывается фамилия, имя и отчество жертвователя, дата рождения, адрес места жительства (регистрации), серия и номер паспорта гражданина, которые сверяются банковским работником с данными паспорта. В квитанциях на взнос денег наличными полные данные жертвователя указываются в графе "назначение платежа". При перечислении указанных средств из банка, получившего денежные средства в банк, в котором находится избирательный фонд, данные о жертвователе в платежном поручении, должны быть указаны полностью. При этом, в платежном поручении, квитанции в обязательном порядке указывается код платежа, в соответствии с государственным классификатором платежного оборота (ГКПО)
5.3. Добровольные пожертвования в избирательный фонд, поступившие от юридических лиц, принимаются банковским учреждением только по предъявлении справок об отсутствии задолженности перед бюджетом из соответствующей налоговой инспекции и отделения Социального фонда Кыргызской Республики. В платежных документах юридических лиц в графе «назначение платежа» должны содержаться следующие сведения код платежа, в соответствии с ГКПО, идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, адрес местонахождения.
6. Учет и расходование средств избирательных фондов
6.1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании. Средства избирательных фондов могут использоваться только на:
1) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на предвыборную агитацию;
2) оплату избирательного залога в размере, установленном настоящим Законом;
3) оплату за выполнение работ, оказание услуг, непосредственно связанных с проведением выборной кампании, в частности, за:
а) услуги информационного и консультативного характера;
б) выпуск и распространение агитационных материалов;
в) аренду помещений, оборудования;
г) покрытие транспортных и командировочных расходов;
д) услуги связи;
е) приобретение канцелярских товаров, оборудования;
ж) публикацию объявлений и выступлений кандидата в средствах массовой информации;
з) проведение предвыборных собраний, встреч с избирателями;
и) поставку товаров.
Кандидатам, политическим партиям, а также их уполномоченным представителям по финансовым вопросам при проведении расходных операций со специального счета в обязательном порядке необходимо указывать в платежном документе:
- Ф.И.О. физического/наименование юридического лица (получателя средств);
- Реквизиты получателя средств (ИНН/ПИН);
- Код платежа, в соответствии с ГКПО;
- назначение платежа.
6.2. Кандидат, политическая партия имеет право использовать только те пожертвования граждан и юридических лиц, которые в установленном порядке перечислены жертвователями до дня голосования. Запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ, услуг, ведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в избирательный фонд.
6.3. Кандидат, политическая партия вправе знакомиться с информацией об источниках и размерах поступлений денежных средств на специальный счет своего избирательного фонда в банковским учреждением. Кандидат, политическая партия обязана вести учет поступления и расходования средств по специальному счету своего избирательного фонда.
6.4. Банковские учреждения обязаны еженедельно, а по требованию Центральной избирательной комиссии - в течение 24 часов, представлять в Центральную избирательную комиссию информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете кандидата, политической партии.
Указанные сведения предоставляются в электронном формате через систему межведомственного электронного взаимодействия и/или на бумажном носителе с подписью (в том числе электронной) руководителя и печатью банковского учреждения. Положение о предоставлении этих сведений включается в договор на обслуживание банковского счета.
Для банковских учреждений, обслуживающих специальные счета избирательного фонда кандидата, политической партии, день, предшествующий дню голосования, является рабочим днем.
6.5 (Утратил силу в соответствии с постановлением ЦИК КР от 8 февраля 2022 года №9)
6.6. Порядок налогообложения средств избирательного фонда, добровольных пожертвований и перечислений в указанный фонд, а также расходов из указанного фонда устанавливается законами Кыргызской Республики.
7. Расчеты кандидатов политических партий с гражданами и юридическими лицами
7.1. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по выборам, а связанные с избирательной кампанией политических партий - только уполномоченным представителем политической партии. Договоры и соглашения по оплате из специальных счетов кандидата, политических партий не могут заключаться позднее дня, предшествующего дню голосования. Все финансовые операции, в том числе расчеты с физическими и юридическими лицами по специальным счетам, прекращаются в 18 часов дня, предшествующего дню голосования. Расчеты между кандидатом, политической партией и юридическими лицами за выполнение определенных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
7.2. Платные работы и услуги, выполняемые гражданами и юридическими лицами должны оформляться в письменной форме (договор, счет-фактура, накладные, акт приема-передачи и др.). Договора должны содержать реквизиты сторон, сведения об объеме поручаемой работы, ее стоимость, расценок по видам работ (калькуляция, смета), порядок оплаты, сроки выполнения работ, ответственность сторон и другие условия. Договоры о привлечении граждан к выполнению работ и оказанию услуг могут быть заключены только с совершеннолетними гражданами Кыргызской Республики. Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами их приемки или накладными документами на отпущенную продукцию, подписанными заказчиком (лично кандидатом, либо уполномоченным представителем по выборам кандидата, политической партии) и исполнителем.
7.3. (Утратил силу в соответствии с постановлением ЦИК КР от 8 февраля 2022 года №9)
7.4. Запрещается предоставление, изготовление агитационных печатных материалов без предварительной оплаты из средств избирательного фонда.
7.5. Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименование и адрес организации (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства лица), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации, индивидуального предпринимателя), заказавшего изготовление агитационных материалов, информацию о тираже и дате их выпуска, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, а также фамилию, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ.
Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.
7.6. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку только через избирательные фонды. Осуществление материальной поддержки предвыборной деятельности путем предоставления материальных ценностей во временное пользование возможно только при условии заключения соответствующих договоров и оплаты за счет средств избирательного фонда.
7.7. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно сниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами работ, услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами, а также физическими лицами.
8. Избирательный залог
8.1. Кандидат, политическая партия, выдвинувшая список кандидатов в депутаты в городской кенеш, до регистрации и после проверки представленных документов из средств своих избирательных фондов вносит на депозитный счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог.
Избирательный залог устанавливается в следующем размере:
1) в Бишкекский и Ошский городские кенеши - в пятисоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя (50 000 сомов);
2) в городские кенеши (за исключением городов Бишкек и Ош) - в двухсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя (20 000 сомов);
3) в айылные кенеши - в десятикратном размере установленного законодательством расчетного показателя (1000 сомов).
8.2. Кандидат, политическая партия вносит избирательный залог на депозитный счет Центральной избирательной комиссии.
8.3. Избирательный залог возвращается кандидатам в депутаты, политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов в депутаты:
1) получившим не менее 15 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии представления не позднее 10 календарных дней со дня официального опубликования результатов выборов в соответствующую избирательную комиссию финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда;
2) если соответствующей избирательной комиссией принято решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов;
3) отказавшимся от дальнейшего участия в выборах до утверждения текста и формы избирательного бюллетеня.
8.4. Оставшаяся сумма залога подлежит зачету в республиканский бюджет
9. Отчетность
9.1. Кандидаты, политические партии обязаны представить в соответствующую территориальную избирательную комиссию отчеты о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также всех произведенных затратах. Финансовый отчет представляется на бумажном носителе, в электронной версии (сканированная копия с подписью и печатью) и в формате EXCEL на электронном носителе по установленной Центральной избирательной комиссией форме в следующем порядке:
1) Первый финансовый отчет - не позднее, чем за 10 дней до дня голосования.
2) Второй итоговый финансовый отчет (сводные сведения) - не позднее, чем через 10 дней после дня голосования.
Сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 3 дня.
К итоговому финансовому отчету прилагаются оригиналы всех первичных финансовых документов (счета-фактуры, договора, накладные, акты приема-передачи, банковские выписки и т.д.) на бумажном носителе, подтверждающие поступление денежных средств на специальный счет и расходование этих средств.
9.2. Первичные финансовые документы в итоговом финансовом отчете должны быть подобраны в хронологической последовательности, по мере отражения финансовых операций на специальных счетах. При этом за основу принимается банковская выписка со специального счета избирательного фонда, к которой прилагаются необходимые документы, послужившие основанием для зачисления, либо списания денежных средств со счета.
9.3. Итоговый финансовый отчет должен быть представлен в сброшюрованном виде, и иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения. При возникновении вопросов по запросу Центральной избирательной комиссии, или соответствующей территориальной избирательной комиссии, кандидат лично (в случае отсутствия уполномоченного представителя по финансовым вопросам), уполномоченные представители кандидатов, политических партий по финансовым вопросам, представляют пояснительную записку к итоговому финансовому отчету.
9.4. Финансовый отчет (первый, второй итоговый) кандидата подписывается лично кандидатом и уполномоченным представителем по финансовым вопросам (при наличии). Финансовый отчет (первый, второй итоговый) политической партии подписывается руководителем политической партии или руководителем регионального (территориального) отделения политической партии, выдвинувшей кандидата или список кандидатов и уполномоченным представителем по финансовым вопросам и заверяется печатью политической партии. Представление итоговых финансовых отчетов в территориальную избирательную комиссию оформляется актами приема. До сдачи итогового финансового отчета все оставшиеся денежные средства должны быть возвращены жертвователям.
9.5. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, возвращаются кандидату, политической партии, либо жертвователям после дня голосования.
9.6. Обязанность сдачи финансового отчета кандидата возлагается на него лично, либо на уполномоченного представителя по финансовым вопросам, политической партии - на уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
9.7. Центральная избирательная комиссия в обязательном порядке размещает на своем официальном сайте информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, финансовые отчеты кандидатов, политических партий о финансировании избирательных кампаний, информацию о сумме поступивших и возвращенных средств избирательных залогов и сумме, перечисленной в государственный бюджет, с учетом законодательства о персональных данных и банковской тайне.
10. Ответственность за нарушения финансовой дисциплины
10.1. Ответственность за нарушение порядка формирования и использования средств избирательного фонда, несвоевременное представление отчетности по установленным настоящим Положением формам и недостоверность данных, содержащихся в финансовых отчетах несет кандидат, уполномоченный представитель кандидата, политической партии по финансовым вопросам.
10.2. В случае использования кандидатом, политической партией на выборах депутатов местных кенешей при финансировании своей избирательной кампании помимо средств избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 0,5 процента от общей суммы денежных средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, политической партии, либо превышения кандидатом, политической партией расходов из средств своего избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, политической партии территориальная избирательная комиссия вправе отменить регистрацию кандидата, списка кандидатов.
10.3. В целях установления факта нарушения, избирательные комиссии вправе обратиться за содействием в органы государственной власти, правоохранительные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия.
11. Контроль за расходованием средств, выделенных на проведение выборов, за средствами избирательных фондов кандидатов, политических партий.
11.1. Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, политических партий осуществляется избирательными комиссиями.
11.2. Для контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, для проверки финансовых отчетов кандидатов, политических партий создается контрольно-ревизионная группа. Порядок организации и деятельности контрольно-ревизионной группы определяется отдельным Положением Центральной избирательной комиссии.